скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона

Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Р. Корея составили: отходы и лом черных металлов – 30,52 % (170,29 млн. долл.), лесоматериалы необработанные – 16,1 % (90,09 млн. долл.), уголь каменный и твердое топливо – 12,23 % (68,27 млн. долл.), рыба мороженная, ракообразные – 11,22 % (62,61 млн. долл.), плавучие краны, доки, специальные суда – 8,4 % (46,84 млн. долл.), прочие товары – 9,39 % (52,39 млн. долл.) [18].

Рыба и морепродукты. В 2004 году в Республику Корея было экспортировано рыбы и морепродуктов на сумму 62 млн. долл., снижение по сравнению с 2003 годом в 2 раза (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Динамика экспорта морепродуктов Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Лом черных металлов. В 2004г. в экспорте Дальневосточного региона высокий удельный вес занимали отходы и лом черных металлов, доля которых составила 30,52 % (170,29 млн. долл.) (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Динамика экспорта черных металлов Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Уголь. В 2004 году Дальний Восток экспортировал в Республику Корея уголь на сумму 68,27 млн. долл., превысив показатели предыдущего года в 2 раза (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 – Динамика экспорта угля Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Лесная продукция. Ведущие позиции в экспорте лесной продукции Дальнего Востока в Республику Корея занимают лесоматериалы необработанные (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Динамика экспорта необработанной древесины Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Наибольший удельный вес стоимости импорта из Р. Корея составили: продукция химической промышленности (19 %), пищевая продукция (9 %), машины и оборудование (12 %), нефть и нефтепродукты (4 %), транспортные средства (9 %), прочие (47 %) [18] (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 – Товарная структура импорта Дальнего Востока из Республики Корея в 2004г., в %

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Продукция химической промышленности. В товарной структуре импорта Дальнего Востока из Республики Корея в 2004 году ведущее место занимала продукция химической промышленности – 60,23 млн. долл. (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 – Динамика экспорта продукции химической промышленности Дальнего Востока из Республики Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики


Пищевая продукция. В 2004 году Дальний Восток импортировал из Республики Корея пищевой продукции на сумму 23,66 млн. долл., что на 15% ниже уровня прошлого года (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2 – Динамика импорта пищевой продукции Дальнего Востока из Республики Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

В ближайшей перспективе возможно ожидать увеличения объемов торговли Сахалинской области с Республикой Корея. Этому способствует наметившиеся тенденции стабильного экономического роста в обеих странах.

2.3.      Повышение эффективности международных, внешнеэкономических связей в Сахалинской области

Экономический потенциал территории Дальнего Востока России реализуется не в полной мере. На решение этого вопроса направлены усилия органов власти, которые особую роль в экономическом развитии отводят механизмам государственно-частного партнерства.

Сахалинская область достаточно известный регион. Реализация на ее территории крупных международных проектов, позволит на протяжении нескольких лет поступательно развивать хозяйственный комплекс области, модернизировать основную инфраструктуру.

Развитие внешнеэкономической деятельности Сахалинской области на период до 2020 года ориентируется на диверсификацию экономики, глубокую переработку всех добываемых минерально-сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения в систему международного разделения труда. Для этого необходимы крупные инвестиции в топливно-экономический комплекс, транспортную инфраструктуру, строительство и другие секторы экономики.

Транспортный комплекс

Для развития международных, внешнеэкономических связей Сахалинской области, в первую очередь необходимо модернизировать портовую и железнодорожную инфраструктуру.

Есть ряд проектов, реализация которых требует крупных инвестиционных вложений с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Один из таких проектов - это проект создание мостового (тоннельного) перехода между материковой частью России и Сахалином.

На сегодняшний день ОАО «Российские железные дороги» в рамках своей инвестиционной программы взялось за доработку предварительного ТЭО. На основании которой в последующем будет сформировано предложение о включении проекта в перечень объектов Федерального значения. Его реализация будет возможна только на условиях государственно – частного партнерства. В качестве частных инвесторов мы хотим мидель деловые круги Японии. Стоимость проекта оценивается в сумме 4 млрд. долларов США.

Проект создаст надежное транспортное сообщение. Увеличит экспортно-импортную загрузку дальневосточных портов, реализует этап создания трансконтинентального коридора Япония-Россия-Европа.

Другой проект связан с развитием инфраструктуры для транспортировки угля за пределы Сахалинской области.

В настоящее время из-за отсутствия соответствующей транспортной инфраструктуры объем добычи и отгрузки угля за пределы области ограничен.

Проект включает строительство железнодорожной линии Ильинск-Углегорск и терминала в порту г.Корсакова. Стоимость проекта около 500 млн. долл. США

На сегодняшний день разработано обоснование инвестиций проекта, на основании которого сформирована и подана заявка на финансирование.

Строительный комплекс

Строительный комплекс Сахалинской области обеспечивает развитие различных отраслей экономики и социальной сферы региона.

