скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Содержание и цели национальной экономической политики

Конгломераты- монополистические объединения образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Вопрос 86. Монополистическая конкуренция и поведение фирмы Понятие монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция содержит элементы конкуренции и монопольной власти.

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции проявляется в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное.

Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта, различающиеся качеством, объемом оказываемых при продаже товаров услуг, размещением торговых точек относительно маршрута движения покупателей, стимулированием сбыта с помощью рекламы и т.д.

Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей.

Поведение фирм на рынке монополистической конкуренции

В краткосрочном периоде фирма исходит из максимизации своих прибылей или минимизации убытков. В основу закладываются предельные издержки и предельный доход фирмы.

В долгосрочном периоде фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, стремятся к получению нормальной прибыли или, точнее, к безубыточному функционированию.

Монополистическая конкуренция не обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственной эффективности.

Цена и объем производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Более того, фирмы и покупатели выигрывают за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференциация продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.

Анализ монополистической конкуренции показывает, что фирмы, действующие в условиях такого хозяйственного механизма, могут оказаться незаинтересованными в расширении объемов производства. С целью регулирования этих показателей в действие вступает механизм неценовой конкуренции. Речь идет о том, что конкурентной силой обладает не только цена, но и сам продукт, имеющий разнообразные свойства.

Фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.


Вопрос № 87. Олигополия и монопсония. Признаки, механизм ценообразования

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих различные по качеству товары.

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения доступа новых фирм на рынок; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.

Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

Так как ценовая конкуренция не выгодна никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если и изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов называется монопсонией. Она обладает теми же чертами, характеризующими монополию, однако эти черты переносятся на покупателя.

С развитием конкуренции качества (неценовой конкуренции) в обществе все большее внимание уделяется методам и приёмам законодательно запрещённой недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним относятся:

1.         демпинг;

2.         установление контроля над деятельностью конкурента с целью ограничения или прекращения этой деятельности;

3.         злоупотребление господствующим положением на рынке;

4.         установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

5.         установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;

6.         введение ограничительных условий в агентские соглашения;

7.         тайна на торгах и создание картелей;

8.         ложные информация и реклама;

9.         недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (в мировой практике получившие название пиратства);

10.      нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается положениями законодательства по борьбе с ограничительной деловой практикой, по охране прав потребителей, контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.

В современных международных торгово-экономических отношениях постепенно сформировались правила конкуренции. Это прежде всего международные согласованные нормы по контролю за ограничительной деловой практикой и защите конкуренции. Согласование производится в рамках международных организаций. В зависимости от статуса международной организации и степени обязательности е решений для стран-членов характер и оформление правил могут быть обязательными или рекомендательными.

Вопрос №88. Антимонопольное законодательство

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. А.з. основывается на концепции, достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставленной хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основными целями А.з. подавляющего числа государств является защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала, контроль над ценообразованием, защита интересов и содействие мелкого и среднего предпринимательству, защита интересов потребителей.

В некоторых государствах в А.з. включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности, характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (Картельное право ЕС, Антитрестовское право США и др.). А.з., как правило является общенациональным.

Согласно А.з. антиконкурентная практика подразделяется на индивидуальную и согласованную. Согласованные действия хозяйствующих субъектов согласно А.з. подразумевают координацию или согласованный параллелизм в их поведении на рынке, отсутствие которых, говорящее о том, что хозяйствующие субъекты предпринимали самостоятельные действия, объясняемые их собственным интересом, таким образом, что их поведение носило односторонний характер, делает неприменимыми положений о запрете таких действий. Доказательство одностороннего поведения возлагается в этом случае на самих хозяйствующих субъектов.

Основной категорией А.з. является доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего(их) субъекта(ов) на соответствующем (релевантном) товарном рынке. А.з не устанавливает запрет хозяйствующему(им) субъекту(ам) занимать его, в тоже время не допуская злоупотребления таким положением. Оценка того, занимает(ют) ли хозяйствующий(ие) субъект(ы) доминирующее положение основывается на определении релевантного (соответствующего) товарного рынка, который подразумевает границы, объем и субъективный состав. Границы товарного рынка подразделяются на продуктовые и географические. При определении продуктовых границ рынка берется совокупность продаж однородного товара и его ближайших субститутов (взаимозаменяемых товаров), степень взаимозаменяемости которых отражается показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. К одному рынку относятся товары, для которых значение перекрестной ценовой эластичности спроса достаточно велико. Недостижение названного значения заданной величины означает разрыв в цепи товаров-заменителей. Географические границы товарного рынка устанавливаются с учетом определения эффективной конкуренции на определенной территории.

В целях профилактики антиконкурентных действий А.з. большинства государств предусмотрен контроль за реорганизацией предприятий и за приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, осуществление, которого, как правило, возлагается на уполномоченный государственный орган. Контроль осуществляется с учетом обладания названными предприятиями доминирующего положения и суммы совершаемых ими сделок.

Одним из первых в системе законодательных актов, опосредующих коренную экономическую реформу, проводимую РФ в начале 1990-х г., был введен закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Целями введения в действие этого закона были и остаются создание конкурентной среды в российской экономике, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный закон был принят за несколько месяцев до закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды.

