скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для выявления путей снижения себестоимости продукции

518 "Уплата за недостающие и ненормально изношенные запасные части при ремонте подвижного состава";

519 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

520 "Прочие непроизводительные расходы".

Из приведенного перечня видно, что под непроизводительными расходами понимаются такие расходы, которые образуются при выполнении незапланированных, заранее не предусмотренных действий, вызывающих нарушение нормального производственного процесса.

В Номенклатуре расходов для эксплуатационной деятельности приведен исчерпывающий (закрытый) перечень статей основных прямых расходов. Указанные статьи группируются в разрезе предприятий и отраслевых хозяйств по разделам:

I "Пассажирское хозяйство";

II "Хозяйство грузовой и коммерческой работы";

III "Хозяйство перевозок";

IV "Локомотивное хозяйство";

V "Вагонное хозяйство";

VI "Хозяйство пути";

VII "Хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения";

VIII "Хозяйство сигнализации, связи и вычислительной техники" (в настоящее время разделилось на два самостоятельных хозяйства);

IX "Хозяйство электрификации и электроснабжения";

X "Технологические центры железных дорог по обработке перевозочных документов (ТехПД) и восстановительные поезда";

XI "Расходы по обслуживанию перевозок иностранными железными дорогами".

Внутри каждого раздела статьи расходов группируются по местам их возникновения (т.е. по предприятиям).

Если на железных дорогах отдельные эксплуатационные работы выполняются не теми предприятиями, в числе основных прямых расходов которых Номенклатурой предусмотрены соответствующие статьи учета расходов по таким работам, а другими предприятиями, то для планирования и учета таких расходов этих предприятий применяются те же статьи, что и для планирования и учета аналогичных расходов предприятий, предусмотренных Номенклатурой.

В отдельные разделы выделены расходы, основные общие для всех отраслевых хозяйств (разделы XII Номенклатуры расходов), и общехозяйственные расходы (раздел XIII).

В отличие от расходов по эксплуатационной деятельности по подсобно-вспомогательной деятельности в Номенклатуре расходов приведен лишь перечень статей наиболее типичных для железных дорог основных прямых расходов. Аналитический учет расходов, по которым в Номенклатуре не предусмотрены специальные статьи, связанных с выполнением работ, ведется по свободным статьям Номенклатуры расходов.

Как и статьи основных прямых расходов по эксплуатационной деятельности, статьи основных прямых расходов по подсобно-вспомогательной деятельности в Номенклатуре расходов сгруппированы в разрезе предприятий и отраслевых хозяйств по разделам:

XIV "Хозяйство грузовой и коммерческой работы";

XV "Локомотивное хозяйство";

XVI "Пассажирское и вагонное хозяйства";

XVII "Хозяйство пути";

XVIII "Хозяйство электрификации и электроснабжения";

XIX "Хозяйство материально-технического снабжения";

ХХ "Оказание услуг по международным перевозкам";

ХХI "Хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения";

ХХI "Автотранспортное хозяйство";

ХХII "Хозяйство рабочего снабжения".

Внутри каждого раздела статьи расходов сгруппированы по соответствующим местам их возникновения (т.е. по предприятиям).

Учет расходов, основных общих для всех отраслевых хозяйств, и общехозяйственных расходов ведется по соответствующим статьям разделов XII и XIII Номенклатуры расходов, если иное не предусмотрено Указаниями к Номенклатуре расходов, Методическими указаниями по применению Плана счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог и отраслевыми инструкциями по бухгалтерскому учету.

Для отражения в бухгалтерском учете эксплуатационных расходов используется субсчет 1 "Перевозки", открытый к счету 20 "Основное производство". Для учета расходов по подсобно-вспомогательной деятельности в зависимости от видов производств, хозяйств и услуг используются следующие счета (субсчета) бухгалтерского учета:

20-2 "Погрузочно-разгрузочные работы";

20-3 "Транспортно-экспедиционные операции";

23 "Вспомогательные производства";

29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Помимо указанных счетов (субсчетов) для учета расходов по подсобно-вспомогательной деятельности могут применяться счета 28 "Брак в производстве" и 44 "Издержки обращения", однако для предприятий основной деятельности железных дорог применение этих счетов нехарактерно. Счет 44, в частности, используется только предприятиями хозяйства рабочего снабжения. Предприятия-застройщики, осуществляющие работы некапитального характера, для учета расходов, связанных с выполнением этих работ, используют счет 30 "Некапитальные работы".

Коммерческих расходов, учитываемых на счете 43 "Коммерческие расходы", предприятия основной деятельности железных дорог практически не имеют. На железных дорогах этот счет используется для учета расходов по начислению фонда НИОКР. При этом сам фонд НИОКР формируется централизованно в МПС России, а в финансовых службах железных дорог на счете 43 отражаются расходы по его начислению.

