скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методы маркетинговых исследований

Построение матрицы БКГ включает следующие этапы:

1.         На основе проведения стратегического анализа определяется диапазон

Стоимость,

ден. ед.


 230

 20% снижения

 184 удельных издержек


147,20


 117,76


1 2 4 8 Количество,

ед. продукции

Рисунок 2.2 – Действие эффекта опытной кривой на уровень удельных издержек

изменения размеров роста или сокращения всех целевыхз рынков в пределах определенной отрасли. Эти показатели отмечаются на вертикальной оси матрицы. Например, если прогноз развития рынков показывает, что максимальный рост в планируемом периоде для отдельных товаорв может составить 20%, а для других товаров прогнозируется сокращение рынка и амксимальный размер этого сокращения составит 10%, то для данной отрасли диапазон составит от -10 до 20 процентов (рисунок 2.3).

2.         По горизонтальной оси отмечается диапазон изменения относительной доли рынка (ОДР) предприятия. Относительная доля рынка предсталяет собой частное от деления рыночной доли предприятия на рыночную долю ведущего конкурента. Рыночная доля НКМЗ по продажам проходческих комбайнов за отчетный период (2007 год) составила 37%, а основной конкурент (Копейский машиностроительный завод) контролировал 47% рынка, тогда ОДР НКМЗ составит:

ОДР = 37% / 47% =0,79.

Этот расчет говорит о слабых конкурентных позициях на рынке. Чем больше ОДР превышает единицу, тем более высокой является конкурентоспособность данного предприятия или отдельного СХП.

3.         Полученное поле матрицы оазделяется горизонтальной и вертикальной линиями на четыре квадрата, каждый из котрых устанавливает определенные характеристики для находящихся в нем СХП. В зависимости от содержания этих характеристик все СХП делятся на четыре типа: “звезды”, “вопросительные знаки”, “дойные коровы”, “собаки”. Горизонтальная линия делени матрицы может проходить на уровне значения, которое соответствует темпу роста отрасли или рынка в целом. Вертикальная линия может проходить через показатель ОДР = 1,5.

При данной величине ОДР начинают проявляться преимущества эффекта опытной кривой. Предприятие, которое контролирует долю рынка, большую, чем у ведущего конкурента в полтора и более раза, получает дополнительные конкурентные преимущества, связанные с экономией удельных издержек.

4. Для каждого СХП делается оценка будущих темпов роста, рассчитывается относительная доля рынка и, полученные таким образом данные, определяют его положение в матрице.

Отчетный год Прогноз
Рост рынка – 14% Рост рыка – 18%
ОДР ПБ=37%/47%=0,79 ОДР ПБ=39%/45%=0,87

              Звезды                       Вопросительные знаки

25%                                                                              10%

   Дойные коровы                                  Собаки

50%                                                                             15%

 
Рост 30,0

рынка,

%

 20,0


 10,0

 

  0,0

 -10,0

 -20,0

12,0 6,0 3,0 1,5 0,75 0,38 0,19

-30,0 ОДР

 Условные обозначения:

                                      отчетный период предприятия;

прогнозный период предприятия.

Рисунок 2.3 – Матрица Бостонской консультационной группы


5.Для каждого из типов СХП формулируется соответствующая маркетинговая стратегия.

Выполнив построение матрицы БКГ, можно сделать вывод о том, что наш товар относится к категории “вопросительные знаки”. Это значит, данное СХП находится в условиях быстрого развития рынка, но обладает незначительными возможностями воздействия на рынок, так как ведущее положение занимают конкуренты. Поддержание или увеличение относительной доли рынка требует значительных капиталовложений. Поэтому такие товары подлежат специальному изучению, чтобы установить, при каких условиях и размерах капиталовложений они могут увеличить относительную долю рынка и перейти в “звезды”. Полученные выводы и рекомендации коренным образом повлияют на выбор стратегии маркетинга. При благоприятном прогнозе, если рассчитанные затраты будут полностью возмещены и достигнуты установленные величины массы и нормы прибыли, предприятие должно проводить стратегию интенсификации маркетинговых усилий. В противном случае необходимо следовать стратегии свертывания операций и ухода с рынка. Сплошная линия на диаграмме матрицы БКГ показывает последовательность изменения типов СХП: при благоприятных условиях “вопросительные знаки” переходят в “звезды”, но с замедлением темпов развития рынка “звезды” превращаются в “дойных коров”. А с наступлением спада в кривой жизненного цикла товара становятся неизбежными низкие темпы развития рынка или его сокращение и снижение относительной доли рынка.

Таким образом, если в качестве показателей перспектив развития и позиции конкурентоспособности выбираются рост объемов деятельности и относительная доля рынка, то матрица БКГ может эффективно использоваться в качестве инструмента анализа и выбора стратегии маркетинга и распределения стратегических ресурсов. Если же перспективы развития и условия конкуренции сложнее и описываются большим количеством переменных, то двухмерная матрица должна дополняться соответствующими методами анализа.

