скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Психология личности

Задержка на анальной стадии развития происходит потому, что из-за соответствующего поведения родителей ребенок постоянно задерживает фекальные массы и как бы мастурбирует. Следствием такой задержки являются очень частые запоры у невротиков. Кроме того, больные неврозами и другими нарушениями почти всегда имеют свои особые церемонии и обычаи, связанные с туалетом, которые они тщательно скрывают.

Формирование личности на анальной стадии зависит, прежде всего, от поведения родителей. Если они ведут себя слишком требовательно, т.е. требуют, чтобы ребенок немедленно «сделал свои дела», дети могут отказаться выполнять требования родителей и у него начнутся запоры. Такой стиль поведения может распространиться на другие стороны жизни и у ребенка сформируется анально-сдерживающий тип личности. Такой человек скуп, упрям, чрезмерно методичен и педантичен, не может переносить беспорядок и неразбериху.

Другая форма поведения, которую может выбрать ребенок, это протест, т.е. ребенок может специально пачкаться, когда ему это заблагорассудится, таким образом, протестуя против строгости. Такие люди позже формируются в анально-выталкивающий тип. Они склонны к разрушению, беспокойству, импульсивности, эмоциональной неустойчивости, иногда к садистической жестокости. Смысл такого стиля поведения – сделать что-то наперекор социальным нормам.

Фрейд считал, что если родители регулярно поощряют детей к опорожнению кишечника и хвалят их за это, то ребенок учится контролировать себя и воспитывает позитивную самооценку.

В конце анальной стадии некоторые исследователи выделяют также уретральную стадию, когда ребенок, научившись контролировать дефекацию, начинает контролировать мочеиспускание. Эта стадия является как бы переходной, когда внимание ребенка смещается на половые органы. Ребенок начинает их изучать и живо интересуется процессом деторождения.

Фаллическая стадия. Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. В большинстве случаев представления детей о взрослой сексуальности достаточно смутны, неточны и ошибочны. Тем не менее, как считал Фрейд, большинство детей знают о сексе гораздо больше, чем это кажется родителям.

Важнейшей целью этой стадии развития является полоролевая идентификация, т.е. то, что мальчик осознает себя особью мужского пола, а девочка – женского. Представления ребенка о половой жизни взрослых в этот период формируется в результате наблюдения за половыми действиями родителей, либо услышанные фразы, намеки и т.д.

В этот период ребенок рассматривает одного из родителей в качестве сексуального объекта. В детстве, по мнению Фрейда, отец предпочитает дочь, а мать – сына. Ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка.

При этом чувства, возникающие в семье по поводу таких отношений, могут быть не только нежными и дружескими, но и отрицательными, враждебными. При этом возникает особый комплекс, который во взрослом состоянии всегда вытеснен, но продолжает влиять на человека всю жизнь.

Рассмотрим, как этот комплекс развивается у мальчиков. Первоначально единственным источником сексуального удовольствия мальчиков является только мать. Разрыв с матерью для ребенка был бы страшным ударом, поэтому он стремиться как-то удержать ее на пост-оральных стадиях развития. Из своих наблюдений мальчик обнаруживает, что у его отца существует некий предмет – пенис, который каким-то образом связан с любовью матери и с доминирующей ролью отца в доме. Ребенок пытается передать матери свои эротически окрашенные чувства и поэтому дети часто демонстрируют матери свои половые органы. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится занять место отца. Некоторые дети даже иногда заявляют о своем желании жениться на них, не обращая внимание на наличие отца.

