скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКнига: Политология - Краткий тематический справочник

В зависимости от особенностей политического процесса П. и. может проявляться в различных формах: консерватизма, стремления несмотря ни на что уберечь старое от преобразо­ваний, формальности производимых реформ, поддержки бюро­кратизма, зажима критики, видимости активности, новатор­ства, следования принципам «маленького человека» («не высовываться», «поживем - увидим»), бойкота и даже сабо­тажа преобразований и т. д.

Общепринятыми путями преодоления П. и. являются: демократизация общественно-политической жизни, развитие либеральных ценностей и политического плюрализма, всесто­ронний анализ социально-политических инициатив, расшире­ние информированности населения о характере, формах и перспективах предстоящих изменений, повышение политиче­ской культуры общества и т. п.

Исследование реальных проявлений П. и. является важным атрибутом прикладного использования концепции политиче­ского участия, так как позволяет произвести диагностику раз­личных форм и видов инерционных процессов, выявить причи­ны их появления и механизмы существования, определить пути их нейтрализации или погашения, что чрезвычайно важно для проведения взвешенной, конструктивной политики в любой сфере жизни общества.

Политическая культура - уровень и характер политиче­ских знаний, оценок и действий граждан, политических организаций, а также содержание и качество социальных ценно­стей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе. П. к. связана с интересами классов, социальных слоев и групп. Выражением П. к. гражданского общества служат его институты (государство, демократия, конституция, право и др.), которые наследуют все лучшее из демократиче­ских завоеваний цивилизации, постоянно развиваются и. совер­шенствуются. Эти институты выполняют ряд важных социаль­ных функций: воспитательную - повышение политической информативности и компетентности граждан; регулятивную - обеспечение воздействия граждан на политический процесс и включение их в него; защитительную - охрана политических ценностей демократического общества, отвечающих требова­ниям прогресса.

Политическая программа (от греч. programme - объявле­ние, предписание) - 1) основные цели и задачи в политиче­ской области, которые предстоит достичь в планируемом периоде, основные средства и пути их осуществления; 2) си­стема мероприятий, направленных на реализацию конкретных политических интересов. Политическая программа определя­ет этапы решения связанных с этим задач, конкретные сред­ства и пути их осуществления, показатели требуемых результатов деятельности.

Политическая система общества - совокупность государ­ственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется власть. В цивилизованном обществе помимо государства (законодательная, исполнительная и су­дебная власть) широко действуют политические партии, проф­союзы, ассоциации, церковь, общественные движения, коопе­рация, молодежные организации и творческие союзы, которые действуют на основе своих уставов и принимают участие в управлении делами общества в соответствии с законом с учетом политических традиций и норм. П. с. о. - это механизм власти. Экономической основой выступает многообразие форм собственности, социальной - народ страны, состоящий из классов, социальных групп, наций и народностей государства. В духовной области П. с. о. базируется на общечеловеческих ценностях, во многом зависит от политической культуры на­рода, его законоисполнения, распространенности и восприятия норм морали.

Политическая социализация - процесс приобщения части участников политических отношений, широких масс населения к нормам и ценностям, идеалам, определяющим условия существования и нормального функционирования существующего политического режима.

Целью и результатом П. с., как правило, всегда становится достижение легитимации существующей или приходящей к руководству власти.

Политические институты (от лат. institution - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной политической деятельности людей. Наиболее фундаментальные П. и. - государство, пар­тии, общественные организации, армия, суд, наука и т. д. П. и. выражают существующие в конкретном обществе поли­тические интересы и отношения. Их совокупность и развитость, определяют политическую систему общества, степень демо­кратизации общественной жизни. Рассогласованность дейст­вий П. и., неспособность наладить функционирование полити­ческих связей - признак кризисной ситуации в политической сфере жизнедеятельности общества. Ее преодоление предпо­лагает изменения в функционировании П. и., либо преобразо­вания способов и механизмов их деятельности.

Политический плюрализм - принцип (состояние) органи­зации и функционирования политической системы, подразуме­вающий закрепленное правовыми актами и обеспеченное механизмами реализации наличие в обществе многообразных, относительно автономных социально-политических структур (движений, институтов, интересов, отношений), влияющих на политику, но не имеющих монополии на власть.

