Курсовая работа: Конкуренция в инновационной деятельности
Денежные потоки | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
1. Инвестиционная деятельность | -28924060,69 | |||||
Приобретение технологической линии | 2382800,00 | |||||
Оборотный капитал | 26451260,69 | |||||
Приобретение лицензии | 90000,00 | |||||
2. Финансовая деятельность | 28924060,69 | -5784812,14 | -5784812,14 | -5784812,14 | -5784812,14 | -5784812,14 |
Кредит | 28924060,69 | |||||
Возврат кредита | 5784812,14 | 5784812,14 | 5784812,14 | 5784812,14 | 5784812,14 | |
3. Операционная деятельность | 27436268,56 | 26571991,24 | 28566328,98 | 30393260,14 | 32351221,54 | |
Выручка от продаж | 90720000,00 | 85536000,00 | 88452000,00 | 91368000,00 | 94089600,00 | |
Объем реализации | 43200,00 | 38880,00 | 38880,00 | 38880,00 | 38880,00 | |
Цена единицы | 2100,00 | 2200,00 | 2275,00 | 2350,00 | 2420,00 | |
Себестоимость | 52161066,93 | 48692755,14 | 49563107,76 | 50653732,17 | 51377548,39 | |
Сумма процентов за кредит | 2892406,07 | 2313924,86 | 1735443,64 | 1156962,43 | 578481,21 | |
Амортизация | 329707 | 329707 | 329707 | 329707 | 329707 | |
Прибыль от продаж | 35666527,00 | 34529320,00 | 37153448,60 | 39557305,40 | 42133570,40 | |
Налог на прибыль | 8559966,48 | 8287036,80 | 8916827,66 | 9493753,30 | 10112056,90 | |
Чистая прибыль | 27106560,52 | 26242283,20 | 28236620,94 | 30063552,10 | 32021513,50 | |
4. Сальдо денежной наличности | 21651456,42 | 20787179,10 | 22781516,84 | 24608448,01 | 26566409,41 | |
5. ЧДП | -28924060,69 | 27436268,56 | 26571991,24 | 28566328,98 | 30393260,14 | 32351221,54 |
Коэффициент дисконтирования (21%) | 1,0000 | 0,8264 | 0,6830 | 0,5645 | 0,4665 | 0,3855 |
6. NPV | -28924060,69 | 22673332,34 | 18148670,02 | 16125692,71 | 14178455,86 | 12471395,90 |
7. NPV нарастающим итогом | -28924060,69 | -6250728,35 | 11897941,66 | 28023634,37 | 42202090,23 | 54673486,13 |
1. Чистая текущая дисконтированная стоимость (NPV).
NPV = -28924060,69 + 22673332,34 + 18148670,02 + 16125692,71 + + 14178455,86 + 12471395,90 = 54673486,13
Так как NPV >0, т.е. положителен, проект считается эффективным и устойчивым к изменению фактора "объем реализации".
2. Внутренняя норма доходности (IRR).
Рассчитаем внутреннюю норму доходности:
r1 и r2 – нижняя и верхняя ставки дисконтирования соответственно. Примем за нижнюю ставку 21%, при этом коэффициенте NPV > 0. За верхнюю границу примем ставку 92,3%, при таком значении r NPV отрицательный. Результаты расчетов приведем в таблице 6.15.
Таблица 6.15.
Расчет IRR
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
ЧДП | -28924060,69 | 27436268,56 | 26571991,24 | 28566328,98 | 30393260,14 | 32351221,54 |
Коэф-т дисконт. (92,3%) | 1,0000 | 0,5200 | 0,2704 | 0,1406 | 0,0731 | 0,0380 |
ЧТДС | -28924060,69 | 14267430,35 | 7185641,27 | 4017136,42 | 2222594,07 | 1230252,52 |
NPV | -28924060,69 | -14656630,34 | -7470989,07 | -3453852,65 | -1231258,58 | -1006,07 |
Тогда внутренняя норма доходности составит:
IRR = 21 + (54673486,13/(54673486,13+1006,07)) ∙ (92,3-21) = 92,3%
3. Индекс рентабельности PI определяется как отношение приведенных притоков (ЧДПt) к приведенным оттокам (Кk)
PI = (22673332,34 + 18148670,02 + 16125692,71 + 14178455,86 + + 12471395,90 ) / 28924060,69 = 2,8902
Так как PI=2,8902 > 1, то по правилу принятия решения можно сделать вывод об эффективности проекта.
Определим период возврата инвестиций по формуле:
Твоз = tх + (NPVt / ДДПt+1)
Твоз = 2 + (6250728,35 / 18148670,02) = 2,344
Определим период окупаемости проекта по формуле:
Ток = Твоз – Тин
Ток =2,344 – 1=1,344 года.
