скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Технико-экономический анализ предприятия

Рассчитанный  таким  образом  размер  прибыли  сопоставляется  с  ее  общей  величиной,  намеченной  в  глобальной  стратегии,  вследствие  чего  выявляется  разрыв  между  ними.  Этот  разрыв  можно  ликвидировать  за  счет  реализации  стратегии  развития  потенциала.  На  первом  этапе  ее  основное  содержание  обычно  составляют  мероприятия  по  перестройке  систем  управления  и  осуществлению  жесткого  режима  экономии  и  лишь  на  втором  разворачиваются  капиталоемкие  направления  развития  производства,  НИОКР  и  внедрение  новых  технологий.

Стратегия  НИОКР  выявляет  наиболее  актуальные  для  потребителя,  соответствующие  целям  организации  и  ее  потенциалу  исследования  и  разработки  и  формирует  их  портфель,  достаточный  для  получения  в  перспективе  контрольных  величин  прибыли.

1.1.4.  Диверсификация  производства – наиболее  перспективное  направление  развития  предприятия  в  условиях  рынка 

Диверсификация  производства – одна  из  самых  сложных  стратегий  развития  предприятия.  Она  означает  одновременное  развитие  не  связанных  друг  с  другом  видов  производств,  расширение  номенклатуры  и  ассортимента  производимой  продукции,  а  рамках  одной  компании,  предприятия,  фирмы.

Диверсификация  выражает  процесс  расширения  активности  предприятия,  которое  использует  собственные  накопления  не  только  для  поддержания  и  развития  основного  бизнеса,  но  и  направления  их  на  освоение  новых  видов  продукции,  создание  новых  производств  и  оказание  всевозможных  услуг.

В  результате  диверсификации  производства  предприятия  превращаются  в  сложные  многоцелевые  комплексы,  включающие  производства,  зачастую  выпускающие  продукцию  и  оказывающие  услуги  совершенно  разного  назначения  и  характера.  Например,  Лебединский  горно-обогатительный  комбинат  (Курская  магнитная  аномалия)  на  основе  диверсификации  производства  стал  кроме  железнорудного  сырья  производить  щебень,  колбасные  и  хлебобулочные  изделия,  чипсы,  пиво  и  другую  продукцию,  не  свойственную  для  данного  предприятия.  Диверсифицированным  считается  предприятие,  когда  более  30 %  общего  объема  продаж  приходится  на  товары  и  услуги,  не  связанные  с  основной  деятельностью  предприятия.

В  условиях  перехода  нашей  страны  на  рыночные  отношения  актуальность  диверсификации  производства  на  предприятиях  резко  возрастает.  Это  связано  со  стремлением  хозяйствующих  субъектов,  в  первую  очередь  промышленных  предприятий,  обезопасить  себя  от  банкротства  и  получить  максимальную  прибыль.

Диверсификация  производства  способствует:

·    большей  выживаемости  любого  хозяйственного  субъекта  в  условиях  рынка;

·    более  полному  использованию  ресурсов  предприятия;

·    наиболее  полному  насыщению  рынка  необходимыми  товарами  и  услугами;

·    проведению  антимонопольной  политики.

В  России  в  связи  с  переходом  на  рыночные  отношения  многие  промышленные  предприятия  оказались  в  сложном  экономическом  положении  только  из-за  того,  что  своевременно  не  осуществили  диверсификацию  производства.  Но  из  этого  не  следует  делать  вывод,  что  диверсификация  является  панацеей  от  всех  бед.

Непродуманная  и  экономически  не  обоснованная  диверсификация  может  еще  в  большей  мере  усугубить  финансовое  положение  любого  промышленного  предприятия.

Поэтому,  в  деле  эффективного  управления  процессом  улучшения экономического и финансового состояния промышленного пред­приятия,  благополучного  проведения  мероприятий,  связанных  с  диверсификацией  производства  очень  важен  комплексный  подход.  Экономическая  наука  и  практика доказала,  что  наилучшим  образом  такой  подход  реа­лизуется  через  разработку  и  организацию  выполнения  предпри­ятиями  бизнес-плана.

