скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКнига: Политология - Краткий тематический справочник

Как и социальная революция, являясь не необходимым, а лишь возможным вариантом общественного развития и свя­занная всегда с кризисом в большинстве сфер жизни обще­ства, Р. п. имеет ряд существенных отличий от социальной революции. Так, ее источником выступают уже противоречия между старыми, окостеневшими формами и принципами уп­равления обществом и динамично меняющимися вследствие развития условиями его жизнедеятельности, что ставит под угрозу господствующее положение правящего класса (элиты) всякий раз, когда поправки или корректировки сложившейся системы руководства (несмотря на меняющуюся обстановку) оказываются недопустимыми. В ходе такой революции власть никогда не переходит в руки другого класса, «низы в ней борются, а верхи пользуются» (В. И. Ленин). «Освобождение» в результате Р. п. получает лишь та часть общества, которая так или иначе приравнивается ко вновь приходящему к власти меньшинству (имеет одинаковые с ним доступ к материаль­ным или духовным ценностям общества, положение, деньги, знания) и готова принять новые правила управления обще­ством.

В зависимости от соотношения политических сил в стране, политической культуры общества, его социального опыта и традиций, используемых методов для достижения своих целей Р. п. может перерастать,  в социальную  революцию или жестко прерываться контрреволюциями,  которые по сути всегда являются реакциями государства и его структур против общества. Поэтому изучение хода и исхода Р. п., ее источников и главных движущих сил способно помочь расширению представлений о некоторых закономерностях общественно-политического процесса, его целях и задачах, возможных, вариантах развития событий.

Революции социальной концепции (от  лат. revolutio - поворот, переворот) - коренной, резкий переворот в жизни общества, вызванный низвержением отжившего и утвержде­нием нового, прогрессивного   общественно-политического строя.  Р.  с.  к. - учение, восходящее  к идее формационного развития общества, и раскрывающее  механизм  разрешения противоречий между  новыми  производительными силами и отжившими производственными отношениями вместе с закреп­ляющими эти отношения политическими институтами.

Согласно концепции, социальная революция становится возможной при наличии в стране ряда объективных условии: революционной ситуации и в достаточной степени развитого субъективного фактора (организованных  и  подготовленных революционных сил и партий, лидеров, способных повести за собой массы), что соответственно дает ответ на вопросы о том, может ли данная революция привести к разрушению старого и формированию нового общества, возможна ли она вообще и, если будет, то какой по своему характеру и осо­бенностям.

Известная идеологическая направленность изучения фено­менов Р. с.; противоречивость (согласно президентам) получаемых в ходе ее результатов, не всегда отвечающих начертанным на знаменах Р. с. лозунгам; сопровождающее революцию насилие в значительной мере охладили интерес ученых и политиков к этому явлению в последние годы, сделали проблематичным адекватное отражение вопросов жизнедеятельности современного общества на его переломных этапах через Р. с. к., привели к формальному неприятию большинством политических сил и движений идей Р. с. и мер по ее ускорению. Вместе с тем, ясно указывая на возможность подобных явлений, история общественного развития все же заставляет непредвзято мыслящих теоретиков изучать истоки, характер, движущие силы и особенности Р. с.

Реидеологизация - концепция, обосновывающая необхо­димость и активную роль идеологии в жизни и деятельности общества.

Концепция Р. приходит на смену концепциям деидеологизации в связи с очевидной невозможностью исходить только из положений науки и техники при строительстве нормальных взаимоотношений между различными государствами, социаль­ными группами и политическими течениями. По мнению тео­ретиков Р., отчетливо просматривающийся рост активности политических партий и движений, усиление влияния новых со­циальных идей, так называемый «взрыв идеологий» поставили задачу выработки всеохватывающей «глобальной идеологии» или возрождения утраченных ценностей и идеалов, что могло бы дать цивилизации новый импульс в ее развитии, усилить ее жизнеспособность. Эту задачу не может выполнить ни одна наука, но ее решение необходимо, так как без учета всего многообразия реальных идеологий, без выработки единой кон­солидирующей идеи не может быть достигнуто никакого реального движения вперед по пути общественного прогресса.

Появление концепций Р. связывается с трудами таких уче­ных, как Р. Арон, Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилзи, и относится к 70-м годам XX в.

Республика (от лат. respublica - общественное дело, госу­дарство) - 1) форма государственного правления, при кото­рой все высшие органы государственном власти либо изби­раются либо формируются общенациональными представи­тельными учреждениями (парламентами), а граждане обла­дают личными и политическими правами; 2) государство с та­кой формой правления.

Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) -всенародное голосование, (опрос) по какому-либо важному вопросу жизни государства и общества.

