скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Психология личности

3.5.2  Мотивация: иерархия потребностей

Естественно, Маслоу обращал внимание на наиболее важный вопрос психологии: что управляет поведением, что есть мотивация. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, всеобъемлющего удовлетворения. Полное отсутствие потребностей, если оно и существует, может быть очень недолговечным. Здесь действует тот же принцип, что и в гештальт-психологии: если одна потребность удовлетворена, она становится фоном, а фигурой становится новая потребность, которая направляет внимание и усилие человека. Таким образом, люди всегда чего-то желают.

Маслоу считал, что все потребности человека врожденные, т.е. порождены наследственными инстинктами. Общность генотипа людей порождает общность структуры потребностей.

Маслоу предложил схему, которую он назвал иерархией потребностей:

Самоактуализация и личное самосовершенствование
Самоуважение
Принадлежность и любовь
Безопасность и защита
Физиологические потребности

Главным принципом этой схемы является следующее: для того, чтобы высшие потребности могли осознаться и мотивировать поведение, доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет для человека актуальной, т.е. действующей, мотивирующей поведение. Таким образом, последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Расположение потребностей не является догмой, а скорее общим принципом. Например, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные социальные и бытовые проблемы.

Кроме того, ни одна группа потребностей не бывает полностью удовлетворена. Потребности не имеют четких границ и частично накладываются, тогда человек может быть одновременно мотивирован на двух и даже трех уровнях. При этом человек не может просто  продвинуться наверх и просто там остаться. Если низкие потребности перестанут удовлетворяться, то человек вновь вернется на этот уровень.

1. Физиологические потребности являются самым сильными и неотложными, обеспечивают физическое выживания человека: голод, жажда, воздух и т.п.  эти потребности обязательно должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне, чтобы, с одной стороны, не наступила смерть, а с другой – могли стать актуальными потребности более высокого уровня. Например, хронически голодный человек редко стремиться делать карьеру, ходить в театр или сочинять музыку.

2. Потребность в безопасности и защите.  Когда физиологические потребности в значительной мере удовлетворены, для человека приобретает значение следующий уровень потребностей. Это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и разумной свободе, и отсутствии угрожающих сил, болезней, страха и хаоса. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

Наиболее ярко эта потребность проявляется у детей – ребенок предпочитает быть зависимым, иметь ритуалы и распорядки. Маслоу считал, что дети лучше развиваются в семьях, где есть некоторая дисциплина и распорядок жизни. Если этого нет, то ребенок начинает искать места, где ситуация становится более стабильной. Иначе ребенок становится нервозным, тревожным и недоверчивым. Если от ребенка не требуют регулярного сна или питания, то родители не удовлетворяют его потребность в безопасности и защите.

Огромное негативное влияние на детей, по Маслоу, оказывают родительские ссоры, физические оскорбления, разлука, развод или смерть родителей. Все это дестабилизирует обстановку и делает ее ненадежной.

Потребности этого типа в значительной мере проявляются и в зрелом возрасте. Сберегательные вклады,  страхование, организация охраны – все это проявления потребности в безопасности и защите. То, что Олпорт называл «цельная жизненная психология» - это та же реализация потребности в безопасности и защите. Это позволяет человеку чувствовать себя частью чего-то целого, и таким образом, ощущать свою безопасность.

Маслоу предположил, что некоторые типы невротических личностей мотивированы в основном этим типом потребностей. Невротики ведут себя так, как будто завтра – конец света. Они пытаются организовать свой мир, как структуру, в которой не может произойти никаких непредвиденных, а, следовательно, «опасных» событий. Такие люди всегда ищут человека или систему, к которой можно принадлежать, т.е. быть ею защищенным.

3. Потребность в принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения в привязанности с другими в своей семье или группе. Эта потребность так же является врожденной и проявляется в раннем детстве: ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы и получать много ласки. Подростки стремятся найти любовь в форме уважения, через участие в различных группах: религиозных, спортивных, музыкальных и т.д. в юности решающее значение для удовлетворения этой потребности становится сексуальная близость – это форма признания собственной значимости и необходимости для кого-то.

