скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Стратегическое развитие МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы

5. Психологический климат в детских коллективах

Под психологическим климатом понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения.

В 1998-99 году служба поставила задачу определить причины, влияющие на психологический климат в коллективах. Анализ анкет детей, родителей и педагогов школы позволили сделать следующие выводы:

-    Ведущую роль в создании комфортного психологического климата в детском коллективе играет классный руководитель.

-    Общественная активность детей также влияет на психологический комфорт.

-    Успеваемость детей по школьным предметам.

-    Родители учащихся оказывают влияние на психологический климат в классах.

Поэтому мы определили ряд мер, направленных на улучшение психологического климата в детских коллективах, ведь уменьшение конфликтных ситуаций – серьезная практическая проблема, стоящая перед психологами школ и классными руководителями.

Результаты социометрических исследований, регулярно проводимых МПС службой показывают, что в половине классов сложились коллективы с равномерной структурой, где больше половины составляют лидеры и предпочитаемые.

На диаграммах представлены результаты социометрических исследований 1996-97 учебного года и 1999-2000 учебного года в сравнении.

Анализ полученных данных показывает, что в целом психологический климат в классах (4 из 7 в 1996-1997 учебном году и 5 из 9 в 1999-2000 учебном году) достаточно благоприятный, тем не менее, есть классы, требующие внимания психолога и классного руководителя.

О психологическом климате в детских коллективах также можно сделать вывод с помощью анкеты, в которой дети рассказывали какие чувства они испытывают, находясь в группе одноклассников во внеурочное время: (опрошено 270 учеников 5,6,7 классов)

Радость 137 чел.

Спокойствие 90 чел.

Уверенность 110 чел.

Заинтересованность 44

Коллективизация 14

Безразличие 56

Раздражение 12

Страх 8

Отвращение 6

Отношение к школе

Согласно результатам анкетирования детей и родителей у 83% учащихся отмечено позитивное отношение к школе, а безразличное или отрицательное у 17%.


6.   Сфера познавательных интересов

В течение ряда лет психолого-социальная служба проводила исследования, позволяющие определить сферу познавательных интересов учащихся нашей гимназии: Цветовой тест Люшера, позволяющий определить отношение ребят к различным школьным предметам (1995, 1996, 1997, 1998 г.г.), анкета, показывающая эмоциональное состояние детей на различных уроках (1998-1999 учебный год) и характер взаимоотношений между учителем и учениками (1998-1999 учебный год)

Анализ анкеты показал, что существует множество факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей на уроках, на их отношение к (школьным) предметам: 1) сам учебный предмет (у каждого ученика разные способности, например к математике);

2)   учитель, его личные и профессиональные качества (в анкетах дети ставят на 1-ое место);

3) санитарно-гигиенические условия школы;

4) психологический климат в детском коллективе.

Так как второй фактор (личные и профессиональные качества учителя) выдвинут детьми и преподавателями на 1-ое место, то дети отдают предпочтение тем урокам, где учитель строит урок с учетом индивидуальных особенностей детей, где царит благоприятный психологический климат на уроке. (Лившиц И.В., Флора Н.И., Крымова Л.Н. и другие). Уроки этих учителей положительно оценивает 78% - 84% учеников, вне зависимости от собственных способностей.

Тем не менее, если сделать сравнительный анализ отношений детей к предметам естественно-математического цикла и гуманитарного, получается следующая картина: более благоприятное отношение детей к предметам гуманитарного цикла (среди учеников 3,2,5,6,7,8 классов) может быть вызвано более серьезной подготовкой к урокам естественно-математического цикла.


7. Исследования уровня тревожности учащихся гимназии

Одним из показателей зрелости личности является ее эмоциональная устойчивость. Основным радикалом эмоционально незрелой личности является тревога. Тревогу можно понимать также как проявление дезадаптации.

В 2000-2001 учебном году среди учеников 5,7,8,10-х классов были проведены тесты на тревожность. Анализ уровня личностной тревожности показал, что в целом в данной выборке учащихся положение можно считать удовлетворительным.

Более высокий уровень тревожности свойственен учащимся 5 и 7 классов, затем он резко снижается. Отмечено также, что повышенный уровень тревожности характерен для классов повышенного уровня обучения, что связано, возможно, с высоким уровнем притязаний и соответственно критичным отношением к своим достижениям.