Найдем такой объем реализации, при котором чистый дисконтированный доход нарастающим итогом будет равен нулю. Расчеты представлены в таблице 6.16.
Таблица 6.16.
Денежные потоки | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
1. Инвестиционная деятельность | -28924060,69 | |||||
Приобретение технологической линии | 2382800,00 | |||||
Оборотный капитал | 26451260,69 | |||||
Приобретение лицензии | 90000,00 | |||||
2. Финансовая деятельность | 28924060,69 | -5784812,14 | -5784812,14 | -5784812,14 | -5784812,14 | -5784812,14 |
Кредит | 28924060,69 | |||||
Возврат кредита | 5784812,14 | 5784812,14 | 5784812,14 | 5784812,14 | 5784812,14 | |
3. Операционная деятельность | 27436268,56 | 2205930,68 | 2809511,04 | 3424736,39 | 4044718,09 | |
Выручка от продаж | 90720000,00 | 22404800,00 | 23168600,00 | 23932400,00 | 24645280,00 | |
Объем реализации | 43200,00 | 10184,00 | 10184,00 | 10184,00 | 10184,00 | |
Цена единицы | 2100,00 | 2200,00 | 2275,00 | 2350,00 | 2420,00 | |
Себестоимость | 52161066,93 | 17622161,14 | 18170257,68 | 18703031,85 | 19178627,67 | |
Сумма процентов за кредит | 2892406,07 | 2313924,86 | 1735443,64 | 1156962,43 | 578481,21 | |
Амортизация | 329707 | 329707 | 329707 | 329707 | 329707 | |
Прибыль от продаж | 35666527,00 | 2468714,00 | 3262898,68 | 4072405,72 | 4888171,12 | |
Налог на прибыль | 8559966,48 | 592491,36 | 783095,68 | 977377,37 | 1173161,07 | |
Чистая прибыль | 27106560,52 | 1876222,64 | 2479803,00 | 3095028,35 | 3715010,05 | |
4. Сальдо денежной наличности | 21651456,42 | -3578881,46 | -2975301,10 | -2360075,75 | -1740094,05 | |
5. ЧДП | -28924060,69 | 27436268,56 | 2205930,68 | 2809511,04 | 3424736,39 | 4044718,09 |
Коэффициент дисконтирования (21%) | 1,0000 | 0,8264 | 0,6830 | 0,5645 | 0,4665 | 0,3855 |
6. NPV | -28924060,69 | 22673332,34 | 1506650,65 | 1585968,98 | 1597639,52 | 1559238,82 |
7. NPV нарастающим итогом | -28924060,69 | -6250728,35 | -4744077,70 | -3158108,72 | -1560469,19 | -1230,37 |
На основе полученных данных рассчитаем уровень чувствительности проекта к изменению фактора "объем реализации" по формуле
где
Х – исходное значение показателя;
х – негативное предельное значение показателя.
Уч = (│43200 - 10184│) / 43200 ∙ 100% = 76,43%
Получен хороший результат, что свидетельствует о низком уровне чувствительности проекта к изменению рассматриваемого фактора.
Результаты исследования устойчивости и чувствительности проекта "организация производства теплоэффективных бетонных блоков" по факторам риска представлены в таблице 6.17.
Таблица 6.17.
Результаты исследования устойчивости и чувствительности проекта
Фактор | Исход. значение | Предельн. значение | Уровень чувствительности | Значение NPV при 10% изменении показателя | Вывод |
Стоимость технологической линии | 2382800 руб. | 76484228 руб. | 3109,85% | 62653517,94 | Фактор не влияет на устойчивость проекта |
Объем производства продукции | 43200 м3 | 10184 м3 | 76,43% | 54673486,13 | Степень устойчивости проекта очень высокая |
Проведем анализ рисков, не учтенных в выше изложенных расчетах (таблица 6.18.).
Таблица 6.18.
Анализ рисков проектов
Фактор риска | Вероятность наступления | Метод управления риском | Вероятность снижения |
Усиление конкуренции | 30% | Активная рекламная деятельность, наработка постоянного круга клиентов | 70% |
Ошибки в проектно-сметной документации | 20% | Привлечение к проекту высококвалифицированных специалистов | 80% |
Неплатежеспособность потребителей | 10% | Использование метода предоплаты | 80% |
Коммерческие риски | 5% | Активная рекламная деятельность, мониторинг рынка | 90% |
Недостаточная квалификация работников | 5% | Повышение квалификации, периодические проверки | 90% |
Низкое качество сырья | 30% | Заключение договоров поставок с зарекомендовавшими себя предприятиями, входной и сопровождающий контроль качества | 90% |
Высокая текучесть кадров | 5% | Обеспечение хороших условий труда, достойной заработной платы, благоприятной психологической обстановки. | 85% |
Наиболее высокую вероятность наступления имеют риск усиления конкуренции и риск поставок некачественного сырья, поэтому при осуществлении проекта этим факторам необходимо уделить особое внимание и своевременно принять меры по их устранению.