Маслоу выделял два типа любви:

1. D-love – дефицитарная любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает: секс, самоуважение, общественное признание и т.п. Таким образом, такая любовь больше берет, чем дает.

2. B-love – бытийная любовь, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Такая любовь касается поощрения в другом человеке всего позитивного, творческого и т.п.

Важно, что Маслоу не соглашался с Фрейдом в том, что любовь – это результат сублимации сексуальных инстинктов. Скорее наоборот, полноценные сексуальные отношения могут возникнуть только как результат полноценной бытийной любви.

В современном обществе, писал Маслоу, неудовлетворенность этой потребности – одна из главных проблем. Люди не знают даже ближайших соседей, живут изолированно, поэтому их возможность совершенствования в значительной мере подавлена. Именно это, по его мнению, является причиной многих проблем и психопатологий. Таким образом, любовь является основной предпосылкой развития здорового человека.

4. Потребность в самоуважении. Этот тип потребностей Маслоу делит на две большие группы:

1) Самоуважение: компетентность, уверенность. Достижения, независимость во взглядах и свобода в действиях. Человек должен быть уверен, что он достойный человек, может справляться с жизненными проблемами.

2) Уважение других: престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и ценится другими.

Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, достоинство и чувство своей необходимости в обществе. Фрустрация этой потребности порождает чувство неполноценности, пустоты жизни и беспомощности, значительно снижает самооценку. Выражение потребности в самоуважении у разных людей может быть самым разным: для подростка необходимо, чтобы он был популярным, а взрослого уважают за то, что у него семья, дети, работа и т.п.

Маслоу считал, что потребность в самоуважении проявляется в юности, достигают максимального уровня в зрелости и несколько снижаются в пожилом возрасте. Это происходит потому, что взрослые, с одной стороны, имеют более реалистичную картину своей действительной значимости и ценности, поэтому у них достаточно сильно развито самоуважение. С другой стороны взрослый человек уже имеет определенный опыт уважения и признания, что позволяет перейти к более высоким уровням потребности.

5. Самоактуализация высшая потребность в иерархии Маслоу. Это желание стать тем, кем он хочет стать, достичь вершин своего творческого потенциала.

Самоактуализация может проявляться не только у людей искусства: рабочий у станка, которому нравится его работа, и который искренне хочет постичь все секреты мастерства, тоже стремится к самоактуализации. Маслоу считал, что большинство людей, если не все, ищут внутреннего совершенствования. В то же время лишь очень немногие как правило, очень одаренные – достигают самоактуализации. Многие люди просто не знают своих творческих способностей и даже боятся их, уменьшая шансы самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы – это страх успеха, который мешает человеку расти и совершенствоваться.

Социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенным нормам по отношению к какой-то части населения. Таким образом, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при определенных благоприятных обстоятельствах. По-другому говоря, людям необходимо некое «способствующее общество», в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С такой точки зрения ни одно общество не предоставляло оптимальных возможностей для самоактуализации. Еще одно препятствие самоактуализации – негативное влияние со стороны потребности в безопасности. Рост личности всегда связан с необходимостью рисковать, пробовать, от чего-то отказываться.

3.5.3  Дефицитарная мотивация и мотивация роста.

В дополнение теории иерархии потребностей Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:

1. D-motives – дефицитарные мотивы, нацелены на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные и вызывающие напряжение.  Обычно Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения и чем-то даже замещают черты личности. Д-мотивы соответствуют пяти основным критериям:

а) их отсутствие вызывает болезнь (не ешь – помрешь);

б) их присутствие предотвращает болезнь (нормально питайся – будешь долго жить);

в) их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа избавиться от голода, чем поесть);

г) в случае свободного выбора, человек предпочтет удовлетворить их (голодный человек предпочтет поесть, а не пойти в театр);

д) они пассивны или вообще отсутствуют у здорового человека (здоровые люди находятся в достаточно благополучных условиях, чтобы не быть занятыми только пищей).

2. B-motives – бытийные мотивы, мотивы роста или метапотребности. Имеют отдаленные цели, связанные со стремлением  актуализировать потенциал человека. В-мотивы должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжения через приобретения нового опыта.