Матрица привлекательности отрасли положения на рынке (“Мак Кинзи”) представляет собой более сложный и более детальный, усовершенствованный вариант БКГ, в котором вместо показателя темпов развития отрасли использован критерий “привлекательность отрасли (привлекательность стратегической зоны хозяйствования), а вместо относительной доли рынка – конкурентоспособность СХП.

На первом этапе необходимо установить перечень показателей, по которым будет проводиться оценка привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия. Примерный перечень этих показателей приведен в таблице 2.20.

По данным службы маркетинга предприятия можно рассчитать емкость рынка и долю рынка для всего объема продаж по формулам 3 и 4:

Епр-а = Vпр-а + Vи - Vэ + Vп.п.                                           ( )

где Епр-а – емкость рынка;

Vпр-а – общий объем производства товаров;

Vи – объем импотртированных товаров;

Vэ – объем экспортированных товаров;

Vп.п. – объем товаров прошлого периода;

, (4)

где ДР – доля рынка;

Vпр-ж – объем продаж товаров фирмой;

На основании расчетов отдела маркетинга было получено число, характеризующее плановую долю рынка для данного товара: 7%.

Таблица 2.20 – Показатели, необходимые для построения матрицы “привлекательность рынка конкурентоспособность”

Показатели привлекательности рынка Показатели конкурентоспособности предприятия

1     Емкость рынка

1.1   Национальное производство

1.2   Импорт

1.3   Емкость основных сегментов

1.3.1      Географических

1.3.2      Потребительских

2        Темпы роста

2.1     Сложившиеся темпы роста рынка

2.2     Прогнозируемые темпы роста рынка

2.3     Прогнозируемые темпы роста отрасли

3 Рентабельность операций

4 Уровень конкуренции

4.1   Количество конкурентов

4.2   Уровень концентрации конкурентов

4.3   Доля рынка ведущих конкурентов

5     Стабильность спроса

5.1   Сезонность спроса

5.2   Частота покупок

6 Уровень насыщения спроса

7 Размеры необходимых инвестиций

8 Риск рынка

9 Доступность сырья, материалов

10 Государственное регулирование

1      Качество и потребительские преимущества

2      Абсолютная доля рынка

3      Относительная доля рынка

4      Привлекательность ассортимента

5      Эффективность каналов сбыта

6      Эффективность рекламы и стимулирования сбыта

7      Возможность ценовой конкуренции

8      Производственные возможности

9      Финансовые ресурсы

10    Система управления

Далее, в зависимости от степени влияния на конечную оценку для каждого показателя необходимо установить коэффициент относительной значимости. Для удобства подбора этих коэффициентов, рекомендуется, чтобы их сумма по каждой группе показателей составляла 100 баллов. Расчет общей привлекательности рынка приведен в таблице 2.21. Для каждого показателя привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия устанавливается шкала оценок. Наиболее удобные для расчетов балльные диапазоны от 1 до 5 или от 1 до 10 баллов. При этом устанавливается, что самая низкая оценка проявления отдельного критерия будет равна 1, а самая высокая – соответственно 5 или 10 баллам. Информация, характеризующая привлекательность отрасли, рынка или СЗХ, которая была собрана на этапах стратегического анализа, используется для проведения экспертной оценки привлекательности рынка. Полученная фактическая итоговая оценка по отдельному рынку в нашем случае 875 балла, т.е. 875/1000 = 0,88.

В зависимости от величины уровня привлекательности весь диапазон делится на три оценочных интервала, которые имеют следующие характеристики:

0,00 – 0,60 – низкая привлекательность рынка;

0,61 – 0,80 – средняя привлекательность;

0,81 – 1,00 – высокая привлекательность.

Таким образом, по результатам расчетов можно сделать вывод, что рынок имеет высокую привлекательность.

 Таблица 2.21 – Расчет общей оценки привлекательности рынка

Показатели Коэффициент относительной значимости Оценка показателя Итоговая оценка
1 Емкость рынка 20.00 10.00 200.00
2 Темпы роста рынка 10.00 10.00 100.00
3 Рентабельность операций (в прошлом и перспективе) 10.00 9.00 90.00
4 Уровень конкуренции 10.00 7.00 70.00
5 Стабильность спроса 10.00 8.00 80.00
6 Размер необходимых инвестиций 15.00 9.00 135.00
7 Риск рынка 10.00 8.00 80.00
8 Доступность сырья, материалов, компонентов 5.00 9.00 45.00
9 Уровень насыщения спроса 5.00 7.00 35.00
10 Государственное регулирование 5.00 8.00 40.00
Итого 100.00 875.00

3.3       Анализ конкурентоспособности проходческого комбайна П220

На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров конкурентов, или более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем, или некоторый абстрактный эталон. Если разбить товары на три группы, а именно:

1.         Имеющие аналоги или уже выведенные на рынок.

2.         Имеющие аналоги и находящиеся на стадии разработки.

3.         Не имеющие аналогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.