скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений

0 балл — отказ отвечать на данный вопрос;

0 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

0 балла — минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);

0 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования;
0 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

0) Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 0—0 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивает их и сравнивает с самооценками школьников.

При совместном использовании ЛПП и теста определения самооценки выявляется уровень значимости пяти основных жизненных сфер:

-          профессиональной жизни;

-          обучения и образования;

-          семейной жизни;

-          общественной жизни;

-          увлечений.

Кроме того, с помощью этой вариантики возможно проанализировать структуру «ценностной насыщенности» сферы профессиональной жизни, что даст возможность увидеть, какие из терминальных ценностей (и в какой мере) опрашиваемые стремятся реализовать в своей будущей профессиональной деятельности, выяснить их предрасположенность к определенному типу идентификации с профессией.[13]

Методика позволяет диагностировать пять своеобразных типов (факторов) профессиональных установок:

Нерешительность в профессиональном выборе (F0). Для оптантов, набирающих меньшее количество баллов по данной шкале, характерными являются: чувство нерешительности, неуверенности, трудности с началом деятельности, отсутствие четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохая информированность о мире профессий. Соответственно при высоких значениях можно говорить о решительности и уверенности профессионального выбора.

Рационализм профессионального выбора (F0). Полюс высоки значений характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.

Оптимизм в отношении профессионального будущего (F0) связан с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Противоположный полюс – реализм профессионального выбора.

Высокая самооценка (F0). В область высоких значений данной шкалы попадают оптанты, характеризующиеся завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

Зависимость в профессиональном выборе (F0). На полюсе низких значений сосредотачиваются индивиды, обнаруживающие несамостоятельность, податливость и зависимость от других в решении вопросов о своем профессиональном будущем, социально незрелые. Противоположный полюс этого фактора – независимость в профессиональном выборе.

Наряду с вышеназванными опросниками возможно использовать методы наблюдения, неструктурированного интервью и беседы.

Математико-статистическая обработка эмпирической информации будет осуществляться при помощи процедур вычисления средних значений, среднего квадратического отклонения, частотного анализа.

Выборка старшеклассников, для эмпирической базы мониторинга психологической эффективности профессиональной ориентации, должна быть структурирована в соответствии с организационным принципом проведения исследования, а именно принципом сравнения личностных характеристик двух контрольных групп учащихся 0-0 и 00-00 классов нескольких общеобразовательных школ г. В. Х-а.

Приведенное выше методологическое обоснование является психолого - педагогическим обеспечением процесса первичной профессиональной диагностики, разработкой диагностического инструментария

Профессиональная ориентация школьника является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу е профессионального самоопределения.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора подростками профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремленного деятеля общественного производства, но и личность, получающую широкие возможности для самореализации. Но этот выбор обусловлен рядом трудностей, которые возникают из-за отсутствия у подростков адекватных представлений о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется, из-за неумения оценить себя, свои способности, возможности, соотнести их с миром профессий. Решением этой проблемы занимается специалист-психолог. Задача психолога на этот момент когда подростки приходят к нам в УК - это определение к какому виду деятельности они наиболее способны, выработка рекомендаций по поводу их профессиональной предназначенности. Для решения этой задачи мной используются методики психологической диагностики, которые выявляют профессионально значимые свойства (способности, склонности, интересы, ценностные ориентации, индивидуальные типологические особенности, профессиональные намерения).

Психолого - педагогическое обеспечение процесса первичной профессиональной диагностики в МОУ для детей МУК основывается на выявлении личностных и профессиональных намерений и профессиональных планов школьников. Мной применяются такие методические приемы, как анкеты, беседы, с помощью которых выясняется, имеется ли у учащегося профессиональный выбор, продуман ли путь овладения им, имеются ли резервные варианты на случай, если не осуществляется основной и т.д. Данная первичная профессиональная диагностика осуществляется в течении первых нескольких месяцев при поступлении учащихся МОУ для детей МУК с помощью применения бланковых технологий.

Диагностический материал представлен в Приложении 0 проекта. Результатом анализа является первичная профконсультационная карта см. Таблицу 0.0. При подборе тестовых методик учитываются возрастные особенности оптантов. Так например школьники 0-0 классов проходят профконсультационное тестирование по базовой методике, учащиеся 00-00 классов по расширенной, которая учитывает прохождение ими базовой методики в 0-0 классах.

На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений учащегося, строится дальнейшая, индивидуальная работу с ним.

Для выявления профессиональных намерений школьников важна и информация об их интересах и склонностях. Здесь используются специальные анкеты, опросники, например «Карта интересов», для разных возрастов используются модифицированные варианты. При диагностике интересов и склонностей более надежную информацию могут дать беседы с учащимися, родителями, педагогами.

Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого школьника диагностика способностей – общих и специальных, которые зависят и от условий воспитания и обучения, и от природных задатков. Учитывая то, что способности находятся в процессе развития, применяются разнообразные приемы для их изучения: тестирование, беседы, встречи с родителями с целью углубленного изучения индивидуально-психологических особенностей школьника, что позволяет дать белее точные рекомендации по выбору профессии. Кроме того, психологические показатели особенностей развития школьников позволяют учащимся наглядно представить себе структуру своих способностей, увидеть те пробелы в своем развитии, которые необходимо преодолеть, для того чтобы подготовить себя к будущей профессии.

После проведенной первичной профессиональной диагностики учащемуся рекомендуется предпочтительный вид профессиональной деятельности и профиль обучения в МОУ для детей МУК. Подростку дают право прислушаться к рекомендациям специалиста или нет. В этом случае несогласованности разрабатываются коррекционные мероприятия, организуются повторные диагностические пробы см. Главу 0, психотренировки см. Главу 0, что позволяет подростку увидеть прогресс в развитии некоторых качеств, убедиться в целесообразности и необходимости специальной направленной работы по подготовке к профессии.

