Книга: Политология - Краткий тематический справочник
Как и социальная революция, являясь не необходимым, а лишь возможным вариантом общественного развития и связанная всегда с кризисом в большинстве сфер жизни общества, Р. п. имеет ряд существенных отличий от социальной революции. Так, ее источником выступают уже противоречия между старыми, окостеневшими формами и принципами управления обществом и динамично меняющимися вследствие развития условиями его жизнедеятельности, что ставит под угрозу господствующее положение правящего класса (элиты) всякий раз, когда поправки или корректировки сложившейся системы руководства (несмотря на меняющуюся обстановку) оказываются недопустимыми. В ходе такой революции власть никогда не переходит в руки другого класса, «низы в ней борются, а верхи пользуются» (В. И. Ленин). «Освобождение» в результате Р. п. получает лишь та часть общества, которая так или иначе приравнивается ко вновь приходящему к власти меньшинству (имеет одинаковые с ним доступ к материальным или духовным ценностям общества, положение, деньги, знания) и готова принять новые правила управления обществом.
В зависимости от соотношения политических сил в стране, политической культуры общества, его социального опыта и традиций, используемых методов для достижения своих целей Р. п. может перерастать, в социальную революцию или жестко прерываться контрреволюциями, которые по сути всегда являются реакциями государства и его структур против общества. Поэтому изучение хода и исхода Р. п., ее источников и главных движущих сил способно помочь расширению представлений о некоторых закономерностях общественно-политического процесса, его целях и задачах, возможных, вариантах развития событий.
Революции социальной концепции (от лат. revolutio - поворот, переворот) - коренной, резкий переворот в жизни общества, вызванный низвержением отжившего и утверждением нового, прогрессивного общественно-политического строя. Р. с. к. - учение, восходящее к идее формационного развития общества, и раскрывающее механизм разрешения противоречий между новыми производительными силами и отжившими производственными отношениями вместе с закрепляющими эти отношения политическими институтами.
Согласно концепции, социальная революция становится возможной при наличии в стране ряда объективных условии: революционной ситуации и в достаточной степени развитого субъективного фактора (организованных и подготовленных революционных сил и партий, лидеров, способных повести за собой массы), что соответственно дает ответ на вопросы о том, может ли данная революция привести к разрушению старого и формированию нового общества, возможна ли она вообще и, если будет, то какой по своему характеру и особенностям.
Известная идеологическая направленность изучения феноменов Р. с.; противоречивость (согласно президентам) получаемых в ходе ее результатов, не всегда отвечающих начертанным на знаменах Р. с. лозунгам; сопровождающее революцию насилие в значительной мере охладили интерес ученых и политиков к этому явлению в последние годы, сделали проблематичным адекватное отражение вопросов жизнедеятельности современного общества на его переломных этапах через Р. с. к., привели к формальному неприятию большинством политических сил и движений идей Р. с. и мер по ее ускорению. Вместе с тем, ясно указывая на возможность подобных явлений, история общественного развития все же заставляет непредвзято мыслящих теоретиков изучать истоки, характер, движущие силы и особенности Р. с.
Реидеологизация - концепция, обосновывающая необходимость и активную роль идеологии в жизни и деятельности общества.
Концепция Р. приходит на смену концепциям деидеологизации в связи с очевидной невозможностью исходить только из положений науки и техники при строительстве нормальных взаимоотношений между различными государствами, социальными группами и политическими течениями. По мнению теоретиков Р., отчетливо просматривающийся рост активности политических партий и движений, усиление влияния новых социальных идей, так называемый «взрыв идеологий» поставили задачу выработки всеохватывающей «глобальной идеологии» или возрождения утраченных ценностей и идеалов, что могло бы дать цивилизации новый импульс в ее развитии, усилить ее жизнеспособность. Эту задачу не может выполнить ни одна наука, но ее решение необходимо, так как без учета всего многообразия реальных идеологий, без выработки единой консолидирующей идеи не может быть достигнуто никакого реального движения вперед по пути общественного прогресса.
Появление концепций Р. связывается с трудами таких ученых, как Р. Арон, Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилзи, и относится к 70-м годам XX в.
Республика (от лат. respublica - общественное дело, государство) - 1) форма государственного правления, при которой все высшие органы государственном власти либо избираются либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами; 2) государство с такой формой правления.
Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) -всенародное голосование, (опрос) по какому-либо важному вопросу жизни государства и общества.
