скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Религиозно-культурный конфликт,в Риме. Оргиастические формы культа Диониса - вакханалии

Из работ современных авторов в первую очередь следует назвать фундаментальное исследование А. Ф. Лосева, посвященное проблемам формирования античной мифологии — «Античная мифология в ее историческом развитии»[12]. Оно посвящено обстоятельному исследованию культов Зевса Критского и Аполлона, причем в связи с мифологией Зевса рассматриваются и его любовные связи, в частности — история Загрея как первого воплощения Диониса. Работа А. Ф. Лосева выполнена на основании огромного количества источников, в ней учтены практически все тексты, где упоминается Дионис—Загрей. Автор считает, что культ Диониса проник в Грецию сравнительно поздно и имеет восточные корни.

Работа А. Меня «История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни» носит несколько иной характер, чем вся остальная литература, использованная в работе. Она написана духовным лицом и имеет вполне определенную, заранее заданную цель — показать, как человечество неотвратимо шло к победе христианства. В связи с этим все события духовной истории прошлого рассматриваются автором как подготовка к пришествию Мессии. Для нашей темы особенно интересны те главы тома его труда[13], где речь идет о дионисических мистериях и их распространении в Греции, а также характеристика римской религии в VI томе[14]. А. Меня отличает обширная эрудиция и хороший литературный стиль изложения, поэтому нарисованные им картины отличаются большой историко-психологической достоверностью. Вместе с тем нельзя не отметить некоторую предвзятость автора, которая проявляется в его обличениях распущенности языческих культов.

Очень подробно и ярко культ Диониса и годовой цикл связанных с ним праздников описаны в исследовании американского ученого-историка М. Нильссона, крупнейшего в XX в. исследователя античной религии[15]. Для нашей темы это исследование важно тем, что оно подробно рассматривает ту народную основу земледельческих культов, которая была общей и у греков, и у римлян.

Наряду с этими фундаментальными исследованиями была использована работа несколько иной направленности — книга Е. А. Торчинова «Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния»[16]. Она является первой в отечественной, а в значительной мере и в мировой науке, попыткой представить религию в качестве целостного психологического феномена. Автор развивает и обосновывает принципиально новый психологический подход к исследованию феномена религии, исходя из понятия глубинного религиозного опыта как особой психологической реальности и активно использует разработки представителей трансперсональной психологии (С. Грофф и его школа). Рассматриваются мистериальные культы древнего средиземноморья, сложнейшие формы психотехники. Отдельная глава, «Хлеб жизни и вино экстаза (Деметра и Дионис)», как раз затрагивает тему работы.

Вышеназванные книги касаются истории Древней Греции и использованы преимущественно в первой главе работы. Что касается истории Древнего Рима, то, как было сказано выше, материал о Риме содержится в гораздо меньшем объеме и представлен не в столь ярком виде. Но все же проблема вакханалий в Риме, «дело о вакханалиях», описание культа Либера (римского Диониса) раскрываются в ряде работ.

Наиболее интересными и полезными исследованиями оказались исследования Е. М. Штаерман — «Мораль и религия угнетенных классов римской империи»[17] и «Социальные основы религии Древнего Рима»[18]. Материал, содержащийся в обеих работах, позволяет с большей или меньшей долей вероятности связать характер культов, распространенных среди крестьянства (в частности, культ Либера), не только и не столько со степенью его культурной романизации, сколько со степенью его романизации социальной, т.е. большей или меньшей живучестью пережитков общинных отношений как до, так и после римского завоевания и соответственно с большей или меньшей степенью социальных противоречий.

Важное значение для темы работы имеет статья И. Л. Маяк, посвященная непосредственно запрещению вакханалий в Риме — это единственная специальная статья по нашей теме в отечественной литературе[19]. Характер вакхического культа в Риме и запрещение его привлекали внимание многих исследователей. На событиях 186 г. до н.э. историки останавливались как в общих, так и в специальных работах, начиная от Т. Моммзена и вплоть до настоящего времени. И. Л. Маяк в своей работе попыталась систематизировать некоторые исследования по данной теме и пришла к выводу, что существуют две основные проблемы, которые обычно находятся в центре внимания всех ученых, занимающихся изучением вакханалий: 1) характер источников, содержащих изложение событий 186 г. до н.э.; 2) причина запрещения культа. Однако И. Л. Маяк, как и Е. М. Штаерман, к сожалению, рассматривают все дело о вакханалиях исключительно в контексте социальной истории, лишь мимоходом затрагивая его культурный смысл.

