скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Психология личности

4. Саморегуляция. Важное место социально-когнитивная теория отводит саморегуляции человека. Бандура утверждает, что высшие психические механизмы, например интеллект, дают нам возможность воздействовать на окружение. Мы сохраняем и производим опыт посредством вербальных и образных репрезентаций и в дальнейшем он служит ориентиром нашего поведения.

3.3.2  Научение через моделирование

Если бы приобретение навыков целиком зависело от результата наших собственных действий, то оно бы было малоэффективным или потенциально опасным. Но люди, кроме прямого опыта, используют также вербальную передачу информации, т.е. люди передают друг другу информацию, необходимую для освоения сложных навыков.

С точки зрения Бандуры люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация, хранящаяся в памяти, служит ориентиром в их действиях. Он считал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут научиться чему-то на примере. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.

Процессы внимания. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты модели и правильно поймет их. Другими словами, недостаточно просто видеть  модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание. Следовательно, процессы внимания влияют на то, что выборочно постигается в модели, с которой человек общается, и на то, что приобретается в результате наблюдения. Например, присутствие студента в классе не гарантирует, что он усваивает учебный материал.

Бандура показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, наиболее важными являются ассоциативные модели. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, являются теми типами поведения, которые человек может изучить наиболее полно. Таким образом, внутри любой социальной группы есть лица, привлекающие больше внимания благодаря своему статусу, власти и т.п.

Процессы сохранения. Запоминание людей касается сохранения в памяти того, что наблюдалось когда-то. Т.е. наблюдение за моделью не будет эффективным, если человек не запомнит ее. Бандура считал, что в психике действует две основные репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие.

а) образное кодирование. В результате наблюдения моделей поведения в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мыслимые образы формируются так, что любая ссылка на события, произошедшие ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Решающую роль в изучении через наблюдение играют визуальные образы.

б) вербальное кодирование. Наблюдая модель, человек может повторять про себя то, что она делает. Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения деятельности, и когда он захочет воспроизвести этот навык вербальный код дает соответствующий сигнал.

Гуманистическая психология

Существующие на сегодняшний день теории личности можно условно разделить на три большие группы. I – психодинамические теории: представляют человека в свете интрапсихических и инстинктивных процессов: (психоанализ). II – бихевиоральное направление понимает человека как безвольный и послушный результат влияния окружающей среды. Главным понятием таких теорий является научение.

Третье и самое новое направление психологии личности – гуманистическая психология понимает человека  как изначально позитивную сущность, изначально стремящуюся к самосовершенствованию. Человек в гуманизме – это активный творец собственной жизни, имеющий право выбора и собственного стиля жизни.

Основателем гуманистического направления как такового считается Эрих Фромм, идеи которого позже нашли продолжение в работах Олпорта, Роджерса и Келли. При этом важнейший вклад в развитие гуманистической теории внес Эйбрахам Маслоу – американский психолог русского (еврейского) происхождения.

3.4           Гуманистическая теория личности (Эрих Фромм)

3.4.1  Краткий биографический очерк Э. Фромма

Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте и был единственным ребенком в семье. Одним из наиболее значительных воспоминаний детства для Фромма стала первая мировая война. По образованию Фромм был философом, серьезно изучал социологию и психологию. Серьезное влияние на него оказали З. Фрейд – в вопросе о бессознательности многих мотивов поведения и К. Маркс – в вопросе о социальном влиянии на формирование личности. Фромм скончался в 1980 году в Швейцарии от сердечного приступа.

3.4.2  Механизмы бегства

Одной из наиболее значительных книг Э. Фромма была «Бегство от свободы», в которой он отвечает на вопросы, поставленные З. Фрейдом,  А. Адлером и другими «отцами» психоанализа: как люди преодолевают чувство одиночества, комплекс неполноценности и отчужденности. Стратегии, используемые людьми, чтобы подавить собственную индивидуальность через отказ от свободы, Фромм назвал механизмы бегства:

1. Авторитаризм тенденция соединить себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Эго». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистских формах авторитаризма люди проявляют в отношениях с обществом чрезмерную зависимость, подчиненность и подавленность. Садистская форма проявляется в эксплуатации других, подчинении их и контроле.

