Курсовая работа: Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений
67. Фетинина Е.П., Криволапова Л.И., Киселева Т.В., Кораблина Т.В. Многовариантный типологический подход в задачах обучения и обработки данных. // Вариантника. Многовариантность автоматизации с приоритетом образования: информ. сборник 0 / Под ред. В.П. Авдеева. - Новокузнецк: СибГИУ, 0000, с. 00-000.
68. Филатова Е.С. Соционика в портретах. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 0000. - 00 с.
69. Филатова Е.С. Соционика для Вас. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 0000. - 000 с.
70. Флоровская Г.С., Флоровский С.Ю. Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологической индивидуальности (на примере старшего школьного возраста) // Экология личности: Материалы Рос. науч.-практ. конф. СПб., 0000. С. 00–00.
71. Флоровская Г.С., Флоровский С.Ю. Профессиональная направленность как опосредствующий фактор субъективной социально-психологической интегрированности старшеклассников // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. о-ва. Ярославль. 0000. Т. 0. Вып. 0. С. 000–000.
72. Школьный психолог «Я в мире профессий» И. Кабина, Т. Радзик. № 00, 0000 г.
73. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Пер. с англ. М., 0000.
74. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: «Университетская книга» АСТ, 0000г.
75. ЯХИНА, Зульфия Шамильевна.Субъективный подход к развитию профессионально значимых личностных качеств будущего педагога:Автореф. дис.... канд. психол. наук. 00.00.00/Яхина З.Ш Казань, 0000.-00с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МЕТОДИКЕ «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»
Что лично для вас более важно в жизни?
0. Автомобиль(«Мерседес») или здоровье (сила, выносливость)?
0. Друзья-иностранцы (богатые люди) или друзья-рабочие (простые люди)?
0. Красота (обаяние и модная одежда) или творческая работа
возможность создать что-то значительное)?
0. Вилла с бассейном или друзья-ученые (учителя, инженеры)?
0. Автомобиль («Вольво») или красота (обаяние, дорогие наряды)?
0. Отдых в Италии (роскошный отель, полные карманы валюты) или пиво с воблой (общение с обычными людьми)?
0. Друзья-артисты (поэты, журналисты) или опасные приключения (жизнь, полная азарта)?
0. Красота (обаяние, привлекательность) или страстная любовь (готовы за вас жизнь отдать)?
0. Вера в Бога (покой души) или опасные приключения (масса событий, переживаний)?
00. Вилла с бассейном или друзья-артисты (богема)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 00 вышеперечисленных ценностей 0, а из любой другой ценности вычтите 0.
00. Друзья-иностранцы или вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души).
00. Друзья-рабочие (простые люди) или опасные приключения (азарт жизни)?
00. Отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или вас страстно любят (готовы за вас жизнь отдать)?
00. Здоровье (сила, выносливость) или творческая работа (возможность сделать что-то великое)?
00. Пиво с воблой (общение с нормальными людьми) или вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души)?
00. Автомобиль («Ситроен») или творческая работа (возможность проявить свои таланты)?
00. Вилла с бассейном или здоровье?
00. Вас страстно любят или вы сами влюблены?
00. Отдых в Италии или вера в Бога (покой души)?
00. Друзья-артисты (богема) или друзья-рабочие (простые люди)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 00 вышеперечисленных ценностей 0, а из любой другой ценности вычтите 0.
00. Друзья-иностранцы (с валютой) или друзья-ученые (умные и интеллигентные, но без валюты)?
00. Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или пиво с воблой (душевные разговоры)?
00. Друзья-артисты (известные на всю страну) или вера в Бога (очищение души)?
00. Вилла с бассейном (роскошная!) или творческая работа (возможность познать истину, красоту)?
00. Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или вы сами влюблены (ваша душа страдает и блаженствует)?
00. Друзья-рабочие (простые люди) или вера в Бога (отпущение грехов)?
00. Автомобиль («Тойота») или друзья-ученые (интересные, эрудированные люди)?
00. Друзья-иностранцы (бизнесмены) или красота (ваша волшебная привлекательность)?
00. Здоровье или пиво с воблой (и никаких забот)?
00. Вас страстно любят(ради вас готовы на все) или вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевышним)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 00 вышеперечисленных ценностей 0, а из любой другой ценности вычтите 0.
00. Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания)?
00. Автомобиль («форд») или друзья-рабочие (очень простые, небогатые люди)?
00. Друзья-артисты (художники, поэты) или красота (обаяние, роскошные наряды, косметика)?
00. Друзья-иностранцы (Европа, Америка) или пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин)?
00. Друзья-ученые (воспитанные и образованные) или вера в Бога (очищение и благоговение)?
00. Здоровье или вас страстно любят?
00. Отдых в Италии или опасные приключения?
00. Друзья-ученые или друзья-рабочие?
00. Творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы)?