Итак, существующая литература рассматривает ряд вопросов, связанных с нашей темой, но, в то же время, нет систематического рассмотрения событий, связанных с «делом о вакханалиях». В первую очередь, не вполне ясным остается, почему культ, весьма популярный в греческом мире, был признан общественно опасным и подвергся столь суровым преследованиям в Риме (кстати говоря, это выглядит тем более странным, что это был единственный греческий культ, испытавший такую судьбу). Поэтому основная задача работы — вскрыть то чуждое и пугающее римлян, те неприемлемые для традиционной римской культуры моменты, которые присутствовали в греческом празднике вакханалий. Для решения этой задачи использован сравнительно-исторический метод, в соответствии с которым построен план работы.

В работе подробно рассматриваются следующие вопросы, которые раскрывают содержание темы:

1.   Культ Диониса в Греции, его происхождение и содержание. Обряды в честь Диониса и их разновидности.

2.   Культ Либера в Риме. Сравнение с культом Диониса, праздников в честь Либера — с дионисическими праздниками.

3.   Проникновение в Рим вакханалий, обряды этого культа.

4.   «Дело о вакханалиях», его культурный смысл.

Может возникнуть вопрос: «А причем здесь политика?», ведь тема работы звучит как «Культура и политика в республиканском Риме», и какое отношение к этому имеет культ Диониса (Вакха)? Дело в том, что религия римлян составляла необходимое условие процветания государства. Она сопровождала на каждом шагу как общественную, так и частную жизнь. Религия в Риме, таким образом, была вместе и государственным учреждением и основой государства, т.е. политикой государства. Между государством и религией существовала внутренняя связь, и сакральные дела относились к государственному управлению. У греков такая связь была выражена в гораздо меньшей степени (хотя и там существовала). Что же касается римлян, то, пожалуй, можно сказать, что у них любой значительный факт культуры, будь то новое произведение известного автора, новое сооружение или новый культ, был одновременно фактом политическим и так или иначе соотносился с благополучием и судьбой Вечного города. Поэтому любой конфликт, относящийся к сфере культуры, разрастался до политического.

На защиту в работе выносятся следующие положения:

1.              Сам по себе культ Диониса не представлял для Рима никакой опасности. Это божество принадлежало к кругу сельских богов и имело в своей обрядности много общего с италийским Либером.

2.              Греческий культ Диониса, вобрав в себя восточные элементы, приобрел оргиастический характер и в какой-то момент стал представлять собой угрозу общественным нравам. Однако греки сумели справиться с этой угрозой, реформировав его и ограничив наиболее необузданные проявления дионисизма.

3.              Вакханалии, проникшие в Рим из греческих городов южной Италии, были именно этой, смягченной, формой дионисических таинств, однако Рим оказался не готовым интегрировать их в свою религию, подобно тому, как это сделали греки несколькими столетиями раньше. Несмотря на то, что разнузданность вакханалий отнюдь не превосходила вольности традиционных праздников плодородия, было начато громкое дело, завершившееся принятием знаменитого закона.

4.              Причины гонений на вакхантов лежали не столько в чисто религиозной плоскости, сколько в сфере политики. Римляне, в отличие от греков, смотрели на религию как на дело государственной важности. Осуществляя постоянный контроль над отправлением культов. Им был чужд тип жреца-пророка, у них господствовал тип жреца-магистрата. Это соответствовало всему духу римской культуры, но это же и вызвало гонения на вакханалии, которые не вписывались в официальную религиозную систему. Таким образом, в конфликте вокруг вакханалий отразилась самая суть различия в восприятии божественного в греческой и римской культуре.


Глава 2. Дионис и его культ в Греции

1.1. Происхождение и деяния Диониса

Сын Зевса, Дионис, я — у фиванцев.

Здесь некогда Семела, Кадма дочь,

Меня на свет безвременно явила,

Поражена Зевесовым огнем.

Из бога став по виду человеком,

Я подхожу к струям родимых рек...

Еврипид. Вакханки. 1—6

Происхождение культа Диониса, как и мистерий Демеры, теряется в доисторическом прошлом. Корни его, несомненно, связаны с древнейшими обрядами плодородия. Возможно, дионисизм имел общие истоки с праарийским оргиастическим культом хмельного зелья — Сомы, или Хаомы. В историческое время имя Диониса связывали с виноградарством и виноделием. Он был объявлен также покровителем деревьев и стад. Но первоначально Дионис, вероятнее всего, был не кем иным, как старым критским божеством производящей силы. Все его поздние атрибуты: виноград, деревья, хлеб — вторичны. Главным же символом его был бык. Вакханки пели:

О, гряди, Дионис благой

В храм Элеи,

В храм святой,

О, гряди в кругу хариты,

Бешено ярый,

С бычьей ногой,

Добрый бык,

Добрый бык! [20]

Некоторое время центром почитания Диониса оставалась Фракия — страна на рубеже нынешней Греции и Болгарии. Там возродился этот древний культ и около VI столетия стал распространяться по всей Элладе.