В настоящее время Конституция РФ, гарантируя каждому свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, провозглашает, что экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34). Конституция РФ вместе с Законом о конкуренции, издаваемых в соответствии с ним федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ составляет А.з. РФ. А.з. является федеральным (установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ (абз. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации)). Основные особенности российского А.з. состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции (см. недобросовестная конкуренция), положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти.

Закон о конкуренции определяет категорию противоречащих А.з. действий (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, - монополистическую деятельность, которая в свою очередь подразделяется на индивидуальную (злоупотребления) и согласованную (соглашения) монополистическую деятельность.

К индивидуальным проявлениям монополистической деятельности относится злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и(или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц запрещены (п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции). В Законе о конкуренции приводится открытый перечень таких действий которые оказывают или могут оказать пагубный результат на конкуренцию.

Согласно Закону о конкуренции запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции (п.1 ст. 6). В исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действия, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка (п. 3 ст. 6). В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути нарушают положения А.з. и на которые не распространяются названные изъятия.

К индивидуальным монополистическим проявлениям органов власти и управления согласно Закону о конкуренции относятся принимаемые ими акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещается образование органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров, а также наделение названных органов полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Запрещается совмещение функций указанных органов с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение последних функциями названных органов (ст. 7).

Согласованный монополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований между собой, либо с хозяйствующим субъектом запрещается и в установленном порядке признаются недействительными, в случае, когда они могут имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан (ст. 8).

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ (ст. 3 Закона о конкуренции). Федеральный антимонопольный орган - ГАК России для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их своими полномочиями в пределах своей компетенции. Согласно Закону о конкуренции федеральный антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Вопрос № 89. Виды общественных благ. Определение оптимального объема их производства

Государство в сфере производства выполняет две основные функции: производство общественных и частных товаров; регулирование и субсидирование частного производства.

Рыночный механизм не в состоянии обеспечить производство чистых общественных благ в силу их специфичности.

Во-первых, общественные товары и услуги являются неконкурентными, т.е. при любом заданном уровне их объема предельные издержки на их производство для дополнительного потребителя равны нулю.

Во-вторых, общественные блага неисключаемы, т.е. ими пользуются все члены общества независимо от возможности отдельного лица оплатить их потребление

Спрос на общественные блага, в силу их перечисленных особенностей, непосредственно измерить невозможно, он не имеет ярко выраженной денежной меры. Так как рынок в состоянии удовлетворить лишь те потребности, которые воплощаются в спросе, то частные производители либо не предложат общественные товары, либо поставят неадекватное их количество. Поэтому общественные блага обычно производятся государством.

Наряду с непосредственным участием в производстве общественных и некоторых частных благ государство может оказывать косвенное воздействие на размещение ресурсов в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование, правовые нормы и т.п.

По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления регулирования.

Образование не способно выполнять возложенные на него функции без поддержки государства. Частное образование может быть лишь фрагментом общей системы.

Полный пересмотр программ низших, средних и высших учебных заведений, удаление оттуда всего ненужного.

 Здравоохранение является классическим примером общественного блага. При этом необходимость бесплатных прививок и профилактических мероприятий.

 Государственное вмешательство в рынок труда нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости самодеятельного населения, а также на достижение соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе спросу на нее в количественном и качественном отношении.

Вопрос 90. Определение внешних эффектов. Государственное регулирование внешних эффектов

Проблема внешних издержек - экстернами, впервые исследовал английский экономист Артур Пнгу. Он выделил частные индивидуальные издержки и социальные издержки общества, он показал, что рост загрязнения дает рост внешних издержек. Очевидно, что для любого предпринимателя цель состоит в минилизации своих частных издержек для увеличения прибыли, а потому они часто экономят на природно-охранных затратах, не учитывая их себестоимости В этом случае общество будет вынуждено тратить свои средства на ликвидацию возникшего ущерба. Т о. общие социальные затраты на производство продукции будут состоять из индивидуальных и экстернальных (внешних) издержек. Пример- образования и оценки экстернальных издержек загрязнение реки верхнем течении химкомбинатом и дополнительные издержки пищевого комбината на очистку) внешние издержки местного населения на лечение, на очистку воды, потери оригационой зоны).

Существование экстернали ставит вопрос о реальной цене продукции предприятии загрязняющих окружающую среду для общества. Недоучет этих издержек в цене, следствие не эффективности рынка в их отражении, занижает фактические цены по сравнению с общественными издержками.

Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными (развитие региона при строительстве градообразующего предприятия и развитие инфраструктуры региона). Отрицательный (загрязнение, нарушение природного ландшафта)

Г'осу дарственное регулирование внешних эффектов возможно за счет:

-        ограничение деятельности при наличии отрицательных внешних эффектов или наоборот стимулирование предположительно

1.         гибкая система налогообложения различные санкции, штрафы и т.д.

2.         сужение сферы госсобственности на природные ресурсы, введение частной собственности.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.