00. Вилла с бассейном или вас страстно любят?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 00 вышеперечисленных ценностей 0, а из любой другой ценности вычтите 0.
00. Друзья-артисты (утонченные люди, «богема») или вы сами влюблены (вы узнали, что такое счастье)?
00. Отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или друзья-ученые (знают много удивительного и интересного)?
00. Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости) или творческая работа (возможность раскрыть свои таланты)?
00. Пиво с воблой (общение с нормальными людьми) или опасные приключения (возможность испытать себя)?
00. Здоровье (долголетие) или красота (все восхищаются вами)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 0 вышеперечисленных ценностей 0, а из любой другой вычтите 0.
БЛАНК ДЛЯ ОПРОСНИКА «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»
№ | Ценности | Девушки | Юноши |
0 | Автомобиль | 0-00 | 0-00 |
0 | Вилла с бассейном | 0-00 | 0-00 |
0 | Отдых в Италии | 0-00 | 0-00 |
0 | Друзья-артисты | 0-00 | 0-00 |
0 | Друзья - иностранцы | 0-00 | 0-00 |
0 | Друзья-ученые | 0-00 | 0-00 |
0 | Друзья-рабочие | 0-0 | 0-00 |
0 | Здоровье | 0-00 | 00-00 |
0 | Красота | 0-00 | 0-00 |
00 | Пиво с воблой | (-0) - (-0) | (-0) - (-0) |
00 | Творческая работа | 0-0 | 0-00 |
00 | Вас любят | 00-00 | 00-00 |
00 | Вы влюблены | 0-00 | 0-00 |
00 | Вера в Бога | 0-00 | 0-00 |
00 | Опасные приключения | 0-00 | 0-00 |
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ ОПРОСНИКА
№ | Ценности | Девушки | Юноши |
0 | Автомобиль | 0-00 | 0-00 |
0 | Вилла с бассейном | 0-00 | 0-00 |
0 | Отдых в Италии | 0-00 | 0-00 |
0 | Друзья - артисты | 0-00 | 0-00 |
0 | Друзья - иностранцы | 0-00 | 0-00 |
0 | Друзья-ученые | 0-00 | 0-00 |
0 | Друзья-рабочие | 0-0 | 0-00 |
0 | Здоровье | 0-00 | 00-00 |
0 | Красота | 0-00 | 0-00 |
00 | Пиво с воблой | (-0) - (-0) | (-0) - (-0) |
00 | Творческая работа | 0-0 | 0-00 |
00 | Вас любят | 00-00 | 00-00 |
00 | Вы влюблены | 0-00 | 0-00 |
00 | Вера в Бога | 0-00 | 0-00 |
00 | Опасные приключения | 0-00 | 0-00 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА
Ф.И.О.
0. Дата рождения
0.Какую профессию и учебное заведение вы выбрали?
Профессия: ________________________
Учебное заведение: _________________
0.Какую профессию советуют вам выбрать?
Родители _________________________
Учителя__________________________
Друзья___________________________
0.Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?
0.Чем вы любите заниматься в свободное время?
0.Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть)
a. Естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)
b. Общественно-научная (история, философия, экономика, право)
c. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)
d. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное)
e. Определенные интересы отсутствуют
0. В каких кружках вы занимаетесь дополнительно?
0. В какой работе класса вы принимаете активное участие?
0. Какие профессии вас привлекают? Назовите их
00. Ваши отметки по следующим предметам:
Алгебра Геометрия
Физика Литература
Химия Русский язык
Биология Иностр. язык
География Трудовое обучение
История Черчение
00. Сколько времени вы делаете уроки?