Разработка и осуществление бизнес-плана в России тре­буют учета некоторых особенностей:

Ø кризисная ситуация и постоянно меняющиеся экономиче­ские отношения ставят руководителя предприятия перед необхо­димостью самим просчитывать будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;

Ø появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций и плохо пред­ставляют весь круг ожидающих их экономических проблем. В стране не организована система повышения квалификации пред­принимателей и специалистов;

Ø в бизнес-планах российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов других стран;

Ø условия функционирования российских предприятий яв­ляются весьма  сложными – отсутствует  необходимая  для  управ­ления деятельностью  предприятия  информация,  нет  возможности  из-за  различий  в  учете  и  отчетности  использовать  эффективные методики  анализа  и  планирования  показателей  и  т.  д.

Для  понимания  сущности  бизнес-плана  необходимо  четко  представлять  его  функции.  Речь  идет  об  использовании  бизнес-плана  для  разработки  общей  концепции,  генеральной  стратегии  развития  предприятия.  Другой  его  функцией  является  оценка  и  контроль  основных  показателей  деятельности  предприятия  на  основе  сравнения  фактических  данных  с  показателями  бизнес-плана.  Бизнес-план  используется  также  для  привлечения  денежных  средств  со  стороны  (все  труднее  получить  кредиты,  банки  отдают  предпочтение  тем,  кто  имеет  просчитанный  бизнес-план).  При  помощи  этого  важного  документа  предприятия  решают  во­просы  привлечения  к  выполнению  планов  партнеров.  Трудно  пе­реоценить  роль  бизнес-плана  как  механизма  выхода  из  кризиса  и  укрепления  финансового  состояния  предприятия.

Бизнес-план  должен  предусматривать  всестороннее  развитие  деятельности  предприятия  на  предстоящий  год  и  на  пер­спективу  не  менее  трех  лет.  Основные  показатели  на  предстоя­щие  два  года  должны  разрабатываться  в  поквартальной  разбивке  (при  возможности  и  по  месяцам),  и  только  начиная  с  третьего  го­да,  можно  ограничиться  годовыми  показателями.

Бизнес-план  имеет  преимущества  по  сравнению  с  другими  видами  планов.  Многие  промышленные  предприятия  разрабаты­вают  планы  по  отдельным  показателям  без  учета  их  взаимосвязи,  отдают  предпочтение  плану  производства,  не  учитывают  состоя­ние  товарных  рынков  и  т.  п.

Отличительной  особенностью  бизнес-плана  промышлен­ного  предприятия  является  не  только  его  комплексный  характер  (в  нем  взаимоувязаны  показатели,  характеризующие  экономиче­ское  состояние  предприятия,  их  ресурсное  и  в  том  числе  финан­совое  обеспечение  и  приведены расчеты  финансовых  результатов  и  дана  оценка  каким  будет,  после  выполнения  бизнес-плана,  фи­нансовое  состояние  предприятия),  но  и  то,  что  имеет  исключи­тельное  значение,  а  именно:  его  нацеленность  на  существующий  и  новые  товарные  рынки  или  отдельные  их  сегменты.

В бизнес-плане  предусматривают  такие  разделы:

·  характеристика  промышленного  предприятия,  оценка  его  сильных  и  слабых  сторон по  сравнению  с  предприятиями-конкурентами,  финансирование  предприятия  в  прошлом  и  в  на­стоящее  время,  организационная  структура  и  кадровый  состав,  какие  потребности  заказчиков  обеспечивает  предприятие,  какова  доля  предприятия  на  рынке  и  каковы тенденции,  возможности  упрочения  положения  на  рынке,  основные  конкуренты  сильные  стороны,  уровень  технологии  и  анализ  издержек;

