скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Основные положения бухгалтерского финансового учета

Принцип единства оценки заключается в единообразном денежном измерении однородных средств различных организаций. Это значит, что в балансах всех организаций одинаковые средства оцениваются в одном и том же порядке. Причем эта оценка сохраняется в течение всего времени нахождения хозяйственных средств в той или иной стадии кругооборота. Правильность соблюдения данного принципа требует также, чтобы хозяйственные средства показывались в одной и той же оценке как в балансе, так и в текущем учете.

Применение способов оценки объектов бухгалтерского учета к конкретным видам средств и источников имеют ряд особенностей. Эти особенности отражены в действующем законодательстве по бухгалтерскому учету и отчетности. Рассмотрим действующий порядок оценки важнейших видов хозяйственных средств:

- основные средства, долгосрочно арендуемые основные средства, нематериальные активы и другие аналогичные средства долгосрочного (многократного) использования оцениваются в текущем учете по первоначальной или восстановительной стоимости. В балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости (разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и начисленной амортизацией);

- финансовые вложения в текущем учете и балансе оцениваются по договорной (фактической) стоимости вложенных средств в уставные фонды создаваемых организаций, а акции, облигации и другие ценные бумаги — по цене их приобретения (фактической себестоимости). Если цена приобретения отличается от стоимости, указанной на ценной бумаге (номинальной стоимости), то разница подлежит постепенному списанию за счет получаемых от них доходов. К моменту погашения (выкупа) стоимость ценной бумаги должна соответствовать номинальной.

- производственные запасы — сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и другие отражаются в балансе по фактической себестоимости. В текущем учете их фактическая себестоимость может быть представлена двумя слагаемыми — учетной ценой (оптовой, плановой и т. п.) и отклонениями от нее (транспортно-заготовительным расходами);

- товары отражаются в балансе по покупной стоимости. В текущем учете эта стоимость может быть представлена учетной (продажной) стоимостью и суммой торговой наценки. Продукты питания, медикаменты и перевязочные средства в медицинских и социальных учреждениях учитываются в текущем бухгалтерском учете и отчетности по покупным ценам.

- незавершенное производство оценивается в балансе по фактической себестоимости, а в отдельных отраслях только по прямым статьям, составляющим основу этой себестоимости;

- готовая продукция оценивается в балансе по фактической себестоимости. В текущем учете она может оцениваться по плановой (нормативной) себестоимости с последующим определением ее отклонений от фактической;

- денежные средства (документы) оцениваются и учитываются в реальных суммах, а наличные деньги — по номинальной стоимости;

- иностранная валюта оценивается и учитывается в национальной денежной единице по курсу Центробанка на дату совершения операции. Эта оценка впоследствии изменяется по мере изменения указанного курса.

- обязательства по расчетам к получению (дебиторы) или к уплате (кредиторы) оцениваются и учитываются по методике, согласно действующему законодательству или по взаимной договоренности в реальных суммах, подлежащих уплате или получению. Оценка задолженности в иностранной валюте осуществляется исходя из курса Центробанка, с последующей ее переоценкой по мере изменения этого курса.

3.      Бухгалтерский баланс

Законодательную и нормативную базу для формирования бухгалтерской отчетности организаций составляют:

1.         Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

2.         Положение по ведению БУ и бух. отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н

3.         Положение по БУ "Бух. отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н";

 Баланс – это система показателей сгруппированных в виде двухсторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования, денежной оценки на определенную дату. Баланс составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги или оборотно-сальдовой ведомости.

Виды баланса: Вступительный; Текущий; Заключительный (годовой); Санируемый; Сводный (консолидированный); Ликвидационный; Объединительный и разделительный.

Актив – раскрывает состав имущества. В активе, имущество приведено с учетом степени ликвидности. Наименее ликвидные нематериальные активы, осн. средства, капитальные вложения и т.д. Они размещены в начале баланса. А легко реализуемые (ден. ср-ва) находятся в конце актива баланса. В любом случае актив баланса должен соответствовать его обязательствам и собственным капиталам.