В одном из фракийских сел, повествуется в народном греческом сказании, жил старый унылый бездомный козел. Однако осенью с ним происходили удивительные перемены: он начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим. В таком состоянии козел пребывал некоторое время, затем возвращался к своему унынию. Крестьян заинтересовали неожиданные перемены в настроении козла, и они начали следить за ним. Выяснилось, что настроение животного изменялось к лучшему после того, как оно походит по винограднику и поест оставшихся после сбора урожая гроздьев. Как правило, на полях оставались раздавленные, грязные гроздья. Виноградный сок бродил и преобразовывался в хмельное вино. От него-то и пьянел козел. Люди попробовали это лакомство и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан изобретателем вина и провозглашен богом. Дважды в году — весной, когда виноградные лозы распускали почки и крестьяне начинали обрезание виноградных кустов, и осенью, после приготовления первого вина из молодого винограда, в честь Диониса устраивались мистерии. Наиболее торжественными и веселыми были осенние празднования. Участники мистерий собирались вечерами на вершинах холмов, разжигали костры, пили «кровь Диониса», танцевали, пели, поедали жертвенных животных и т.д.

Из Фракии культ Диониса и мистерии, которые его сопровождали, распространились по всей Греции, а затем (с III в. до н.э.) — по всей территории империи Александра Македонского. Следует отметить, что мистерии Диониса формировались в основном на окраинах Древней Греции — в Македонии и подвластной ей Фракии[21]. До открытия Микенской культуры полагали, что Дионис — это чужеземный бог, который почитался у варваров и в один прекрасный день начал наступление на цивилизованную Элладу. Его культ, по мнению исследователей того времени, был фракийского происхождения; там, у северных соседей Греции, имевших так много общего с малоазиатскими племенами, по словам одного из крупнейших исследователей дионисизма, Э. Роде, «совершалось в честь его празднество на высотах гор, темною ночью, при колеблющемся свете факелов. Раздавалась шумная музыка: дребезжащий звук медных бубнов, глухой гром и среди них приводящие в безумие звуки низкотонных флейт. Возбужденная этой музыкой толпа празднующих пляшет с шумным ликованием. По большей части это женщины, которые доходят до истощения в этой дикой пляске. Волосы дико развеваются, в руках они держат змей, посвященных Сабазию; они размахивают вакхическими жезлами, в которых под плющем скрыты острия копий. Так неистовствуют они до крайнего возбуждения всех чувств, затем в священном экстазе они бросаются на животных, избранных для принесения в жертву, хватают и растерзывают настигнутую добычу, отрывают зубами кровавое мясо и пожирают его сырым»[22]. Однако теперь установлено, что это мнение было не вполне точным. Ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны[23].

Однако это открытия, проливая дополнительный свет на истоки культа Диониса, не решает окончательно вопроса о его происхождении. Например, А. Ф. Лосев, прекрасно знакомый с достижениями микенологии, все-таки считает, что Дионис — божество не эллинского, а восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, пришедшее через Фракию, распространилось в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердилось там. Хотя имя Диониса встречается на табличках критского линейного письма «В» еще в XIV в. до н.э., однако распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII—VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставляется Аполлону как божеству, прежде всего, родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа[24].

Как бы то ни было, Дионис появился на Олимпе позднее других богов. Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливавших его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны, Иакх, связанный с элевсинскими мистериями[25].

Когда говорят о матери сына Зевса Диониса, называют разные имена. Одни считают, что его матерью была Деметра или Ио[26]; другие называют Диону, Персефону, с которой Зевс совокупился в обличье змея, и даже Лето[27]. Плутарх, называя Диониса «сыном Лето» («забвение»), имеет в виду его более позднюю ипостась — бога виноградной лозы[28]. Однако большинство античных авторов склоняется к тому, что Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.

Основной миф о происхождении Диониса звучит следующим образом. Зевс, приняв вид смертного, имел тайную любовную связь со смертной женщиной Семелой («земля»). Охваченная ревностью Гера, превратившись в старушку, посоветовала Семеле, которая была уже на шестом месяце беременности, поставить своему таинственному возлюбленному условие: пусть он предстанет перед ней в своем истинном обличье, каким он явился свататься к Гере. Семела послушалась этого совета и, Зевс, поклявшийся водами Стикса, был вынужден исполнить ее просьбу: он явился ей в грохоте грома и сверкании молний и испепелил ее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.