·  виды  выпускаемой  продукции  в  сравнении  с  продукцией  других предприятий,  указанием  конкурентных  преимуществ  обоснованием  ценовой  политики,  расчетов  оптимальных  запасов,  характеристикой  форм  оплаты труда,  оценкой  уровня  запасов  изложением  производственной  концепции;

·  главным  звеном  в  системе  бизнес-плана  являются  разделы,  в  которых  определены  рынки  сбыта  товаров,  работ  и  услуг  дана  оценка конкуренции  на  товарных  рынках  и  для  обоснования  возможностей  по сбыту  изложен  план  и  итоги  маркетинговых  исследовании.  Маркетинг-план  посвящен  оценке  рыночных  воз­можностей  предприятия:  объема  сбыта  продукции  и  услуг  пред­приятия.  С  точки  зрения  прогнозирования это  наиболее  важные  и  сложные  показатели,  поскольку  изучение  существующего  рынка  и  формирование  уровня  и  структуры  спроса  на  продукцию  опре­деляют  результаты  реализации  инвестиционного  проекта.  Дан­ные  по  исследованию  рынка  являются  также  базой  для  разработ­ки  долгосрочной  стратегии  и  текущей  политики  предприятия,  и  определяют его  потребности  в  материальных,  людских  и  денеж­ных  ресурсах.  Важное  место  в  этом  плане  занимает  описание  це­новой  стратегии  предприятия. Определение исходной цены осно­вываются на результатах анализа спроса  цен  конкурентов,  оценке  издержек  на  производство  и  реализацию продукции.

В этом разделе необходимо рассмотреть мировой рынок, если продукция предприятия имеет возможность конкурировать с аналогичными на мировом рынке. Здесь стоит отразить, какой объем продаж продукции этого типа был на мировом рынке за каждый год из последних пяти лет. Лучше указать по географи­ческим зонам или странам. Следует указать, какой, по мнению составителей бизнес-плана, будет продажа на мировом рынке в каждом году из последующих пяти лет, какую долю на мировом рынке будет составлять продукция предприятия в каждом году из последующих пяти лет и почему.

Следует описать отдельно, какие факторы повлияют на рынок, например,  законодательство,  политика,  демографическая  ситуация  и  т.  д.  Какие необходимы мероприятия для усиления  (увеличения) сбыта продукции предприятия в условиях изменения, например, цен, ускоряющейся инфляции, каких-то законодательных ограничений на вывоз капитала или на ввоз продукции и т. д.

На  базе  результатов  анализа  состояния  и  тенденции  развития  рынка  формируется  один  из  основных  показателей  бизнес-плана – план  сбыта  (реализации)  продукции   и   услуг[1].  На  обеспе­чение  выполнения этого  основного  показателя  нацелены  и  такие  разделы  бизнес-плана,  как  план  производства,  инвестиционный  и  организационный  планы,  правовое обеспечение  деятельности  предприятия,  оценка  рисков  и  страхования.  Все  эти  разделы  ха­рактеризуют  и  определяют  экономическое  состояние предпри­ятия.  На  их  основе  при  разработке  бизнес-плана  предприятия обосновывают  такие  разделы,  как  финансовый  план,  а  также  стратегию финансирования  всех  направлений  развития.

Бизнес-план  промышленного  предприятия  представляет  собой  количественное  и  финансовое  определенное  выражение  марке­тинговых  и производственных  планов,  необходимых  для  достижения  поставленных  целей.  Для  того  чтобы  этот  план  стал  руко­водством  к  действию  и  реальным,  необходимо  постоянно  сравни­вать  фактические  данные  с   его показателями,  анализировать  от­клонения,  усиливать  благоприятные  и уменьшать  неблагоприят­ные  факторы,  постоянно  улучшать  методологию обоснования  всех  разделов  планов.  Отрицательное  влияние  на  экономические  и  финансовые  показатели  оказывает  незнание  предполагаемых  объемов  продаж  по  причине  незнания  своих  покупателей  и  рын­ков  сбыта  продукции.  Поэтому  центральным  звеном  бизнес-плана  является  обоснование  ожидаемых  объемов  продаж.  Пра­вильные  прогнозы  и  планы продаж  позволят  предприятию  избе­жать  потерь  или  минимизировать  их  и  сделать  бизнес-план  доку­ментом  для  управления  деятельностью  предприятия.