Как явление в жизни каждого конкретного общества П. п. формируется с признанием естественности разнообразия воз­можных путей и форм развития общества, а также необходи­мости цивилизованных способов преодоления противоречий между силами, участвующими в этом процессе. Среди условий существования П. п. выделяются: правовое закрепление со­стояния и механизмов П. п.; действие различных политических сил и движений в рамках конституции и общественного выбора; развитое состояние дифференциации социальных интересов различных слоев и групп общества; наличие механизмов, сдерживающих централизацию и концентрацию госу­дарственного управления; наличие органичной связи деятель­ности различных политических сил с национальными и куль­турными традициями, народа и др. Реализуясь главным образом в сфере политических отношений, П. п. имеет и свои принципы: равенство на осуществление противоречивых воз­можностей развития до их общественной экспертизы; естест­венность, состязательность и конкуренцию противоборствую­щих сил и движений; автономность и самостоятельность субъектов политических отношений; культурное, корректное и ненасильственное разрешение конфликтов и преодоление противоречий; отказ от любых форм политического насилия и диктатуры; решение наиболее важных вопросов на основе политического консенсуса; готовность к компромиссам и на­личие терпимости к инакомыслию.

В каждом конкретном обществе П. п. реализуется в зави­симости от его особенностей, выражающихся: в степени огосударствления общественной жизни и дифференциации интересов в нем различных групп и слоев трудящихся; разви­тости демократического опыта и политической культуры; про­фессионализме политического управления государством и организациями вновь вовлекаемыми в этот процесс людьми; степени открытости общества мировому опыту, демократиче­ским ценностям других государств, уровню идеологизации всех сфер его жизни и деятельности.

Антипод П. п. - политический монополизм, развивающий­ся в системах авторитарного и тоталитарного плана.

Политический процесс - последовательная, внутренне свя­занная цепь политических событий и явлений, изменяющихся в пространственно-временном континууме.

Являясь по своей природе сложным социально-политиче­ским явлением, П. п. строго детерминирован социально-эко­номическими, культурными, общественно-психологическими, идеологическими особенностями участников конкретных политических отношений, которые, в свою очередь, выступают субъектами этих процессов. Объектом П. п. могут становиться: характер межгосударственных  отношений,  государственное управление, партийная стратегия и тактика, вопросы полити­ческого участия объединений и граждан в политических отно­шениях, политическое  лидерство,  изменение  соотношения политических сил, выборы и т. п. явления политической жизни. В зависимости от динамики и сфер протекания П. п. делятся: а) на вертикальные, связанные с реализацией власт­ных отношений и основанные на деятельности по достижению и удержанию политического  господства,  и горизонтальные, имеющие в виду  достижения  политического  консенсуса на базе «согласования» взаимодополняющих позиций или «куль­турного торга» в принципе равноправных политических сил; б) конфликтные, связанные с активным взаимопротиводействием субъектов П. п., и бесконфликтные, основанные на на­личии консенсуса как достигнутого факта в отношениях (либо в результате полной легитимации деятельности участвующих в П. п. сил либо в результате отчуждения противостоящих руководству политических сил от активного участия в П. п.; в) внутриполитические и внешнеполитические, связанные главным образом с рассмотрением одного или нескольких государств как главных субъектов П. п. и т. д.

Среди факторов,  влияющих на характер П. п.,  можно выделить: уровень политической культуры всего общества и составляющих его частей, которая выступает главной харак­теристикой динамики и результатом функционирования со­циально-политических, процессов; приверженность участников П. п. традициям; сложившуюся социально-политическую структуру общества; степень дифференциации интересов раз­личных слоев и групп общества; стиль политики (совокуп­ность стандартных процедур выработки и принятия решения), зависящий главным образом от воплощенного политического режима и типа государства. Так, например, в зависимости от стиля проводимой политики П. п. можно типизировать сле­дующим образом: первый тип П. п. - консенсусного плана при пассивном реагировании на возникающие проблемы; вто­рой - также консенсусный, но связанный с активным фор­мулированием и решением проблем; третий - активный, в основе которого лежит активная роль государства как в фор­мулировании проблем, так и в вынужденной интеграции про­цессов субъектов П. п.; четвертый - реагирующий, пассивный в смысле постановки проблем, но основанный на активном преодолении сопротивления заинтересованных групп.

Политический режим - система методов осуществления политической власти в обществе, степень реализации демо­кратических прав и свобод личности, отношение государст­венной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение  официальных  конституционных  и правовых форм с реальной политической жизнью.

С точки зрения политической динамики (общего направ­ления политики) можно различать агрессивные, миролюбивые, нейтралистские, консервативные, либеральные и т. п. режимы. По формам реализации властных отношений поли­тические режимы могут быть: тоталитарные, авторитарные (жестко авторитарный, авторитарно-демократический, де­мократически-авторитарный), развернуто-демократические, анархо-демократические.

Политический режим выступает важнейшей функциональ­ной характеристикой политической системы общества.

Политический терроризм - средство достижения полити­ческих целей путем совершения убийств, налетов, разбойных; нападений, похищений, диверсий и других актов насилия по отношению к политическим организациям и их лидерам, госу­дарственным и общественным деятелям, рядовым гражданам той или иной страны.