Источники данного имущества отражены в пассиве. Пассив – показывает собственный капитал, а так же совокупность долгов и обязательств экономического субъекта. Построение пассива баланса также определяется степенью влияния на ликвидность организации: вначале приводятся собственный капитал и резервы предприятия, затем долгосрочные обязательства, то есть обязательства, срок погашения которых отдален во времени и, наконец, краткосрочные обязательства, которые во многом определяют степень платежеспособности организации и за которыми нужен постоянный аналитический контроль для их своевременного и беспроблемного погашения.

 Экономически однородный вид имущества в активе или источников его формирования в пассиве, принято называть - статьей баланса. Статьи баланса распределены по их экономической сущности на 5 разделов.

Актив баланса состоит из двух разделов:

1.         Внеоборотные активы – содержат информацию о нематериальных активах, движимом и недвижимом имуществе, незавершенном строительстве, а также доходных вложениях в материальные ценности, о долгосрочных финансовых вложениях и отложенных налоговых активах.

2.         Оборотные активы представляют 4 блока наиболее ликвидных активов:

·  Мобильные средства организации (материалы, готовая продукция), которые в короткое время могут быть обращены в наиболее ликвидную часть, денежные средства. Здесь представлены как непосредственно используемые внутри организации (производственные запасы и незавершенное производство), так и за пределами.

·  НДС по приобретенным ценностям

·  Дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и т.д.

·  Денежные средства.

Пассив раскрывает содержание собственного капитала и обязательств как краткосрочных, так и долгосрочных.

3.         Капитал и резервы определяющим является уставный капитал. Изменение или увеличение уставного капитала. В статье добавочный капитал в основном отражаются суммы дооценки внеоборотных активов, эмиссионного дохода АО т.е. суммы полученные сверх номинальной стоимости в размещенных акциях. Резервный капитал – формирует источники в виде резервных фондов. Так же в данном разделе суммы нераспределенной прибыли, т.е. оставшейся в распоряжении организации после отражения обязательств перед бюджетом. При наличии убытка полученного в отчетном периоде, в данном разделе показывается его размер со знаком минус.

4.         Долгосрочные обязательства раскрывают содержание долгосрочных кредитов банка и долгосрочных займов более 12 месяцев, а также отложенные налоговые обязательства.

5.         Краткосрочные обязательства – отражаются заемные средства в виде кредитов банка, займов со сроком погашения в течение 12 месяцев, а так же другие виды задолженностей (перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом, по оплате труда, перед гос. внебюджетными фондами и т.д.). Особое место в данном разделе имеют источники собственных средств - доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.

 В интересах сближения отечественной практики с требованиями международных бухгалтерских стандартов, в последнее время бух. баланс стали составлять не в первоначальной оценке (баланс брутто), а в реальной оценке на дату составления баланса «очищенной от регулирующих статей» (баланс нетто). Такой подход распространяется как на имущество длительного пользования, так и на состав оборотных средств, поэтому в балансе отсутствуют такие статьи: износ о.с., амортизация НМА, торговая наценка, резерв под обесц. Ц.Б., резерв по сомнит. долгам.

Баланс м.б. промежуточный (за 1 кв., 1 полугодие,9 месяцев) и итоговый (за год). Промежуточный баланс сдается в ФНС не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода, а годовой не ранее 60 дней и не позднее 90 дней с даты окончания отчетного года.

Баланс предназначен предоставлять информацию внешним пользователям о финансовом состоянии организации.

Между российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и МСФО существуют принципиальные отличия. Российские положения ориентированы на соблюдение требований законодательства и не учитывают уровень инфляции, тогда как в МСФО приоритет принадлежит правдивому отображению хозяйственной деятельности субъекта. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с российскими ПБУ, в первую очередь удовлетворяет потребностям налоговых и других органов, регулирующих хоз. деятельность. В ней довольно много лишней и малопонятной для инвесторов информации. Финансовая отчетность, составленная в соответствии с требованиями МСФО, направлена на удовлетворение информационных запросов прежде всего внешних пользователей этой отчетности.

При построении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих правил и принципов:

1. Равенство итогов баланса (Принцип сбалансированности);

2. Достоверность (реальность) Бухгалтерский баланс должен давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

3. Денежное выражение. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности подлежат оценке в денежном выражении.