00. Имеются ли у вас хронические заболевания?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СТЕРЕОТИПЫ
и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентациям
№ | Ценности | Домохозяйка |
Верую щий |
Пьяница | Иностранец в России | Преступник | Творческая личность | Деловой человек |
0 | Автомобиль | + | 0 | 0 | 0 | + | 0 | + |
0 | Вилла с бассейном | + | 0 | 0 | + | + | 0 | + |
0 | Отдых в Италии | + | 0 | 0 | + | + | 0 | 0 |
0 | Друзья-артисты | + | - | + | + | + | + | 0 |
0 | Друзья - иностранцы | + | 0 | 0 | 0 | + | 0 | + |
0 | Друзья-ученые | 0 | 0 | - | + | 0 | + | + |
0 | Друзья-рабочие | - | + | 0 | - | 0 | 0 | 0 |
0 | Здоровье | + | + | - | + | - | 0 | 0 |
0 | Красота | + | - | - | + | 0 | + | 0 |
00 | Пиво с воблой | 0 | - | + | + | + | 0 | + |
00 | Творчество | - | - | - | + | 0 | - + | + |
00 | Вас любят | + | 0 | + | + | + | + | 0 |
00 | Вы любите | - | - | - | 0 | 0 | + | - |
00 | Вера в Бога | + | + | - | + | - | 0 | - |
00 | Опасные приключения | - | - | + | - | + | + | + |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»
Слабый | 000000000 00 | Сильный |
Уступчивый | 000000000 00 | Упрямый |
Замкнутый | 000000000 00 | Открытый |
Зависимый | 000000000 00 | Независимый |
Черствый | 00000 000000 | Отзывчивый |
Нерешительный | 000000000 00 | Решительный |
Безответственный | 000000000 00 | Добросовестный |
Неуверенный | 000000000 00 | Уверенный |
Самостоятельный | 000000000 00 | Несамостоятельный |
Невезучий | 000000000 00 | Везучий |
Нелюбимый | 00000 00 0000 | Любимый |
Глупый | 000 00 00 0000 | Умный |
Несправедливый | 000000000 00 | Справедливый |
Невозмутимый | 0000 0 0000 00 | Раздражительный |
Неблагополучный | 000000000 00 | Благополучный |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ
(перечень основных характеристик профессий)
Предмет труда:
0) животные, растения, (природа)
0) материалы
0) люди (дети, взрослые)
0) техника, транспорт
0) знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)
0) художественный образ
Цель труда:
0) контроль, оценка, диагноз
0) преобразовательная
0) изобретательная
0) транспортирование
0) обслуживание
0) собственное развитие
Средства труда:
0) ручные и простые приспособления
0) механические
0) автоматические
0) функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
0) теоретические (знания, способы мышления)
0) переносные или стационарные средства
Условия труда:
0) бытовой микроклимат
0) большие помещения с людьми
0) обычный производственный цех
0) необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
0) экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
0) работа на открытом воздухе
0) работа сидя, стоя, в движении
0) домашний кабинет
Характер общения в труде:
0) минимальное общение (индивидуальный труд)
0) клиенты, посетители
0) обычный коллектив (одни и те же лица)
0) работа с аудиториями
0) выраженная дисциплина, субординация в труде
Ответственность в труде:
0) материальная
0) моральная
0) за жизнь и здоровье людей
0) невыраженная ответственность
Особенности труда:
0) большая зарплата
0) льготы
0) «соблазны» (возможность брать взятки)
0) изысканные отношения, встречи со знаменитостями
0) частые командировки
0) законченный результат труда (можно полюбоваться)
Типичные трудности:
0) нервное напряжение
0) профзаболевания
0) распространены мат и сквернословие
0) возможность оказаться в тюрьме
0) невысокий престиж работы
Минимальный уровень образования для работы:
0) без специального образования (после школы)
0) начальное профессиональное образование (СПТУ)
0) среднее профессиональное образование (техникум)
0) высшее профессиональное образование (вуз)
0) ученая степень (аспирантура, академия)
[1] Авдуевская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. М., 0000. С. 000–000.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 0000.
Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников // Школа и производство. 0000. № 0. С. 00–00.
[2] Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 0000. с. 00–00, 00–00
[3] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 0000.
Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Пер. с англ. М., 0000.
[4] Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 0000. С. 000–000.
Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 0000. № 0. С. 00–00.
Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 0000.
Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. 0000. № 0. С. 00–00.
[5] Забродин Ю.М. Очерки теории психической регуляции поведения: Основы субъектного анализа. М., 0000.
Забродин Ю.М. Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики) // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 0000. С. 00–00.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 0000.
[6] Рукавишников А.А., Соколова М.В. Опросник приспособленности Белла: Рук. Ярославль, 0000.
[7] Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М., 0000.
[8] Флоровская Г.С., Флоровский С.Ю. Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологической индивидуальности (на примере старшего школьного возраста) // Экология личности: Материалы Рос. науч.-практ. конф. СПб., 0000. С. 00–00.
Флоровская Г.С., Флоровский С.Ю. Профессиональная направленность как опосредствующий фактор субъективной социально-психологической интегрированности старшеклассников // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. о-ва. Ярославль. 0000. Т. 0. Вып. 0. С. 000–000.
[9] Авдуевская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. М., 0000. С. 000–000.
Забродин Ю.М. Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики) // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 0000. С. 00–00.
Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 0000. № 0. С. 00–00.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 0000.
[10] Забродин Ю.М. Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики) // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 0000. С. 00–00.
Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 0000.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 0000.
[11] Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 0000.
[12] Забродин Ю.М. Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики) // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 0000. С. 00–00.
[13] Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 0000. С. 000–000.
* К тестам многовариантного типирования интеллекта относятся первые три теста: версия вопросника Филатовой Е.С. для многовариантного типирования интеллекта как такового и в сочетании с темпераментом, тест (00 вопроса), дихотомический тест Филатовой-Накрохиной. Результат этих тестов рассчитывается и отображается в форме расчёта долевых показателей (рис. 0.0).
* Версия Microsoft Office должна быть не ниже версии 00, т.е. нужно Microsoft Word 00 или версией выше и Microsoft Excel 00 или версией выше.
** Microsoft Internet Explorer должен быть при этом не ниже версии 0.0.