скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Психология личности

Таким образом, нормальным в индивидуальной психологии считается гармония между человеком и обществом, а патологией конфликт между ними. Поэтому Адлер считается первым социальным психологом.

5. Субъективность восприятия. По Адлеру поведение людей всегда зависит от того, что они думают о себе и окружающем мире, субъективный мир, созданный человеком, Адлер называл схемой апперцепции. Мотивы людей, в соответствии с которыми они строят свое поведение, Адлер называл фиктивными целями. Пример фиктивных целей: «В загробной жизни безгрешность будет вознаграждена, а порок – наказан» и наоборот: «Жизнь одна, нужно брать от нее все сейчас».

2.2.3  Чувство неполноценности и компенсация

Адлеру принадлежит теория о том, что у каждого человека существует определенная правомерность физического развития, т.е. у каждого человека одни органы слабее других, что делает его восприимчивым к заболеваниям именно этих органов. Например, люди страдающие аллергиями и, следовательно, имеющие ослабленные легкие, страдают частыми бронхитами или инфекциями легких.

Такую недостаточность в развитии какого-либо органа Адлер называл «неполноценностью». Адлер наблюдал, как люди, страдающие физическим недугом, в зрелости пытаются компенсировать свой недостаток. Множество подобных примеров можно встретить в истории (Т. Рузвельт). Таким образом, неполноценность органа, его врожденная слабость как бы стимулируют человека к большим достижениям в жизни. Это не было новым открытием, т.к. широко известно в медицине.

Новым было открытие субъективного чувства неполноценности, компенсируемого в психической сфере. Истоком психической неполноценности Адлер считал психологические и социальные неудачи личности. Чувство неполноценности зарождается в детские годы. В детстве ребенок абсолютно зависим от родителей. Другие члены семьи самостоятельны и это вызывает у ребенка глубокие переживания. Наличие этого раннего чувства неполноценности оправдано и биологически целесообразно – оно заставляет ребенка бороться за превосходство над окружающими, мотивирует его к развитию и самосовершенству.

Комплекс неполноценности.  По Адлеру, комплекс неполноценности берет начало в раннем детстве. В течение очень длительного времени ребенок зависит от родителей, это вызывает у него сильное чувство собственной слабости и неспособности к принятию решений. Это чувство заставляет ребенка бороться за превосходство над окружающими. И эта борьба продолжается всю жизнь. По Адлеру, движущей силой развития личности, является не сексуальный инстинкт, а стремление к превосходству.

У некоторых детей чувство неполноценности становится чрезмерным и может привести к появлению комплекса неполноценности – чувства, доминирующего над всеми остальными чертами личности. Индивидуальная психология предполагает существование трех главных причин комплекса неполноценности.

1. Неполноценность органов. У детей с врожденной физической недостаточностью может развиться чувство психической неполноценности.

2. Чрезмерная забота родителей. Когда родители слишком опекают ребенка, у него в течение длительного времени сохраняются сомнения в собственной самостоятельности, они не уверены в своей способности противостоять жизненным трудностям.

3. Отвержение родителей. Дети, по разным причинам не получившие достаточно ласки родителей, всю жизнь чувствуют себя нежеланными, они не уверены в своей способности быть полезными и любимыми.

В любом случае компенсация комплекса неполноценности является нормой. Преувеличенное стремление здорового стремления преодолевать чувство неполноценности называется гиперкомпенсацией. Иногда гиперкомпенсация приводит к появлению особого чувства – комплекса превосходства. Такие люди выглядят хвастливыми, эгоцентричными, высокомерными и саркастичными.

Стремление к превосходству.

Первоначально Адлер считал, что чувство, которое управляет поведением человека – это агрессивность. Эта модель не объясняла многого, и Адлер пришел к выводу о том, что человек стремиться к власти. Здесь Адлер приравнивал мужское начало к силе, женское – к слабости. Позднее Адлер выдвинул идею, что существует и нормальная форма стремления к превосходству – не только комплекс.

Адлер считал, что стремление к превосходству – это фундаментальный закон человеческой жизни, без которого человек жить не может. Он был убежден, что стремление к превосходству это и есть сама жизнь. Процесс достижения превосходства начинается примерно на пятом году жизни, когда у человека формируется жизненная цель. По Адлеру, стремление к превосходству – это единый мотив, который нельзя разложить на составляющие. Это утверждение основано на следующем фундаменте:

1. В детстве ребенок осознает свою беспомощность и бессильность по сравнению с окружающими.

2. Стремление к превосходству универсально: оно присутствует и в норме и в патологии.