Реформа (от лат. reformo - преобразовывать) – преобра­зование, изменение, переустройство в обществе (в обществен­ных порядках, отношениях, учреждениях, организациях), осуществляемое государственной властью либо для сохране­ния основ данного строя либо под давлением народных масс в интересах изменения этих основ. В первом случае Р. высту­пает предохранительной реакцией господствующих классов на угрозу социальной революции; во втором - борьба за глубо­кие реформы может быть особой формой революционных процессов. Наиболее сложный вопрос, возникающий в связи с правильным пониманием сущности и возможности Р., - ее соотношение с революцией. В решении этой проблемы суще­ствуют две метафизические крайности: реформистское отри­цание революции на основе абсолютизации роли Р. и левацкое отрицание Р., якобы отвлекающих от революции как единст­венного способа решения коренных социальных проблем. Было бы ошибкой противопоставлять Р. (тем более совокуп­ность глубоких преобразований) революции. Соотношение между ними требует конкретно-исторического анализа. Гло­бальные проблемы современности диктуют необходимость от­каза от насильственных форм решения острых социальных коллизий, требуют новых средств для осуществления назрев­ших преобразований.

С

Самоопределение - 1) осознание и определение субъек­том своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства.

Свобода - степень автономии (самостоятельности) субъек­та (личности, группы, организации и т. д.), возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических и других прав, их гарантированность. С. - способность человека к активной деятельности в соот­ветствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осу­ществляется благодаря объективной возможности или внеш­ней свободе, для такой деятельности.

С. - понятие многоплановое, имеющее ряд аспектов. Оно включает осознание субъектом своих интересов и возможно­стей, способность выбирать и действовать со знанием дела, подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле и высшим ценностям. В зависимости от сферы действия субъекта различают свободу экономическую (в сфере трудо­вых отношений, обмена результатами деятельности), полити­ческую (свобода слова, собраний, митингов и др.), религиоз­ную (свобода совести), интеллектуальную и т. д.

С. всегда имеет конкретно-исторический характер. Она обусловлена уровнем развития производительных сил, обще­ственных отношений и культуры. Ее основной критерий - сте­пень автономности людей в общественной жизни, полнота удовлетворения их потребностей.

Свободы от оценочных суждений принцип - требование четко отделять констатацию фактов от их оценки как достой­ных порицания или одобрения, желаемых или не желаемых. Этот принцип был сформулирован и развит М. Вебером, ко­торый исходил из того, что достоверность и истинность эмпирически констатируемых фактов, с одной стороны, и их значимость в качестве  практических  императивов  (этических, правовых, эстетических, политических) - с другой, находятся в совершенно различных «гетерогенных» плоскостях.

Данный принцип в западной социологии был подвергнут жесткой критике, основанием для которой послужило: 1) от­сутствие в социологии примеров его последовательного прове­дения; 2) опасение, что следование данному принципу чревато отрывом социологии от общественно-политической жизни; 3) использование философско-методологических установок, отличных от тех, на основе которых Вебер сформулировал и развил свой принцип.

Сепаратизм (от лат. separatus - отделенный) - осно­ванное на узких интересах стремящихся к власти определен­ных кругов общества или социально-политической общности, движение за отделение, обособление и создание самостоятель­ных государств или автономных областей по национальному, региональному, территориальному или еще какому-либо при­знаку.

Сепаратистские настроения, как правило, сознательно разжигаются местной правящей или культурной элитой, частью радикально настроенного населения, религиозной верхушкой, сеющими национальную или религиозную рознь, чтобы до­биться раскола и путем отделения установить свое монополь­ное политическое или экономическое господство в данной области или религиозной общине.

Для ослабления того или иного государства С. целена­правленно может инспирироваться и подогреваться извне. В этом случае его поддержка нередко провоцирует долгие и кровопролитные гражданские войны, что в конечном итоге ослабляет нацию, делает ее более зависимом от любого внеш­него воздействия, разрушает ее единство.

С. отличается от движения за национальное самоопреде­ление угнетенных народов, когда создание суверенного нацио­нального государства отвечает действительным интересам всего народа, а не некоторой его части, когда национальные проблемы усугубляются гнетом народа-поработителя и реаль­ный путь уменьшения страданий - освобождение от внешнего гнета.

Сила политическая - взаимодействие сторон политическо­го отношения, выражающееся в способности одной влиять на деятельность другой, преодолевать ее действие или изменять ее меру. Сторонами политической силы как отношения высту­пают субъекты политики, наделенные сознанием и волей, имеющие специфические политические средства, с которыми они вступают во взаимодействие. Политическая сила является существенной особенностью политической власти. Подчинение объекта осуществляется субъектом власти путем воздействия на систему регуляторов его деятельности, в качестве которых может выступать воля, сознание и поведение. Их изменение обеспечивает субъекту и соответствующие изменения деятель­ности объекта.

