скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)

Самочувствие занимающихся точно отражает изменения, происхо­дящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями.

Признаками чрезмерной нафузки являются: накапливание утомле­ния, появление бессонницы или повышение сонливости, боль в области

м


сердца, одышка, гошнота.

При проявлениях данных признаков необходимо снизить физиче­скую нафузку или временно прекратить занятия.

Таблица 5.1 Зоны интенсивности нафузок по ЧСС

Возраст, лет

Зона оптимальных нагрузок ЧСС, уд /мин

Зона больших нафузок ЧСС уд/ мин

17-20 150-177 177-200
20-25 145-172 172-195
25-30 140-168 168-190
30-35 137-164 164-185
35-40 133-160 160-180
40-45 129-155 155-175
45-50 126-150 150-170
50-55 122-145 145-155
55-60 118-141 141-160

5.4 Особенности самостоятельных занятий для женщин

Организм женщины имеет определенные анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при занятиях физическими упражнениями. Женский организм характеризуется менее прочным строе­нием костей, меньшим развитием мускулатуры тела, более широким тазо­вым поясом и более развитой мускулатуры тазового дна. Для здоровья женщин большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов, способность женщины к лучшему выполнению функции мате­ринства. Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студен­ток и работниц умственного труда является малоподвижный образ жизни. При сидячем положении мышцы тазового дна не противодействуют внут-рибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними ор­ганов. Как следствие этого, мышцы теряют свою эластичность и проч­ность, что может привести к нежелательным изменениям положения внут­ренних органов и нарушением их функциональной деятельности.

Ряд особенностей организма женщины имеется и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они выражаются бо­лее высокой ЧСС и частотой дыхания, более продолжительным периодом восстановления организма после физической нафузки, более быстрой по­терей состояния тренированности при прекращении занятий.

Занимаясь физическими упражнениями, женщина должна сохра­нить присущую её организму женственность, изящность телосложения и фациозность в движениях. Эти задачи должны решаться путем тщатель-

67


ного подбора упражнений, правильной организации тренировочных заня­тий и методикой их проведения.

При проведении занятий должны быть исключены случаи форми­рования тренировки с целью быстрого достижения высокого результата. Разминке должно уделяться большее внимание, её следует проводить бо­лее тщательно и более продолжительно, чем при занятиях с мужчинами. Рекомендуется исключать упражнения, вызывающие повышение внутри-брюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной по­лости и малого таза (например, прыжки в глубину, поднимание тяжестей и т.д.).

Более постепенное увеличение нагрузки требуется при выполнении упражнений на силу и быстроту. Упражнения с отягощениями рекомен­дуется применять небольшими сериями с вовлечением в работу различных мышечных групп. Между подходами необходимо выполнять упражнения на расслабление.

Нагрузки на выносливость для женщин должны быть меньше по объему и повышаться постепенно, так как функциональные возможности систем кровообращения и дыхания у них значительно ниже.

При проведении самостоятельных занятий женщины должны уде­лять большое внимание самоконтролю и в случае признаков значительного утомления снижать тренировочную нагрузку или временно прекращать за­нятия. Необходимо обращаться за консультациями к преподавателю и вра­чу.

Грамотно организованные самостоятельные занятия благоприятно отражаются на здоровье женщины. Основная функция женщины - мате­ринство. В интересах здоровья своих детей она сама должна быть здоровой и разносторонне физически подготовленной.


6 Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических упражнений

6.1 Основные понятия

Спорт - составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является собственно-соревновательная деятель­ность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Массовый спорт - составная часть спорта, охватывающая широ­кие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результа­тов, достигаемых здесь, сравнительно невысок. Перед занимающимися здесь ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособно­сти, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения яв­ляется базовым для спорта высших достижений.

Спорт высших достижений - составная часть спорта, охваты­вающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых пре­вращается в основную, занимающую доминирующее положение в опреде­ленном периоде жизни. Перед спортсменами здесь ставится цель достиже­ния максимально возможных спортивных результатов, победы на круп­нейших спортивных соревнованиях.