Если работы, выполняемые одними и теми же работниками, относятся частично к эксплуатационной, частично к подсобно-вспомогательной деятельности и основные прямые расходы нельзя сразу отнести на соответствующие счета, их в течение месяца собирают по превалирующему признаку затрат или в соответствии с порядком планирования на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", а затем распределяют между эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельностью и в определенной доле по элементам затрат относят на соответствующие счета (субсчета) учета затрат.

Расходы, основные общие для всех отраслевых хозяйств, на предприятиях, у которых имеются только расходы по перевозкам, учитываются в составе эксплуатационных расходов на субсчете 20-1 "Перевозки".

На предприятиях, у которых кроме расходов по перевозкам имеются расходы по подсобно-вспомогательной деятельности, возникает необходимость в распределении основных общих расходов между эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельностью, часть основных общих расходов, которая не может быть по первичным документам сразу отнесена на соответствующие счета (субсчета) учета затрат (например, расходы по статьям 456 "Транспортные расходы", 457 "Затраты по оплате труда производственного персонала за неотработанное время", 459 "Отчисления на социальные нужды производственного персонала", 461 "Техника безопасности, производственная санитария и охрана труда" и т.д.), предварительно собирается на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Учтенные на счете 25 суммы ежемесячно распределяются между эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельностью и в определенной доле по элементам затрат списываются на соответствующие счета (субсчета) учета затрат.

Другая часть основных общих расходов на счете 25 не учитывается, а по первичным документам относится на соответствующие счета (субсчета) бухгалтерского учета.

Особенности учета расходов, основных общих для всех отраслевых хозяйств, на конкретных предприятиях (в механизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ, в автотранспортных предприятиях, находящихся на самостоятельном балансе, и в некоторых других) определяются Указаниями к Номенклатуре расходов, Методическими указаниями по применению Плана счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог и отраслевыми инструкциями по бухгалтерскому учету.

Общехозяйственные расходы планируются и учитываются отдельно по эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельности.

На предприятиях, выполняющих перевозки, общехозяйственные расходы в том случае, если они не могут быть учтены раздельно по эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельности, планируются и учитываются в составе расходов по перевозкам.

Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предприятия, занятые в эксплуатационной деятельности, а также подсобно-вспомогательные предприятия, находящиеся на самостоятельном балансе и выпускающие однородную продукцию, не применяют. На таких предприятиях общехозяйственные расходы в части эксплуатационной деятельности учитываются непосредственно на субсчете 20-1 "Перевозки", а в части подсобно-вспомогательной деятельности - на счетах 23, 29 и т.д.

В основном счет 26 применяют подсобно-вспомогательные предприятия, находящиеся на самостоятельном балансе и выпускающие разнородную продукцию (выполняющие различные работы и услуги). Эти предприятия вместе с общехозяйственными расходами учитывают на счете 26 также основные общие расходы в разрезе соответствующих статей Номенклатуры расходов. Кроме того, счет 26 применяется для учета накладных расходов, непосредственно относящихся к строительству, в случаях, когда предприятия одновременно с основной деятельностью выполняют строительно-монтажные работы подрядным или хозяйственным способом. При этом ежемесячно учтенные на счете 26 накладные расходы распределяются между объектами учета и включаются в затраты по производству строительно-монтажных работ.

Порядок учета общехозяйственных расходов без применения счета 26 сложился традиционно. Недостатком его является то, что в некоторых случаях общехозяйственные расходы увязываются с эксплуатационной или подсобно-вспомогательной деятельностью достаточно условно. Практика применения некоторыми предприятиями, занятыми в эксплуатационной деятельности, счета 26 показывает, что использование этого счета в ряде случаев позволяет обеспечить более точное распределение общехозяйственных расходов между эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельностью (между соответствующими видами производств, хозяйств и услуг).

Следует отметить, что предприятия основной деятельности железных дорог не применяют метод учета общехозяйственных расходов, при котором они ежемесячно без распределения между эксплуатационной и подсобно-вспомогательной деятельностью списываются в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Дело в том, что в основу такого метода положено деление затрат на постоянные и переменные. При этом постоянные затраты между объектами калькуляции не распределяются; соответственно себестоимость продукции исчисляется только в части переменных затрат и называется "сокращенной" (в отличие от "полной" себестоимости, включающей все затраты).

Однако тарифы на перевозки грузов, пассажиров, почты и багажа устанавливаются централизованно государством. Для правильного их определения требуется знание "полной" себестоимости перевозок.

Расходы, учтенные на счетах бухгалтерского учета (20, 23, 25, 26, 29 и т.д.) по соответствующим статьям затрат в аналитическом учете также детализируются (группируются) по следующим элементам:

затраты на оплату труда;

материальные затраты;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

Группировка расходов по элементам затрат осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат по каждой статье Номенклатуры расходов как при разработке плана расходов предприятия, так и при учете фактических затрат.

