скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Стратегическое развитие МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы

Управляющая программа гимназии №45

1.Анализ управленческой ситуации

Система внутришкольного управления гимназии №45 характеризуется наличием признаков переходного периода. При характеристике видов управления можно отметить смешение опережающего управления с целевым (по результатам), а то и реактивным. Явлениями опережающего управления является прогноз деятельности в виде модели выпускника, концепция, стратегический план развития. Осуществляется попытка прогнозирования возможного влияния на воспитательную систему проведение общешкольной игры. Формой опережающего управления стало создание программ экспериментальной работы по отдельным направлениям (программы «Индивидуальный учебный блок», «Внедрение элементов новой технологии литературного образования», др.). Но такое перспективное управление не стало системным. Часты в управленческой деятельности явления, свойственные реактивному управлению: слабое материально-техническое обеспечение не позволяет в полной мере прогнозировать развитие материальной базы школы. Управление РОНО, других органов управления образованием носит бессистемный характер, порой сбивая школу с ритма, внося элемент беспорядка в управленческую деятельность.

Сходная картина переходного состояния наблюдается при характеристике участника управления. С одной стороны, прослеживается движение в сторону само и соуправления. Если исходить из предложенных оценок В. Ланрамова, А. Лоренсова, то можно с уверенностью утверждать, что в гимназии сложились и успешно функционируют 2 субъекта управления инновационными процессами: головная команда (на высшем команды разработчиков и уровне внутришкольного управления) реализаторов («функцио- нальные команды»)

Оба субъекта – органы общественного, неформального управления, хотя в головную команду входит большинство официальных руководителей во главе с директором, но кроме того, входит председатель Совета школы, часть учителей. Состав «функциональных команд» очень различен. Некоторые имеют сложившийся состав, растущий за счет новых коллег как правило, это творческие группы учителей, работающие над одной или несколькими, но близкими проблемами. Например, творческие группы педагогов занковцев, группа учителей немецкого языка, работающая над проблемой обучения немецкому языку как второму, группа учителей литературы, использующая принцип технологии литературного образования проф. Тюпы, другие. Объединяет такие группы разработка и реализация опытно-экспериментальных программ и тесная связь с головной командой. Другой формой «функциональной команды» является инициативная группа чаще всего ее костяк создается администрацией, но затем состав пополняется по ходу деятельности. Такие инициативные группы уже много лет занимаются подготовкой педсоветов. Они же создаются для подготовки и проведения общешкольной игры, по каждому ее туру своя инициативная группа, в состав которой входят учащиеся – члены ученического совета.

Оба субъекта неформального управления не подменяют администрацию, а соучаствуют в управлении, но любое решение вступает в силу с согласия директора.

Но деятельность данных субъектов не свидетельствует о том, что вся система управления перешла в режим само и соуправления. Анализ управленческой ситуации свидетельствует, что часть педагогов, а также значительная часть учащихся выпадают из участия в управленческой деятельности. Режим самоуправления предполагает самосознание участниками образовательного процесса своего участия в иннонной деятельности школы, исходя из основных концептуальных положений. Исследования, проведенные проф. БГПУ О.М. Краснорядцевой показали, что концепция развития гимназии еще не стала основой педагогической деятельности значительной части учителей.

Анализируя управленческую ситуацию необходимо отметить меняющуюся структуру управления. Развитие кафедральной системы, деятельность научно-методического совета под руководством зам.директора по НМР, Совета гимназии, ученического совета с постоянно изменяющимся содержанием в сторону само и соуправления на основе анализа своей деятельности, все это делает возможным перестройку управленческой системы на основе требований современного этапа развития гимназии.

Обобщая характеристику управленческой ситуации можно сделать вывод о том, что наблюдается процесс перехода к управлению опережающему, к управлению, в основе которого лежит самоуправление и соуправление. Данный процесс характеризуется некоторой эклектикой, прорывом в одних направлениях, отставанием в других.

П. Основные концептуальные идеи

1. Управляющая программа направлена на создание такой системы управления, которая позволила бы осуществить основные цели и направления концепции и стратегического плана развития. Уже сами программные цели направлены на иной подход к управлению: для того, чтобы создать условия для саморазвития, самоопределения, самореализации ученика и для саморазвития, раскрытия творческого потенциала учителя, необходимо перевести управление на горизонтальную систему, разработать вопрос о соотношении централизации и децентрализации. Как итог, перевод управления в режим само и соуправления. П.И. Третьяков в работе «Управление школой по результатам (М.1997, с.85) представляет данный подход в сравнении:

традиционное                   рефлексивное

процессное управление     управление

Функции анализ         Функции самоанализ

информации                      информации

целеполагание             самоцелеполагание

планирование              самопланирование

организация                  самоорганизация

контроль (оценка)           самоконтроль

регулирование            саморегулирование

Результат                             Результат

Развитие зависит от глубины Глубокая мотивация мотивации. Осознание целого                                                всеми участниками

процесса только руководителям         процесса смысла саморазвития.