Реформа (от лат. reformo - преобразовывать) – преобразование, изменение, переустройство в обществе (в общественных порядках, отношениях, учреждениях, организациях), осуществляемое государственной властью либо для сохранения основ данного строя либо под давлением народных масс в интересах изменения этих основ. В первом случае Р. выступает предохранительной реакцией господствующих классов на угрозу социальной революции; во втором - борьба за глубокие реформы может быть особой формой революционных процессов. Наиболее сложный вопрос, возникающий в связи с правильным пониманием сущности и возможности Р., - ее соотношение с революцией. В решении этой проблемы существуют две метафизические крайности: реформистское отрицание революции на основе абсолютизации роли Р. и левацкое отрицание Р., якобы отвлекающих от революции как единственного способа решения коренных социальных проблем. Было бы ошибкой противопоставлять Р. (тем более совокупность глубоких преобразований) революции. Соотношение между ними требует конкретно-исторического анализа. Глобальные проблемы современности диктуют необходимость отказа от насильственных форм решения острых социальных коллизий, требуют новых средств для осуществления назревших преобразований.
С
Самоопределение - 1) осознание и определение субъектом своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства.
Свобода - степень автономии (самостоятельности) субъекта (личности, группы, организации и т. д.), возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических и других прав, их гарантированность. С. - способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективной возможности или внешней свободе, для такой деятельности.
С. - понятие многоплановое, имеющее ряд аспектов. Оно включает осознание субъектом своих интересов и возможностей, способность выбирать и действовать со знанием дела, подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле и высшим ценностям. В зависимости от сферы действия субъекта различают свободу экономическую (в сфере трудовых отношений, обмена результатами деятельности), политическую (свобода слова, собраний, митингов и др.), религиозную (свобода совести), интеллектуальную и т. д.
С. всегда имеет конкретно-исторический характер. Она обусловлена уровнем развития производительных сил, общественных отношений и культуры. Ее основной критерий - степень автономности людей в общественной жизни, полнота удовлетворения их потребностей.
Свободы от оценочных суждений принцип - требование четко отделять констатацию фактов от их оценки как достойных порицания или одобрения, желаемых или не желаемых. Этот принцип был сформулирован и развит М. Вебером, который исходил из того, что достоверность и истинность эмпирически констатируемых фактов, с одной стороны, и их значимость в качестве практических императивов (этических, правовых, эстетических, политических) - с другой, находятся в совершенно различных «гетерогенных» плоскостях.
Данный принцип в западной социологии был подвергнут жесткой критике, основанием для которой послужило: 1) отсутствие в социологии примеров его последовательного проведения; 2) опасение, что следование данному принципу чревато отрывом социологии от общественно-политической жизни; 3) использование философско-методологических установок, отличных от тех, на основе которых Вебер сформулировал и развил свой принцип.
Сепаратизм (от лат. separatus - отделенный) - основанное на узких интересах стремящихся к власти определенных кругов общества или социально-политической общности, движение за отделение, обособление и создание самостоятельных государств или автономных областей по национальному, региональному, территориальному или еще какому-либо признаку.
Сепаратистские настроения, как правило, сознательно разжигаются местной правящей или культурной элитой, частью радикально настроенного населения, религиозной верхушкой, сеющими национальную или религиозную рознь, чтобы добиться раскола и путем отделения установить свое монопольное политическое или экономическое господство в данной области или религиозной общине.
Для ослабления того или иного государства С. целенаправленно может инспирироваться и подогреваться извне. В этом случае его поддержка нередко провоцирует долгие и кровопролитные гражданские войны, что в конечном итоге ослабляет нацию, делает ее более зависимом от любого внешнего воздействия, разрушает ее единство.
С. отличается от движения за национальное самоопределение угнетенных народов, когда создание суверенного национального государства отвечает действительным интересам всего народа, а не некоторой его части, когда национальные проблемы усугубляются гнетом народа-поработителя и реальный путь уменьшения страданий - освобождение от внешнего гнета.
Сила политическая - взаимодействие сторон политического отношения, выражающееся в способности одной влиять на деятельность другой, преодолевать ее действие или изменять ее меру. Сторонами политической силы как отношения выступают субъекты политики, наделенные сознанием и волей, имеющие специфические политические средства, с которыми они вступают во взаимодействие. Политическая сила является существенной особенностью политической власти. Подчинение объекта осуществляется субъектом власти путем воздействия на систему регуляторов его деятельности, в качестве которых может выступать воля, сознание и поведение. Их изменение обеспечивает субъекту и соответствующие изменения деятельности объекта.