7. Организация реализации проекта
В данном разделе приведем календарный план реализации проекта, где указаны вопросы, которые необходимо решить на каждом из выделенных этапов (таблица 7.1.).
Таблица 7.1.
План реализации проекта
№ | Наименование этапа | Сроки | Ответственные лица | Круг вопросов |
1. | Прединвестиционная стадия |
01.01.07г. – 30.06.07г. |
· генеральный директор |
· Анализ имеющихся вариантов инновационного проекта; · Решение о приобретении технологической линии ЛБ-2; · Решение о приобретении лицензии на выпуск новой продукции; · Анализ рынка. |
2. | Приобретение и поставка оборудования |
01.06.07г. – 30.09.07г. |
· директор по производству · главный инженер · начальник отдела маркетинга |
· Подготовка документации: · Заключение договора на покупку и поставку оборудования; · Доставка оборудования; · Подбор персонала; · Планирование рекламной деятельности. |
3. | Монтаж оборудования |
01.10.07г. – 30.12.07г. |
· директор по производству · коммерческий директор · начальник отдела маркетинга · начальник отдела сбыта |
· Установка линии ЛБ-2; · Пуско-наладочные работы; · Обучение персонала работе на данном оборудовании; · Начало рекламной деятельности; · Поиск будущих потребителей; · Пуск оборудования. |
4. | Производство и реализация продукции | с 01.01.08г. |
· коммерческий директор · начальник отдела сбыта · главный технолог |
· Заключение договоров на реализацию продукции; · Реализация продукции |
В таблице 7.2. укажем возможные причины прекращения реализации проекта на ОАО "Завод ЖБК-1"
Таблица 7.2.
Условия прекращения реализации проекта
Этап | Причина |
1.Приобретение и поставка оборудования | · срыв поставки |
2. Монтаж оборудования |
· несоответствие деталей оборудования · некачественный монтаж оборудования · неквалифицированный новый персонал · невыполнение договора рекламной компанией |
3.Производство и реализация продукции |
· резкое повышение цен на сырье и материалы · неприемлемое качество необходимых сырья и материалов · отсутствие спроса |
Заключение
Курсовой проект состоит из двух частей – теоретической и проектной. В теоретической части освещались вопросы, связанные со значение конкуренции в инновационной деятельности. Конкуренция в области инновационной деятельности – это своего рода инновационный конкурс с непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.
Следствием конкуренции на рынке любой продукции, в том числе и инновационной, является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – развитие науки, появление новых решений и вариантов производства продукции, совершенствование имеющихся технологий производства, приток инвестиций в наиболее прогрессивные отрасли.
В проектной части рассматривался портфель инновационных проектов для ОАО "Завод ЖБК-1". Отрасль промышленности строительных материалов набирает темпы роста, в связи с чем требуется обновление технологии и оборудования.
Портфель инновационных проектов содержит два предлагаемых к реализации нововведения: организация производства пенобетона и организация производства теплоэффективных бетонных блоков. В ходе экспертной оценки наиболее предпочтительным оказался второй проект.
При обосновании эффективности проекта, в результате выполненных вычислений, было установлено, что данный проект экономически эффективен, имеет высокую привлекательность для инвестиций, т.к. имеет высокую доходность и, несмотря на долгосрочность, окупается в первые два года своей реализации. Также можно говорить о высокой экономической устойчивости проекта, т.к. внутренняя норма доходности почти в пять раз превышает коэффициент дисконтирования, используемый в расчетах.
Экономическая экспертиза, проведенная по методу факторного анализа устойчивости и чувствительности инновационного проекта, с целью определения "узких мест" показала, что проект не станет убыточным при увеличении покупной стоимости технологической линии на 10% и при снижении объемов реализации на 10%.
В случае, если ОАО "Завод ЖБК-1" введет в свой ассортимент новую продукцию теплоэффективные бетонные блоки – это положительно скажется на финансовых результатах его деятельности, т.к. предприятий, выпускающих аналогичную продукцию в области не много и их оборудование уступает предложенной технологической линии ЛБ-2. Исходя из результатов анализа рынка стеновых материалов, можно сделать вывод, что спрос на продукцию будет расти в связи с увеличением объемов индивидуального и массового строительства в Белгородской области.
Список литературы
1. Балабанов И.Г. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000.
2. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", Издательство ЭКМОС, 1998.
3. Завьялов П.С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность. – Маркетинг, 2000, № 4.
4. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг. – Российский экономический журнал, 2001, 12.
5. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства / Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. – М.: ЮНИТИ, 1999.
7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.