Особенно большое значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью отрасли имеет структура расходов по элементу "материальные затраты". Расходы по этому элементу затрат дополнительно группируются следующим образом:

материалы;

топливо;

электроэнергия;

прочие материальные затраты.

В составе затрат на материалы отражаются стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды, стоимость запасных частей, амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов и некоторые другие расходы.

В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенного со стороны топлива всех видов (дизельного, мазута, бензина, нефти, угля, сланцев, дров, торфа и т.д.), расходуемого на тягу поездов, а также для отопления зданий и помещений, выработки всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и т.д.) и для других производственных нужд.

В составе затрат на электроэнергию отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические (электроплавку, электросварку, электролиз, электромеханическую обработку металлов, гальванические работы и т.д.), энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные цели предприятия.

В составе прочих материальных затрат отражается стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами, а также стоимость покупных видов энергии (тепловой, сжатого воздуха, холода и т.д., кроме электроэнергии). Иными словами, в составе прочих материальных затрат учитываются затраты по оплате счетов за работы и услуги производственного характера и за приобретенную энергию (кроме электроэнергии).

Затраты на выработку энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и т.д.) самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до мест ее потребления включаются в расходы по соответствующим элементам (затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация основных фондов и пр.).

В зависимости от структуры расходов по элементам затрат статьи Номенклатуры расходов подразделяются на одноэлементные (т.е. на статьи, все расходы по которым учитываются по одному элементу затрат) и на статьи, расходы по которым учитываются по нескольким элементам затрат. К первым относятся такие статьи Номенклатуры расходов, как 457 "Затраты по оплате труда производственного персонала за неотработанное время", 459 "Отчисления на социальные нужды производственного персонала" и некоторые другие. Расходы по ст. 457 и 459 Номенклатуры расходов учитываются соответственно по элементам "затраты на оплату труда" (ст. 457), "отчисления на социальные нужды" (ст. 459).

Примером статьи расходов, затраты по которой учитываются по нескольким элементам, является ст. 514 "Внеплановый ремонт локомотивов". Расходы по ст. 514 учитываются по элементам "затраты на оплату труда" и "материальные затраты".

Основные прямые расходы, как правило, включают в себя расходы по элементам "затраты на оплату труда" и "материальные затраты". Кроме того, в составе основных прямых расходов могут учитываться расходы по элементу "амортизация основных фондов". Расходы по остальным элементам затрат ("отчисления на социальные нужды" и "прочие затраты"), а также амортизация основных средств (если она не учтена по соответствующим статьям основных прямых расходов) в большинстве случаев учитываются в составе расходов, основных общих для всех отраслевых хозяйств, и общехозяйственных расходов.

Особенность железнодорожного транспорта в том, что производственный процесс, связанный с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа, является непрерывным. В связи с этим, а также с учетом специфики формирования транспортной продукции и в целях упрощения учета затрат незавершенное производство в части перевозочной (эксплуатационной) деятельности не определяется. Поэтому ежемесячно учтенные по дебету субсчета 20-1 "Перевозки" эксплуатационные расходы с кредита субсчета 20-1 списываются в дебет субсчетов 46-1 "Доходы железной дороги от перевозок" или 46-2 "Доходы предприятий железной дороги от перевозок". Финансирование указанных расходов осуществляется в счет доходов от перевозок.

В соответствии с Номенклатурой расходов на железнодорожном транспорте обеспечивается раздельный учет затрат на грузовые и пассажирские перевозки с выделением расходов по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении. Организация раздельного учета затрат на грузовые и пассажирские перевозки осуществляется следующим образом. Все эксплуатационные расходы предприятий основной деятельности железных дорог подразделяются на три большие группы:

расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на грузовые перевозки;

расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на пассажирские перевозки;

распределяемые расходы.

Распределяемые расходы сразу на грузовые и пассажирские перевозки не могут быть отнесены, а должны быть распределены между ними. Однако линейные предприятия и предприятия дорожного подчинения не имеют информационной базы для распределения указанных расходов между видами перевозок. Такое распределение может быть осуществлено только на уровне отделения или управления железной дороги. Поэтому в линейных предприятиях и предприятиях дорожного подчинения разделение расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками осуществляется не полностью, а только в части тех расходов, которые могут быть отнесены на соответствующий вид перевозок прямым путем (без распределения). В отраслевой статистической отчетности формы 6-жел "Отчет об основных показателях производственно-финансовой деятельности предприятий железнодорожного транспорта" линейные предприятия и предприятия дорожного подчинения показывают три группы расходов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.