скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона

На этих участках идет активная сейсморазведка, бурятся поисковые скважины, с перспективными результатами, в ближайшем будущем планируется провести аукцион по «Сахалин-3», через 2 – 3 года начнется этап предоставления лицензий на разработку и добычу в случае открытия на них перспективных месторождений нефти и газа. Условия разработки (СРП, концессия, обычный налоговый режим) должны определяться на основе технико-экономических обоснований проектов.

Положительный экономический эффект для государства от реализации инвестиционных проектов «Сахалин-1,2» формируется из трех основных источников. Во-первых, это фиксированные платежи инвесторов в виде бонусов, уплаты роялти, а также доля государства в углеводородах для раздела и налог на прибыль инвестора. Во-вторых, это налоговые поступления от привлеченных физических и юридических лиц к реализации проектов. Эти источники прямых доходов Российской Федерации генерируются доходами проектов.

Третьим источником формирования экономического эффекта для государства от нефтегазового проекта являются косвенные доходы, генерируемые расходами проекта. Расходы инвесторов, а для подрядчиков - доходы по обустройству нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородов в виде капитальных и эксплуатационных затрат через систему внутрироссийских взаимосвязей распространяются все дальше и дальше от центра их возникновения, порождая новые, хотя и ослабленные, эффекты. Совокупность всех этих эффектов является мультипликативным доходом.

Эффект экономического мультипликатора инвестиций в виде капитальных вложений для нефтегазовых проектов СРП был рассчитан рабочей группой, возглавляемой профессором А.А. Арбатовым, заместителем председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) - научной организации, созданной при Министерстве экономического развития и торговли РФ и Российской Академии наук. Расчетная величина мультипликатора капитальных вложений составила 1,9, что соответствует аналогичным показателям, рассчитанным для промышленно развитых стран (США - 2,1; Норвегия - 1,6-1,7; Австралия - 1,8-2,4).

Это означает, что каждый рубль инвестиций в нефтегазовые проекты, реализуемые в России на условиях СРП, увеличивает ВВП страны на 1 рубль посредством прямого эффекта и на 90 копеек за счет совокупности косвенных эффектов. Величина российского мультипликатора текущих (эксплуатационных) затрат по расчетным данным группы А.А. Арбатова составляет 2,82.

Согласно подписанным соглашениям, в доход государства поступают (в денежной форме или в виде продукции) роялти за право пользования недрами. Роялти по проекту «Сахалин-1» составляют 8% от стоимости реализованного углеводородного сырья, по проекту «Сахалин-2» - 6% (приложение 6)

Соглашением по проекту «Сахалин-1» установлено, что консорциум уплачивает налог на прибыль по ставке 35%. Согласно СРП по проекту «Сахалин-2», компания «Сахалинская энергия» уплачивает налог на прибыль по ставке 32%. В то же время действующая ставка налога на прибыль по Налоговому кодексу составляет сейчас 24%.

По Закону о СРП и в соответствии с соглашениями по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" инвесторы не должны платить НДС при закупке материалов, оборудования и другой продукции. Но так как процедура освобождения от уплаты НДС в российском законодательстве не прописана, то инвесторы все же обязаны уплачивать этот налог, а затем в течение 5 дней после подачи налоговых деклараций получать за него возмещение. В противном случае инвесторы имеют право на получение процентов по годовой ставке LIBOR+4,0%.

Для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в качестве критерия распределения «углеводородов для раздела» используется внутренняя норма прибыли инвесторов проектов. Так, в случае нормы прибыли, полученной инвесторами в течение налогового периода, менее 17,5%, доля государства в «углеводородах для раздела» составляет 15%. В случае увеличения нормы прибыли, получаемой инвесторами, до 28%, доля государства в «углеводородах для раздела» составит 70%.

Специфика крупных нефтегазовых проектов такова, что в стартовый период 7-10 лет инвестор вкладывает средства, не получая доходов, поэтому выплата большинства платежей, предусмотренных СРП происходит позднее, с начала полномасштабной добычи (когда объект выйдет на прибыль).

