скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКнига: Политология - Краткий тематический справочник

Ключевым элементом С. п. выступает достижение приня­той обществом социальной справедливости, уровень которой в этом случае становится критерием эффективности проводи­мой С. п.

Социальная система (от греч. sistema - составленное из частей, соединенное) - определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Как и всякая система вообще, социальная система об­разует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее эле­ментов. Это понятие означает ту или иную социальную общность. К наиболее развитому виду социальных систем относится организация, для которой характерны такие системообразующие качества, как цель, иерархия, управление. Среди С. с. различаются гомогенные (однородные), состоящие только из социальных элементов, и гетерогенные (разнород­ные), в которые наряду с человеком включены элементы иной природы: социотехнические (предприятие, город), экосоциальные (географический район). Основными чертами С. с. явля­ются: сплоченность, значительная неопределенность функцио­нирования и наличие границ управляемости.

Разнородные С. с. могут отличаться такими признаками, как тип лидерства, субкультура, размерность и т. п. Одной из основных форм развития социальных систем являются ново­введения. Однако они обладают инерционностью и поэтому в них возникает феномен «сопротивления» нововведениям, для преодоления, которого требуются специальные методы активизации инновационных процессов.

Социальная структура (от лат. structura - строение) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социаль­ных групп, а также социальных институтов и отношений меж­ду ними. Механизм существования и развития С. с. «скрыт» в системе человеческой деятельности. Чтобы существовать люди вступают в определенные общественные отношения.

Системность и целостность социальным отношениям как осо­бому типу общественных отношений придают потребности и интересы социальных групп. Основной тип социальной группы в классовом обществе - общественные классы.

Социальные группы образуют социально-групповой срез социальной структуры общества, социальные институты - ин­ституциональный. С. с. обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных социальных элементов (т. е. групп и институтов), позволяющих накапливать количе­ственные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. С развитием общества происходит усложнение С. с. Мерой ее развитости является степень разнообразия видов и форм деятельности, способов связей между людьми, социальными группами и институтами.

Социальные группы - в широком смысле обширная сово­купность групповых общностей, образующихся на базе тех или иных социальных признаков, на основе существующей в обществе системы отношений (экономических, правовых, по­литических, культурных, религиозных и т. п.). С. г. включают в свой состав многочисленные классовые, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования, типом местожительства (город, село, большой и малый город и т.д.), способами участия людей в политике (члены различных партий, общественных организаций) и т. п. группы. С. г. в узком смысле слова выделяются на основе социального положения людей, их места и функций в социально-экономическом струк­туре общества, интересов и ценностных ориентации, начиная с классов и социальных слоев и кончая малыми группами.

Социальные отношения - отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, прини­мающими неодинаковое участие в его экономической, полити­ческой и духовной жизни, различающимися образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личного потребления. Субъектами С. о. являются различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на ос­нове которого формируется определенный способ их совместной деятельности. С. о. представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению и роли в общественной жизни. Они могут носить дружественный или же конфликтный характер.

Социальные слои - промежуточные или переходящие об­щественные группы, не обладающие всеми признаками класса, но рассматриваемые, как правило, в контексте социально-классовой структуры общества. С. с. могут быть внутриклас­совыми (крупная, средняя, мелкая буржуазия, промышленные и сельские рабочие, их определенные слои по квалификации, сферам деятельности, профессиональным признакам и т. д.) и межклассовыми. Историческим примером межклассовых социальных слоев является «третье сословие», а в современ­ном обществе - интеллигенция. Межклассовыми являются также маргинальные или пограничные слои, статус которых не определен (например, мастера, служащие неспециалисты).

С. с. могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. Многие С. с. образуются на пересечении различного типа структур: социально-демографической, социально-профес­сиональной, квалификационной, образовательной, что помо­гает выделять проблемные группы, требующие особого вни­мания общества. С. с., как и классы, относятся к категории больших групп. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой, обогащает и конкретизирует последнюю, выражает ее динамизм.

Социальный статус (от лат. status - состояние дел, положение) - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Компонентами С. с. являются социальные позиции, которые могут быть выделены на основании объек­тивных показателей (пол, возраст, образование, профессия, вид деятельности и т. д.).