Профконсультационная карта (0-0 кл.)

Фамилия, имя, отчество учащегося. ______________________________

Профиль _____________________________________________________

Школа _______________________класс __________________________

Домашний адрес ________________________________тел.__________

п/п         Направление       Результаты         Примеча-ния

0.      Противопоказания

0.      М.0-0 «Тип профессий»

0.      М.0-0 «Карта интересов»

0.      М.0-0 «Самооценка»

0.      М.0-0 «Направленность личности»       

0.      М.0-0 «Темперамент»

0.      М.0-0 «Волевые качества»

0.      М.0-0 «Ориентировочная анкета»

0.      Пути получения профессии после

0 класса

00.    Личный профплан после 00 класса       

Профконсультационная карта (00-00 кл.)

Фамилия, имя, отчество учащегося. ______________________________

Профиль ___________________________________________

Школа _______________________класс __________________________

Домашний адрес ________________________________тел.__________

п/п         Направление       Результаты         Примеча-ния

0.      Противопоказания

0.      М.0-0 «Тип профессий»

0.      М.0-0 «Карта интересов»

0.      Личностный опросник Г.Айзенка

0.      Тест EPI «В какой профессии добьетесь успеха»

0.      Выявление лидерских качеств.

0.      Что в Вас препятствует лидерству?       

0.      Организаторские способности

Самооценка

00.Цели студенчества

00.    Пути получения профессии после 00 кл.                 

Многие профессии предъявляют повышенные требования к людям, которые обладают разными индивидуально-психофизиологическими особенностями. Поэтому необходимо проводить консультации с целью получения информации о таких особенностях, чтобы в случае необходимости внести ограничения в круг избираемых школьником профессий.

В результате первичной психодиагностической работы у одних учащихся профессиональные планы укрепляются, и далее с ними планируется работа по подготовке к профессии. Если у других происходит изменение намерений, то мы возвращаемся на предыдущий этап работы с ними, анализируется интересы, склонности, намечаются новые области труда и пути ознакомления с ними.

Таким образом, психологическое обследование в МОУ для детей МУК предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, то, чего требует от человека профессия. На психолога-профориентатора возлагается большая ответственность за подтверждение профессиональных намерений учащихся или их определение. Подросток в любом случае при выборе профессии самостоятельно делает первый шаг к своему социально профессиональному самоопределению.

Всего в исследовании принял участие 00 человек, из них 00 юноши и 00 девушки.

1.3 Психологический анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки МОУ для детей МУК

Сопоставление параметров личностной приспособленности учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов позволяет заключить, что первая из названных категорий оптантов существенно более позитивно воспринимает и переживает свое взаимодействие с социумом (Табл. 0.0).

Таблица 0.0
Личностная приспособленность учащихся 00-00 классов и школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК, баллов
a b c d e f

Учащиеся

00-00 классов

юноши (0 чел.) 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
девушки (00 чел.) 0,0 0,0 0,00 0,00 0,00 0,00
в целом по подвыборке (00 чел.) 0,0 0,0 0,00 0,00 0,00 0,0

Школьники

0-0 классов

юноши (00 чел.) 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
девушки (00 чел.) 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00 0,0
в целом по подвыборке (00 чел.) 0,00 0,00 0,0 0,00 0,0 0,0

В отличие от школьников 0-0 классов, учащиеся 00-00 классов МОУ для детей МУК:

-          увереннее чувствуют себя в повседневных социальных контактах, занимая во взаимодействии с окружающими самостоятельную и более активную позицию;

-          позитивнее воспринимают отношения между собой и другими членами общества.

-          изменяется профессиональное самоопределение, так например если школьники более всего привержены рабочим профессиям, то учащиеся 00-00 классов видят себя в профессиях с более высоким профессиональным статусом;

-          лучше контролируют свои субъективные переживания, имеют более позитивный и стеничный эмоциональный фон жизнедеятельности и поведения (юноши).

Можно предположить, что раннее формирование реального профессионального «Я», кристаллизация ролевой структуры «Я – субъект профессиональной деятельности» содействуют расширению границ самосознания развивающейся личности и его адекватному структурированию, задавая при этом и иной – более адекватный и конструктивный – смысловой масштаб восприятия и оценки жизненных проблем.

При этом и учащиеся 00-00 классов и школьники 0-0 классов МОУ для детей МУК обнаруживают примерно одинаковый уровень баланса тенденций враждебности – доброжелательности по отношению к другим людям.

Следует отметить также и сходный характер отношения к существующим в обществе полоролевым стандартам в двух анализируемых подвыборках. Как у учащихся, так и у школьников отмечается своеобразная идентификационная инверсия, выражающаяся в интересе со стороны юношей к традиционно фемининным занятиям и социальным обязанностям и тропизме девушек к маскулинным образцам социального поведения, мышления и эмоционального реагирования. Данный факт, выявившийся в рассматриваемой выборке, может быть понят как локальная проекция глобальной тенденции уменьшения степени поляризации дихотомии «мужское – женское» (в том числе и в сфере профессиональной деятельности). Примечательно, что прошедшие начальную профессиональную подготовку девушки в большей степени, чем их сверстницы-школьницы ориентированы на мужские виды деятельности и социального поведения, обнаруживая, таким образом, большую независимость от социальных стандартов и стереотипов. Это, в свою очередь, существенно расширяет поле профессионального и жизненного самоопределения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.