Дипломная работа: Технико-экономический анализ предприятия
Анализ работы предприятия начнем с изучения показателей выпуска продукции. Основные задачи анализа следующие:
· Оценка динамики производства и реализации продукции.
· Определение влияния тех или иных факторов на изменение величины этих показателей.
· Выявление внутрипроизводственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Анализ объема производства начнем с изучения динамики товарной продукции, расчета темпов роста в сопоставимых ценах базисным и цепным методами.
Таблица 1.2.2. Динамика товарной продукции
Год | Товарная продукция в сопоставимых ценах | Темпы роста | |
Базисный метод | Цепной метод | ||
1997 1998 1999 |
4450 4720 3870 |
100 106,1 87,0 |
100 106,1 82,0 |
Среднегодовой темп роста рассчитаем как среднегеометрическую величину по формуле:
Таким образом, за последний год объем товарной продукции снизился (по сравнению с базовым – 1997 годом – на 13 %), среднегодовой темп снижения составил 96,1 %.
Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции и соответственно уменьшения доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния изменения структуры продукции произведем в базисных оптовых ценах (см. табл. 1.2.3).
Таблица 1.2.3. Расчет влияния изменения структуры продукции на объем товарной продукции |
Товарная продукция фактическая при базовой структуре, тыс. руб. | 1999 |
363,2 160,8 93 741,2 257,5 704,6 296,7 1338,1 |
3877,4 - 7,4 |
1998 |
443,0 196,1 11,4 904,0 314,1 859,3 301,4 361,8 1631,9 |
5023,0 - 303,0 |
||
Товарная продукция фактическая в базовых ценах (1997 г.), тыс. руб. | 1999 |
269,4 51,9 12,0 132,1 196,8 1285,2 170,0 1752,7 |
3870,1 | |
1998 |
395,7 147,9 4,7 397,6 184,0 1174,0 301,4 230,0 1884,7 |
4720,0 | ||
1997 |
417,5 184,8 10,7 852,0 296,0 809,9 341,0 1538,1 |
4450,0 | ||
Оптовая цена за едини-цу, в руб. |
0,76 2,083 667 142 80 1,30 110 200 |
|||
Выпуск продукции в натуральном выражении | 1999 |
354,5 24,9 18 0,93 2,46 988,6 850 |
||
1998 |
520,7 71,0 7 2,8 2,3 903,1 2740 1150 |
|||
1997 |
695,9 88,7 16 6,0 3,7 623,0 1705 |
|||
Единица измере-ния |
тыс. шт. тыс. шт. шт. тыс. шт. тыс. шт. тыс. бул. пар. пар. тыс. руб. |
тыс. руб. | ||
Наименование изделия |
Банка металлическая Блоки стеновые Надгробия из мрамор-ной крошки Куртки утепленные Матрац ватный Хлеб Ботинки рабочие Полуботинки Прочая продукция |
Итого Изменение товарной продукции за счет структуры |
||
№ пп. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Данные показателя товарной продукции фактической при базовой структуре получены умножением фактического объема товарной продукции за 1997 г. на коэффициент роста или снижения товарной продукции в целом по предприятию. Этот коэффициент
для 1998 г. равен 1,061:
(4720/4450),
для 1999 г. – 0,87
(3870/4450).
Если бы объем производства в 1998 г. был равномерно увеличен на 106,1 %, а в 1999 г. на 87,0 % по сравнению с 1997 годом по всем видам продукции, то общий объем продукции составил бы в 1998 г. 5023 тыс. руб., а в 1999 г. – 3877 тыс. руб. Следовательно, за счет изменения структуры объем производства снижен в 1998 г. на 303 тыс. руб., а в 1999 г. на 7 тыс. руб., то есть доля более дешевой продукции в общем ее выпуске увеличилась.
Большое влияние на изменение товарной продукции в действующих ценах играют изменения оптовых цен. Из приведенных расчетов (таблица 1.2.4) видно, что объем производства в натуральных показателях был снижен по всей номенклатуре продукции, кроме хлеба. Поэтому весь прирост объема товарной продукции в действующих ценах получен за счет роста цен. Отсюда напрашивается логический вывод: необходимо расширять номенклатуру продукции для обеспечения выживаемости в условиях рынка.