Постепенно мальчик осознает, что отец сильнее, больше, умнее, более умело делает какие-то действия и одновременно начинает считать отца главным конкурентом в борьбе за мать. Мальчик считает, что основа обладания матерью – это пенис, но у отца он больше. К тому же, мальчик думает, что отец знает о его мыслях и поэтому у мальчика возникает страх кастрации. В возрасте между пятью и семью годами в норме происходит разрешение комплекса: мальчик вытесняет в бессознательное свои сексуальные влечения к матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Этот процесс называется идентификацией с агрессором и выполняет несколько функций во-первых,  мальчик перенимает от отца те формы поведения, которые означают «быть мужчиной», во-вторых, мальчик пытается удержать мать не только при помощи пениса, как такового, но и обладая теми же атрибутами, что и отец.

Описанные явления Фрейд назвал комплексом Эдипа. В трагедии Сафокла  «Царь Эдип» прорицатель сообщает отцу Эдипа, что он будет убит своим сыном. Тот отдает своего сына страннику и приказывает убить его. Но странник жалеет младенца и отдает его на воспитание царю соседнего острова. Эдип вырастает, возвращается в Фивы и женится на своей матери, не зная о том, что он ее сын. Когда Эдип узнал, что случилось, он ослепил себя.

Фрейд сделал вывод, что в основе конфликта лежит один из величайших психологических конфликтов – Эдип знал, что живет с матерью. Аналогичным примером стал Гамлет тень его отца преследует его, она знает все его тайные желания. Основы Эдипова комплекса мы находим и в религии. Бог-отец убивает (хотя и только физически) своего сына, т.е. сбывается страх маленького мальчика.

У девочек процесс полоролевой идентификации происходит несколько иначе. Когда девочка вступает в фаллическую стадию, то обнаруживает, что в отличие от отца у нее нет пениса. Когда девочка делает это открытие, она начинает хотеть, чтобы отец вступил с ней в любовную связь, т.е. «подарил» ей пенис. Это желание называется «завистью к пенису». Девочка начинает проявлять враждебность по отношению к матери, во-первых, за то, что она родила ее без пениса, а во-вторых, аз то, что отец матери «дарит» пенис, а ей нет. По причине отсутствия пениса многие девочки считают свой род дефективным.

Постепенно девочка может смирится с отсутствием пениса, и пытается стать похожей на мать, чтобы все равно получить символический доступ к отцу.

Фрейд считал, что неразрешенные комплексы фаллической стадии являются ядерным комплексом любого невроза. Он обращал внимание на то, что в зрелости многие мужчины страдают навязчивыми страхами, приступами паралича или амнезии из-за вытесненного страха перед кастрацией. В то же время многие женщины в ходе психотерапевтических сеансов рассказывают о том, как в детстве были изнасилованы отцом или «незнакомцем». В большинстве случаев это фантазии, вызванные тем, что не произошло разрешение комплекса Электры.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, вызывающе, они стремятся всячески добиваться успеха, они постоянно демонстрируют свою мужественность и половую мощь. У женщин фаллическая фиксация приводит к желанию флиртовать, обольщать, главенствовать над мужчинами, хотя внешне такие женщины могут демонстрировать свою наивность и неосведомленность в вопросах секса. По Фрейду неразрешенные комплексы Эдипа и Электры – основная причина импотенции и фригидности.

Латентный период. В возрасте начиная с 6-7 лет до начала пубертата наступает особая фаза сексуального затишья, когда либидо направлено на другие виды деятельности, не связанные с сексуальностью – интеллектуальные занятия, спорт, отношения со сверстниками. В теории Фрейда латентный период – своеобразная подготовка к взрослению.

С наступлением пубертата восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения. Вместе с тем  появляется интерес к противоположному полу. На генитальной стадии в организме происходят значительные биохимические изменения. Половые органы увеличиваются в размерах, формируются вторичные половые признаки. Результатом является усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно психоанализу в начале генитальной стадии индивиды обоих полов проходят через «гомосексуальный период».

Хотя гомосексуальные проявления встречаются не у всех, но большинство подростков предпочитает сверстников своего пола. Постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола. Постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения юности в норме ведут к образованию полигамного брака.