3. Стремление к превосходству может принимать две формы:

а) негативное – выражается в дезадаптивных наклонностях человек добивается превосходства эгоистически, за счет других;

б) позитивное – выражается в конструктивном, адаптивном поведении. Человек сотрудничает с обществом и добивается своих целей в гармонии с ним.

4. Стремление к превосходству связано с энергетическими затратами, поэтому уровень напряжения у индивида не снижается а растет.

5. Стремление к превосходству проявляется не только на уровне отдельных личностей, но и на уровне общества.

2.2.4  Стиль жизни

Важной частью концепции Адлера является понятие «стиль жизни». Это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, уникальное сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в возрасте 4-5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям.

С точки зрения Адлера на протяжении всей жизни человек сталкивается  с тремя глобальными психологическими проблемами: любовь, дружба, работа. Они всегда взаимосвязаны, их решение зависит от индивидуального стиля жизни. Стиль жизни каждого человека сугубо индивидуален, поэтому очень тяжело выделить какую-либо типологию. Тем не менее, Адлер выделил главные типы личности, основываясь на решении трех главных жизненных задач. Схема классификации построена на двух критериях – социальном интересе и степени активности.

 Социальный интерес – чувство собственности и привязанности к людям, оно проявляется в сотрудничестве ради общей выгоды. Социальный интерес – это критерий психического здоровья и зрелости, его противоположность – эгоистический интерес.

Степень активности – синоним терминов «возбуждение» или «уровень энергии» - это определенный энергетический диапазон, в рамках которого оформлено поведение человека. Степень активности может играть конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.

1. Управляющий тип – самоуверенные и напористые люди с очень низким социальным интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они решают  во враждебной, асоциальной манере. Пример – юные правонарушители и наркоманы.

2. Берущий тип – люди-паразиты. Удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес отсутствует.

3. Избегающий тип – люди, не имеющие ни социального интереса, ни достаточной активности для решения своих проблем. Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу.

4. Социально-полезный тип – зрелый человек в системе Адлера. Сочетание сильного социального интереса и высокого уровня активности. Такой человек проявляет заботу о других и заинтересован в сотрудничестве с обществом.

2.2.5  Порядок рождения.

В системе взглядов Адлера важнейшим фактором, влияющим на стиль жизни, является порядок рождения.

Первенец. Положение старшего ребенка идеально до тех пор, пока он единственный ребенок в семье. Родители целиком посвящают себя ребенку, он находится в безмятежности. Рай заканчивается, когда в семье появляется второй ребенок. «У короля отнимают трон» - это огромная травма для ребенка. Он сначала начинает бороться за возвращение утраченной позиции, но это невозможно. Занятые родители обычно отвечают на трудное поведение наказанием. В результате старший ребенок сознательно приучает себя к изоляции, учится выживать в одиночку. Старший ребенок, по Адлеру, консервативен, стремится к власти и лидерству. Поэтому старший ребенок обычно ставится хранителем семейных ценностей и установок.

Единственный ребенок. У него нет необходимости конкурировать с братьями или сестрами, поэтому такие дети часто склонны конкурировать с одним из родителей. Ребенок долго находится «под крылышком» матери и всю жизнь ожидает от общества заботы и снисхождения. Стилем жизни такого ребенка обычно становятся зависимость и эгоцентризм. Важно, что такой ребенок никогда не делил свою позицию ни с кем, у него могут быть сложности общения со сверстниками.

Второй или средний ребенок. Перед его глазами всегда стоит пример старшего брата или сестры, поэтому он вынужден постоянно конкурировать с ними с позиции слабого. Он вынужден постоянно «догонять» старших, поэтому младшие дети обычно быстрее начинают ходить и говорить.

В результате второй ребенок вырастает честолюбивым и соперничающим. Он постоянно старается доказать, сначала в семье, затем в обществе, что он не хуже. Стилем жизни такого человека становится ориентация на достижения.

Последний ребенок.  Положение младшего ребенка уникально по следующим причинам:

1. Он никогда не лишается своего привилегированного положения и всегда остается «малышом» и любимчиком. Его «обслуживают» не только родители но и старшие дети.

2. Младший ребенок, особенно в больших семьях не имеет ничего своего, ему приходится пользоваться чужими игрушками и донашивать чужие вещи.

3. Он вынужден постоянно подчиняться старшим детям, они старшие, им больше разрешено, а он должен «дорасти», поэтому младший испытывает сильное чувство неполноценности и зависимости.

Для младшего ребенка характерна самая сильная мотивация обойти других и добиться своего. В результате часто младшие дети становятся «самыми». Адлер считал, что младшие дети обычно становятся революционерами.