2. Для перехода в режим самоуправления и соуправления необходимо в основу положить такую концептуальную идею как МПЦУ (мотивационной программно-целевой подход). Сущность его состоит, во – 1х, в изучении мотивации всех участников образовательного процесса, а для создания конкретной управляющей программы участников управленческого процесса, во – 2х, в учете мотивов, в управлении мотивационной сферой с целью перевода ее на высшие потребности. С другой стороны, данный подход предполагает выделение в программе генеральной цели и на основе ее простраивание «дерева целей», как бы опускаясь от генеральной цели по ступеням к задачам психологической и технологической готовности к деятельности в новых условиях. Создание под каждую задачу «исполняющей программы» делает ее реализуемой.

3. Основой управляющей программы является идея опережающего управления. Режим развития предполагает сосуществование на разных стадиях инновационных явлений, затрагивающих все сферы образовательного процесса. Любая инновационная деятельность, будучи экспериментальной, по сути, предполагает выдвижение гипотезы, возможности ее проверки, коррекции, т.е. носит опережающий характер. Опережающее управление меняет содержание функций управления, на первый план выходят такие функции, как:

1)   информационно-аналитическая,

2)   мотивационно-целевая,

3)   планово-прогностическая,

4)   организационно-исполнительская,

5)   контрольно-диагностическая,

6)   регулятивно-коррекционная.

4.Одним из наиболее важных моментов является вписанность программы в рамки имеющихся больших систем. Управляющая программа может быть представлена следующим образом:

Ш. Основные цели, задачи управляющей программы, условия их реализации

Мотивационное програмно-целевое управление предъявляет к процессу выделения основных целей программы такие требования: 1) соответствие сформулированных общих целей ценностным ориентирам членов школьного коллектива; 2) создание условий тесных ценностно-ориентированных связей руководителей с коллективом; 3) возможность творческого состязания в достижении цели. Ценностные ориентиры, определенные в концепции и стратегическом плане развития: 1) личность, способная к самоопределению,

самореализации, саморазвитию; 2) нормы общей и профессиональной мировой культуры. Заявленные ценностные ориентиры с коррекцией на специфическую управленческую деятельность не могут не стать основой при определении целей и задач управляющей программы.

1. Создание диагностической системы по отслеживанию изменений в мотивационной сфере предполагает:

а) выделение показателей, которые лягут в основу диагностики;

б) выделение направлений диагностики, таких как ориентация на позитивное восприятие личности ученика, как стремление изучать, использовать в  педагогической деятельности личностно-ориентированные технологии и методики, как рефлексивный характер педагогической деятельности и управленческой деятельности, как мотивация деятельности как таковой;

в) выработку рекомендаций по каждому из направлений с выделением групп  педагогов.

2. Разработка программы с различными группами педагогов на основе диагностики предполагает:

а) выделение групп по степени психологической готовности;

 по мотивам деятельности на основе двух диагностик;

 мотивационной и технологической, в совокупности дающих единую диагностику педагогического профессионализма;

б) на основе рекомендаций выработка форм и методов работы с каждой группой;

в) выделение критериев оценки результативности работы с отдельными группами;

г) определение мест «демонстрации успеха» для каждой из групп, системы стимулирования педагогов.

3. Создание условий для формирования детской общественной организации предполагает:

а) создание системы информированности педагогов об инновациях во внеурочной воспитательной системе (Щуркова Н.Г., Москва):

б) выделение показателей деятельности классных руководителей по созданию и развитию классных общественных организаций, по участию в общешкольных делах, создание системы стимулирования классных руководителей;

в) психологические тренинги и методические семинары классных руководителей на основе рекомендаций по итогам диагностики;

г) развитие системы детского само и соуправления на базе общешкольной игры;

д) обучение учащихся «искусству управления» через имеющиеся внешкольные структуры;

е) создание школьной структуры типа клубной системы по интересам с выходом на классные коллективы и с подготовкой юных управленцев внутри этой системы.

4. Создание системы повышения квалификации кадров участников управленческого процесса в гимназии предполагает:

а) диагностику управленцев по определению уровня психологической и технологической готовности действовать в новой управленческой ситуации;

б) выделение на основе диагностики форм и мест повышения квалификации;

в) психологические тренинги, направленные на формирование черт демократического стиля управления;

г) составление органиграммы на основе новых функций управления;

д) создание системы стимулирования участников управленческого процесса.

