скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Психология личности

На представления Роджерса о психологии, так же, как и Фрейда, повлиял личный опыт работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате клинических наблюдений Роджерс сделал вывод, что основа человеческой природы ориентирована на движение к определенным целям, конструктивна, реалистична и позитивна по своей сути. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдельные цели и способным их добиваться.

Роджерс всегда критиковал христианство и считал психоанализ  его производной. Он не был согласен с мнением о том, что люди от природы злы и грешны. Роджерс допускал, что люди иногда бывают злы и деструктивны, могут совершать аморальные поступки но это моменты, когда люди ведут себя не в соответствии с истинной внутренней природой.

Роджерс вводит термин «полностью функционирующая личность», когда ничто не мешает человеку проявлять свою внутреннюю природу, они представляют собой позитивные и разумные создания, которые хотят жить в гармонии с собой и с другими. Роджерс разделял позицию Маслоу о том, что люди имеют фактически неограниченный потенциал самосовершенствования. При этом в их теориях существует три различия:

1. Роджерс считал, что личность и поведение являются функцией когнитивных процессов, а Маслоу считает, что поведение и опыт человека являются результатом действия иерархии потребностей.

2. Теория Роджерса была сформулирована в результате работы с людьми, имеющими психические проблемы, он концентрировался на терапевтических условиях, которые способствовали бы самоактуализации. Маслоу же, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы изучать здоровую личность.

3. Роджерс тщательно изучал как происходит процесс самоактуализации и что способствует склонности человека к самосовершенствованию врожденного потенциала. Маслоу эти процессы практически игнорирует.

3.6.1  Тенденция актуализации

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Таким образом, важнейшая и, по Роджерсу, единственная потребность человека – актуализировать себя, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс считал, что ничего нельзя объяснить, используя по отдельности специфические мотивы (голод, безопасность, половое влечение и т.д.) Например: голод традиционно рассматривался в психологии как самостоятельный мотив. Роджерс считал, что голод это лишь часть господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, голод необходим для самосохранения. Потребность достижения – одно из проявлений потребности в самоактуализации.  

Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений или воздействий тенденция актуализации выразится естественно посредством разнообразных форм поведения. Он определяет тенденцию актуализации как единственный центральный источник энергии в организме человека. Тенденция самоактуализации – это биологический факт, а не психологический феномен, она берет начало в физиологических процессах организма. На органическом уровне она выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода и т.п.), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены и т.д. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения, она, наоборот, подразумевает повышение напряжения. Роджерс отрицает редукционистскую теорию поведения, он считал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Роджерс утверждал, что подобная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям и животным, но и всему живому. Фактически жизнь эволюционирует потому, что хочет эволюционировать.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции самоактуализации. Эта установка отражается в термине, который он использовал в связи  с этой тенденцией: первичный оценочный процесс. Люди могут  и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности и развивающие ее. И наоборот, они оценивают негативно те переживания, которые они воспринимают как препятствующие их актуализации.

3.6.2  Феноменологический подход к личности

Феноменологическое направление считает для индивида реальным то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, то также образуют основу для его действий. Каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например: часто бывает, что два свидетеля одного и того же совершенно по-разному описывают событие.

Психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми.  Чувства человека не есть прямое отражение реальности: действительная реальность – это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Таким образом, Роджерс считает, что не существует никакой «объективной реальности», его интересовала психологическая реальность и только она.

Роджерс настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не изучив его субъективной интерпретации событий. Таким образом, он был решительно против утверждений Скиннера о том, что поведение человека – это простая реакция на стимульную ситуацию.

Роджерс отвергал теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение не определяется прошлыми событиями, оно – результат субъективного восприятия человека окружением.

Пример: «Почему человек ведет так враждебно?»

Фрейд: «Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком».

Роджерс: «Он рассматривал мир, как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить».

Кроме того, Роджерс подчеркивал, что понять человека можно, только если рассматривать его как единое целое. Таким образом, он поддерживал холистический взгляд на личность он считал, что человек ведет себя как интегрированный организм и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности.

3.6.3  Я-концепция

Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самость как бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительный элемент в опыте человека. Поэтому целью пациента является именно достижение этой «реальной сущности». Таким образом, Я или самость – это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека. Это совокупность представлений человека о самом себе, о том, что он из себя представляет. Я-концепция включает в себя  множество образов: Я – родитель, Я – студент, Я – сосед, Я – член спортклуба и т.п. Я-концепция включает не только восприятие того, какие мы есть, но то, какими мы хотели бы стать. Этот компонент называется Я-идеальное.

Понятие Я концепция обладает рядом свойств:

1. Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, т.е. структура Я может быть понята в терминах  процессов восприятия, таких, как фигура – фон, завершение и сходство и т.п.

2. Я-концепция пространственна по природе и считал, что она представляет собой организованную, последовательную и интегрированную систему восприятия, т.е. несмотря на то, что «Я-концепция» постоянно меняется, она всегда сохраняет качества цельной системы, гештальта. Неважно, насколько человек меняется – у него всегда сохраняется чувство внутренней целостности, понимание того, что он тот же самый человек.

