Реферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)
Реферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)
Содержание
Введение................................................................................................ 6
1 Физическая культура в
общекультурной и профессиональной
подготовке студентов............................................................................ 7
1.1 Основные понятия............................................................................ 7
1.2 Физическая культура - часть общечеловеческой культуры 7
1.3 Система физического воспитания................................................ 9
1.4 Компоненты физической культуры........................................... 10
1.5
Организационно-правовые основы физической
культуры и
спорта...................................................................................................... 11
1.6 Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении . ..15
2 Социально -
биологические основы физической
культуры................................................................................................. 20
2.1 Основные понятия................................................ -.......................... 20
2.2
Организм человека как единая
саморазвивающаяся и саморе
гулируемая биологическая система................................................ 20
2.3
Характеристика функциональных систем
организма и их
совершенствование под воздействием направленной физичес
кой тренировки...................................................................................... 22
2.3.1 Опорно-двигательный аппарат............................................... 22
2.3.2 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения) 27
2.3.3 Дыхание. Дыхательная система............................................. 31
2.3.4 Нервная система......................................................................... 33
2.4 Обмен веществ и энергии - основа
жизнедеятельности
организма человека............................................................................. 34
3 Здоровый образ жизни. Физическая культура в
обеспечении
здоровья.................................................................................................. 36
3.1 Основные понятия.......................................................................... 36
3.2
Здоровье человека как ценность. Факторы,
определяющие
здоровый образ жизни........................................................................ 36
3.2.1 Режим труда и отдыха............................................................... 37
3.2.2 Режим сна...................................................................................... 38
3.2.3 Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка)....38
3.2.4 Закаливание организма............................................................ 40
3.2.5 Гигиенические основы здорового образа жизни................ 40
3.2.6 Профилактика вредных привычек.......................................... 41
3.2.7 Рациональное питание............................................................... 42
4 Общая физическая и спортивная подготовка в
системе
физического воспитания.................................................................... 48
4.1 Основные понятия.......................................................................... 48
4.2 Методические принципы физического воспитания.............. 48
4.3 Методы физического воспитания.............................................. 50
4.4 Основы обучения движениям...................................................... 52
4.5 Средства и методы развития физических качеств................ 52
4.5.1 Средства и методы развития силы......................................... 52
4.5.2 Средства и методы развития быстроты движений............. 53
4.5.3 Средства и методы развития выносливости........................ 54
4.5.4 Средства и методы развития гибкости....... :......................... 55
4.5.5 Средства и методы развития ловкости.................................. 55
4.6 Формы организации физического воспитания....................... 55
4.6.1 Урочная форма............................................................................ 55
4.6.2 Неурочные формы занятий...................................................... 56
4.7 Общая и моторная плотность занятия...................................... 56
4.8 Физическая подготовка................................................................. 57
4.9 Зоны и интенсивность физических нагрузок.......................... 59
5 Основы методики самостоятельных занятий
физическими
упражнениями....................................................................................... 61
5.1 Формы и организация самостоятельных занятий................. 61
5.2 Мотивация выбора самостоятельных занятий...................... 64
5.3 Граница интенсивности физической нагрузки....................... 65
5.4 Особенности самостоятельных занятий для женщин........... 67
6 Спорт. Индивидуальный выбор
спорта или система физических
упражнений........................................................................................... 69
6.1 Основные понятия.......................................................................... 69
6.2 Спорт. Многообразие видов спорта......................................... 69
6.3 Системы физических упражнений............................................. 70
6.4 Краткая характеристика некоторых видов спорта.............. 72
6.4.1 Баскетбол...................................................................................... 72
6.4.2 Волейбол........................................................................................ 73
6.4.3 Настольный теннис..................................................................... 75
6.4.4 Бадминтон..................................................................................... 76
6.4.5 Легкая атлетика.......................................................................... 77
6.4.6 Плавание....................................................................................... 78
6.5 Олимпийские игры.......................................................................... 79
7 Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями
и спортом................................................................................................ 81
7.1 Основные понятия........................................................................... 81
7.2 Врачебный контроль..................................................................... 81
7.3 Педагогический контроль............................................................. 82
7.4 Самоконтроль.................................................................................. 83
7.4.1 Субъективные показатели самоконтроля............................ 83
7.4.2 Объективные показатели самоконтроля............................... 85
7.5 Функциональные пробы и тесты................................................ 87
8 Психофизиологические основы
учебного труда и интеллекту
альной деятельности. Средства
физической культуры в регули
ровании работоспособности............................................................. 90
8.1 Основные понятия........................................................................... 90
8.2 Умственный труд, умственная работоспособность и факторы
...90
8.3 Механизмы возникновения и признаки умственного утом-
92
ления......................................................................................................... ^
8.4 Средства физической культуры в
регулировании работоспо
собности ................................................................................................. ""
.98 |
9 Физическая культура в профессиональной
бакалавра и специалист...............................
9.1 Основные понятия.......................................................................... 98
9.2 Производственная физическая культура................................. 98
9.2.1 Профилактика профессиональных
заболеваний и травма
тизма средствами физической культуры..................................... 101
108 |
9.3 Профессионально-прикладная физическая подготовка.... 102
Список использованных источников..............
Приложение А Дыхательная гимнастика по
А.Н. Стрельниковой.......................................................................... '09
Приложение Б Комплекс корригирующей гимнастики для глаз
по методу Э. С. Аветисова............................................................... 112
Введение
культура"
в высшем профессиональном
_____________________________ ым
базовым курсом в цикле общих гума
нитарных и социально-экономических
дисциплин.
Гуманитарная значимость физической культуры заключается в создании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, развитие у студентов потребностей в физическом самосовершенствовании.
Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о научно-практических основах физической культуры и здорового образа жизни, а также в овладении системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности.
Учебное пособие написано в соответствии с требованиями теоретического раздела программы по физической культуре для высших учебных заведений.
данного учебного пособия - дать студентам теоретические ос-физического воспитания, а также научить их умению грамотно организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями, т.е. содействовать формированию физической культуры личности.
При подготовке учебного пособия использованы различные источники, прежде всего учебники, изданные по данной дисциплине, а также труды ведущих ученых в области физического воспитания Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Н.Г. Озолина, Л.Н. Нифонтовой, В.И. Ильинича, В.М. Выдрина и до.
1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
1.1 Основные понятия
Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.
Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний.
Спорт - составная часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней в сочетании со стремлением занимающихся к достижению максимального результата.
Физическое совершенство - это исторически обусловленное представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.
развитие - процесс изменения естественных морфо-свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.
Физическая и функциональная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным повышением уровня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сер-\, дыхательной, нервной и других.
активность - естественная и специально организо-деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность человеческого организма.
Профессиональная направленность физического воспитания -это использование средств физической культуры для подготовки к высокопроизводительному труду, обеспечению высокой работоспособности че-
1.2 Физическая культура - часть общечеловеческой
Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека.
В самом содержании физической культуры можно с некоторой условностью выделить две основные стороны:
во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позво-
ляющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);
во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).
Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.
Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий.
Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:
географической среды;
условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил;
экономических и социальных факторов.
Показателями состояния физической культуры в обществе являются:
массовость;
степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;
уровень спортивных достижений;
наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
пропаганда физической культуры и спорта;
степень и характер использования СМИ в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.
В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания.
Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.
В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела
классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и веления захватнических войн. Впервые были созданы системы физического мое-питания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и другие выдающиеся люди древности.
В период капитализма физическая культура была поставлена пра-нищим классом на службу укрепления основ своего политического господ-с|на. Особенностью развития физической культуры в период капитализма яиляется то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий, физически хорошо подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам спорта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17