Типичным примером авторитарной структуры является армия, где у каждого человека присутствуют обе тенденции: человек подчиняется вышестоящим офицерам и сам контролирует нижестоящих.

2. Деструктивность человек пытается преодолеть комплекс неполноценности, уничтожая и подавляя других. Причем деструктивные тенденции могут быть направлены в позитивное русло: долг, патриотизм и любовь.

3. Подчинение – люди полностью растворяются в окружении, чтобы преодолеть пропасть между свободой и личной безопасностью. Некоторые люди используют данную стратегию и становятся абсолютно такими же, как окружение: они полностью жертвуют своей свободой ради личной безопасности. Такое поведение Фромм назвал «конформность автомата». В результате подобного поведения появляется «человек-хамелеон»

Альтернативу описанным выше стратегиям Фромм назвал позитивной свободой – т.е. человек чувствует себя частью мира и в то же время осознает свою свободу и независимость. Для достижения позитивной свободы человек должен проявлять так называемую «спонтанную активность», которую мы можем наблюдать у детей, которые руководствуются не социальными нормами и правилами, а внутренними побуждениями. Главными проявлениями спонтанной активности Фромм считал любовь и труд, через которые человек добивается чувства свободы не теряя своей связи с обществом.

3.4.3  Экзистенциальные потребности

Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность.

1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо постоянно о ком-то заботиться, проявлять участие и нести ответственность, чтобы преодолеть изоляцию от природы и отчужденность. В норме эта потребность осуществляется посредством «продуктивной любви» помогающей индивидам сохранять свою индивидуальность, трудясь вместе. В патологии, если потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссами: они отстаивают свои личные эгоистические интересы и не способны доверять другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Процесс созидания в разных своих формах (воспитание детей, искусство, создание материальных ценностей) позволяет человеку достичь чувства свободы и полноценности. Неудовлетворение этой потребности является причиной деструктивного поведения.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя частью человечества. В детстве человек имеет все основания чувствовать себя в безопасности – он защищен родительской опекой. Позже эта связь ослабевает либо теряется вовсе и человек, чувствуя неизбежность смерти, ощущает потребность в поддержке, стабильности и прочности. В том случае, если человек не смог отделиться от родителей, он не сможет ощутить свою личностную ценность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди используют потребность тождества с самим собой, т.е. в идентичности,  благодаря которой они чувствуют свою непохожесть и «отдельность» от других людей. Если человек достаточно четко самоидентифицирован он чувствует себя хозяином своей жизни. Если идентификация не достигнута, то человек становится пассивным, постоянно ждущим каких-то указаний.

5. Потребность в смысле жизни и идеологии.  Фромм считал, что людям необходима стабильная и постоянная опора для понимания окружающего мира. Особое место занимает представление человека о природе и обществе. Главное, чтобы человек к объяснению окружающей действительности относился рационально, в этом залог здоровья, в т.ч. психического. Люди нуждаются в объекте преданности или смысле жизни высшие цели или Бог.

Удовлетворение потребностей и, соответственно, формирование индивидуальности каждого человека, зависит от конкретных социально-экономических  условий его жизни. Таким образом, определяющим фактором развития личности, по Фромму является общество. Но, как и у Фрейда, эти «основные ориентации характера» остаются практически неизменными всю жизнь.

Фромм выделял в современном обществе пять социальных типов характера: эти типы представляют собой результат взаимодействия экзистенциональных потребностей с социально-экономическими условиями данного общества. Среди всех типов Фромм определяет два больших типа: нормальные (продуктивные) и девиантные (непродуктивные). Ни один из этих типов не существует в чистом виде: продуктивные и непродуктивные качества сочетаются в каждом человеке в разных пропорциях. Следовательно, психическое и социальное здоровье индивида зависит от сочетания нормальных и девиантных черт человека.

1. Рецептивный тип. Считают, что источники всего хорошего в жизни находятся вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи  и их главная задача в жизни – сделать себя достойными любви окружающих. Их главная особенность – пассивность, доверчивость и сентиментальность. Люди этого типа могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующий тип. Берет все, что ему нужно силой или хитростью. Неспособны к созиданию, добиваются всего, эксплуатируя окружающих. Негативные качества: агрессивность, эгоцентризм, самонадеянность и склонность к сексуальной эксплуатации.