Реальность бизнес-плана должна определяться на основе анализа возможностей по достижению поставленных целей оценки выгодности достижения этих целей для предприятия

По ходу выполнения бизнес-плана (ежеквартально) необходимо в него при необходимости вносить коррективы на основе экспресс-диагностики состояния предприятия.

Каждое предприятие имеет возможность значительно облегчить экспресс-диагностику, комплексный анализ всех основных сторон деятельности и обоснования бизнес-плана на основе использования современных компьютерных технологий и постоянно проводить сценарный анализ (что будет, если...). Особое значение в этом случае имеет грамотная постановка задач и квалификация пользователей. Для этого необходимо наладить по­стоянное обучение специалистов не только работе с компьюте­ром, но и новым методам анализа, планирования, учета и контро­ля.


1.2.  Анализ  состояния  производства  и  финансового  состояния  предприятия

1.2.1.  Анализ  состояния  производства  учреждения  УО  68/4

Экономический  анализ  производственной  и  финансовой  деятельности  предприятия  начнем  с  комплексного  обзора  основных  показателей,  характеризующих  конечный  результат  работы  предприятия.  При  комплексном  анализе  общих  результатов  хозяйственной  деятельности  проанализируем  динамику  важнейших  показателей  объема  и  прибыли.

Динамику  показателей  относительно  предыдущего  года  определим  путем  вычисления  процентов,  а  также  отклонений  в  абсолютных  величинах,  для  чего  используем  данные  о  работе  предприятия  за  последние  три  года.

Таблица  1.2.1.  Основные  технико-экономические  показатели  работы  предприятия  за  последние  три  года

№  п/п. Показатели Единицы  измерения 1997 г. 1998 г. 1999 г.
1 2 3 4 5 6

1

2

3

4

5

6

7

Объем  товарной  продукции  в  действующих  ценах

Объем  товарной  продукции  в  сопоставимых  ценах

Выручка  от  реализации  продукции

Прибыль  от  реализации  продукции

Балансовая  прибыль

Фонд  оплаты  труда

Среднегодовая  стоимость  основных  производственных  фондов

тыс.  руб.

тыс.  руб.

тыс.  руб.

тыс.  руб.

тыс.  руб.

тыс.  руб.

тыс.  руб.

4450

4450

4131

243

200

973

3820

5740

4720

5980

452

429

1059

3724

6090

3870

5951

524

454

1128

4940

1 2 3 4 5 6

8

9

10

11

12

13

14

Среднегодовая  численность  промышленно-производственного  персонала

Себестоимость  товарной  продукции

Затраты  на  1  руб.  товарной  продукции

Производительность  труда  ППП

Фондоотдача

Рентабельность

       по  балансовой  прибыли

       по  прибыли  от  реализации

Объем  производства  продукции  в  натуральном  выражении

       банки  металлические

       блоки  стеновые

       надгробия  из  мраморной 

       крошки

       куртка  утепленная

       матрац  ватный

       хлеб

       ботинки  рабочие

       полуботинки

чел.

тыс.  руб.

коп.

руб.

руб.

%

%

тыс.  шт.

тыс.  шт.

шт.

шт.

шт.

тыс.  бул.

пар

пар

1456

4207

94,54

3056

1,16

4,8

3,8

695,9

82,7

16

6000

3700

623

1705

1450

5288

92,12

3255

1,27

7,2

7,6

520,7

71,0

7

2800

2300

903

2740

1150

1465

5566

91,40

2658

1,05

8,3

8,9

354,5

24,9

18

930

2459

989

850

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.