На начальной стадии осуществления проектов «Сахалин 1,2» основу платежей составили выплаты компаний, связанные с освоением лицензионных участков, в виде бонусов за право получения пользования лицензионными участками, взносы в фонд развития Сахалина, суммы компенсаций затрат на проведенные ранее российской стороной геологоразведочные работы в размерах, установленных Соглашением о разделе продукции. А такие выплаты, как прибыльная продукция, налог на прибыль до настоящего времени отсутствуют в структуре платежей инвесторов. Объем роялти напрямую зависит от объемов добычи и основные выплаты начнутся в период полномасштабной добычи углеводородов. Тоже самое касается и статьи «углеводородах для раздела» - раздел происходит только после того, как инвестор погасит все понесенные затраты за счет продажи сырья, а прежде платит лишь роялти (но пока лишь в незначительных суммах).

На настоящий момент в соответствии с прогнозом максимальный объем добычи нефти по проекту «Сахалин-1» – порядка 12 млн. тонн нефти в год ожидается с 2007 года, по проекту «Сахалин-2» с постепенным подключением трех добывающих морских платформ с переходом на круглогодичную добычу и транспортировку по магистральному нефтепроводу на юг острова с 2008 года с достижением максимального объема до 7 млн. тонн в год (приложение 5)

Промышленный объем добычи газа, его транспортировка по магистральному трубопроводу на юг Сахалина, на первый в России завод СПГ по проекту «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн. тонн в год ожидается с 2008 года.

Концепция развития экспортной газовой составляющей по проекту «Сахалин-1» окончательно не определена, ее развитие планируется с 2012 года, на настоящий момент начаты поставки газа на внутренний рынок в Хабаровский край до 3 млрд. куб. м. в год, с использованием инфраструктуры СМНГ (СахалинМорНефтеГаза).

В период 1994-2005 гг. в проекты «Сахалин-1,2» вкладывались значительные инвестиции. В 2005г. общий объем накопленных инвестиций составлял 13 млрд. долл. (приложение 4).

Прямые иностранные инвестиции, вкладываемые в нефтегазовую промышленность Дальнего Востока в рамках сахалинских шельфовых проектах выгодны для региона: международные нефтяные компании обладают необходимыми технологиями, опытом и доступом на мировые рынки капитала, что позволяет им браться за осуществление сложных проектов, требующих миллиардных вложений. Ведь, несмотря на быстрое развитие в последние десять лет новых российских нефтяных компаний, вопрос получения долгосрочных кредитов продолжает представлять для них сложную задачу, так как отношение иностранных банков к России остается чрезвычайно осторожным. К другим положительным сторонам привлечения иностранных инвесторов можно отнести внедрение практики свободной конкуренции, прозрачность в управлении проектами, а также возможность для подрядчиков Дальнего Востока получить выход на рынки стран АТР. Все эти факторы связаны с прямыми иностранными инвестициями и являются важным средством достижения стратегической цели России - обеспечить разработку запасов энергоносителей на Дальнем Востоке и создать новые возможности для российских производителей товаров и услуг в сфере выполнения подрядных работ.

В рамках этих проектов работают около 400 крупных российских подрядных и субподрядных организаций, в которых занято свыше 25 тысяч человек. Всего по проекту "Сахалин-1" заключено контрактов на общую сумму 5,0 млрд.долл. США, из них с российскими подрядчиками 3,2 млрд. долл. США (65%), по проекту "Сахалин-2" - 13,6 млрд. долл. США, из них с российскими подрядчиками - 5,7 млрд.долл. США (44%) (таблица 3.5). С предприятиями и организациями Сахалинской области, являющимися подрядчиками, субподрядчиками различного уровня, поставщиками товаров и услуг, с начала реализации проектов было заключено более 1000 контрактов на общую сумму свыше 2,3 млрд. долларов США.

