скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)

У древних греков была хорошая традиция: выбивать имена победи­телей на мраморных колоннах, установленных вдоль реки Алфей. Поэтому нам стала известна дата первых Олимпийских игр и имя первого победите­ля - его звали Корэб, он был поваром из Элиды.

Олимпийские игры современности возникли в конце XIX века, большую роль в этом сыграл французский педагог и общественный дея­тель Пьер де Кубертен (1863-1937), который в 1889 г выступил с идеей возрождения Олимпийских игр. 23 июня 1894 года, спустя ровно 1500 лет после запрета Олимпийских игр, по его инициативе был созван Междуна­родный спортивный конгресс. Конгресс принял решение о возрождении игр и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Пре­зидентом МОК был избран Пьер де Кубертен (1895-1925 гт).

"Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимопонимание и мир" - писал Пьер де Кубертен. В олимпийской хартии заложены эти идеи, она провозглашает: "Цели олимпийского движения заключаются в содей­ствии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спор-1а и объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортив­ном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую во­лю и способствуя созданию лучшего и более спокойного мира...".

Олимпийская клятва гласит: "От имени всех спортсменов я обещаю,

79


что будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая пра­вила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу имени и чести своих команд".

Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. На первых играх было 13 стран, которые состязались по 9 видам спорта. На II играх было уже 20 стран и состязались по 18 видам спорта. В знак заслуг Пьера де Кубертена Н-е Олимпийские игры проводились в Париже в 1900 г. Впервые в них участвовали женщины.

Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпий­ских играх в Лондоне в 1908 г. На VI Олимпийские игры в Стокгольм в 1912г. царская Россия направила команду численностью 169 человек.

В 1951 году в СССР создается Национальный Олимпийский коми­тет (НОК), который признается МОК. На VI Олимпийские игры в Хель­синки (Финляндия) в 1952 г. впервые были направлены советские спорт­смены. В общекомандном зачете наши спортсмены поделили 1 и 2 места с командой США и с тех пор стали успешно выступать на Олимпийских иг­рах.

ХХП-е Олимпийские игры проводились в Москве в 1980 году. На­чиная с 80-х годов в международном Олимпийском движении широкие масштабы приобретает коммерциализация спорта (Олимпийские игры в 1976 году принесли Монреалю убытки в млрд. долларов, а игры 80-х и 90-х годов оказались прибыльными). В 1974 году МОК принял "Положение о любительстве", разрешающее спортсменам получать финансовую помощь, а по сути разрешающее профессионализацию Олимпийского спорта.

В корне изменилось одно из основополагающих требований Олим­пийской хартии о том, что участниками игр могут быть только спортсме­ны-любители. В настоящее время разделение спортсменов на любителей и профессионалов с точки зрения допуска к Олимпийским играм практиче­ски отсутствует.

Зимние Олимпийские игры начинают свою историю с 1924 года. Однако первые соревнования проведенные по зимним видам спорта в 1924 г. в Шамони (Франция), еще не назывались Олимпийскими, а именовались международной спортивной неделей. Вопрос о зимних Олимпийских играх вновь обсуждался на сессии МОК в 1925 году, где они получили офици­альное призвание.

Советские спортсмены начали выступать на зимних Олимпийских играх с 1956 г. на VII зимних играх в Кортино д' Ампеццо (Италия). Пер­вую золотую медаль для нашей страны завоевала тогда ленинградская сту­дентка Любовь Козырева, выигравшая лыжную гонку на 10 км.


 

занимающихся       физическими

7       Самоконтроль упражнениями и спортом

7.1  Основные понятия

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спор­том.

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятии физическими упражнениями и спортом на организм за­нимающихся, с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья.

Диагностика состояния здоровья - краткое заключение о состоя­нии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля.

Функциональная проба - дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.

Критерии физического развития - состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложе­ния, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функ­циональных проб.

Антропометрические показатели - это комплекс морфологиче­ских и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. К ним относятся: длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.

7.2 Врачебный контроль

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изу­чающий состояние здоровья, физического развития, функционального со­стояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности к нысокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных ме­роприятий.

Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими уп­ражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с


"Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе". Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

-  регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся
физическими упражнениями и спортом;

-  врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время
занятий и соревнований

-  санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий
и соревнований;

-  сани гарно-просветительская работа, пропаганда физической куль­
туры и спорта, здорового образа жизни;

-  профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

-  проведение комплексных и восстановительных мероприятий

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить со­стояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу за­нимающихся студентов

Установленное многолетней практикой врачебного контроля рас­пределение занимающихся происходит на группы:

- основную (без отклонений в состоянии здоровья);

-  подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физи­
ческим развитием и подготовленностью);

-  специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требую!
ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в про­цессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

7. 3 Педагогический контроль

Педагогический контроль - процесс получения информации о влия­нии занятий физическими упражнениями и спортом на организм зани­мающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

-  степень усвоения техники двигательных действий;

-  уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято разли­чать три вида проверок:



-  предварительную (контрольные нормативы);

-  текущую (отмечается в журнале);

-  итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся:

-  анкетирование занимающихся;

-  анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

-  педагогические наблюдения во время занятий;

-  регистрацию функциональных и других показателей;

-  тестирование различных сторон подготовки.

7.4 Самоконтроль

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали трени­рующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самокон­троль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и склады­вается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных по­казателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспи­тательное значение, но и приучает более сознательно относиться к заняти­ям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, фуда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регист­рироваться в специальном дневнике самоконтроля.

7.4.1 Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психи­ческое состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удо­вольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек рас­строен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки фи-шческого состояния, влияния физических упражнений на организм. У за­нимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомле­ние, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и

др.).




Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организ­ма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведен­ной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспо­собности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после заня­тий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобран­ной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, те. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 7.1.

Таблица 7.1 - Внешние признаки утомления при занятиях физиче­скими упражнениями (по И.Б. Танбиану)

Признак усталости Степень утомляемости
1 2 3 4
небольшая значительная резкая (большая)
Окраска кожи Небольшое по­краснение Значительное по­краснение Резкое покрасне­ние или поблед-нение, синюш-
Потливость Небольшая Большая (плечевой пояс) Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на ру-
Движение Быстрая поход­ка Неуверенный шаг, покачивание Резкие покачи­вания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистких по-холах. на мапше
Внимание Хорошее, без­ошибочное вы­полнение ука­заний Неточность в выпол­нении команды, ошибки при перемене направлений Замедленное вы­полнение команд, воспринимаются только громкие команды

Самочувствие

1

|

Никаких жалоб Жалобы на усталость, боли в ногах, одыш­ку, сердцебиение Жалобы на уста­лость, боли в но­гах, одышку, го­ловную боль, "жжение" в груди, тошноту, и даже рвоту. Такое со­стояние держится долго

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспо­собности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глу­бина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонни­ца, недосыпание и т.д.).

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность орга­низма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при пере­утомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко сни­зиться. Следовательно, на основании аппетита, студент может судить о со­ответствии физических нагрузок индивидуальным возможностям организ­ма. Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный, пони­женный и плохой.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процес­са в динамике работоспособность должна увеличиваться.

7.4.2 Объективные показатели самоконтроля

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечно­сосудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблет­ся у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спорт­сменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьше­ние наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпатор-ным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 сек. после рабо­ты. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли сни­жается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.