В Сахалинской области принята целевая программа «Развития массового жилищного строительства на 2006-2010 гг» В программе предусмотрено небольшое производство-кирпичного и базальтового заводов, а также строительство цементного завода. Участие в этих проектах деловых кругов Японии представляет для нас интерес как в привлечении инвестиционных средств и технологий. Так и в решении вопросов выхода на рынки стран АТР.

Сегодня ведутся переговоры с японскими компаниями « Мицубиси» и « Сумимото». В Японии проведены исследования образцов готовых изделий, по которым дана высокая оценка.

Нефтегазовый комплекс.

На текущий день осваивается два нефтегазовых проекта. Ведутся геологоразведочные работы по месторождениям, относящимся к проектам «Сахалин-4.5,6» Предполагается участие компаний Японии в освоении шельфовых богатств.

Реализация проекта на территории Сахалинской области - это наша стратегическая задача. Поэтому планируется к реализации крупные проекты газохимического производства и производства нефтепереработки.

В этом направлении планируется при поддержке Японского Банка международного сотрудничества был разработан мастер-план по использованию природного газа. В нем предложены варианты по производству метанола и аммиака. Объем инвестиций оценивается в сумму около 1 млрд. долл. США. Параллельно с разработкой вариантов использования нефти и газа ведутся переговоры по развитию на территории Сахалинской области глубокой переработки углеводородов, операторами проектов, крупными компаниями, которые ведут освоение новых месторождений. По мере изучения вариантов использования сырья, достигнутых договоренностей с ведущими добывающими компаниями станут понятными возможности для вложений иностранных инвестиций в этот сектор экономики.

Угледобывающий комплекс.

Угледобывающая промышленность – одна из основных отраслей промышленности Сахалинской области. В условиях сурового островного климата она является основным поставщиком энергетического топлива для нужд экономики.

Всего на Сахалине известно около 70 месторождений, угленосных площадей и проявлений. По 52 месторождениям прогнозные ресурсы составляют около 14,1 млрд. тонн угля, лишь небольшая часть этого объема осваивается угольными предприятиями региона.

Сегодня основные меры направлены на развитие угленосного района Углегорский, прогнозные запасы угля составляют около 4 млрд. тонн. Основной задачей является формирование транспортной инфраструктуру, которая обеспечит организацию поставок угля за приделы Сахалинской области.

Ведется реконструкция Шахтерского угольного порта, включающий в себя строительство угольного терминала мощностью до 6 млн. тонн.

Разработано обоснование инвестиций строительства разреза «Солнцевский», с мощностью добычи угля до 4,5 млн.тонн в год и общим объемом инвестиций около 260 мон. долл. США. Рассматривается вопрос о строительстве предприятий по химической переработке бурых углей, уже заключен договор на разработку ТЭО инвестиций.

Все эти перечисленные проекты входят во внешнеэкономическую стратегию развития Сахалинской области и ориентированы на привлечение инвестиций, в том числе иностранных инвесторов. [20]


3. Мероприятия, направленные на совершенствование ВЭД в Сахалинской области

 

3.1. Перспективы развития внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества Сахалинской области со странами АТР

Для осуществления и развития международного, внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР Сахалинская область обладает естественными возможностями и потенциальными сравнительными преимуществами.

Потенциальные сравнительные преимущества области заключаются в его ресурсном секторе экономики, что обеспечивает и в настоящее время, и в перспективе относительно стабильный внешний спрос на рынках стран АТР. Перспективы развития инвестиционного сотрудничества и внешней торговли Сахалинского региона со странами АТР и ее специализация будут связаны с традиционными товарами его экспорта: энергетических, лесных и рыбных ресурсов.

По прогнозам в 21-м веке страны АТР будут потреблять более половины мировых энергетических ресурсов. Согласно прогнозам спрос на нефть в АТР увеличится к 2010г. до 1580-1650 млн. т в год, к 2020г. – до 2070-2200 млн. т. к 2030г. – до 2350-2480 млн. т. Наиболее интенсивно будет расширяться китайский рынок (более чем в 2,5 раза к 2030г., или на 400 млн. т), где современный среднедушевой уровень потребление нефти и нефтепродуктов пока более чем в 10-12 раз ниже, чем в Южной Корее, Японии и Тайване. В стране продолжится быстрый экономический рост при дальнейшем возрастании численности населения и сближении технологического уровня промышленности и транспорта с передовыми странами региона.

Спрос на газ в АТР возрастет к 2010г. до 530-550 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 770-820 млрд. м3, к 2030г. – до 1000-1100 млрд. м3. В том числе, в Китае – к 2010г. до 80-100 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 190-220 млрд. м3, к 2030г. – до 320-380 млрд. м3, в Японии – к 2010г. до 90-95 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 100-120 млрд. м3, к 2030г. – до 120-150 млрд. м3, в Южной Корее – к 2010г. до 40-45 млрд. м3, к 2020г. – до 50-60 млрд. м3, к 2030г. – до 80-100 млрд. м3.