3. Я-концепция – это нечто глубоко  интегрированное в психику, она символизирует главную часть сознательного опыта человека.

4. Я-концепция включает бессознательные процессы, следовательно ей нельзя дать рабочее определение и исследовать экспериментально.

3.6.4  Развитие личности

Для Роджерса неважно, через какие стадии проходит личность в своем развитии, и в каком возрасте эти стадии наступают. Он сосредотачивается на том, как оценка индивида другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное существо, не делает различий между тем, что «мое» и что «не мое». Вследствие общей тенденции к актуализации ребенок начинает отличать себя от остального мира. Этот процесс дифференциации феноменального поля в «Я-концепцию» и есть процесс формирования самости.

На стадии формирования Я контролируется исключительно организмическим оценочным процессом, т.е. младенец оценивает каждое новое преступление с позиции того, способствует оно или нет тенденции актуализации.

По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, развитие самости в значительной степени определяется процессом социализации. Отсюда вытекают условия, важные для развития Я – концепции.

Потребности в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание возникновения самости, она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии выражается  в удовлетворении от социального удовлетворения и фрустрации, когда его наказывают.

Важным аспектом позитивного внимания является его двойная природа. Если человек считает, что он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания.

Эта потребность так же направлена на себя – человеку необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении  своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании.

2. Условные ценности. Дети очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Для социализации типично, что дети учатся потому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Если дети ведут себя иным образом, у них появляется опыт позитивного «внимания». Таким образом, появляются условия ценности, т.е. обстоятельства или условия, при которых человек будет переживать позитивное внимание. Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание и одобрение только в том случае, если демонстрируют те формы поведения, которые от них ожидают.

Роджерс считает, что условия ценности причиняет ущерб гармоничному развитию личности. Ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок учится оценивать себя как личность только  с точки зрения «выгодности». В результате формируется Я-концепция, которая находится в полном соответствии с организмическим опытом и, следовательно, не позволяет личности развиваться свободно.

3. Безусловное позитивное внимание. Очевидно, что никто не может быть полностью свободным от условий ценности, но можно получить позитивное внимание  независимо от того, какое поведение демонстрирует человек. Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил или не выполнил какое-то условие, а просто так.

Единственный способ не вмешиваться в самоактуализацию ребенка – дать ему безусловное позитивное внимание. Такой подход  не означает отсутствия дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Он означает только то, что ребенка должны ценить и любить независимо от того, что он делает. Когда ребенок переживает такое отношение, он начинает испытывать безусловное внимание к себе. Это позволяет детям развивать свои собственные ценности и удовлетворения в соответствии с их реальными переживаниями, независимо от их внешнего одобрения.

3.6.5  Норма и патология

Роджерс сформулировал определенные общие принципы, в соответствии с которыми можно охарактеризовать человека как психически здорового. Главным критерием психического здоровья Роджерс считал полноценное функционирование. Это термин для обозначения людей, которые используют  свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей:

1. Открытость переживанию – главная характеристика ПФЛ. Открытость переживанию прямо противоположна беззащитности. Такие люди полностью открыты новому, способны слушать себя, чувствовать всю сферу сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Он тонко осознает свои самые глубокие мысли и чувства, они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними. Фактически все переживания: и внешние и внутренние точно символизированы в сознании не искажаясь и не отрицаясь. Для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы осознанию собственной правоты.

2. Экзистенциальный образ жизни – это стремление и возможность жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от предыдущего опыта. Таким образом, то, чем человек является в конкретный момент, зависит, прежде всего, от самого момента, а не от прежних ожиданий. Такой образ жизни предполагает, что Я-концепция и личность проистекают из переживаний, а не переживания преобразуются, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной Я – структуре. Следовательно, люди, живущие полной жизнью гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. 

3. Организмическое доверие. Большинство людей при принятии решений опирается на социальные нормы, на суждения других и на то, как они вели себя раньше в подобной ситуации. Таким образом, на их решение оказывают очень сильное влияние внешние силы. ПФЛ зависят в основном от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, как поступить. Организмическое доверие означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора решения.

4. Эмпирическая свобода. Этот аспект функционирования заключается в том, что человек может жить свободно, без ограничений и запретов. Это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые во многом ограничивают свободу выбора. При этом эмпирическая свобода не подразумевает бесконтрольного поведения, это, скорее, чувство ответственности за свою судьбу – За все, что со мной происходит, я отвечаю сам.

5. Креативность. ПФЛ всегда создает какие-то продукты творчества – идей, проекты, действия. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя самые глубокие свои потребности. Они способны творчески  и гибко приспосабливаться  к изменяющимся условиям окружения.

Таким образом, Роджерс главное внимание уделял не тому, что есть человек, а тому, чем он может быть. Роджерс был уверен, что ПФЛ – это люди будущего, которые дадут нашему обществу необходимую доброту и согласие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.