Таблица 3.5 - Динамика российского участия по шельфовым проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" за период 1996-2005гг., в %

Проект Года
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 1-3 кв. 2005
"Сахалин-1" 76,2 54,8 55,7 51,3 63,3 44,8 59,5 79,8 49,8 65,0
"Сахалин-2" 69,4 42,1 57,5 54,1 37,3 37,4 39,0 41,2 30,8 44,0

Если просмотреть численность работающих по проектам "Сахалин-1,2", то можно увидеть, что доля российского участия по проекту "Сахалин-1" составляет 79%, по проекту "Сахалин-2"-64,5 %, всего по проектам - 68 %, из них 11 038 чел. – жители Сахалинской области (приложение 3).

Начиная с 1992 года и до настоящего времени компаниями-операторами проектов перечислено на бюджетные и внебюджетные счета Сахалинской области более 332 млн. долларов США (поступления от бонусов и взносы в Фонд Развития Сахалинской области), эти средства направлялись на решение самых острых социальных проблем в городах и районах области, развитие инфраструктуры, социально-экономическое развитие области, ликвидацию последствий стихийных бедствий, кроме того, более 250 млн. долларов США направленные на модернизацию транспортной инфраструктуры области.

Третья часть из 332 млн. долларов США направлялась на мероприятия социального характера, треть - на финансирование приоритетных мероприятий и треть - на развитие, реконструкцию, техническое перевооружение отраслей производственного назначения.

На первоочередные мероприятия по улучшению энергоснабжения в области за период 1998-2002 годы было направлено 45 млн. долларов США. Решалась многолетняя проблема с электроснабжением населения. Введена в эксплуатацию первая очередь Ногликской газотурбинной станции мощностью 48 МВтч. На улучшение водоснабжения в Сахалинской области было выделено 10 млн. долларов США. На улучшение теплоснабжения было выделено 12,3 млн. долларов США. Из этих средств осуществлялась реконструкция котельных и теплотрасс в районах области. На финансирование областных целевых программ - 5,1 млн. долларов США. На здравоохранение - 24,3 млн. долларов США.

Учреждения здравоохранения чувствуют реальную отдачу от разработок шельфа - в течение последних трех лет им ежегодно выделяется сверх утвержденного бюджета по 3 млн. долларов США. Они идут на приобретение медикаментов и оборудования.

На социальную защиту населения - 2,0 млн. долларов США. Произведен капитальный ремонт детского дома, столовой к дому-интернату для престарелых и инвалидов в г.Южно-Сахалинске и др. На образование, культуру и спорт - 9,2 млн. долларов США. На развитие транспорта, связи, ремонт дорог и мостов - 12,2 млн. долларов США.

Закуплена сельскохозяйственная техника для заготовки и хранения зеленых кормов из трав в пленочной упаковке "Сено в упаковке", приобретена снегоуборочная техника, направленная в муниципальные образования.

Также за счет этих средств осуществлялась поддержка местных товаропроизводителей в пищевой промышленности, деревообрабатывающем производстве, сельскохозяйственных производителей, инвестиционная поддержка предприятий угольной промышленности, энергетики и транспорта.

Одновременно решаются и вопросы строительства медицинских и социальных объектов: построено здание для линейного ускорителя и приобретен сам ускоритель для областного онкологического диспансера, построены больница на 80 мест в г. Корсакове, пристройка к терапевтическому корпусу областной больницы на 90 мест, детская поликлиника в г. Южно-Сахалинск на 300 посещений в смену, возведена школа в г. Углегорск и пр.

Кроме того, в рамках самих проектов на средства инвесторов осуществляется реконструкция дорог, мостов и водопропускных сооружений но трассе автодороги Южно-Сахалинск - Оха, модернизирован аэропорт в Ногликах, осуществляется модернизация морских портов.

Отсюда следует, что положительный эффект от реализации шельфовых проектов «Сахалин-1,2» уже ощутим как на экономике Сахалинской области, так и Дальнего Востока в целом.