Ситуация политическая (от франц. situation - ситуация) - совокупность политических обстоятельств, положение, обстановка. Определяется конкретным взаимодействием элементов политических отношений. Различают международную и внутригосударственную ситуации, революционную и контрреволюционную, благоприятную и неблагоприятную и др.
Ситус - термин, характеризующий общность положения индивидов по роду их профессиональной деятельности и общности интересов вне зависимости от их социального положения и сословной принадлежности. Используется в концепции «постиндустриального общества» Д. Белла для обозначения объединения людей в социальной структуре общества по вертикальной оси (наряду с объединением по горизонтали по имущественному признаку - статусом).
По мнению Д. Белла, в индустриальном обществе практически перестает действовать и постепенно разрушается сословное единство и сознание индивидов. На смену ему приходит целостность интересов и политических целей групп людей, объединенных совместной деятельностью и профессиональной принадлежностью, что, в конечном счете, и определяет политику в обществе. Ситусы, а не страты, по Беллу, становятся основными политическими единицами развитого постиндустриального общества.
Содружество Независимых Государств (СНГ) - международное объединение независимых государств, провозглашенное 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской декларацией, подписанной главами государств - Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.
Учредители СНГ стремятся построить демократические правовые государства, которые будут развиваться на основе взаимного признания и уважения суверенитета и равенства, права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, любых методов давления, мирного урегулирования споров, уважения, прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестно выполнять обязательства и нормы международного права, уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ. Государства будут укреплять отношения дружбы, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества, служить сохранению мира и межнационального согласия.
Взаимодействие будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Их деятельность определяется соглашениями, но это не является ни государством, ни надгосударственным образованием («Совет глав государств», «Совет глав правительств», а также объединенное командование военно-стратегического пространства и др.).
СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему иных государств, разделяющих цели и принципы содружества.
Соглашение о создании Содружества вступает в силу для каждой из сторон с момента его ратификации.
Социализация политики (от лат. socialis - общественный) - 1) для партии, группы, класса, общности - процесс изменения (развития, становления, формирования) их политики в зависимости от воздействия на нее быстроменяющихся общественных отношений, сознания, характера деятельности, социального опыта и культуры субъектов политики; 2) для личности - изменение проводимой ею политической линии, характера профессиональной политической деятельности в зависимости от динамики усвоения личностью социокультурного опыта общества, правил и норм его поведения, каких-либо ценностных ориентации, а также изменения существа его личных желаний.
Степень, характер и содержание С. п. обусловливаются, прежде всего, наличествующими социально-экономическими отношениями, а также уровнем исторического и культурного развития общества.
Как всякий социальный процесс, С. п. характеризуется периодичностью и стадийностью протекания, что позволяет изучать специфику и особенности С. п. каждой конкретной общественно-политической группы, личности, выявлять субъекты социализации и характер их влияния на формирование и развитие политики.
Социальная политика - в широком смысле - целенаправленная деятельность государственных и общественных структур в социальной сфере жизни общества, направленная на регулирование отношений и характера воздействия его основных социальных групп и общностей, согласование их интересов друг с другом и с основными (приоритетными) интересами и целями общества, оптимизацию процессов социальной дифференциации и интеграции, укрепление основ принятой в обществе системы социальной справедливости, реализацию личных свобод и прав граждан. В узком - система государственных мер по поддержанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу обстоятельств оказываются в более трудном положении, чем другие, и не могут своими силами улучшить общественное положение (например, пенсионеры, дети-сироты, инвалиды, студенты, люди, не имеющие жилья, и пр.).
К принципам научно обоснованной, реалистичной С. п. относят: 1) постановку крупных стратегического плана целей в решении коренных социальных проблем государства и общества; 2) концентрацию внимания, сил и средств на решении ограниченного числа вопросов, отражающих «болевые» точки общества; 3) отказ от социальных решений, унифицированных для конгломеративных образований (дифференциация подхода к социальным проблемам города и села, различных национальных регионов, демографических и профессиональных групп населения и пр.); 4) оперативное изменение целевых установок и аспектов в С. п. в зависимости от меняющейся обстановки; 5) своевременное разрешение возникающих в социальной сфере общества противоречий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12