скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Религиозно-культурный конфликт,в Риме. Оргиастические формы культа Диониса - вакханалии

[40] Соответствующие тексты см.: Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 192 (№21 g).

[41] Там же. С. 192 (№21 d).

[42] Анненский И. Ф. Античная трагедия // Еврипид. Вакханки. СПб., 1999. С. 216—217.

[43] Аполлодор. Мифологическая библиотека. III.5.1; Эсхил. Эдонцы (фрагмент); Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. III. 70—71.

[44] Еврипид. Вакханки. 73; Плутарх. О реках. 24; Павсаний. Описание Эллады. X.29.2; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. II.38; Страбон. География. XI.5.5; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. II.8—9; Арриан. Индия. 5.

[45] Павсаний. Описание Эллады. VII.2.4—5; Плутарх. Греческие вопросы. 56.

[46] Аполлодор. Мифологическая библиотека. III.5.1; Гомер. Илиада. VI.130—140.

[47] Феокрит. Идиллии. XXVI; Овидий. Метаморфозы. III.70 сл.; Еврипид. Вакханки.

[48] Овидий. Метаморфозы. IV.1—40,390—415; Элиан. Пестрые рассказы. III.42; Плутарх. Греческие вопросы. 38.

[49] Плутарх. Греческие вопросы. 38.

[50] Аполлодор. Мифологическая библиотека. III.5.3.

[51] Гомеровский гимн к Дионису. 6 сл.; Аполлодор. Мифологическая библиотека. III.5.3; Овидий. Метаморфозы. III.577—699.

[52] Еврипид. Вакханки. 105, 534, 566, 608.

[53] Там же. 618,  920—923.

[54] Аполлодор. Эпитома. I.9; Гесиод. Теогония. 974; Гигин. Астрономия. II.5.

[55] Грейвс Р. Указ. соч. С. 75.

[56] Там же.

[57]Аполлодор. Мифологическая библиотека. III.5.3; Павсаний. Описание Эллады. II.31.2.

[58] Квинт Меккий. Молитва виноделов Вакху. // Греческая эпиграмма. М., 1960.

[59] Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. С. 359.

[60] Лосев А. Ф. Дионис // МНМ. Т. 1. С. 381.

[61] Иллюстрированная история религий. С. 215.

[62] Винничук Л. Указ. соч. С. 361.

[63] Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1998. С. 49.

[64] По другому истолкованию, это пляска на скользком бурдюке с вином. См.: Иллюстрированная история религий. С. 386.

[65] Аполлодор. Мифологическая библиотека. III.14.7.

[66] Винничук Л. Указ. соч. С. 358.

[67] Анненский И. Ф. Указ.соч. С. 216.

[68] Нильссон М. Указ.соч. С. 45.

[69] Винничук Л. Указ.соч. С. 260.

[70] Нильссон М. Указ. соч. С. 46-48. Другие описания праздника, несколько отличающиеся в деталях, см.: Винничук Л. Указ. соч. С. 260; Иллюстрированная история религий. С. 287.

[71] Винничук Л. Указ. соч. С. 359-361.

[72] Иллюстрированная история религий. С. 286-287.

[73] Нильссон М. Указ. соч. С. 50.

[74] Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. С. 447.

[75] Там же. С. 446-447.

[76] Мень А. В. Указ. соч. Т. 4. С. 39.

[77] Еврипид. Вакханки. 78—82.

[78] Мень А. В. Указ. соч. Т. 4. С. 42.

[79] Там же. С. 42.

[80] Иллюстрированная история религий. Указанную аналогию, проведенную Э. Роде, с большим сочувствием отмечает также Ф. Ф. Зелинский. См.: Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993. С. 86.

[81] Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995. С. 116—117.

[82] Мень А. В. Указ. соч. С. 46.

[83] Иллюстрированная история религий. С. 343. В данном месте имеется в виду текст религиозных установлений, которые излагаются от имени Цицерона в его диалоге «О законах» (II.8.19—23).

[84] История Древнего Рима. Учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1993. С. 42.

[85] Винничук Л. Указ. соч. С. 173—175.

[86] История древнего Рима. С. 43.

[87] Цит. по: Иллюстрированная история религии. С. 308.

[88] Буассье Г. Римская религия от времен Августа до Антонинов. М., 1914. С. 16—17.

[89] Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 295

[90] Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 296.

[91] Тит Ливий. История Рима от основания Города. III.55.7.

[92]Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. С. 85.

[93] Preller L. Romische Mythologie. S. 441—442. Ср. Этимологию имени Либер у Блаженного Августина: «По их мнению Либер назван так от освобождения (liberamentum), потому что по милости его мужчины освобождаются от семени, когда испускают его при совокуплении; по отношению к женщинам — так как их они представляют испускающими семя — ту же роль исполняет Либера, которую они считают и Венерой. Поэтому во храме Либера выставляется мужской член, а во храме Либеры — женский. Либеру, сверх того, предлагают и женщин, и вино, для возбуждения похоти. Отсюда вакханалии отправляются с величайшем безумием. Сам Варрон сознается, что подобные вещи могли твориться совершающими вакханалии не иначе, как при умственном исступлении» (О граде Божьем. VI.9). Очень вероятно, что повсеместно упоминается в надписях Южной Италии жрица Цереры и Венеры означает жрицу Цереры или Либеры. См.: Preller L. Op. cit. S. 442.

[94] Ibid. S. 440.