Идет усовершенствование инфраструктуры Сахалинской области (включая энергетическую и транспортную отрасль, а также социальную сферу) за счет перечисляемых бонусов и взносов в Фонд Развития. Создается инфраструктура нефтегазовой отрасли, которую можно будет использовать в дальнейшем для реализации других сахалинских шельфовых проектов (береговой технологический комплекс на севере острова может использоваться для подготовки нефти и газа, которые будут поступать с других проектов).

За счет реализации этих крупных инвестиционных проектов осуществляется привлечение к подрядным работам предприятия и организации Дальнего Востока. На сегодняшний день общая сумма контрактов, заключенных с российскими предприятиями и СП, составляет уже 8,9 млрд. долл. США. В частности, с предприятиями и организациями Хабаровского края по состоянию на конец 2005г. в рамках проекта «Сахалин-1» были заключены контракты с общей стоимостью 78 млн. долл. США, проекта «Сахалин-2» - 142,1 млн. долл. США. Основные из них - Амурский судостроительный завод, ГП "Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие" ("Дальаэрогеодезия"), Авиакомпания "Восток", Хабаровский восточный региональный автоцентр КАМАЗ и ЗАО "Дальгипротранс", которые предоставляли товары и осуществляли следующие услуги: инженерно-геологические/геофизические изыскания в акваториях верфей Восток и Сов. Гавань, содействие в приемке платформы "Орлан", проведение аэрофотосъемки, фотограмметрический контрольной съемки и автоматизированное картирование трасс сухопутного трубопровода, расположения береговых объектов и постоянных подъездных дорог, предоставление самолетов для программы исследования серых китов, приобретение автокрана для ЛАРН на Чайво, закупка специализированного автобуса на шасси КАМАЗ, предоставление услуг по разработке проекта обустройства и подготовке рабочей документации по железнодорожным веткам, стрелкам и сигналам.

Существенным вкладом инвестиционных проектов в экономику является то, что в процессе их реализации проявляется мультиплицирующий эффект и в форме создания новых рабочих мест, тем самым осуществляется закрепление профессиональных кадров в Сахалинской области. Но новые рабочие места создаются не только в области, но и на Дальнем Востоке России, где также ощущается необходимость в расширении возможностей трудоустройства. Например, около порта Восточный в Приморском крае российско-японский консорциум создал новое высокотехнологичное производство по нанесению покрытия на трубы. В строительство и эксплуатацию этого завода вложено около 50 млн. долл. США. На заводе будут наносить покрытие на трубы для нефтегазопроводов проекта «Сахалин-2». Благодаря этому обеспечены работой около 250 человек. В Восточном будет также построен новый сухой док с сопутствующими производственными участками для строительства опорных оснований морских платформ Пильтун-Астохская-Б и Лунская-А. Число строительных рабочих на площадке достигнет 1200 человек, почти все- жители Дальнего Востока. Также создание в нефтяной и газовой отрасли каждого нового рабочего места приводит к образованию рабочих мест в смежных отраслях и сфере услуг.

Огромным вкладом реализации проектов "Сахалин-1,2" является возможность начиная с 2006 года удовлетворить потребности Сахалинской области и Хабаровского края в энергоресурсах и открыть путь для поставок углеводородов из России на стратегически важные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уже только за январь-март текущего года предприятиям Хабаровского края (ОАО Хабаровсккрайгаз” и ОАО “Хабаровскэнерго”) поставлено 215,271 млн. м.3 газа, добываемого в рамках проекта "Сахалин-1". За 2005 год (начиная с октября) поставлено 155,301 млн. м.3 газа и всего поставки газа в Хабаровский край с начала добычи составили 370,572 млн. м.3. С 2009 года, когда завершится строительство газопровода от Комсомольска-на-Амуре, куда сейчас поступает газ, до Хабаровска, поставки могут возрасти до 3 млрд. кубометров в год. Перспективы же реализации экспортных поставок газа в рамках проекта «Сахалин-1» пока не ясны.