Ситуация политическая (от франц. situation - ситуация) - совокупность политических обстоятельств, положение, обста­новка. Определяется конкретным взаимодействием элементов политических отношений. Различают международную и внут­ригосударственную ситуации, революционную и контрреволю­ционную, благоприятную и неблагоприятную и др.

Ситус - термин, характеризующий общность положения индивидов по роду их профессиональной деятельности и общ­ности интересов вне зависимости от их социального положе­ния и сословной принадлежности. Используется в концепции «постиндустриального общества» Д. Белла для  обозначения объединения людей в социальной структуре общества по вер­тикальной оси (наряду с объединением по горизонтали по имущественному признаку - статусом).

По мнению Д. Белла, в индустриальном обществе практи­чески перестает действовать и постепенно разрушается со­словное единство и сознание индивидов. На смену ему при­ходит целостность интересов и политических целей групп людей, объединенных совместной деятельностью и профессио­нальной принадлежностью, что, в конечном счете, и определяет политику в обществе. Ситусы, а не страты, по Беллу, становятся основными политическими единицами развитого пост­индустриального общества.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - междуна­родное объединение независимых государств, провозглашен­ное 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской декларацией, подписан­ной главами государств - Азербайджанской Республики, Рес­публики Армения, Республики Беларусь, Республики Казах­стан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Россий­ской Федерации, Республики Таджикистан, Турк­менистана, Республики Узбекистан и Украины.

Учредители СНГ стремятся построить демократические правовые государства, которые будут развиваться на основе взаимного признания и уважения суверенитета и равенства, права на самоопределение, принципов равноправия и невмеша­тельства во внутренние дела, отказа от применения силы и уг­розы силой, любых методов давления, мирного урегулирования споров, уважения, прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестно выполнять обяза­тельства и нормы международного права, уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существую­щих границ. Государства будут укреплять отношения дружбы, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества, служить сохранению мира и межнационального согласия.

Взаимодействие будет осуществляться на принципе равно­правия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Их деятельность определяется соглаше­ниями, но это не является ни государством, ни надгосударственным образованием («Совет глав государств», «Совет глав правительств», а также объединенное командование военно-стратегического пространства и др.).

СНГ открыто с согласия всех его участников для присоеди­нения к нему иных государств, разделяющих цели и принципы содружества.

Соглашение о создании Содружества вступает в силу для каждой из сторон с момента его ратификации.

Социализация политики (от лат. socialis - общественный) - 1) для партии, группы, класса, общности - процесс изменения (развития, становления, формирования) их поли­тики в зависимости от воздействия на нее быстроменяющихся общественных отношений, сознания, характера деятельности, социального опыта и культуры субъектов политики; 2) для личности - изменение проводимой ею политической линии, характера профессиональной политической деятельности в за­висимости от динамики усвоения личностью социокультурного опыта общества, правил и норм его поведения, каких-либо ценностных ориентации, а также изменения существа его лич­ных желаний.

Степень, характер и содержание С. п. обусловливаются, прежде всего, наличествующими социально-экономическими отношениями, а также уровнем исторического и культурного развития общества.

Как всякий социальный процесс, С. п. характеризуется периодичностью и стадийностью протекания, что позволяет изучать специфику и особенности С. п. каждой конкретной общественно-политической группы, личности, выявлять субъ­екты социализации и характер их влияния на формирование и развитие политики.

Социальная политика - в широком смысле - целенаправ­ленная деятельность государственных и общественных струк­тур в социальной сфере жизни общества, направленная на регулирование отношений и характера воздействия его основ­ных социальных групп и общностей, согласование их интере­сов друг с другом и с основными (приоритетными) интересами и целями общества, оптимизацию процессов социальной диф­ференциации и интеграции, укрепление основ принятой в обществе системы социальной справедливости, реализацию личных свобод и прав граждан. В узком - система государст­венных мер по поддержанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу обстоятельств оказываются в более трудном положении, чем другие, и не могут своими силами улучшить общественное положение (например, пен­сионеры, дети-сироты, инвалиды, студенты, люди, не имеющие жилья, и пр.).

К принципам научно обоснованной, реалистичной С. п. от­носят: 1) постановку крупных стратегического плана целей в решении коренных социальных проблем государства и обще­ства; 2) концентрацию внимания, сил и средств на решении ограниченного числа вопросов, отражающих «болевые» точки общества; 3) отказ от социальных решений, унифицированных для конгломеративных образований (дифференциация под­хода к социальным проблемам города и села, различных национальных регионов, демографических и профессиональ­ных групп населения и пр.); 4) оперативное изменение целе­вых установок и аспектов в С. п. в зависимости от меняющей­ся обстановки; 5) своевременное разрешение возникающих в социальной сфере общества противоречий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.