Какие условия имеются, какие предстоит создавать для реализации целей и задач управляющей программы?

Наличные условия Условия, которые необходимо создавать для реализации программы.

1) Имеется диагностика, определяющая степень включенности в решение задач, поставленных в стратегическом плане развития школы (например, диагностика профессионально-педагогической установки учителей)

2) Созданы условия для обеспечения технологической готовности педагогов с определением мест повышения квалификации и мест «демонстрации успеха».

3) Созданы условия для широкого вовлечения учащихся в систему внутришкольного управления через

а) общешкольную игру;

б) применение частью педагогов личностно-ориентированных технологий обучения;

в) участие в НОУ.

1) Создавать адекватную систему стимулирования, т.к. переход в режим само и соуправления предполагает расширение делегирования полномочий. Такая система должна строиться с учетом мотивации участников управленческого процесса.

2) Выявить уровень профессиональной компетентности управленцев, их способность действовать в условиях соуправления. Создавать условия для самореализации управленческих способностей участников внутришкольного управления

3) Создать материальные условия, которые позволяли бы осуществлять разрабатываемые управленческие проекты.

 

Отдельная группа условий связана с выработкой показателей результативности, критерии оценки результатов управляющей программы. То есть речь идет о мониторинге, позволяющем отследить, оценить, скорректировать деятельность в рамках управляющей программы. За основу можно взять группы показателей управленческой деятельности, предложенные М. Поташником и А. Моисеевым.

Первая группа: результаты управления определяются по конечным результатам деятельности школы: уровню образованности, воспитанности, развитости ее выпускников.

Вторая группа: результаты управления оцениваются по изменениям в педагогическом коллективе, в учителе.

Третья группа: результаты управления (качество и эффективность) по показателям самого управления.

Каждая группа показателей представляет целую систему, так уровень образованности отслеживается по результатам успеваемости, качества знаний, результатам выпускных экзаменов, количеству медалистов, % поступления в вузы, ссузы. Уровень воспитанности определяется уровнем дисциплинированности (количество учащихся, стоящих на учете в ИДН, на внутришкольном учете, заслуженных на КДН, % посещаемости), уровнем нравственной и правовой культуры, др. параметрами, представленными в модули выпускника. Уровень развитости определяется через участие в предметных олимпиадах различного уровня, в конкурсах внутри и вне школы, в конференциях школьных, городских, типа «Шаг в будущее», в международных программах.

Изменения в педагогическом коллективе измеряются такими параметрами как состояние морально-психического климата, включенность педагогов в инновационную деятельность, мотивация пед. деятельности, диагностика профессионализма, количество педагогов, имеющих категории, участие педагогов в конкурсах, проектах, программах, повышение квалификации педагогов и т.д.

Качество и эффективность управления можно отследить на основе таких параметров как влияние управленческой системы на мотивацию педагогов, учащихся, оптимальность управленческих решений, уровень психологической комфортности для участников образовательного процесса, состояние физического и психического здоровья участников образовательного процесса, результаты аттестации управленческих кадров, др.

Данные группы показателей недостаточны, так как не позволяют определить, носит ли управление опережающий характер, является ли оно по сути рефлексивным. Поэтому разработка параметров отслеживания данных показателей является необходимым условием, которое предстоит создавать для реализации управляющей программы.


1У. Механизмы обеспечения управляющей программы

1. Механизмы мотивационного плана: - личный паспорт участия в опытно экспериментальной деятельности и самоанализ - отчет на его основе об участии в данной деятельности;

-    необходимость создания варианта такого же механизма по воспитательной деятельности классного руководителя;

-    научно-практические конференции педагогов и учащихся, возможность публикаций по результатам педагогической деятельности;

-    положение о стимулировании учителей;

-    подход к аттестации как форме поощрения творчески работающих педагогов и управленцев;

-    система стимулирования учащихся: представление на именные стипендии, стипендии отличника учебы, дипломы классам-победителям школьной игры, школьная доска почета и т.п.;

-    система «дней открытых дверей» для родителей.

2. Механизмы организационного плана; - диагностика и работа с группами педагогов по ее результатам, направленная на становление системы самоуправления, на рефлексию педагогов;

- создание органиграммы.

Основные цели и задачи развития гимназии №45 на 2002 – 2007 годы

Анализ деятельности гимназии №45 по реализации намеченных стратегических целей и задач развития позволяет определить дальнейшие перспективы ее развития, сохранив ведущие стратегические ориентиры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.