Нефть, добываемая в рамках проекта «Сахалин-1» с лета 2007 года, в полном объеме – 12 млн. тонн в год будет экспортироваться на рынки стран АТР через порт Де-Кастри в Хабаровском крае.

Что же касается проекта «Сахалина-2», то уже с 1999 года осуществляется поставка нефти на рынки стран АТР, ее основными покупателями стали компании Японии, США, Тайваня, Филиппин, Китая, Республики Корея. Всего за 1999-2005 гг. было реализовано порядка 10 млн. тонн нефти.

Поставки СПГ на рынки стран АТР планируется начать в 2007-2008 годах, после завершения строительства завода по сжижению природного газа мощностью 9,6 млн. т. в год в пос. Пригородный. На данный момент общий объем работ, выполненных в рамках строительства, составляет более 70%. Поставки продукции завода будут осуществляться в Японию, Корею и США. Уже сегодня компания "Сахалин Энерджи" подписала договоры купли-продажи СПГ с японскими компаниями Tokyo Gas (1.1 млн. т в год в течение 24 лет), Tokyo Electric (поставки в течение 22 лет - 1.5 млн. т в год), Kyushu Electric (поставки в течение 22 лет - 0.5 млн. т в год, начиная с 2009 года), Toho Gas (поставки в течение 24 лет - 0.3 млн. т в год, начиная с 2009 года), с компанией Мексики Baja Mexico (поставки в течение 20 лет - 1.6 млн. т в год), с корейской компанией Kogas (поставки в течение 20 лет - 1.5 млн. т в год с возможностью дополнительных поставок 0.5 млн. т в год, начиная с 2008 года). На данный момент в рамках долгосрочных контрактов продано более 75% от объема производства СПГ.

Подписание этих договоров содействуют дальнейшему становлению Сахалинской области в качестве нового стратегического источника поставок природного газа в Японию, Корею, Мексику и является свидетельством того, что Азиатско-Тихоокеанский регион становится новым крупным рынком сбыта российских энергоносителей. Масштабы реализации сахалинских нефтегазовых проектов для Сахалинской области и Дальневосточного региона в целом колоссальны. Дальнейшая их реализация будет способствовать как и повышению экспортных поставок Дальнего Востока в страны АТР, так и увеличению инвестиционного потенциала региона. Именно такие проекты способны помочь развить экономику и энергетику отдаленных дальневосточных регионов, приблизить их уровень к общероссийскому и содействовать становлению и дальнейшему развитию внешнеэкономического сотрудничества Дальнего Востока России со странами АТР.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве основных результатов исследования проделанной работы можно выделить следующее:

1.   изучены и обобщены основные аспекты международного, внешнеэкономического сотрудничества;

2.   исследованы внешние условия развития экономического сотрудничества Сахалинской области со странами Азиатско–Тихоокеанского региона с точки зрения как экономического потенциала стран АТР, так и экономического потенциала дальневосточного региона;

3.   проведен анализ динамики внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества Сахалинской области со странами Азиатско–Тихоокеанского региона;

4.   рассмотрены и обоснованы перспективы развития дальнейшего международного, внешнеэкономического сотрудничества Сахалинского региона со странами АТР;

5.   произведена количественная оценка масштабов влияния реализации международных проектов освоения месторождений углеводородного сырья на шельфе о. Сахалина «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на внешнеэкономическое сотрудничество Сахалинской области со странами АТР.

Исследование внешних условий и внутренних факторов развития сотрудничества Сахалинской области со странами АТР показало, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и, прежде всего в Северо-Восточной Азии, формируется новый центр мировой экономики и политики, который потенциально по своим масштабам и объему финансовых, производственных, сырьевых и энергетических ресурсов представляет особо важное значение для развития международных, внешнеэкономических связей Сахалинской области.