По мнению Фрейда генитальный тип личности – это зрелый человек, ответственный в сексуальных отношениях и испытывающий удовлетворение в гетеросексуальной любви.

Фрейд считал, что для формирования идеального генитального типа личности, человек должен отказаться от пассивности, присущей детскому возрасту, должен научиться отдавать обществу частицу себя, не растрачивая свои способности и должен полностью идентифицировать себя со своим полом и осознать реальность и нормальность психологических кризисов детства. Если в раннем детстве происходит фиксация на прегенитальных стадиях развития, связанная с травматическими переживаниями, то вхождение в генитальную стадию становится затруднительным. Согласно теории Фрейда, серьезные конфликты и неврозы в зрелом возрасте – это результат сексуальных конфликтов детства.

2.2                          Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер)

2.2.1  Краткий биографический очерк

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 г. в семье еврея торговца. Кроме Альфреда в семье было еще пятеро детей, Альфред был третьим. Описывая свое детство, он вспоминает о многих трудностях и несчастьях. В течение первых двух лет жизни он был любимчиком матери, купался в ее любви и ласке.  Но родился младший брат, и счастливая пора закончилась. Для ребенка это было «ножом в спину». Все детство Альфреда было связано с непрерывными болезнями, порой он был близок к смерти. Огромное влияние на него самого и на его теории оказала смерть младшего брата, когда Альфреду было всего три года.

После окончания гимназии, в которой он учился посредственно, Адлер поступил в Венский университет. В то время Вена была центром социалистических идей, и Альфред очень увлекся политикой. На одном из собраний социалистов он встретил Раису Эпштейн, русскую студентку и женился на ней в возрасте 27 лет.

По специальности Адлер был офтальмологом, хотя его больше привлекала теоретическая биология. Кроме этого он находился под влиянием различных утопических социальных идей. После непродолжительной и не очень успешной частной практики Адлер прошел стажировку по общей медицине и стал психиатром. В 1902 г. его начинает интересовать идей Зигмунда Фрейда, почитанные Адлером в «Толковании сновидений».

В том же 1902 г. Адлер начинает посещать заседания кружка психоаналитиков во главе с Фрейдом. Фрейд очень любил Адлера, несмотря на разницу в возрасте в 17 лет, он воспринимал его как равного, советовался и делился опытом. Кроме того, их объединяла борьба против антисемитизма. Адлер никогда не считал себя учеником Зигмунда Фрейда, всегда вел себя подчеркнуто независимо, держался как равный.

Постепенно во взглядах Адлера стали появляться все большие расхождения с Фрейдом. Главными в теории Фрейда были: сексуальная этиология неврозов, направляющая роль либидо в развитии человека и ядерный комплекс невроза. Адлер не соглашался полностью ни с одним из этих постулатов.

Постепенно расхождения накапливались, последней каплей стало выступление Адлера на психоаналитическом конгрессе в  Нюрнберге 1911 г. На этом конгрессе он представил коллегам концепцию психологии, которая позже будет названа индивидуальной. Он строил свою теорию вокруг двух ключевых терминов: «недостаточность» и «мужской протест».

В своих теориях Адлер не рассматривал либидо, как энергию, связанную только с сексом, он считал, что это чисто психическая энергия, не обязательно связанная с инстинктом. Он утверждал, что теоретические проявления либидо – миф. Сексуальное проявление страдающего неврозом – вынужденное. Влечение «невротика к онанизму – это своеобразная защита от демонической женщины», позволяющее невротику избегать нормальной любви.

Кроме того, Адлер утверждал, что «главным в этиологии неврозов является не ядерный комплекс, а мужской протест». При этом Эдипов комплекс всего лишь стадия мужского протеста, причем не значительная. Мужской протест, по Адлеру, заключается в том, что мужчина никогда не избавляется от сомнения, возникающего еще в детстве, действительно ли он мужчина. Он стремиться к идеальным мужским качествам – обладанию свободой, любовью, властью, завоеванию женщин и друзей, преобладанию или превосходству над другими.