Системы физических упражнений - совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми мо­гут содействовать укреплению здоровья, коррекции телосложения, обеспе­чению двигательной активности.


6.2 Спорт. Многообразие видов спорта

Спорт - многогранное общественное явление, составляющее неотъ­емлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всесто­роннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья.

Цель спорта - наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязани­ях.

В современном понимании спорт - это стремление человека к рас­ширению границ своих физических возможностей, реализуемое через сис­тематичный тренировочный процесс и участие в соревнованиях.

Спорт - одно из важных средств эстетического воспитания, удовле­творения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций , порож­даемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс меж­человеческих отношений и популярнейшее зрелище. Спорт в процессе ис­торического развития занял видное место как в физической, так и духов­ной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать. Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. Спорт, за-

69


нятия физическими упражнениями являются исключительно действенны­ми средствами физического воспитания молодежи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовят подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни.

В настоящее время массовым явлением стало спортивное движение - процесс приобщения к спорту, его распространение и развитие в обще­стве. В спортивном движении достаточно определенно выделяются два направления, которые чаще всего называют "массовый спорт'' и "спорт высших достижений".

Основное отличие массового спорта определяется тем, что спор­тивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивиду­альном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращает­ся в основою в индивидуальном образе жизни.

В современной практике физического воспитания виды спорта под­разделяют на пять групп, в зависимости от характера деятельности спорт­смена, источника и способа достижения спортивного результата (Л.П. Матвеев, 1991).

1-я группа - виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность человека, достижения в которых в решающей мере зависят от физических способностей организма. Сюда относятся большинство видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.);

2-я группа - виды спорта, основу которых составляют действия спортсмена по управлению средствами передвижения (мотоциклом, авто­мобилем, самолетом, яхтой и т.д.), за счет умелого управления которых и достигается спортивный результат;

3-я группа - технико-конструкторские виды спорта, в соревновани­ях по которым оцениваются не сколько действия спортсмена, сколько ре­зультаты - предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т.д.);

4-я группа - стрелковые виды спорта (стрельба из стрелкового ору­жия: пистолета, винтовки, лука);

5-я группа - абстрактно-игровые виды спорта, исход соревнований в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки и т.п.).

6.3 Системы физических упражнений

Современные системы физических упражнений представляют со­бой совокупность специально подобранных физических упражнений, на­правленных на комплексное или избирательное воздействие на определен­ные функциональные системы организма.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуются атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг.


стретчинг, восточные системы: йога, у-шу.

На обязательных занятиях по учебной дисциплине "Физическая культура" необходимо использовать только те системы физических уп­ражнений, которые обеспечивают повышенную двигательную активность.

Атлетическая гимнастика - это система физических упражнений, развивающих силу в сочетании с разносторонней физической подготовкой.

Для развития силы используются специальные силовые упражне­ния: упражнения с гантелями (5-12 кг), упражнения с гирями (16, 24, 32 кг), упражнения со штангой (вес в зависимости от подготовки), упражне­ния на тренажерах и т.п.

Ритмическая гимнастика (аэробика) - это комплексы физических упражнений, выполняемых, как правило, без отдыха в быстром темпе под музыку.

Существуют разные виды аэробики:

1)  Аэробика по-американски (базовая аэробика). Это синтез обще-
развивающих упражнений, бега, подскоков, в танцевальном стиле, выпол­
няемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение 120-160 акцеп­
тов в минуту:

-  низкая интенсивность - простые по координации движения, по­
зволяющие формировать базовые навыки. ЧСС - 120 - 135 уд/мин

- высокая интенсивность - увеличение пульса до 150 - 160 уд/мин.
В комплекс включается большое число беговых и прыгательных

упражнений.

2) Танцевальная аэробика - характерной чертой является то, что
помимо традиционных средств, в ней широко используются элементы
джазового танца:

фанк-аэробика;

рок-аэробика - элементы танца рок-н-ролла; брейк-аэробика - это сплав танца, пантомимы, гимнастики, ак­робатики;

3)  Шейп-аэробика - тренировка с отягощениями. Наиболее эффек­
тивный способ избирательного воздействия   на телосложение человека.

