скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Психология личности

Роджерс утверждал, что большинство форм поведения  согласуется с Я-концепцией человека. Человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживаний и таким образом сохранить самооценку. Поэтому переживания, находящиеся в соответствии с самостью человека могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с Я-концепцией образуют угрозу самооценке и, следовательно, личности, они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо принимаются сознанием, либо отрицаются.

В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией и каким-то аспектом реального переживания.  Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угрожающие, они не допускаются к сознанию, поскольку в этом случае нарушится главный принцип существования личности – целостность.

Несоответствие между реальными переживаниями и Я-концепцией не всегда воспринимается на сознательном уровне. Человек может чувствовать угрозу, не осознавая этого. В этом случае человек становится уязвимым для тревоги и дальнейших личностных расстройств. Тревога в данном случае является эмоциональной реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что существует опасность нарушения целостности личности. Тревожный человек – это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных  переживаний приведет к радикальному изменению его сегодняшней самости.

Например: Я-концепция человека может включать положения о собственной мягкости и уступчивости. В то же время он может испытывать чувство агрессии и враждебности, но Я-концепция не позволит ему осознать эти чувства и будет испытывать тревогу всякий раз, когда почувствует и осознает свой гнев и враждебность.

Если человеку, его целостности долгое время ничего не угрожает, то он остается открытым и ему не нужно защищаться. При этом, он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция.

3.6.6  Механизмы защиты

Защита, по Роджерсу, - поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которых – сохранить целостность Я-структуры, т.е. защита усиливает и сохраняет самоуважение человека. Роджерс разработал только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму несоответствия между Я и окружением: искажение восприятия и отрицание.

Искажение восприятия происходит тогда, когда травмирующее переживание допускается в сознание, но только в форме, допустимой для сохранения самооценки. Например: студент считает себя достаточно способным человеком, но на экзамене, причем заслужено, получает двойку. Естественно, никто не признает себя бездарностью, а будет считать, что ему не повезло, профессор несправедливо ставит оценки. Такое выборочное восприятие или искажение Роджерс характеризовал как рационализацию. В таком случае переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятным.

Отрицание используется гораздо реже, человек сохраняет целостность своей Я – структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается каждый раз, когда человек отказывается  признаться себе в том, что переживание в принципе имело место. Если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем нарушение самооценки. Конечным результатом отрицания может быть паранойя, бред и другие психические расстройства.

3.6.7  Психические нарушения

Когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда не согласующиеся переживания встречаются слишком часто, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Последствиями такой ситуации является возникновение невроза. Защита невротика все же позволяет ему не допустить сознания травмирующих переживаний, но такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния, он очень уязвим в психологическом плане.

Если интенсивность травмирующих переживаний слишком высока, то защита может стать недостаточной, неэффективной и фактически может произойти разрушение Я-концепции. Такое состояние Роджерс называл психотическим.

Человек кажется странным, нелогичным или безумным. Психотическое поведение соответствует уже не Я – концепции, а отрицаемым аспектам существования. Иррациональное и даже суицидальное поведение часто может быть результатом психозов.

Личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении достаточно длительного периода времени. Таким образом, Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживаниями. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживаниями определяет тяжесть психологической дезадаптации.

3.6.8  Психотерапия, центрированная на клиенте (Client – centered therapy)

Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип – все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом – это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведения психотерапии является эмоциональный климат, в котором происходит общение.

Первоначально подход Роджерса был назван недирективной терапией. В ее основе лежит предположение, что клиент обладает способностью к самостоятельному целенаправленному  изменению личности. Такой подход позволяет психотерапевту быть гораздо менее директивным по отношению к клиенту – обходиться без прямых указаний и установок. Психотерапевты роджеровского направления никогда не дают советов, не отвечают на вопросы  «Как же поступить?» и не задают вопросов. Вместо этого терапевт пытается отразить то, что сообщил клиент и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения. Главная задача недирективного психотерапевта как можно более точно отразить клиенту то, что он сам чувствует и думает.

Позже Роджерс перенес акцент на методики, позволяющие терапевту лично разобраться в том, что происходит с клиентом в каждый момент проводимого лечения. Это необходимо для того, чтобы максимально понять самовосприятие клиента, понять его «Я - концепцию». По мнению Роджерса, для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.

1. Психологический контакт. Это означает, что должны существовать какие-то взаимоотношения или личный контакт между двумя людьми. Психотерапевт, каким бы талантливым он не был, не может помочь клиенту, если этот клиент не знает психотерапевта.

2. Клиент находится в состоянии несоответствия. Роджерс считал, что личностные расстройства являются следствием несоответствия между Я-концепцией и переживаниями. Потеря связи между источником своего осознаваемого опыта – он самому себе кажется чужим. Такая ситуация делает клиента очень уязвимым – в любой момент он может оказаться лицом к лицу с психотравмирующей реальностью.

3. Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Когда клиент  приходит к терапевту он должен встретить человека гармоничного, целостного и искреннего во взаимоотношениях. В ходе терапии психотерапевт должен быть самим собой, цельным и настоящим, а клиент должен ясно и четко чувствовать, что он открывает душу искреннему человеку.

4. Безусловное позитивное внимание к клиенту.  Психотерапевт должен относиться к клиенту с пониманием, теплом, хвалить его как человека в процессе становления и не давать оценок его чувствам и переживаниям. Таким образом, человек не должен проявлять условия ценности по отношению к клиенту, а полностью принимать его без одобрения или порицания.

Сеансы терапии, центрированной на клиенте, происходят в спокойной атмосфере, создающей у клиента уверенность, что его полностью понимают и принимают. Такой психологический климат позволяет клиенту соприкоснуться со своим организмическим уровнем переживания, позволяет ему осознать это переживание, не чувствуя угрозу. Психотерапевтические условия позволяют клиенту еще более погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека. Безусловное позитивное внимание позволяет клиенту оценить и осознать свои переживания, которые не соответствовали его Я-концепции, поэтому вызывали тревогу.

5. Эмпатия. Психотерапевт, центрированный на личности должен испытывать эмпатию к клиенту, т.е. психотерапевт чувствует внутренний мир переживаний клиента так, как если бы он был его собственным. Терапевт должен свободно переноситься в душевный мир клиента.

Клиент воспринимает эмпатию как внезапный солнечный луч, прорвавшийся сквозь густую листву в лесу. Это озарение значительно помогает восстановлению целостности Я-концепции.

6. Передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания. Психотерапевт должен всеми доступными способами использовать возможность передачи своей эмпатии и позитивного внимания клиенту. Бессмысленно испытывать такие чувства, если клиент о них не знает. Терапевт должен передавать свое позитивное отношение в каждом слове и жесте. Насколько клиент чувствует, что его понимают, настолько выше будет его возможность позитивно изменить свою личность.

Таким образом, именно клиент, а не психотерапевт ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапевт создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальными действующим фактором изменения своей личности.

3.7           Когнитивная психология (Джордж Келли)

3.7.1  Личностный конструкт

Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Такие процессы Келли называет личностным конструктом.

Личностный конструкт – это своеобразная индивидуальная модель реальности, это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Конструкт – это устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

Количество личностных конструктов у каждого человека бесчисленно, но некоторые очень похожи: «мужской – женский», «хороший – плохой», «умный – глупый» и т.п.

Пример: вместо того, чтобы поступить в институт, девушка устраивается работать танцовщицей в клуб. Оценки разных людей разные. Ни одно из объяснений причин такого поступка не будет ни верным, ни не верным. Просто дело в том, что каждый воспринимает мир по своему, через свою систему конструктов.

Келли рассматривает людей как исследователей. Они всю жизнь занимаются сопоставлением своих представлений о реальности с жизнью. Он считал, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезу и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность все психические процессы. В соответствии с таким представлением о людях Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно спрогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начинает проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно спрогнозировать событие, человек сохраняет этот конструкт.

И наоборот, если прогноз не подтвердился, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться в зависимости от ситуации.

Келли считал, что все личностные конструкты биполярны, т.е. мышление человека происходит в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга, а какие-то различаются между собой. Таким образом, для формирования конструкта необходимо, по крайней мере, три элемента: два из элементов конструкта должны быть похожи между собой, а третий должен отличаться от этих двух.

Подобно магниту все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими называется эмерджентным полюсом или полюсом сходства конструкта, то, в чем они противоположны третьему элементу называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста. Цель теории конструктов – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

3.7.2  Свойства конструктов

1. Диапазон применимости включает в себя события, при которых конструкт релевантен или применим. Все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя у разных конструктов эти границы могут меняться. Например: «хороший – плохой», «непорочность – проституция».

2. Фокус применимости относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым этот конструкт наиболее применим. Например: конструкт «честный – не честный» для одного человека означает только то, что следует держать руки подальше от чужих денег, а другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости всегда специфичен для человека, применяющего его.

3. Проницаемость непроницаемость. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны непроницаемый конструкт, охватывая явления, составляющие его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Например: Конструкт «компетентный враг – некомпетентный враг» у одного человека может быть проницаемым для интерпретации любого нового врага, а другой человек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что «нынче все враги тупые».

3.7.3  Типы конструктов.

Личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они формируют над своими элементами.

1. Учредительный конструкт. Стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, т.е. то, что попало в одну квалификацию, исключается из другой. Учредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления, как «ничего, кроме». Пример: этнический ярлык. Если человек обозначен как «чукча», то все будут думать о нем как о чукче и ни о ком более.

2. Констелляторный конструкт. В нем элементы могут одновременно и принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. Пример: Если этот человек продавец, значит он жулик и спекулянт.

3. Предполагающий конструкт. Противоположен укредительному и констелляторному, т.к. позволяет быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.