Дипломная работа: Анализ и пути снижения себестоимости продукции (на примере ЗАО "Атлант")
Искажения себестоимости, связанные с объемом производимой продукции, проявляются по причине того, что каждый продукт требует затрат по разработке, закупкам сырья, проверке качества и других сопутствующих внутрифирменных услуг, и эти затраты находятся в минимальной зависимости от объема продукции. Продукты с большим объемом выпуска при условном распределении склонны перетягивать на себя большее количество косвенных расходов, а продукты с меньшими объемами – меньшее. Таким образом, себестоимость продуктов с большим объемами производства в традиционных системах завышается, а с небольшими – занижается.
Обобщим наличие искажений себестоимости при различных комбинациях характеристик продуктов и баз распределения в таблице 1.3:
Таблица 1.3 Сводная таблица искажений себестоимости
Фактор | Характеристика товара | Количество единиц продукции | Труд основных рабочих | Часы работы оборудования | Стоимость материалов | Основные затраты |
Сложность продуктов | Сложный продукт | Занижение | Занижение | Занижение | Занижение | Занижение |
Стоимость материалов | Нематериалоемкий | Нет однозначных искажений | Нет однозначных искажений | Нет однозначных искажений | Занижение | Занижение |
Размер партии | Продукт в небольшой партии | Занижение | Занижение | Занижение | Занижение | Занижение |
Объем выпуска |
Продукт с низким объемом производства | Занижение | Занижение | Занижение | Занижение | Занижение |
Как видим, условное распределение затрат, используемое в традиционных системах, не может позволить точным образом рассчитать себестоимость на предприятии с большим числом бизнес-процессов. Условное распределение в традиционных системах предполагает, что косвенные затраты (в частности затраты на маркетинг, разработку и тестирование продуктов, контроль качества и другое) содержатся в себестоимости продукции в той же пропорции, что и труд основных рабочих или затраты на материалы. Очевидно, что для различных продуктов, производимых на одном предприятии, соотношение косвенных затрат с прямыми основными в структуре себестоимости может быть разным. Чем больше величина таких различий в структуре себестоимости продукции на предприятии – тем сильнее искажается себестоимость данной продукции при расчете ее традиционным методом.
Рассмотрим возможные последствия применения менеджментом неверной информации о себестоимости:
Во-первых, это неправильное установление продажных цен на продукцию предприятия. Установление меньшей цены вследствие заниженной себестоимости уменьшит потенциальную прибыль от производства и реализации данного продукта или, в крайнем случае, вообще приведет к убыточному производству. Установление завышенных цен на продукт с реально более низкой себестоимостью может привести к потере доли рынка и объемов продаж.
Во-вторых, возможно принятие решения о прекращении производства прибыльной продукции, основываясь на информации о завышенной себестоимости и соответственно, отрицательной рентабельности.
В-третьих, возможно производство неприбыльных продуктов и занятие неприбыльными видами деятельности.
Таким образом, использование традиционных систем расчета себестоимости может привести к искажениям информации о затратах на производство продукции, а значит к ошибкам при принятии управленческих решений. Интенсивная глобальная конкуренция сделала ошибки в результате неправильных решений на основе недостаточной информации более вероятными и дорогостоящими. За последние годы возросла альтернативная стоимость плохой системы информации, и снизились расходы на ведение более современных систем учета затрат, а также вырос спрос на более точные данные по себестоимости продукции. Все это стало фоном, на котором появилась потребность в более эффективных инструментах расчета и управления себестоимостью.
1.3 Показатели и пути снижения себестоимости продукции
В общем виде все основные показатели себестоимости можно представить в виде следующих группировок (таблица 1.4).
Таблица 1.4 Классификация показателей себестоимости продукции
Классификационный признак | Показатель |
По охвату затрат |
цеховая себестоимость |
фабрично-заводская (производственная) себестоимость |
|
полная себестоимость | |
По длительности периода |
среднемесячная себестоимость |
среднеквартальная себестоимость |
|
среднегодовая себестоимость | |
По методу расчета |
плановая себестоимость |
нормативная себестоимость |
|
сметная себестоимость |
|
фактическая себестоимость | |
По объектам подсчета |
себестоимость сравнимой продукции |
себестоимость несравнимой продукции |
|
себестоимость всей товарной продукции |
|
себестоимость единицы изделия |
Более подробно остановимся на отдельных показателях себестоимости в зависимости от объекта подсчета, т.к. данные показатели будут использованы в последующем анализе. В зависимости от анализируемого объекта (единица продукции, объем производства подразделения или организации в целом) различают следующие показатели себестоимости [3, стр. 104]:
а) Затраты на рубль объема произведенной продукции.
Для характеристики динамики себестоимости всей (сравнимой и несравнимой) продукции используется показатель «затраты на рубль товарной продукции», исчисляемый путем деления себестоимости производимой товарной продукции в каждом году на ее объем в стоимостном выражении. В этом показателе затраты на производство приводятся к одной базе, что дает возможность анализировать данные об относительных уровнях себестоимости за несколько лет подряд:
, (1)
где z себестоимость каждого вида выпускаемой продукции, работ, услуг;
q количество единиц продукции каждого вида;
p цена единицы продукции.
а) Полная себестоимость объема произведенной продукции.
Себестоимость продукции определяется как сумма всех затрат, приходящихся на изготовление данного объема и ассортимента продукции, работ, услуг.
б) Себестоимость единицы продукции.
Данный показатель представляет собой абсолютную сумму затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде. Если номенклатура выпускаемой продукции велика, то плановые калькуляции могут составляться по группам однородных изделий и отдельным типовым представителям этих групп. Себестоимость единицы изделий, производимых впервые, определяется на основе сметных калькуляций. При определении себестоимости единицы изделия необходимо соответствие ее натуральному измерителю, принятому для данного изделия в прейскурантах.
Возможности снижения себестоимости продукции можно выявить и анализировать по двум направлениям - по источникам и факторам.
Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции. К ним относятся затраты живого и овеществленного труда, административно-управленческие расходы.
Выделяют следующие источники, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости:
– снижение затрат на оплату труда;
– снижение материалоемкости продукции;
– сокращение затрат на управление и обслуживание производства;
– экономия внепроизводственных потерь и расходов;
– ликвидация непроизводительных потерь и расходов.
Под факторами понимают мероприятия, вызывающие изменения себестоимости продукции. Все факторы подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные. Народнохозяйственные факторы - это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок. Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышения уровня концентрации производства и укрупнения предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования. Внутрипроизводственные факторы предусматривают внедрение укрупненных сборных конструкций и деталей, экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов, оборудования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23