Дипломная работа: Учет затрат на производство и реализацию продукции
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 18,99%, а реализация продукции 13,99%.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Динамика производства и реализации продукции
за период с 1999 по 2001год
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 3.2.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 3,8 %, а по реализации - только на 2,1 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 3.2.2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Армхлеб»
Изделия |
Объем производства продукции, (тыс.руб) |
Реализация продукции (тыс.руб) |
||||||
план | факт | ± | % выполн | план | факт | ± | % выполн | |
Хлеб белый |
13850 | 13276 | -576 | -4,1 | 13416 | 12105 | -1311 | -9,8 |
Хлеб бородинский | 17874 | 17554 | -320 | -1,8 | 17874 | 16523 | -1351 | -7,6 |
Лаваш | 7950 | 9207 | 1257 | 15,8 | 7630 | 8374 | 744 | 4,5 |
Батон нарезной | 4120 | 5345 | 1225 | 29,3 | 3918 | 4338 | 420 | 10,7 |
Итого: |
43794 |
45382 |
1588 |
3,8 |
428338 |
43740 |
902 |
2,1 |
Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Из таблицы 3.2.3. видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98% (42900:43794).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние, К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-
технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей , предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Таблица 3.2.3 - Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделия | Объем пр-во прод-ции в план.цен. (тыс.руб) | % выполнения плана | Объем пр-ции зачтенный в выполнен.плана по ассортименту (тыс.руб) | |
план | факт | |||
Хлеб белый | 13850 | 13276 | 95,9 | 13276 |
Хлеб бородинский |
17874 | 17554 | 98,2 | 17554 |
Лаваш | 7950 | 9207 | 115,8 | 7950 |
Батон нарезной |
4120 | 5345 | 129 | 4120 |
Итого: |
43794 |
45382 |
103,6 |
42900 |
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2.4), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
= 45382 тыс. руб.
= 44737 тыс. руб.
= 45382 - 44737 = + 645 тыс. руб.
Таблица 3.2.4 - Анализ структуры товарной продукции
Изделия | Оптовая цена за 1 тн руб. | Объем произ-во прод-ции | Товарная прод-ция в ценах плана, тыс.руб | Изменен.товарной пр-ции за счет структуры | |||
План | Факт | План | Фактич.при плановой структуре | Факт | |||
Хлеб белый | 4969 | 2787,3 | 2671,8 | 13850 | 14148 | 13276 | -872 |
Хлеб бородин | 6643 | 2690,7 | 2642,5 | 1784 | 18259 | 17554 | -705 |
Лаваш | 7604 | 1045,5 | 1210,8 | 7950 | 8121 | 9207 | 1086 |
Батон нар-ной |
8176 | 503,9 | 653,7 | 4120 | 4209 | 5345 | 1136 |
Итого: |
- |
7027,4 |
7178,8 |
43794 |
44737 |
45382 |
645 |
К в.п. = 7178,8/7027,4= 1,0215442
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 103,6% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 44737 тыс.руб. При фактической структуре он выше на 645 тыс.руб.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных () и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
ΔВПстр. = (Кст - Кн) × ВП пл = (1,036 – 1,0215442) × 43794 = + 645
Таблица 3.2.5. - Расчет изменения средней цены за 1 тн за счет структурного фактора
Изделия | Оптовая цена 1 тн /руб. | Структура продукции, % | Изменение средней цены за счет структуры | ||
план | факт | ± | |||
Хлеб белый |
4969 | 39,7 | 37,11 | -2,49 | -123,7 |
Хлеб бородинский | 6643 | 38,2 | 36,8 | -1,4 | -93 |
Лаваш | 7604 | 14,9 | 16,9 | 2,0 | 152,2 |
Батон нарезной |
8176 | 7,2 | 9,1 | 1,9 | 155,8 |
Итого: |
100 |
100 |
1588 |
90,3 |
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 тн () за счет структуры (табл. 3.2.5):
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
ΔВПстр. = Δ Цстр × Vф. общ. = 90,3 × 7178,8 = + 645 тыс.руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
Цф =
Цпл =
ΔВПстр. = 90,5 × 7178,8 = 645 тыс.руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 3.2.6).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11