Для определения положения в обществе осуществлена оценка социальной значимости указанных позиций, выражае­мая в понятиях «престиж», «авторитет» и других, а также их упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д.

Социальные позиции с помощью нормативных и эмоцио­нальных регуляторов - норм, социальных чувств, стереоти­пов - формируют сферы взаимодействия, права, обязанно­сти, влияние, возможности, свободы и другие показатели соб­ственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью С. с. упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов.

Социология политики - область социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами об­щественной жизни, политических институтов с институтами.

Она является теоретической основой исследования политиче­ских явлений и процессов. В ней рассматриваются взаимодей­ствие политики и экономики, формы политической жизни, анализируются различные политические институты, социально-политические движения, политические конфликты и способы их разрешения, тенденции развертывания, политических си­стем, формы политического поведения личности.

В западной социологии политики существуют два направ­ления: эмпирическое (Т. Парсонс, С. Липсет) и теоретическое (М. Дюверже и др.), призванное дать общую теорию полити­ческой власти, управления во всех социальных системах. В ней; основное внимание уделяется стабильности политической си­стемы, анализу структур политической власти.

Союз - понятие, имеющее несколько значений: 1) тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц; 2) объедине­ние, соглашение для каких-либо совместных целей; 3) госу­дарственное образование с единой верховной властью, состоя­щее из нескольких объединившихся государств; 4) обществен­ное объединение, организация (творческие союзы и т. д.).

Справедливость - понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. - категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия роли  различных индивидов в жизни общества их социальному положению, их прав - обязанностям, деяний - воздаянию, труда - возна­граждению, преступления - наказанию, заслуг людей - их общественному признанию. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость.

В первобытном обществе понимание С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя про­стым следованием общепринятому порядку. Более сложное понимание С. возникает в период выделения отдельных инди­видов из рода. Оно означало главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности С. начинают отличать от ра­венства, включая в нее и различие в положении людей сооб­разно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную; особым видом он считал воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорцио­нальности. Такое разграничение С. равенства и пропорциональности сохранялось во всей истории классового общества. Наряду с понятием С., отразившим в себе структуру сущест­вующих классовых отношений, в массовом сознании всегда развивались идеи С., выражающие протест против эксплуа­тации и неравенства, а также национального угнетения.

Справедливость социальная - обобщенная нравственная оценка общественных отношений; один из основных общече­ловеческих социальных идеалов, конкретное содержание кото­рого менялось на протяжении истории и отличалось в различ­ных социальных системах.

Реализация принципа социальной справедливости озна­чает, что в обществе осуществляется справедливое распреде­ление деятельности (труда); социальных благ (прав, возмож­ностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни; информации и культурных ценностей. Предпо­сылки справедливого распределения труда - конституционно гарантированное право на труд, отсутствие социального за­крепления тяжелых, вредных, неквалифицированных, мало­квалифицированных, нетворческих, исполнительных его видов за теми или иными социально-демографическими, террито­риальными или национальными группами, равенство возмож­ностей в социально-профессиональном перемещении, в образо­вании и профессиональном обучении, последовательное осу­ществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение минимального социально гарантированного уров­ня и качества жизни.

Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них, обеспечения реально равного досту­па к достижениям культуры, развития гласности.

В западной социологии принцип социальной справедли­вости истолковывается как оценка отношения общества к ин­дивиду, но не состояние общества в целом, характер общест­венных отношений. Поэтому в центре ее внимания находятся правовые гарантии для развития частной инициативы, со­циально-экономические же гарантии либо отодвигаются на второй план (либеральные концепции) либо рассматриваются как излишние, «развращающие» общество (консервативные концепции).

Средства политические - совокупность приемов, способов, предметов, приспособлений, используемых субъектами политики для достижения политической цели. Средствами полити­ческими являются: авторитет, право, насилие, культурно-идеологическое воздействие, экономическое стимулирование, государственный аппарат и др.

Стабильность политическая (от лат. stabilis - устойчи­вость) - устойчивое состояние политической системы, позво­ляющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений), сохраняя при этом свою структуру. Политическая стабиль­ность противоположна нестабильности и стагнации. Механизмами, обеспечивающими политическую стабильность, являют­ся политические институты, и, прежде всего, государство. Они регулируют отношения между классами и социальными груп­пами, формируя такое соотношение политических интересов, которое рассматривается в данном обществе как справедли­вое. Кроме того, с помощью контроля политические институты обеспечивают устойчивость и предсказуемость, управляемость индивидуального поведения.

