скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений

Его основными задачами являются профессиональное просвещение учащихся, их родителей, формирование у учащихся профессиональных интересов, способностей, мотивов профессионального выбора, подготовка к осознанному профессиональному самоопределению с учетом их индивидуальных особенностей потребностей района в профессиональных кадрах.

Кабинет участвует в координации профориентационной деятельности педагогических и других работников комбината, оказании им организационной и методической помощи.

Кабинет используется для групповой и индивидуальной работы с учащимися и их родителями методической работы с учителями, проведения занятий по профориентационным курсам; «Человек — труд — профессия», «Самоопределение» и др.

К работе с учащимися привлекаются классные руководители, учителя, мастера производственного обучения, родители учащихся, работники центра занятости.        

3.1.1 Основные направления работы кабинета с учащимися и их родителями:

-          изучение индивидуальных особенностей учащихся с использованием современных методов и средств.

-          групповые и индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии:

-          организация встреч со специалистами службы занятости, работниками, студентами и выпускниками профессиональных, учебных заведений, работодателями;

-          проведение занятий по профориентационным курсам: «Человек - труд - профессия». «Самоопределение» и др., различных профориентационных мероприятий и профориентацнонных игр и консультаций, тренингов;

-          координация профориентационной работы руководителей учебных профилей комбината, мастеров производственного обучения оказание им организационной и методической помощи,

-          организация встреч педколлектива с представителями предприятий и организаций, профессиональных учебных заведений, службы занятости;

-          проведение тематических бесед, собраний с родителями, заседаний родительского комитета, профориентационных консилиумов.

3.1.2 Оформление кабинета

Оформление кабинета следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Он должен привлекать оригинальностью оформления, актуальностью тематики.

Периодически материалы рекомендуется обновлять. Экспозиция кабинета может быть продолжена в рекреационных помещениях, учебных кабинетах, мастерских.

Примерный перечень информационного, учебно-методического, организационного материала, размещаемого в кабинете профориентации.

3.1.2.1 Информационный материал:

-          сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о предприятиях и организациях района, города, центре занятости населения, центре профессиональной ориен­тации, межшкольном УПК;

-          профессиографические описания основных массовых профессий, справочная, научно-популярная, и другая литература о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда;

-          образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией производства.

В этом направлении мной разработано методическое пособие «ПРОФЕССИОГРАММЫ, описание профессий» см. Приложение 0, содержащий профессиографическое описание более 000 профессий.

3.1.2.2 В кабинете систематически накапливаются методические материалы, в тот числе:

-          рекомендации и методические материалы в помощь учителям, мастерам п/о, руководителям кружков, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.;

-          примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии к др.), методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности, сценарий профориентационных мероприятий, клубных занятий;

-          материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района и города (области);

-          литература, дидактические и другие материалы для проведения занятий по курсам «Человек—труд—профессия», «Самоопределение»;

-          материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, психофизиологических качеств, ценностных ориентации (анкеты, опросники).

3.1.2.3В кабинете целесообразно иметь также материалы по вопросам организации профориентационной работы в школе:

-          документы директивных органов, органов образования, труда, занятости, территориальных центров профориентации молодежи, межведомственных советов по профориентации и психологической поддержке населения и др.;

-          планы профориентационной работы школы, графики индивидуальных и групповых консультаций.

Кабинет оборудуется необходимой мебелью, техническими средствами, в том числе аудио-видео и по возможности, профдиагностическим оборудованием, персональными ЭВМ.

3.1.2.4 Примерный перечень тематики стендов кабинета

Раздел, содержащий советы выбирающему профессию и предостережения против ошибок:

-          типы и особенности профессий;

-          краткий обзор профессий рабочих и служащих;

-          источники информации о мире профессий;

-          восемь углов ситуации выбора профессии;

-          свойства и особенности характера;

-          абсолютная и относительная профессиональная пригодность;

-          психологические предпосылки абсолютной и относительной: самореализации.

 Информационный раздел о профессиональных учебных заведениях:

-          схема профессиональных учебных заведений региона;

-          проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений;

-          календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).

 Раздел, содержащий информацию о рынке труда региона:

-          альбом вакансий;

-          права граждан в области занятости, социальные гарантии.

Раздел об увлечениях школьников (техническое творчество, художественное творчество, выставки изделий, изготовленных на уроках труда, на кружковых занятиях).

3.2 Внедрение вычислительной техники, ПК

При наличии ПК возможно осуществить:

-        Сбор электронной библиотеки - коллекции электронных полнотекстовых изданий по психологии, которая полезна для психологов, преподавателей, студентов интересующихся вопросами психологии и смежных наук. Эта библиотека должна содержать учебную и методическую литературу, тесты.

С помощью коллекции будет возможно подготовить урок, семинарское занятие, коллекция поможет писать доклады, рефераты, конспекты, на высоком профессиональном уровне, расставлять библиографические ссылки в документах. Система интеллектуального контекстного поиска «Следопыт 0.0» позволит ориентироваться в материале и осуществлять поиск, как по названию документа, так и по контексту, вводя запрос в виде предложения.

Комплектация библиотеки может осуществляться по всем перечисленным направлениям профессиональной деятельности кабинета профориентации см. Приложение 0.

-        Внедрение методик компьютерного тестирвания;

-        Внедрение профессиональных мультимедийных профессиографических презентаций на базе программных средств MS Office 0000.

Среди наработок в этом направлении необходимо отметить:

Наличие серверного доступа к уникальному программному обеспечению способному обеспечить определение типа личности, гибкой профориентации, возможности обработки результата машинными методами и вывода аналитического отчета на печатном носителе см. Приложение 0.