4. Обособленность (целостность). Необходимо помнить, что бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.), следовательно, в активе учитываются активы, принадлежащие предприятию на праве собственности, а в пассиве источники образования только этих активов.

5. Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

6. Сопоставимость (преемственность, последовательность) Так, данные вступительного (начального, входящего) баланса должны соответствовать данным заключительного (исходящего) баланса за период, предшествующий отчетному.

8. Развернутое сальдо. При составлении бухгалтерского баланса зачет между статьями активов и пассивов не допускается. Остатки по счетам бухгалтерского учета в балансе приводятся в развернутом виде. В противном случае бухгалтерская отчетность будет недостоверной.

9. Происхождение показателей (правдивость). Данный принцип основан на том, что информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета, которые в свою очередь сформированы на основе всех фактов или документов, отражающих факты хозяйственной деятельности организации.

10. Очистка баланса. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин.

11. Правильное оформление.

12. Ясность. Ясность баланса выражается в доступности его для понимания всех лиц, имеющих к нему доступ.

4.      Учет инвестиций в основных средствах

Общие вопросы регулирования инвестиционной деятельности определены Федеральным Законом РФ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений»

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Все инвестиции подразделяют на две основные группы: реальные (капиталообразующие) и портфельные. Портфельные инвестиции - это вложение капитала в проекты, связанные, с приобретением ценных бумаг и др. активов (доли). Реальные инвестиции - это в основном долгосрочные вложения средств непосредственно в ср-ва пр-ва и предметы потребления. Они представляют собой фин. вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов. При этом м.б. использован и заемный капитал, в т.ч. и банк. кредит. Реальные инвестиции иногда называют прямыми, так как они непосредственно участвуют в пр-ном процессе: вложение ср-в в здания, оборудование.

Формы инвестиций в ОС: приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, объектов информационной техники и техники связи, других составляющих ОС, в т.ч. и земельных участков и объектов природопользования; создание объектов ОС в виде проведения капитальных вложений, реконструкции, расширения, техническое перевооружение действующих предприятий: хозяйственным ли подрядным способами.

Объекты внеоборотных активов до ввода их в эксплуатацию оцениваются в размере фактических затрат.

БУ вложений во внеоборотные активы ведется в соответствии с порядком, установленным:

1.         Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), утвержденным Приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167,

2.         Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Письмом Минфина России от 30.12.93 N 160, (На сегодняшний день этот документ частично устарел. Применять его надо в части, не противоречащей ПБУ 6/01 "Учет основных средств".)

3.          Планом счетов БУ финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы ведется по их видам и объектам на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах: 08-1 «Приобретение земельных участков»; 08-2 «Приобретение объектов природопользования»; 08-3 «Строительство объектов ОС»; 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»; 08-5 «Приобретение НМА»; 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»; 08-7 «Приобретение взрослых животных» и др.

Поступление ОС от подрядчиков: Д 08 К 60; Д19 К60; Д60 К51.

По дебету счета 08 отражаются факт. затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов осн. средств. Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности",

Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении основных средств, в полном объеме принимаются к вычету после принятия на учет ОС при условии, что они приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС. Соответственно, налогоплательщик получает право на вычет НДС в том месяце, когда приобретенные ОС отражены по дебету счета 01.

Аналитический учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" ведется по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств по фактическим расходам.

Порядок учета затрат по данным работам зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного.

При подрядном способе производства стоимость принятых от подрядчика строительно-монтажных работ (СМР) отражаются у застройщика-заказчика на д-те счета 08 (к-ту 60) по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам-фактурам и справкам типовой формы N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" подрядных организаций. Справка N КС-3 применяется подрядчиками также для учета выполненных работ по договорной (сметной) стоимости до их сдачи заказчику. Уплаченная сумма НДС по счету-фактуре за принятые СМР отражается заказчиком по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" на отдельном субсчете (к-т 60). Данный порядок учета НДС необходим для того, чтобы заказчик в счете-фактуре, передаваемом инвестору, указывал НДС по СМР и оборудованию для возмещения последним сумм налога в установленном порядке при постановке на учет принятых объектов в составе основных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.