Внешними проявлениями нарушения политической стабиль­ности выступают либо снижение динамизма политической си­стемы, возникновение застойных процессов либо увеличение числа и масштабов политических конфликтов, резкий спад удовлетворенности населения, рост числа антиобщественных явлений.

Нарушение С. п. может быть количественным и качествен­ным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором случае нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены парадигмы политической системы.

Стагнация (от лат. stagnate - делать неподвижным, устанавливать) -одна из основных форм проявления ре­гресса, характеризующаяся застоем в экономике, производ­стве, политике, торговле, культуре и других сферах челове­ческой, жизнедеятельности.

Статус (от лат. status - состояние, положение) - соотно­сительное положение индивида или группы в социальной си­стеме, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «пред­писанный» или «достигаемый» статус.

Понятие С. применяется также в качестве соотноситель­ного с понятием роли социальной: статус обозначает совокуп­ность прав и обязанностей, а роль становится динамическим аспектом статуса, т. е. характеристикой поведения индивида. Таким образом, С. выступает интегративным показателем положения человека, группы и ее представителей в обществе, в системе общественных связей и отношений.

Стратификации концепции (от лат. stratum - слой) - си­стема представлений о социально-политической структуре общества, состоящей как из классов, так и из определенных слоев (страт), идентифицируемых, как правило, на основе социально-экономических критериев (уровень дохода, характер профессии и квалификация, уровень образования и т. д.) входящих в него личностей.

В зависимости от «качества» личности (обладания инди­видом определенными характеристиками типа компетентности или исполнительности), его профессиональных навыков и уме­ний, т. е. способности качественно исполнять свою работу по сравнению с другими, людьми, а также в зависимости от обла­дания личностью материальными ценностями, талантом, достаточным культурным уровнем и кругозором, по мнению теоретиков С. к., люди объективно делятся на вполне опре­деленные социальные группы, которые, осознавая самих себя, начинают выступать самостоятельной социально-политиче­ской силой.

В связи с таким подходом к рассмотрению социально-политической структуры общества С. к. одновременно высту­пает также и системой признаков социального расслоения, неравенства, которое объективно диктуется, с одной стороны, разделением труда и социальной дифференциацией различных социокультурных групп, а с другой - системой существующих во всяком обществе мер, поддерживающих это расслоение для обеспечения нормального функционирования сложной, иерархически развитой социально-экономической и политиче­ской системы.

Введение М. Вебером в научный оборот концепции со­циальной стратификации и дальнейшая ее разработка в тру­дах Т. Парсонса, Э. Тилза, Б. Барбера, С. Айзенштадта позволили более детально рассмотреть некоторые процессы и явления современной общественно-политической жизни. Вместе с тем чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий С. к., игнорирование в них классового характера политической власти, отсутствие анализа конфликтов между основными классами и слоями общества в их борьбе за власть и материальные ценности, описательный характер проводи­мых на основе С. к. исследований в некоторой степени сни­жают их научную и прикладную ценность.

Сублимация (от лат. sublimare - возвышать, возносить) - в политике процесс переориентации, переключения энергии, направленности деятельности тех или иных политических ли­деров с удовлетворения посредством высокой политической активности собственных узкокорыстных интересов, вызванных стремлением улучшить свое благосостояние, материальное или общественное положение, на нравственно возвышенную, свя­занную только с интересами общества или группы альтруистскую по своему характеру деятельность, не дающую никаких личных выгод и сопряженную с самоограничением или даже самопожертвованием.

Субъекты политики - носители  политической  деятельности,  которыми выступают политические лидеры, большие социальные группы, партии, государства и массовые демокра­тические движения. Их деятельность имеет различные уровни и формы и направлена на изменение, развитие или сохранение существующей политической системы, сложившихся полити­ческих реалий. Успех в политической деятельности С. п. зави­сит от их политической активности, инициативы и творчества, политической культуры и зрелости, решительности и воли, организованности и дисциплины, а также степени соответст­вия их действий объективным тенденциям и потребностям развития политической сферы общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.