[95] Августин. О граде Божьем. VI.9. Культ Либера, естественно, вызывал негодование у христианских авторов, и августин посвятил его обличению целую главу с характерным названием «О мерзости культа, совершаемого в честь Либера». В ней он писал: «А до какой мерзости достиг культ Либера, которому они усвояют власть над жидкими семенами, а потому не только над жидкостями плодов, между которыми своего рода первое место занимает вино, но и над семенами животных, — об этом жаль было бы говорить по причине продолжительности речи; но не жаль в виду их горделивой тупости. Впрочем, я все же нахожу себя вынужденным опустить кое-что, так как всего очень много. Он говорит, что на перекрестках Италии некоторые подробности культа Либера совершаются с такою отвратительною свободою, что в честь его почитается срамной мужской член, — почитается не с сохранением сколько-нибудь скромной тайны, а с открытым и восторженным непотребством. Так, этот гнусный член, положенный в тележки, в дни праздника Либера с великим почетом вывозится сначала в деревнях на перекрестки, а затем ввозится и в самый город. В городе же Лавинии Либеру посвящен был целый месяц, в продолжении которого у всех на языке были похабнейшие слова, пока этот член не провозили через площадь и не прятали в своем месте. На этот почтенный член почтеннейшая из матрон обязана была открыто возложить корону! Так, изволите ли видеть, должен был умилостивляем быть бог Либер ради урожая; так должна была удаляема быть язва от полей: нужно было принудить благородную женщину сделать публично такое, чего не позволила бы себе сделать в театре и блудница, если бы зрительницами были благородные женщины. Стало быть, одного Сатурна считалось недостаточным для семян, если нечистая душа имела случай к изобретению многих богов, и отвратившись вследствие нечистоты от единого Бога и через многих богов развратившись жадностью еще к большей нечистоте, называла эти святотатства священнодействиями и отдавала себя на поругание и осквернение толпы мерзких демонов» (Августин. О граде Божием. VII.21.).

[96] Гораций. Письма. II.1.145 сл.; Вергилий. Георгики. II.385; Тит Ливий. История Рима от основания Города. VII.2.

[97] См.: Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. М., 1964. С. 201,321.

[98] Об участии в этом празднике высокопоставленных лиц см.: Тацит. Анналы. XI.31; Элий Лампридий. Гелиогабал. 11; Юлий Капитолин. Антонин Пий. 11.

[99] Варрон. О сельском хозяйстве. I.1.4—6.

[100] Праздник этот происходил 17 марта (Штаерман Е. М. Либер // МНМ. М., 1981. Т. 2. С. 53). О его обрядах см.: Вергилий. Георгики. II.380 сл.; Тибулл. Элегии. II.155 сл.; Варрон. О сельском хозяйстве. I.2.19.

[101] Вергилий. Георгики. II.380—396.

[102] Штаерман Е. М. Латин // МНМ. Т. 2. С. 40.

[103] Колумелла. О сельском хозяйстве. XII.18.4.

[104]Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. С. 133—134.

[105] Сервий. Комментарий на Вергилия. «Энеида». III.20; IV.58.

[106] Preller L. Op. cit. S. 444.

[107] Овидий. Фасты. III.777; Цицерон. К Аттику. VI.1.12;IX.9.4.

[108] Овидий. Фасты. III.771—788.

[109] О судьбе культа Либера—Диониса в императорскую эпоху см.: Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М., 1961. С. 247—249.

[110] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.8.3—14.10.

[111] Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 257.

[112] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.13.8.

[113] Там же.

[114] Там же. XXXIX.13.9;17.6.

[115] Там же. XXXIX.9.2.

[116] См., напр.: Нич К. В. История Римской  республики. М., 1908. С. 248; Моммзен Т. История Рима. М., 1936. Т. 1. С. 820.

[117] Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 258.

[118] Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 256—257.

[119] Бодянский П. Н. Римские вакханалии и преследования их в VI в. от основания Рима. Киев, 1882. С. 59.

[120] Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 312.

[121] Цит. по: Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 313.

[122] Катон в своем трактате «Земледелие» даже специально оговаривал, что управляющему имением (вилику) запрещено обращаться за советам к бродячим предсказателям и халдеям (см.: Катон. Земледелие. 5.4).

[123] Ср., например, оценку, даваемую И. Л. Маяк: «Конкретные меры, принятые к пресечению собраний приверженцев культа Вакха, свидетельствует о беспокойстве римского сената о том, что под видом священнодействий скрываются тайные союзы, тайные организации, направленные на подрыв устоев как самого Рима, так и всей системы италийского союза. В пользу этого утверждения говорит сложность этнического состава вакхантов. Среди них Ливий называет римлян Эбутия, Атиниев, кампанцев Церриниев, фалиска Опитерния, т.е. людей, принадлежавших разным италийским народностям. И Ливий, и текст сенатского постановления, как мы видели, показывают, что вакханалии были распространены в различных частях Апеннинского полуострова… Сложность социального и этнического состава вакхантов, массовый характер вакхического движения, опасения властей перед ним позволяют думать, что вакханалии были выражением недовольства широких общественных слоев существовавшим порядком в Риме и по всей Италии» (Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 259—260).

[124] Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. С. 126.

[125] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.15.2—16.13.

[126] Там же. XXXIX.15.8—9.

[127] Там же. XXXIX.15.10.

[128] Там же. XXXIX.16.3—4.

[129] Там же. XXXIX.15.11—12.

[130] Там же. XXXIX.15.13—14.

[131] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.16.8—9.

[132] Ф. Ф. Зелинский поднимается по этому поводу до обобщения, носящего, по-видимому, универсальный характер: «Судьба тайных обществ – тем более чужеродных — везде одинакова; кто не может проникнуть в таинственную завесу, поднимающуюся только для посвященных, тому за нее чудятся полные соблазна и ужаса картины, среди которых половой разврат занимает первое место» (Зелинский Ф. Ф. Рим и его религия. С. 57).

[133] Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 315.

[134] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.17.5—7.

[135] Зелинский Ф. Ф. Рим и его религия. С. 59.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.