2.3                          Аналитическая психология (Карл Густав Юнг)

2.3.1  Краткий биографический очерк

Карл Юнг родился в 1875 году в Швейцарии. Его детство прошло в Базеле, он был очень замкнутым ребенком, но прекрасно учился. Сын пастора, Юнг читал философскую и религиозную литературу, любил прогулки и природу. В школьные годы Юнг был поглощен мистикой, был уверен, что в нем существуют два разных человека.

Юнг учился в Базельском университете и получил диплом по специальности психиатрия. Он был продолжателем немецко-австрийского направления в психиатрии и учеником Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения».

В 1907 году Юнг познакомился с Фрейдом и произвел на него большое впечатление. Юнг идеально подходил для того, чтобы представлять психоанализ в научном мире – он не был евреем. Фрейд полюбил Юнга и присвоил ему символический титул «наследника и кронпринца». Юнг был избран президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Но в 1913 году Юнг разорвал отношения с Фрейдом. Причины разрыва – и личные и теоретические, но форма разрыва – классический Эдипов комплекс.

В основе психологии Юнга лежат человеческие устремления и духовные потребности. Его теория – это фактически описание внутренней душевной борьбы, которая едва не привела его к сумасшествию.

Будучи увлеченным мистикой Юнг пережил короткий период увлечения идеями нацизма и от этого пятна Юнг пытался отмыться всю жизнь. Юнг много путешествовал и изучал разные культуры Азии, Африки и Америки и распространил полученные знания на свое понимание человека.

Юнг умер в возрасте 86 лет в Куснахте (Швейцария) в доме, который когда-то спроектировал сам и построил своими руками.

2.3.2  Структура личности

В теории Юнга синоним термина личность – душа. Душа, по Юнгу, это взаимодействие трех отдельных структур: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго – центр души. Сюда входят мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем себя, и позволяет оценивать результаты деятельности.

Личное бессознательное  вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь забыты или подавлены. Концепция бессознательного Юнга сильно похожа на фрейдовскую, но Юнг делает упор на том, что бессознательное содержит в себе комплексы. Комплексы по Юнгу -  скопление эмоционально окрашенных мыслей, чувств и воспоминаний, взятых индивидом из своего личного опыта или родовой памяти.

Юнг считал, что комплексы, окружающие обычные темы, могут оказывать очень сильное влияние на поведение человека. Например, человек с комплексом власти может расходовать большее количество психической энергии на все, что связано с властью и властной символикой. Фактически, в отличие от Адлера Юнг рассматривал не только комплекс неполноценности и превосходства, но и комплекс силы, денег, секса и любой другой области деятельности. По Юнгу комплекс формируется однажды и оказывает влияние на всю жизнь человека. Комплекс находится в бессознательном, уникален для каждого человека и оказывает влияние на человека, прорываясь в сознании.

Коллективное бессознательное. Совершенно новый компонент теории Юнга, не имеющий аналогов у Фрейда. Коллективное бессознательное – хранилище памяти всего человечества и даже наших догуманоидных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

В теории Юнга коллективное бессознательное состоит из мощнейших психических образов, которые Юнг назвал архетипами. По-гречески это означает первичная модель. Архетип – это врожденная идея или воспоминания, которые заставляют человека вести себя определенным образом.

Фактически архетипы – это не образы, а модели восприятия, заставляющие людей воспринимать мир относительно одинаково. Архетип имеет три компонента – эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Очевидно, что люди реагируют сходным образом на сходные события – конфликт с родителями, супругами, встречу со страшным животным или смертью человека.

Юнг считал, что архетипические идеи отражаются в сновидениях и выражаются в культуре в виде символов живописи, литературы и религии. Например, для большинства культур характерны символы мандалы – отображения душевной целостности и внутреннего единства. Количество архетипов у каждого человека бесконечно, но наиболее важными и общими являются: мать, ребенок, герой, мудрец, солнце, плут, Бог и смерть, персона, анима, анимус, тень и самость.

Персона – это социальное лицо человека, то есть то, как человек проявляет себя в отношениях с другими людьми. Персона это инструмент социализации личности, но если этот архетип принимает слишком большое значение, то человек становится поверхностным и отчужденным от эмоций.

Тень – противоположность персоны подавленная, темная сторона личности. В тени берут начало сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. По Юнгу тень – источник жизненной силы, творческого начала и спонтанности. Функция Эго в том, чтобы направлять энергию Тени в позитивное сознательное русло.

Анима – внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – бессознательная мужская сторона в женщине. Фактически это признание Юнгом бисексуальной природы человека. Основа этих архетипов двояка – биологическая (в организмах обоих полов вырабатываются гормоны и мужские, и женские) и социальная  (в течение длительной совместной жизни и мужчины и женщины перенимают часть свойств друг друга).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.