В процессе анализа работы предприятия необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От роста объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т. д.
На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы:
1. Изменение отгрузки продукции.
Таблица 1.2.4. Расчет влияния изменения товарной продукции за счет изменения оптовых цен |
1999 | Товарная продукция в ценах 1997 г. тыс. руб. |
269,4 51,9 12 132,1 196,8 1285,2 170,0 1752,7 |
3870 | |
Товарная продукция, в тыс. руб. |
361,6 74,7 15,3 560,0 230,0 2348,1
264,5 1905,3 |
6090 | |||
Опто-вая це-на за едини-цу, в руб. |
1,02 3,0 850 200 100 2,50 124 230 |
||||
1998 | Товарная продукция в ценах 1997 г. тыс. руб. |
395,7 147,9 4,7 397,6 184,0 1174,0 301,4 230,0 1884,7 |
4720 | ||
Товарная продукция, в тыс. руб. |
468,6 180,3 5,2 537,6 207,0 1806,2 328,8 241,5 1964,8 |
5740 | |||
Опто-вая це-на за едини-цу, в руб. |
0,90 2,54 740 192 90 2,00 120 210 |
||||
1997 | Товарная продукция, в тыс. руб. |
417,5 184,8 10,7 852,0 296,0 809,9 341,0 1538,1 |
4450,0 | ||
Опто-вая це-на за едини-цу, в руб. |
0,76 2,083 667 142 80 1,30 110 200 |
||||
Выпуск продукции в натуральном выражении | 1999 |
354,5 24,9 18 0,93 2,46 988,6 850 |
|||
1998 |
520,7 71,0 7 2,8 2,3 903,1 2740 1150 |
||||
1997 |
695,9 88,7 16 6,0 3,7 623,0 1705 |
||||
Единица измере-ния |
тыс. шт. тыс. шт. шт. тыс. шт. тыс. шт. тыс. бул. пар. пар. тыс. руб. |
тыс. руб. | |||
Наименование изделия |
Банка металлическая Блоки стеновые Надгробия из мраморной крошки Куртки утепленные Матрац ватный Хлеб Ботинки рабочие Полуботинки Прочая продукция |
Итого | |||
№ пп. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
||||
2. Изменение остатков готовой продукции на начало года.
3. Изменение выпуска товарной продукции.
4. Изменение остатков товарной продукции на конец года.
5. Изменение остатков отгруженных товаров на начало и конец года.
a) товары, сроки оплаты которых еще не наступили;
b) товары, не оплаченные в срок покупателями;
c) товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производим сравнением фактических уровней затрат факторных показателей с базисными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируем баланс товарной продукции (см. табл. 1.2.5).
Из таблицы видно, что рост реализации готовой продукции получен за счет увеличения ее выпуска и остатков продукции и товаров, отгруженных на начало года. Положительным фактором, повлиявшим на объем продаж, явилось снижение остатков готовой продукции на складах предприятия и остатков товаров отгруженных на конец года.
Одним из важнейших показателей работы предприятия является производительность труда.
Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка на одного работника. Величина его зависит не только от выработки рабочих, но и от удельного веса последних в общей численности промышленно-производственного персонала. Для определения этого показателя в динамике производительность труда исчисляется как частное от деления товарной продукции в сопоставимых ценах на численность работающих промышленно-производ-ственного персонала.
Таблица 1.2.5. Анализ факторов изменения объема реализации продукции
№ пп. | Показатели в действующих оптовых ценах | Сумма, в тыс. руб. | Отклонения от факта 1997 г., в тыс. руб. | ||||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 1998 г. | 1999 г. | |||
1 2 3 4 5 5.1 5.2 6 |
Остаток готовой продукции на начало года Выпуск товарной продукции Остаток готовой продукции на конец года Отгрузка продукции за год (п.1 + п.2 – п.3) Остаток товаров, отгруженных покупателям: на начало года на конец года Реализация продукции (п.4 + п.5.1 – п.5.2) |
84 4450 325 4209 283 361 4131 |
325 5740 193 5872 361 253 5980 |
193 6090 316 5967 253 269 5951 |
+ 241 + 1290 – 132 + 1663 + 78 – 108 + 1848 |
+ 109 + 1640 – 9 + 1758 – 30 – 92 + 1820 |
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8