Маслоу указывал, что поведение самоактуализировавшихся личностей мотивировано как раз метапотребностями. Эти потребности представлены в очень абстрактной теории, но вполне конкретны для каждого человека. Кроме того, метопотребности точно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации. Например: адвокат в своей работе ищет справедливость потому, что просто любит преследовать недостижимую цель.

Маслоу предположил, что метапотребности в отличие от Д-мотивов важны в равной степени и не имеют никакой иерархии. Следовательно, одна метапотребность может быть заменена другой, если таковы обстоятельства. Талантливый человек может стремиться к красоте через творчество, но позже он может получать не меньшее удовольствие от воспитания детей. Согласно Маслоу, В-мотивы, как и Д-мотивы являются инстинктивными, т.е. имеют биологическую природу. Следовательно, они должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей.

Что мешает этому? Большинство людей отрицают свои дефицитарные потребности и не удовлетворяют метапотребностей. Кроме того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации Д-потребностей не переживается человеком как осознанное желание. Тем не менее, неудовлетворение метапотребностей подавляет рост и развитие здоровой личности.

3.5.4  Метапатологии

Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворил Д-мотивы более низкого уровня. Очень редко метапотребности становятся доминирующими без удовлетворения потребностей низшего уровня. Тем не менее депривация или фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психические расстройства, именуемые метапатологиями. Их Маслоу называл психическими расстройствами высшего класса.

Маслоу считал, что многочисленные симптомы, связанные с бесконечным накопительством и ориентацией на потребление, свидетельствует о метапатологии. Примеры таких симптомов: неспособность любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни: неумение ценить настойчивость в поисках самоактуализации и т.п. Человек, страдающий метапатологией, сам может этого не замечать. Он смутно ощущает, что ему чего-то не хватает, но не понимает, чего именно. Например:  параноидное поведение – это отрицание такой метапотребности, как истина. В результате человек становится подозрительным и боится других.

3.5.5  Образ жизни: D-life и B-life

В зависимости от того, какие потребности доминируют, Маслоу предложил видение двух образов жизни:

1. D-life – это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требований окружения. Этот стиль жизни ориентирован на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Главный принцип такой жизни – живи сегодняшним днем. Такой человек – это крыса в ящике, он просто реагирует на стимулы и не вносит в жизнь ничего своего. Такая жизнь характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Счастье для таких людей в том, что они испытывают ощущение безопасности и удовлетворения.

2. B-life – совершенно особая жизнь. Это усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Во время эпизодов метаобразов жизни человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний. Б-образ жизни включает в себя счастливые и волнующие события, которые остаются в сознании ощущением чего-то важного, незабываемого. В-образ жизни сопровождается таким качеством, как отсутствие стремлений, потребностей и желаний – как будто человек переступил границы обычных потребностей и желаний. Они не нужны, т.к. человек уже достиг гораздо большего. Для В-образа жизни характерны также особые «вершинные переживания» - моменты, когда человек чувствует экстаз, благоговение, восторг.

3.5.6  Эупсихея

Вклад в персонологию Маслоу завершился разработкой концепции идеального общества, в котором люди могли бы свободно достигать самоактуализации. В его понимании хороший человек и хорошее общество – это одно и то же. Он считал, что современное общество оказывает на человека извращающее влияние. Он полагал, что главные положения, лежащие в основе воспитания детей, морали, религии направлены на то, чтобы подавить в человеке дьявола. При этом Маслоу писал, что вероятность самоактуализации выросла бы, если бы окружение вместо насаждения дисциплины и угрозы наказания, способствовало удовлетворению потребностей человека.

Маслоу мечтал об утопическом обществе, которое основало бы на пустынном острове тысячи здоровых семей, мигрировавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал такую утопию Эупсихея.  В ее основе должна лежать философия анархизма и ничто не должно ограничивать свободу человека. Главное в таком обществе – уважение к основным метапотребностям. Это общество полно синергизма, где все работали бы вместе, ценили бы простоту и бескорыстие.

3.6           Феноменологическая психология (Карл Роджерс)

Теоретиком, внесшим максимальный вклад в разработку феноменологического направления в психологии, является Карл Роджерс. Американский психолог, родился в 1902 году, умер в 1987 от сердечного приступа. По образованию историк, он закончил один единственный курс психологии – заочно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.