Субъектами П. т. могут выступать как политические партии радикального толка или спонтанно возникающие политиче­ские группировки и организации экстремистской направлен­ности, отрицающие или считающие недостаточной легальную политическую борьбу и делающие ставку на вооруженное насилие (например, «Красные бригады» и Италии), так и специальные органы государственной власти или созданные ими «самодеятельные» организации, предназначенные для физической расправы над противниками существующего ре­жима (например, утверждение фашизма в Германии).

В зависимости от объекта и целей проводимого террора обстановка в стране, подверженной ему, может быть надолго дестабилизирована или, наоборот, может создаваться приемлемо безопасное для существующей власти положение, когда реально способные ей противостоять оппозиционные струк­туры или полностью ликвидируются или обескровливаются настолько, что перестают представлять собой угрозу режиму. Во всех случаях в результате П. т. в обществе нагнетается атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, страха и безза­кония, что отрицательно влияет на политический климат и культуру общества, разрушает его интеграционные начала, способствует росту деструктивных настроений.

Мировое сообщество отрицает терроризм как средство достижения политических целей, однако он продолжает оста­ваться в арсенале политических сил и не может не учиты­ваться при анализе возможностей исхода политической борьбы в том или ином обществе.

П. т., перенесенный в сферу межгосударственных отно­шений и проводимый от лица государственных институтов, называют, как правило, государственным терроризмом.

Политическое давление - принуждение, насилие над волей и убеждениями людей, одно из средств политической борьбы официальных властей с оппозицией или оппозиции с властью. Целью П. д. является достижение уступок, ограничение поли­тических притязаний, дискредитация и устранение политиче­ских противников. Для их реализации формируются группы давления. Средствами П. д. выступают критика, угроза, шан­таж, террор и др.

Политическое насилие - идеологически обоснованная и материально обеспеченная деятельность классов, наций, со­циальных групп и реализующих их цели социальных инсти­тутов, направленная на применение средств принуждения с целью завоевания, удержания и использования государствен­ной власти, достижения политического господства в стране (мире), управления социальными процессами в своих инте­ресах. П. н. имеет структуру: субъект, объект и средства. Субъектом П. н. могут являться нации, классы, социальные слои, обладающие необходимой политической силой и спе­циально создаваемые ими институты насилия, реализующие их цели (органы государственной власти, армии, суды, партии и т. п.). Объектом П. н. выступают оппозиционные (противо­положные) субъекту нации, классы, социальные группы и т. п. Средства П. н. в современных условиях: материальные (оружие, специальное снаряжение и т. п.); правовые (законы, инструкции, предписания, международные договоры и т. п.); идеологические (идеи, теории, взгляды, нравственные и рели­гиозные предписания и т. п.); экономические (лишение соб­ственности на средства производства, санкции и т. п.) и др. Цели П. н. каждый раз определяются субъектами, исходя из конкретных исторических условий, системы международных, и внутригосударственных отношений, сил и средств, которыми они располагают. Результатом П. н. является подавление воли объекта, принуждение его к действиям в необходимом для субъекта направлении.

По своему характеру, последствиям результаты П. н. могут быть конструктивными и деструктивными. Классификацию форм П. н. можно осуществить, принимая за основания ком­поненты его структуры. По субъекту П. н. оно подразделяется: на государственное и оппозиционное. По объекту П. н. выде­ляются формы внутригосударственного и межгосударствен­ного П. н. По средствам формы П. н. делятся: на вооружен­ные, правовые, экономические, идеологические и др. В совре­менных условиях в мире наблюдается тенденция уменьшения вооруженных средств П. н. и повышения правовых, экономических и идеологических.

Политическое сознание - осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, классами, обществом). Содержанием П. с. выступает совокупность соответствующих знаний и оценок. По глубине отраже­ния сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: 1) теоретический - отличающийся ориентацией на раскрытие  законов, управляющих  политической  жизнью общества. Он характерен для деятельности ученых, идеологов, политиков - выразителей интересов тех пли иных классов, слоев и сил и основан на выработке концепций, идей, теорий (воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т. п.); 2) эмпирический - формируется преиму­щественно на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жиз­ни общества, которые отражаются в сумме наблюдений, пред­ставлений,  настроений  и чувств,  возникающих у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. П. с. вы­полняет две основные функции: познавательную (выработка и обогащение знаний о политике) и регулятивную (воздейст­вие на политически значимое поведение социальных субъек­тов). П. с. носит, как правило, социально-классовый характер, поскольку выражает политические интересы классов, социаль­ных слоев и групп. П. с. оказывает большое влияние на другие формы общественного сознания: экономическую, правовую, нравственную, философскую, религиозную, эстетическую. Многие элементы П. с. входят в политическую культуру (см. Политическая культура) и в ее составе способствуют реали­зации политико-воспитательных задач. Основным каналом распространения П. с. в современных  условиях  являются средства массовой информации, деятельность политических партий и движений, государственных и общественных инсти­тутов и учреждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.