скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)

Реферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)

Содержание

Введение................................................................................................ 6

1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной
подготовке студентов............................................................................ 7

1.1   Основные понятия............................................................................ 7

1.2   Физическая культура - часть общечеловеческой культуры 7

1.3   Система физического воспитания................................................ 9

1.4   Компоненты физической культуры........................................... 10

1.5   Организационно-правовые основы физической культуры и
спорта...................................................................................................... 11

1.6   Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении . ..15

2 Социально - биологические       основы          физической
культуры................................................................................................. 20

2.1   Основные понятия................................................ -.......................... 20

2.2   Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморе­
гулируемая биологическая система................................................ 20

2.3   Характеристика функциональных систем организма и их
совершенствование под воздействием направленной физичес­
кой тренировки...................................................................................... 22

2.3.1    Опорно-двигательный аппарат............................................... 22

2.3.2 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения)        27

2.3.3 Дыхание. Дыхательная система............................................. 31

2.3.4 Нервная система......................................................................... 33

2.4                                                                                                               Обмен веществ и энергии - основа жизнедеятельности
организма человека............................................................................. 34

3  Здоровый образ жизни. Физическая культура в обеспечении
здоровья.................................................................................................. 36

3.1   Основные понятия.......................................................................... 36

3.2   Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие
здоровый образ жизни........................................................................ 36

3.2.1    Режим труда и отдыха............................................................... 37

3.2.2 Режим сна...................................................................................... 38

3.2.3 Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка)....38

3.2.4 Закаливание организма............................................................ 40

3.2.5 Гигиенические основы здорового образа жизни................ 40

3.2.6 Профилактика вредных привычек.......................................... 41

3.2.7 Рациональное питание............................................................... 42

4  Общая физическая и спортивная подготовка в системе
физического воспитания.................................................................... 48

4.1   Основные понятия.......................................................................... 48

4.2 Методические принципы физического воспитания.............. 48

4.3   Методы физического воспитания.............................................. 50

4.4 Основы обучения движениям...................................................... 52

4.5 Средства и методы развития физических качеств................ 52


4.5.1    Средства и методы развития силы......................................... 52

4.5.2 Средства и методы развития быстроты движений............. 53

4.5.3 Средства и методы развития выносливости........................ 54

4.5.4 Средства и методы развития гибкости....... :......................... 55

4.5.5 Средства и методы развития ловкости.................................. 55

4.6 Формы организации физического воспитания....................... 55

4.6.1    Урочная форма............................................................................ 55

4.6.2 Неурочные формы занятий...................................................... 56

4.7 Общая и моторная плотность занятия...................................... 56

4.8 Физическая подготовка................................................................. 57

4.9 Зоны и интенсивность физических нагрузок.......................... 59

5 Основы методики самостоятельных занятий физическими
упражнениями....................................................................................... 61

5.1   Формы и организация самостоятельных занятий................. 61

5.2 Мотивация выбора самостоятельных занятий...................... 64

5.3   Граница интенсивности физической нагрузки....................... 65

5.4   Особенности самостоятельных занятий для женщин........... 67

6 Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических
упражнений........................................................................................... 69

6.1   Основные понятия.......................................................................... 69

6.2 Спорт. Многообразие видов спорта......................................... 69

6.3 Системы физических упражнений............................................. 70

6.4 Краткая характеристика некоторых видов спорта.............. 72

6.4.1    Баскетбол...................................................................................... 72

6.4.2 Волейбол........................................................................................ 73

6.4.3 Настольный теннис..................................................................... 75

6.4.4 Бадминтон..................................................................................... 76

6.4.5 Легкая атлетика.......................................................................... 77

6.4.6 Плавание....................................................................................... 78

6.5 Олимпийские игры.......................................................................... 79

7 Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями

и спортом................................................................................................ 81

7.1   Основные понятия........................................................................... 81

7.2   Врачебный контроль..................................................................... 81

7.3   Педагогический контроль............................................................. 82

7.4   Самоконтроль.................................................................................. 83

7.4.1    Субъективные показатели самоконтроля............................ 83

7.4.2 Объективные показатели самоконтроля............................... 85

7.5 Функциональные пробы и тесты................................................ 87

8 Психофизиологические основы учебного труда и интеллекту­
альной деятельности. Средства физической культуры в регули­
ровании работоспособности............................................................. 90

8.1   Основные понятия........................................................................... 90

8.2   Умственный труд, умственная работоспособность и факторы

...90


8.3  Механизмы возникновения и признаки умственного утом-

92
ления......................................................................................................... ^

8.4 Средства физической культуры в регулировании работоспо­
собности ................................................................................................. ""

.98

9 Физическая культура в профессиональной

бакалавра и специалист...............................