4)  Спортивная аэробика - фантастический коктейль из культуризма,
гимнастики, аэробики и спортивных танцев.

5)   Степ-аэробика - комплекс упражнений выполняется с подъемом
и спуском на специально оборудованных ступенях.

6)  Гидроаэробика - комплекс упражнений, выполняемых в воде.

Стретчинг - это система развития гибкости, включает в себя ком­плекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп и подвижности в суставах.

Название это происходит от английского слова "§п-е1сЬш§" - растя­гивание. Существует два типа упражнений при выполнений, которых про­исходит растягивание (удлинение мышц):

- баллистические - это маховые движения руками и ногами, сгиба­ние и разгибание туловища, обычно выполняемые с большой амплитудой

71


и значительной скоростью. Здесь удлинение определенной группы мышц сравнительно кратковременно и длится столько, сколько мах или сгибание;

- статистические упражнения - это когда принимается определен­ная поза и занимающийся удерживает ее в течение 5-30 и даже 60 секунд.

Именно статические упражнения с растяжением мышц получили название "стретчинг".

Физиологической основой таких упражнений является миотатиче-ский рефлекс, при котором в насильственно растянутой.мышце происхо­дит сокращение мышечных волокон. В результате в мышцах активизиру­ются обменные процессы, обеспечивающие высокий жизненный тонус.

Йога - философско-религиозная система, в основе которой лежит умение управлять психикой и физиологическими процессами организма человека. Различные "асаны" йоги - не просто принятие замысловатых поз, а сложная техника контроля над телом, цель которых активно воздей­ствовать на дыхательную систему, на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Йога содержит в себе элементы медитации, для кор­рекции психического состояния.

Среди отечественных систем физических упражнений можно выде­лить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, комплекс специаль­ных упражнений для глаз Э.С. Аветисова (см. приложение А, Б).

6.4 Краткая характеристика некоторых видов спорта

6.4.1 Баскетбол

Игра получила свое название от английских слов "баскет' - корзина и "бол" - мяч. Две команды по 5 человек при условии соблюдения правил стремятся с помощью передач и маневрирования по площадке, дриблинга и финтов забросить мяч в корзину соперника, защищая его от бросков в свою корзину.

За попадание мяча в корзину засчитываются очки. За удачный бро­сок в корзину во время игры команда получает 2 очка, а за удачный бро­сок выполненный из-за линии трехочковой зоны - 3 очка. За удачный штрафной бросок -1 очко. Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается победителем. При ничейном результате командам пре­доставляется дополнительное время для выявления победителя.

Во всех классах баскетбольные матчи длятся 4 тайма по 10 минут чистого времени (секундомер останавливается после каждого свистка су­дьи). Перерыв между таймами составляет 10 минут.

Правила игры в баскетбол были впервые записаны в США в 1891 году преподавателем Спрингфилдского колледжа штата Массачусетс Дж. Нейсмитом (1861-1939 гг). Эти правила были опубликованы в 1894 г., который и считается годом рождения баскетбола. Международная люби­тельская федерация баскетбола была организована в 1932 г. Чемпионаты мира по баскетболу проводятся каждые 4 года с 1950 г. для мужчин и с

72


1953 г. для женщин. С 1936 г. баскетбол является Олимпийским видом спорта для мужчин и с 1976 г. для женщин.

Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля - 26x14 м. Щит размером 180x120 см от стойки. От нижне­го края щита до пола или грунта должно быть 275 см. Корзина представля­ет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,3 м от нижнего обреза щита. Окружность мяча для игры в баскетбол - 75-80 см, вес - 600-650 г. Продолжительность игры 40 минут, 4* 10 минут с перерывом в 10 минут.

Баскетболист имеет право передвигаться с мячом на площадке, не­пременно ударяя им об пол. Если же он не выпускает мяч из рук, то тогда он имеет право сделать не больше двух шагов. После остановки спортсмен уже не может снова начинать движение с мячом: мяч следует отдать парт­нерам или сделать бросок по кольцу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.