В связи с этим открываются благоприятные перспективы расширения сотрудничества в АТР, предполагающие совместное осуществление крупных проектов освоения Сахалинского шельфа (Сахалин 3-11), а также дальнейшая реализация проектов «Сахалин-1,2». Потенциально извлекаемые запасы по проекту «Сахалин-1» составляют 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. куб. метров газа. Суммарные промышленные запасы углеводородов обоих месторождений проекта «Сахалин-2» составляют более 150 миллионов тонн нефти и 642 миллиардов кубических метров природного газа. Развитие масштабных и капиталоемких проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к 2010 году резко усилит нефтяную составляющую экспортных потоков в страны АТР, в частности страны СВА. Экспорт сжиженного газа в рамках реализации этих проектов также будет ориентирован на рынки стран АТР, в основном на японский рынок, и в меньшей степени – в Республику Корея и Китай.

Наряду с этим перспективы роста объемов торговли со странами СВА будут связаны также с экспортом готовых нефтепродуктов. Принятые к реализации крупные инвестиционные программы по коренной модернизации дальневосточных нефтезаводов позволят усилить существующие конкурентные преимущества готовых нефтепродуктов. Учитывая ожидаемую динамику и экологические требования рынка нефтепродуктов СВА, нефтепродукты могут быть реализованы прежде всего в КНР.

Рынок угля по-прежнему будет определяться мощными импортными закупками твердого топлива в КНР, который должен компенсироваться эффективными поставками (прежде всего, на энергоемкий юг Китая) углей из Австралии, ЮАР, США. Перспективы экспорта угольной продукции с Сахалинской областью объективно находятся на месторождениях каменного угля.

Перспективным направлением развития международного сотрудничества является и совместное использование лесных ресурсов. В АТР возникает наибольший по сравнению с другими регионами мира дефицит лесных товаров, который может быть частично устранен (или уменьшен) за счет поставок из района. Расширение сотрудничества в этой сфере требует внедрения "экосистемного" управления лесопользованием, международной экологической сертификации и реализации договоренностей, зафиксированных Киотским протоколом. Последний впервые ставит "экологические" отношения в регионе на коммерческую основу, способствует формированию на международном лесном рынке нового сектора, который может стать конкурентом традиционному сектору лесоторговли.

В перспективе регион будет продолжать занимать устойчивую нишу на рынке лесоматериалов СВА. Среди стран СВА наиболее благоприятные перспективы для дальневосточного экспорта лесоматериалов связаны с Китаем. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, снижением лесозаготовок в Китае, вследствие введения в рамках программы сохранения лесов национального запрета на вырубку леса. Во-вторых, снижением импортных тарифов, вследствие вступления в ВТО. В-третьих, ростом внутреннего спроса на лесоматериалы, обусловленный началом строительства крупномасштабных объектов (уже в настоящее время Китай обеспечивает за счет импортных поставок около 40% внутреннего потребления древесины). В-четвертых, модернизацией деревообрабатывающей промышленности на северо-востоке Китая, продукция которой будет ориентирована на рынки стран АТР, и прежде всего на рынок Японии, в которой в последние годы наметилась тенденция к увеличению импорта продукции деревообработки (в связи с ростом издержек производства продукции деревообработки) и сокращению спроса на круглый лес.

В целом, современная ситуация сложившаяся на рынке лесоматериалов стран СВА дает основание предполагать, что к 2010г. объемы экспорта лесотоваров (деловой древесины) с российского Дальнего Востока могут резко возрасти (более чем в два раза). В то же время изменение структуры спроса на лесотовары в Японии создаст для региона предпосылки для увеличения экспорта в эту страну продукции деревообрабатывающей промышленности.

Перспективы роста объемов экспорта в страны СВА Сахалинской рыбопродукции в текущем десятилетии главным образом связаны с введением Японией мер по ужесточению контроля за импортом рыбы и морепродуктов из России. Предполагается, что реализация таких мер позволит резко сократить незаконный вылов и экспорт особо ценных видов рыб и морепродуктов, и тем самым увеличить (по экспертным оценкам, практически вдвое) объемы их экспорта на легальной основе.

В целом, с учетом вышеозначенных перспектив, объем экспорта Сахалинской области в страны СВА к 2010г. может увеличиться до 9 млрд. долл. Дальнейшее расширение торговых связей со странами АТР и СВА способствовало бы укреплению сравнительных преимуществ региона в рыбной, лесной, горнодобывающей промышленности, а также привлечению необходимых региону финансовых ресурсов и передовых технологий, что, в конечном счете, будет иметь огромное значение для экономики региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.