9.1   Основные понятия.......................................................................... 98

9.2 Производственная физическая культура................................. 98

9.2.1 Профилактика профессиональных заболеваний и травма­
тизма средствами физической культуры..................................... 101

108

9.3 Профессионально-прикладная физическая подготовка.... 102

Список использованных источников..............

Приложение А    Дыхательная   гимнастика   по

А.Н. Стрельниковой.......................................................................... '09

Приложение Б Комплекс корригирующей гимнастики для глаз

по методу Э. С. Аветисова............................................................... 112


Введение

культура" в высшем профессиональном
_____________________________ ым базовым курсом в цикле общих гума­
нитарных и социально-экономических дисциплин.

Гуманитарная значимость физической культуры заключается в соз­дании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, развитие у сту­дентов потребностей в физическом самосовершенствовании.

Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о научно-практических основах физической культуры и здорового образа жизни, а также в овладе­нии системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохране­ние и укрепление здоровья, психическое благополучие и совершенствова­ние его психофизических способностей и качеств личности.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями теорети­ческого раздела программы по физической культуре для высших учебных заведений.

данного учебного пособия - дать студентам теоретические ос-физического воспитания, а также научить их умению грамотно орга­низовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями, т.е. со­действовать формированию физической культуры личности.

При подготовке учебного пособия использованы различные источ­ники, прежде всего учебники, изданные по данной дисциплине, а также труды ведущих ученых в области физического воспитания Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Н.Г. Озолина, Л.Н. Нифонтовой, В.И. Ильинича, В.М. Выдрина и до.


1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1.1 Основные понятия

Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, вся со­вокупность достижений общества в создании и рациональном использова­нии специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и форми­рования специальных знаний.

Спорт - составная часть физической культуры, основанная на ис­пользовании соревновательной деятельности и подготовки к ней в сочета­нии со стремлением занимающихся к достижению максимального резуль­тата.

Физическое совершенство - это исторически обусловленное пред­ставление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

развитие - процесс изменения естественных морфо-свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.

Физическая и функциональная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыка­ми и в развитии физических качеств с одновременным повышением уров­ня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сер-\, дыхательной, нервной и других.

активность - естественная и специально организо-деятельность человека, обеспечивающая жизнедея­тельность человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания -это использование средств физической культуры для подготовки к высо­копроизводительному труду, обеспечению высокой работоспособности че-


1.2 Физическая культура - часть общечеловеческой

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо­вании специальных средств, методов и условий направленного физическо­го совершенства человека.

В самом содержании физической культуры можно с некоторой ус­ловностью выделить две основные стороны:

во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позво-


ляющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечи­вающая сторона физической культуры);

во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культу­ры).

Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его ду­ховный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззрен­ческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие соци­альные силы его организуют и направляют.

Физическая культура - продукт развития определенных историче­ских условий.

Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:

географической среды;

условий труда, быта, условий жизни и уровня развития произ­водительных сил;

экономических и социальных факторов.

Показателями состояния физической культуры в обществе являют­ся:

массовость;

степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

уровень здоровья и всестороннего развития физических спо­собностей людей;

уровень спортивных достижений;

наличие и уровень квалификации профессиональных и обще­ственных физкультурных кадров;

пропаганда физической культуры и спорта;

степень и характер использования СМИ в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

В истории человеческого общества не существовало времен, наро­дов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического вос­питания.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельно­стью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.

В  рабовладельческом  обществе физическая  культура приобрела


классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ве­ления захватнических войн. Впервые были созданы системы физического мое-питания и специальные учебные заведения. Появилась профессия пре­подавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древ­негреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (фило­соф), Софокл (драматург) и другие выдающиеся люди древности.

В период капитализма физическая культура была поставлена пра-нищим классом на службу укрепления основ своего политического господ-с|на. Особенностью развития физической культуры в период капитализма яиляется то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий, физически хорошо подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма за­рождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и сек­ции по отдельным видам спорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.