ПЕДАГОГИ

1.   Количественные показатели

Сведения о текучести кадров

Годы (данные на 01.09) Количество учителей Убыло из гимназии Основные причины выбытия
Всего В т.ч. имеющих звания и категории Всего В т.ч. имеющих звания и категории
1996 90 10 64 6 4

2-пенсия

1-смерть

1-переезд в другой город

1- другая школа

1997 85 9 66 6 2

4-пенсия

1-другая школа

1-торговая фирма

1998 84 11 68 2 --

1-сокращение штатов

1-фирма

1999 86 11 74 1 --

1-другая

школа

2000 82 10 76 4 1

1-переезд в район

2-другая школа

1-Ленинский РОВД

2001 78 13 72 4 2

2-пенсия

1-другая школа

1-студентка

Сведения о составе кадров и по возрастным группам и категорийности

Учителя, категории, звания По возрастным группам Расшифровка званий

 

всего

до 30

лет

до 40

лет

до 50

лет

до 60

лет

свыше 60 лет Средний возраст

 

На 01.09.98 г. в т.ч. а) высшей категории,

Из них имеют звания

84

33

12

18

--

--

21

6

1

14

9

2

20

11

2

11

7

3

41

51

--

2-заслуженный учитель РФ

1-Отличник народного просвещения

б) первой категории

из них имеют звания

в) второй категории, из них имеют звания

19

2

16

--

--

5

5

--

8

4

--

1

7

2

2

3

--

--

49

--

35

2-Отличник народного просвещения
г) без категорий 16 13 2 -- -- 1 29

На 01.09.2000 г. в т.ч.

а) высшей категории,

из них имеют звания

82

52

14

11

--

--

21

9

1

16

16

2

16

15

5

18

12

6

44

53

1-Заслуженный учитель РФ

1-Заслуженный работник культуры

12-Отличник народного просвещения

б) первой категории,

из них имеют звания

11

--

1

--

6

--

4

--

3

--

1

--

48

--

в) второй категории,

их них имеют звания

13

--

8

--

4

--

1

--

--

--

--

--

35

--

г) без категорий 6 4 2 -- -- -- 28

На 01.09.2001 г. в т.ч.

а) высшей категории,

из них имеют звания

78

51

13

11

--

--

20

8

--

19

16

2

16

16

6

12

11

5

43,4

50,3

1-Заслуженный учитель РФ

1-Заслуженный работник культуры

11-Отличник народного просвещения

б) первой категории,

из них имеют звания

12

--

--

--

8

--

--

--

3

--

1

--

42

в) второй категории,

из них имеют звания

10

--

7

--

3

--

--

--

--

--

--

--

28
г) без категорий 5 3 2 -- -- -- 27,6

Выводы: а) Для педагогического коллектива гимназии характерна невысокая текучесть кадров, состав сохраняется стабильный, что способствует созданию делового микроклимата.

Данные исследований психологического климата в коллективе (2000 г.)

№№

п/п

Параметры 3 2 1 0 1 2 3 Параметры
1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон общения 0 10 60 20 10 0 0 Преобладает подавленное настроение
2.

Доброжелательность в отношениях,

Взаимные симпатии

40 20 15 20 5 0 0 Конфликтность в отношениях
3. В коллективе существует взаимное расположение 30 40 30 0 0 0 0 Группировки конфликтуют между собой
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 10 60 20 10 0 0 0 Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива 20 30 30 15 5 0 0 Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызываю зависть и злорадство
6. С уважением относятся к мнению друг друга 30 30 20 20 0 0 0 Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как сои собственные 20 40 15 15 10 0 0 Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение 70 20 10 0 0 0 0 В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры
9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители 80 10 10 0 0 0 0 К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно
10. Коллектив активен, полон энергии 20 40 20 20 0 0 0 Коллектив инертен и пассивен
11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива 30 50 10 0 5 5 0 Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать в коллективе 20 30 20 20 10 0 0 Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о себе
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам 15 40 30 10 5 0 0 Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к «слабым»
Итого (в %) 29,6 32,3 22,3 11,5 3,85 0,38 0

б) По возрастному составу коллектив сбалансирован, основу составляют педагоги среднего возраста при наличии значительной группы молодых (18 чел. до 30 лет) и ветеранов педагогического труда (31 чел. свыше 50 лет), что способствует достаточно быстрому профессиональному становлению и росту педагогов. За 3 года выросло число учителей, имеющих категории в % отношении к общему числу педагогов: в 1998 г1 80,9%, в 2001 г1 – 93,6 %. За данный период выросло число педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию: 1998 г. – 38 педагогов, 2001 г. – 51 педагог, из них 24 до 50 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.