скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона

Изменения в динамике отдельных отраслей хозяйства и промышленности после кризиса 1998г. обусловили структурные сдвиги в целом по промышленному комплексу Сахалинской области, который в результате экономических шоков первой половины 90-х годов характеризовался чрезмерно высокой долей энергетического сектора при снижении роли традиционных отраслей специализации, определявших всегда интегрированность экономику области в национальную хозяйственную систему. По состоянию на 2005г. доля традиционных отраслей специализации увеличилась до 70%, по сравнению с 57% в 1995г.

Это свидетельствует, во-первых, о существенном оживлении и диверсификации промышленной системы Сахалина, а во-вторых, о повышении потенциала интеграции региона с национальной экономикой. Правда, реализация этого потенциала в значительной степени определяется сравнительными параметрами производства продукции (особенно сравнительными издержками производства и удельными транспортными затратами).

В период 1999-2005 гг. улучшение промышленной структуры региона в основном опиралось на рост экспорта продукции отраслей традиционной специализации. Тем не менее, структурные сдвиги являются сигналом наличия потенциала включения и в общероссийский рынок при условии формирования определенных параметров обмена.

Состояние внутреннего рынка области, кроме динамики и масштабов собственно производственных секторов, определяется также состоянием и перспективами развития сектора домашних хозяйств. Последние в свою очередь характеризуются уровнем душевых и валовых доходов, что определяет покупательную способность и уровень сбережения населения. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения в 2004-2005 гг. характеризуются положительной динамикой. По всей области зафиксированы положительные темпы роста реальных доходов населения (таблица 1.6).

Таблица 1.6 – Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения по Сахалинской области в декабре 2005г.

Регион Денежные доходы Потребительские расходы Реальные располагаемые денежные доходы
всего, рублей в % к всего, рублей в % к декабрю 2004г. ноябрю 2005г.
декабрю 2004г. ноябрю 2005г. декабрю 2004г. ноябрю 2005г.
Сахалинская область 17 612.7 123.0 134.3 8 939.7 118.6 109.1 106.3 129.9

Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики 2006. – 177 с.

Номинальный рост доходов населения стимулировал рост розничного товарооборота в 2004-2005 гг. рост платных услуг населению. За этот период прирост розничной торговли в целом по Сахалинской области повысился и составил 111,2 % (в 2004г. этот показатель составлял 109,8% (таблица 1.7).

Таблица 1.7 – Оборот и темпы прироста в потребительском секторе экономики Сахалинской области в 2005г.

Регион Объем платных услуг населению Оборот розничной торговли
Всего, млн. руб. в % к январю-декабрю 2004г. январь-декабрь 2004г. в % к январю-декабрю 2003г. Всего, млн. руб. в % к январю-декабрю 2004г. январь-декабрь 2004г. в % к январю-декабрю 2003г.
Сахалинская область 13 981.0 114.8 116.8 31 350.4 114.2 114.9

Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики , 2006. – 177 с.

Неустойчивость экономической конъюнктуры обусловливает и неустойчивость ситуации на рынке труда региона. В 2005г. численность экономически активного населения осталась практически на уровне 2004г (таблица 1.8).

Таблица 1.8 – Численность экономически активного (населения на конец 2005г.)

Регион Экономически активное население, тыс. чел. В том числе: Уровень общей безработицы, %
Занятые в экономике, тыс. чел. Безработные, тыс. чел.
Сахалинская область 310,0 288,0 22,0 7,1

Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2004г. 2005

По-прежнему, наиболее активное население продолжает мигрировать с области в основном центральные европейские районы страны. Экономическое развитие региона все в большей степени сталкивается с проблемой заполнения квалифицированных рабочих мест, особенно в обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных сферах сервиса и услуг. В перспективе это может стать одним из наиболее сильных негативных факторов экономического роста и обусловит объективное изменение миграционной политики России и ее субъектов Федерации в отношении трудовой миграции из сопредельных стран.

В 2005г. население Сахалинской области уменьшилось. Показатель почти на 7% меньше, чем был в 2004г. Складываются объективные предпосылки того, что Сахалинской области удастся преломить тенденцию уменьшения населения. Этот факт косвенным образом подтверждают те самые макроэкономические индикаторы достаточно высокие темпы роста в основных секторах экономики: промышленности, строительстве, торговле, транспорте и связи (таблица 1.9).

Таблица 1.9 – Общие потери населения в 2004-2005 гг., чел.

Регион Естественный прирост (+) / убыль(-) Миграционный прирост (+) / убыль (-)
2004 2005 2004 2005
Сахалинская область -2 249 -2 929 -2 964 -2 711

Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики 2006. – 177 с.

Эффективность экономики и условия ведения хозяйственной деятельности, особенно перспективные оценки возможностей развития Сахалинской области, как правило, связаны с ожиданиями в инвестиционной сфере. Эти ожидания основаны на текущей деловой активности и на оценках инвестиционного риска на тех или иных территориях области.

На развитие экономики и социальной сферы области в январе-декабре 2005 года было использовано 64 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (105,0 % прироста к уровню января-декабря 2005г.), (таблица 1.10)

На современном этапе динамика производства и инвестиций, имеет весьма неоднородную территориальную структуру. Так, например, в 2005г. сложился сравнительно высокий инвестиционный потенциал (в терминах конъюнктурных ожиданий) средне годовые темпы роста инвестиций в основной капитал превышают 5%. Сахалинская область, является абсолютными лидерами в области инвестиционной активности. Если в ЕАО рост инвестиций обусловлен значительным увеличением объемов финансирования из федерального бюджета и увеличения расходов предприятий и организаций на модернизацию оборудования, то в Сахалинской области основой прироста инвестиций в основной капитал являются долговременные проекты освоения шельфовой зоны.