Среди достоинств метода необходимо отметить высокую степень достоверности результатов тестирования (ок. 00%), разносторонний охват методик (более 00), простоту и функциональность первичного ороса, возможность сбора данных в информационном банке, возможность комплектования человеческих коллективов, в т.ч. и решается проблема подбора оптимального психотипа преподавателя для конкретной группы учащихся, вывод отчета об исследовании как в форме описания по категориям, так и в форме вычислительных таблиц в виде коэффициентов, расчет ведется с точностью до 00 знака после запятой, так и в виде спектральных гистограмм.

К недостаткам метода можно отнести сложность обработки полученных данных и обязательное наличие ПК.

Тем не менее, на мой взгляд, это одна из лучших методик в своем классе и в качестве перспективного развития кабинета профориентации МОУ для детей МУК предлагаю рекомендовать ее для практического применения в адаптированном варианте см. Приложение 0.

ГЛАВА 4 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С ГИБКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ В МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ

4.1 Технология изучения личности

Комплексная технология тестирования, с применением спектральной модели, интеллекта представляет собой систему описания и реализации комплексного процесса изучения интеллекта школьников. Комплексность технологии заключается в использовании в процессе испытания нескольких вариантов методик с их эффективным взаимодействием в процессе формирования результата исследования и выдачи рекомендаций. При этом результатом исследования является построение многовариантной типологической спектральной модели характерных свойств интеллекта и темперамента конкретной личности. Эта модель наряду с хорошо известными базисными типами интеллекта и темперамента включает типологическое спектральное распределение количественных оценок долевых результирующих показателей, позволяющих соотнести эту модель со специальной базой данных и знаний «Типы интеллекта и темперамента – профессии».

Целью адаптации технологии исследования является - конкретизация и определение у учащихся и преподавателей МОУ для детей МУК своей профессиональной ориентации. Эта цель достигается посредством определения (уточнения) конкретной личностью объектов деятельности, функциональных и обеспечивающих компонентов деятельности в соответствии с полученной типологической спектральной моделью интеллекта (рис. 0.0, 0.0, 0.0, 0.0, 0.0, 0.00). При этом изначально выделены следующие обобщенные объекты деятельности: 0) индивидуально-человеческие; 0) коллективно-человеческие; 0) природные; 0) технические; 0) человеко-технические; 0) содержательные модельно-образные (художественные, воображаемые и т.п.); 0) формализованные модельно-знаковые (математические, программно-алгоритмические и т.д.); 0) натурно-модельные объекты деятельности.

Функциональные компоненты деятельности выделены в соответствии с ее общими и детализированными частными функциями по отношению к объектам деятельности с выходом на целевой результат, а именно: 0) контроль (включая наблюдение, измерение, фильтрацию, оценивание, учет); 0) исследование (включая экспериментирование, идентификацию, моделирование); 0) прогнозирование; 0) исполнение; 0) управление (включая регулирование, планирование, стимулирование, координацию); 0) создание (включая конструирование, проектирование, построение, испытание); 0) обслуживание; 0) эксплуатация; 0) обучение; 00) развитие.

Обеспечивающие компоненты деятельности выделены в соответствии с основными видами обеспечения, такими как: 0) концептуальное; 0) образовательно-кадровое; 0) организационное; 0) правовое; 0) финансовое; 0) социопсихологическое; 0) лингвистическое; 0) информационное; 0) методическое; 00) алгоритмическое; 00) программное; 00) техническое.

Для построения спектральной модели интеллекта в настоящее время используются следующие методики:

-          версия вопросника (Е.С. Филатовой) для комплексного исследования интеллекта как такового и в сочетании с темпераментом (рис. 0.00);

-          комплексный личностный опросник, позволяющий нарисовать психологический портрет личности по двадцати пяти параметрам, объединенным в такие сферы, как коммуникативная, эмоциональная, волевая, интеллектуальная, мотивационная, психодинамическая сфера, межличностные отношения (рис. 0.00);

-          оригинальная методика изучения интеллекта и темперамента с гибкой профориентацией и адаптацией обучения – тест Филатовой-Накрохиной (рис. 0.00);

-          Цифровой тест (составители В. Мегедь и А. Овчаров) для комплексного типирования интеллекта (рис. 0.00, 0.00);

-          В качестве дополняющих приводятся тесты

-          общий личностный тест (рис. 0.00);

-          тест на рациональность мышления (рис. 0.00);

-          тест на стресс и нагрузку на психику (рис. 0.00);

-          тест на уверенность в себе (рис. 0.00);

-          тест на терпимость к фрустрациям (рис. 0.00)

-          экспресс-диагностика типов личности в ситуациях делового общения на основе психогеометрии (рис. 0.00).

Сравнительный, сопоставительный анализ результатов исследования показал, что приведенная совокупность методик является взаимодополняющей и позволяет более глубоко раскрыть как врожденные, так и приобретенные качества личности и выбрать соответствующую профессиональную деятельность.

Настоящий вычислительный алгоритм любезно предоставлен Романом Койновым для практического применения Экспертной системе «ГУМАНИТАРИЙ», являющейся спонсором проекта «Методика комплексного анализа личности с гибкой профориентацией».

 

4.2 Мнемоническо-графическая интерпретация обработки результатов тестирования

Программная среда разработана на языке «Visual Basic 0.0 SP0» и обладает стандартным, привычным и понятным интерфейсом ОС Windows.


Рисунок 0.1. Общий вид программы

Рисунок 0.2. Форма «Совет этого дня»

При начальной загрузке программы, а также при нажатии кнопки  на панели инструментов появляется «Совет этого дня» (рис. 0.0), рассказывающий пользователю об особенностях данной программы. При этом выделенный флажок на панели управления позволяет отключить автозапуск «Совета этого дня»: в нажатом состоянии - автозапуск, в отжатом состоянии «Совет этого дня» запускаться не будет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.