Со своей стороны сахалинский регион обладает естественными возможностями и потенциальными сравнительными преимуществами, которые заключаются в его ресурсном секторе экономики, для осуществления международного, внешнеэкономического сотрудничества. В среднесрочной перспективе (до 2010 года) страны АТР, в частности страны Северо-Восточной Азии (Япония, КНР, Республика Корея), будут оставаться основными потребителями дальневосточной экспортной продукции, относительно стабильно востребованной и на сегодняшний день, и в будущем на рынках стран АТР. Расширения инвестиционного сотрудничества региона во многом будут связаны с реализацией экпортноориентированных проектов региона и улучшением инвестиционного климата для большей мотивации инвестирования в регион.

Наибольшие перспективы для развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в настоящее время имеет продукция топливно-энергетического комплекса региона, в первую очередь экспорт нефти и газа с шельфа острова Сахалин. Географическое положение Сахалина – близость к странам АТР, в сочетании с его богатыми энергоресурсами делают его идеально новым источником энергии для удовлетворения растущего спроса на энергоносители в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и частичного восполнения потенциального их дефицита в будущем. Помимо непосредственного влияния на международное, внешнеэкономическое сотрудничество реализация инвестиционных проектов освоения месторождений углеводородного сырья «Сахалин-1» и «Сахалин-2» дополнительно воздействует на экономику региона за счет мультиплицирующего эффекта.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.               Киреев А. П. Международная экономика. Т. 1.– М.: Международные отношения, 2000

2.               Источник: UNCTAD, World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D.

3.               Источник: «Прогнозы. Проекты. Проблемы», 2005г., №8

4.               М. Титаренко Россия – Восток: рынки и сферы сотрудничества. Традиции и особенности трудовой этики. Вестник ХГАЭП. 2004. № 2 (16)

5.               Кудров В. М.. Мировая экономика. - М.: Дело, 2004. – 528 с.

6.               Мирное развитие Китая и совместное процветание мира, "Жэньминь жибао". 2006г. от 31 марта, http://russian.people.com.cn/31521/4259720.html

7.               Справочник ПОЛПРЕД «Деловой Китай», том VIII. Экономика и связи с Россией в 2000-05гг.

8.               Официальный сайт Представительства Российской Федерации в «Группе Восьми» в 2006 году, http://g8russia.ru/g8/members/japan/

9.               Экспортные возможности России, http://www.exportsupport.ru/orgg.predst?actn=geo&h0=156135

10.             Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли: «Японские инвестиции в российскую экономику в 2005 году», http://www.tip-ro-rj.economy.gov.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_3L7/_th/J_0_FL/_s.7_0_A/7_0_3KN/_me/7_0_LH/_s.7_0_A/7_0_3L7

11.             Деваева Е. И. Экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии: Региональные аспекты. ДВО РАН, 2004.

12.             Институт стран Азии и Тихоокеанского региона, http://www.isatr.org/rus/c_inform/korea/kr_economy_rus.shtml

13.             Природопользование Российского Дальнего Востока и Северо-Восточной Азии / Под. ред. А.С. Шейнгауза. РИОТИП, 2000.

14.             А. Г. Коржубаев Перспективы добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. Проблемы Дальнего Востока, 2005г. №6

15.             Дальневосточные бизнес вести, апрель № 3 (42), 2006г., С. 3

16.             Дальневосточный капитал, март 3 (55), 2004г., С.6-7.

17.             Источник: Внешнеэкономическая деятельность предприятий Дальневосточного округа за 2004г. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2004. № 4

18.             Внешнеэкономическая деятельность предприятий ДФО за 2004г. (по данным таможенной статистики) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2004. № 4

19.             Иностранные инвестиции в Дальневосточном федеральном округе. БИКИ № 149-159, 28 декабря 2004г. С.2-4

20.             Региональные стратегии – новые возможности для инвестиций.

Доклад губернатора Сах. Области И.П. Малахова. 28 февраля 2007 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.