Таблица 1.10 – Инвестиции в основной капитал в январе-декабре 2006г.

Регион Млн. руб.

В % к январю-декабрю

2004г.

январь-декабрь 2004г. в % к январю-декабрю 2003г.
Сахалинская область* 64 035.3 102.5 185.9
* январь-декабрь 2006 года

Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики , 2006. – 177 с.

Тем не менее, уровень инвестиционных рисков по-прежнему высок, в первую очередь, из-за недостаточного правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов, отсутствия эффективных механизмов трансформации сбережений населения и финансовых вложений в инвестиции, высокой стоимости кредитных ресурсов.

Перспективы наращивания инвестиционной активности в регионе в значительной степени связаны с возможностями укрепления инвестиционного рейтинга региона.

В целом, несмотря на сложности текущей экономической динамики социально-экономического развития региона, сахалинскую область отличают хорошие стратегические перспективы и возможности, где существенное место занимает потенциал внешнеэкономического сотрудничества. Этот потенциал обусловлен взаимодействием двух ключевых системных факторов. С одной стороны преимущество и выгоды экономико-географического положения, обладание эффективными, с точки зрения конкурентоспособности, природными ресурсами (энергетическими, лесными, рыбными, ). С другой стороны, это емкие и расширяющиеся рынки сопредельных стран АТР, структурно открытые экономическому (прежде всего сырьевому, транспортно-транзитному, инвестиционному) потенциалу Сахалинского региона. Широкомасштабное и динамичное развитие экономического сотрудничества Сахалинской области со странами АТР может и должно стать не только одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики региона, но и иметь определяющее значение в плане усиления геополитических позиций России в этом регионе.


2. Современное состояние и эффективность международных, внешнеэкономических связей Сахалинской области

2.1.Организация деятельности Комитета международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Сахалинской области

Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на ее территории руководство деятельностью в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.[1]

Комитет является юридическим лицом, имеет круглую печать с полным наименованием и с изображением государственного герба РФ, а также необходимые для его деятельности печати, штампы, бланки. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти Сахалинской области, соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, государственными, общественными и коммерческими иностранными организациями, ассоциациями и фондами, а также Посольствами, Консульствами и Торговыми представительствами России в иностранных государствах.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом и законами Сахалинской области, постановлениями и распоряжениями губернатора области, постановлениями и распоряжениями администрации Сахалинской области, а также положениями. [1]

Комитет осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении государственного природоохранного учреждения "Сахалинский областной природный парк "Остров Монерон".

(Постановление Администрации Сахалинской области от 02.12.2004 № 187-па)

Задачи Комитета:

Проведение на территории Сахалинской области единой государственной политики в международной, внешнеэкономической и межрегиональной сферах.

Координация деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области по вопросам межрегиональных связей Сахалинской области с субъектами РФ и административно - территориальными образованиями иностранных государств.

Подготовка и проведение мероприятий международного и межрегионального характера.

Обеспечение выполнения и контроль за принятыми администрацией области решениями международного, внешнеэкономического и межрегионального характера. [1]

Функции Комитета:

Содействие развитию взаимовыгодных торгово - экономических, научно - технических и культурных связей Сахалинской области с зарубежными странами, их территориально - административными образованиями.

Определение приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Сахалинской области во взаимодействии с Дальневосточными регионами в рамках региональных и национальных интересов Российской Федерации.

Взаимодействие с международными и внешнеэкономическими структурными подразделениями администраций субъектов РФ и подготовка предложений для администрации Сахалинской области по организации сотрудничества с иностранными партнерами в рамках выполнения межрегиональных соглашений и программ.

Анализ тенденций и условий развития внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ по выработке предложений для участников внешнеэкономической деятельности Сахалинской области.

Проведение постоянного анализа международных связей Сахалинской области. Подготовка аналитических материалов и справок по этим вопросам.

Подготовка материалов и предложений по запросам, поступающим в администрацию области и относящимся к компетенции Комитета.

Осуществление в рамках своей компетенции подготовки предложений по проектам федеральных законов, законов Сахалинской области, иным нормативным правовым актам, а также инвестиционным проектам и различным программам.

Осуществление контроля за выполнением постановлений и распоряжений губернатора области, постановлений и распоряжений администрации Сахалинской области по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.

Осуществление по поручению губернатора области подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам, затрагивающим международные, межрегиональные и внешнеэкономические интересы области.

Cодействие выполнению федеральных программ, представляющих интересы Сахалинской области и Дальнего Востока.

Осуществление организационной, информационной и экономической поддержки экспортерам и импортерам. Способствовать наращиванию экспортного потенциала и совершенствованию структуры экспорта Сахалинской области, развитию производств, заменяющих нерациональный или неэффективный импорт.

Координация деятельности предприятий и организаций всех форм собственности по укреплению экспортной базы, поиску новых экспортных ресурсов, совершенствованию импорта, развитию прогрессивных форм внешнеэкономических связей.[1]

Решение по поручению руководства администрации области вопросов, касающихся международных и внешнеэкономических связей Сахалинской области, в Министерстве иностранных дел, а также иных Министерствах и ведомствах РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.