Как видим, Адлер расходился с Фрейдом в принципиальных вопросах. Адлер считал, что подсознание не существует, дети асексуальны, теория вытеснения ошибочна, а сексуальное влечение не играет главной роли в образовании неврозов. Фрейд не мог принять позицию Адлера. Он выступил на конгрессе, где сказал, что Адлер делает упор на недостаточность ошибочно, потому что он биолог. Теория социального формирования характера определяется социологическими взглядами Адлера и не имеет ничего общего с психоанализом.

После этого драматического случая Адлер уходит с поста председателя Венского психоаналитического общества. Очевидно, причины разрыва были скорее личными, чем научными. Адлер бессознательно представлял Фрейда в роли своего «научного отца» и у него сформировался некий аналог Эдипова комплекса по отношению к Фрейду. Прощаясь с Фрейдом Адлер, заявил: «почему я должен выполнять мою работу под Вашей тенью».

Необходимо признать, что после разрыва с Фрейдом Адлер добился значительных научных успехов. Он основал Общество свободного психоанализа, много писал и работал. С приходом к власти Гитлера, Адлер понимает всю опасность ситуации и переезжает в 1935 г. жить в Нью-Йорк.

Адлер очень много занимался пропагандой своей теории, прослыл замечательным лектором. За свою жизнь он опубликовал более 300 работ. Наиболее значительными среди них считаются: «Исследования физической полноценности и ее психической компенсации», «Наука жизни», «Смысл жизни», «Образ жизни». В теории  А. Адлера сделан акцент на социальном благополучии как критерии психического здоровья. Благодаря Адлеру в современной психотерапии появились ценностные ориентации.

Теория Адлера восполняет главный пробел психоанализа – отсутствие социальной ориентации. Адлер же особо подчеркивал значение социального влияния, волевых и творческих аспектов личности. Эго-психология Адлера нашла свое влияние в работах таких психологов как Э. Фром, Э. Эриксон, К. Хорни, А. Маслоу и др.

2.2.2  Принципы индивидуальной психологии

1. Целостность. Адлер считал, что психика человека представляет собой единую самосогласующуюся сущность. Отсюда Адлер вывел понятие «индивидуальность», т.к. в латыни «individium» означает «неделимый». Адлер считал, что никакое психическое явление нельзя рассматривать в отрыве от личности в целом. Поэтому целью индивидуальной психологии является доказательство этого единства в каждом человеке: в его мышлении, чувствах, мотивах и интересах, т.е. каждом проявлении личности. Совокупность качеств личности Адлер назвал «стилем жизни».

2. Динамичность. Поскольку психика человека по Адлеру это единая сущность, то для ее рассмотрения требуется единый психодинамический принцип. Адлер утверждал, что жизнь человека и развитие человека – это непрерывное движение в направлении роста и развития. Говоря о развитии человека, Адлер утверждал, что личностью руководят не внутренние и не внешние причины. Личность как бы тянется вперед, к личностно значимым целям. По мнению Адлера человек сознательно выбирает свои цели, сознательно регулирует свое поведение на пути к цели, и сам определяет свою судьбу.

3. Творческая сила. Адлер признавал наследственные и генетические факторы формирования личности, но считал, что человек больше, чем просто сумма этих факторов.

Ту часть психики, которая позволяет человеку сознательно распоряжаться своей судьбой Адлер назвал творческой силой. Она делает каждого человека скульптором, создающим свою судьбу.

4. Социальная принадлежность. По Адлеру личность не может существовать изолировано. Человек – это составная часть системы общественных установок и социальных норм. Поэтому все изучения личности в индивидуальной психологии происходит в социальном контексте, т.е. понимание человеческой природы возможно только через понимание социальных отношений.  Адлер считал, что у человека существует особый психический механизм интеграции в общество – это социальный интерес врожденное стремление человека к общению и сотрудничеству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.