3. Накапливающие типы. Стремятся обладать большим количеством материальных благ, власти и любви. В определенной степени консервативны, не любят перемен. Положительные особенности – предусмотрительность, сдержанность и лояльность.

4. Рыночный тип. Оценивает себя как товар, который можно выгодно продать или обменять. Эти люди крайне конформны, готовы стать «кем угодно» в личностном плане лишь бы понравиться покупателю. Негативные качества – оппортунизм, бесцельность, бестактность, неразборчивость в средствах. Положительные черты – открытость изменениям, высокая обучаемость и щедрость. Фромм считал, что рыночная ориентация – продукт современного индустриального общества и присущих ему социальных проблем.

5. Продуктивный тип.  Это, по Фромму, конечная цель развития любой личности. Этот тип независим, честен, спокоен, совершает социально-полезные поступки. По существу продуктивный тип – идеальный и его достижение остается под вопросом. Современное общество рисуется по Фромму таким, в котором удовлетворяются и базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.


3.5                          Неогуманистическая психология (Абрахам Маслоу)

3.5.1  Основные принципы неогуманистической психологии

1. Экзистенционализм. Сам термин гуманистическая психология был предложен группой американских психологов, работавших в 60-е годы под руководством А. Маслоу. Фактически их задачей было создание альтернативы психоанализу и бихевиоризму. Маслоу назвал такой подход психологией третьей силы.

Основой гуманистической теории является экзистенционалистский взгляд на человека. Это значит, что человек уникален и существует в конкретный момент места и времени. Такой подход предполагает, что каждый человек это то, что он сам из себя делает. Согласно такому взгляду, человек не является ни продуктом наследственных, ни социальных факторов.

Экзистенционалисты считают, что люди осознают свою ответственность за собственную судьбу и поэтому испытывают боль, отчаяния и тревогу. Таким образом, суть такого подхода – свобода выбора. Но это не означает, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы так было, то исчезли бы чувства вины, страха, одиночества и т.д.

Важной категорией экзистенционализма является концепция становления. Человек никогда не стоит на месте, он всегда развивается. Причем человек развивается осмысленно и несет ответственность за реализацию как можно большего числа возможностей. Следовательно, поиск жизненного пути требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических,  сексуальных и агрессивных потребностей.

Некоторые люди по разным причинам отказываются от становления, они не хотят принять вызов судьбы и сделать свободный выбор. Такое поведение экзистенционалисты называют предательством.

2. Индивид как единое целое. Согласно Маслоу, очень трудно, если вообще возможно, изучать индивида путем выделения неких составляющих. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей. То, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Здесь проявляется главный принцип гештальт-психологии: «Индивид – это нечто большее, чем просто сумма составных частей».

3. Неуместность экспериментов над животными.. При таком подходе становится бессмысленным для человека изучать поведенческие реакции животных. Человек – это нечто большее, это особый вид живых существ. Ему присущи уникальные характеристики: идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор и т.п. Кроме того, у человека есть разум, чувство прекрасного и чувство юмора.

4. Природа человека. В отличие от других направлений психологии, гуманизм дает довольно четкую оценку моральным аспектам поведения человека. При этом гуманисты утверждают, что природа человека положительна или, по крайней мере, нейтральна. Гуманисты полагают, что в человеке от рождения заложено стремление делать добро, а разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, а не врожденных пороков.

5. Творческая сила. Маслоу утверждал, что наиболее общей характеристикой людей, которую он наблюдал практически у всех, является творческая сила человека. Маслоу писал: деревья дают листья, птицы летают, люди – творят. Творчество для человека абсолютно естественно, оно – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.

6. Психическое здоровье. По Маслоу, ни одна психическая теория не уделяет достаточно внимания психологии здорового человека. Он считал, что невозможно понять, что такое патология, пока мы не поймем, что такое здоровье. Изучая психически больных, мы создали «больную» психологию, где для здорового человека просто нет места. Таким образом, основой психологической теории является изучение здоровых людей, таких, для кого самосовершенствование является главной темой жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.