скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)

Трудности в обучении детей зачастую связаны с наличием  проявлений минимальной мозговой дисфункции и обусловленных ими задержками психического развития  (И.Ф. Марковская, 1993). В последние годы в данном направлении было выполнено большое число исследований, которые отмечают перспективность и необходимость использования нейропсихологических знаний при анализе проблем школьной неуспеваемости (А.В. Семенович и соав., 1992; Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994;   Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, 1995;      А.В. Семенович, А.А. Цыганок, 1995;   Э.Г. Симерницкая,  1995; В.А. Москвин, 1996; Ю.В. Микадзе, 1996; Н.К. Корсакова и соавт., 1997; В.Д. Еремееева, Т.П. Хризман, 1997). Ставится вопрос о необходимости развития нейропсихологии индивидуальных различий детского возраста (Т.В. Попович и соавт., 19974), нейропсихология индивидуальных различий рассматривается как основа использования нейропсихологических методов в школе (Т.В. Ахутина, 1998). В связи с этим активно разрабатываются методы диагностики и коррекции выявляемых нарушений (Э.Г. Симерницкая, 1991; Л.С. Цветкова, 1998; В.В. Лебединский и соавт., 1990; Е.В. Заика, 1996; А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, 1999).  

В психофизиологии отмечается необходимость учитывать возрастные особенности ФАМ учащихся в виде преобладания в школьном возрасте правополушарных функций и связанную с этим необходимость  большего использования наглядно-образного материала (М.К. Кабардов, М.А. Матова, 1988; М.К.Кабардов, 2001). Ставится вопрос о том, что данные нейропсихологии необходимо  использовать и учитывать при обучению иностранным языкам (Б.С. Котик, 1990). Выделяются и анализируются основные индивидуальные типы учащихся  (аудиалы, визуалы и кинестетики), которые по-разному проявляют и ведут себя в процессе обучения  (Б.Л. Ливер, 1995). Особенности данных типов индивидуальности  с нейропсихологической точки зрения могут быть обусловлены парциальным доминированием соответствующих структур мозга. В связи с этим отмечается необходимость реализации дифференцированного обучения с учетом когнитивных стилей учащихся  (Т.В. Попович и соавт., 1998). Н.Ю. Максимова и Е.Г. Милютина (2000) также говорят о необходимости использования разных способов обучения и воспитания в зависимости от особенностей функциональных асимметрий детей.

Психофизиологический  подход к проблемам школьного обучения   ставит вопрос о необходимости учета психофизиологических характеристик учащихся и  психофизиологической организации индивидуальности (В.А. Карева, Н.В. Мельникова, Е.С. Понькина, Н.В. Федорова В.В.Шмаков,1996; Г.А. Аминев, И.Ф. Купряхина, Р.Б. Сафина, Г.Н. Хайбулина, Р.Р. Фрич, 1997). Н.Н. Данилова (1998) говорит о педагогической психофизиологии как об одном из  важных прикладных направлений психофизиологии, отмечается необходимость применения знаний этой науки для оптимизации процесса обучения. Говоря о наличии двух систем активации мозга (продуктивной и непродуктивной), автор также указывает  на необходимость  «вести обучение в коридоре продуктивной активации, связанной с ориентировочным рефлексом» (Н.Н. Данилова, 1998, с. 333).

В настоящее время и сами педагоги обращают внимание на необходимость учета функциональных асимметрий учащихся в образовательном процессе (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, 1989; И.П. Подласый, 1996), говорится о том, что новые образовательные технологии третьего тысячелетия должны строиться обязательно с учетом индивидуальных функциональных асимметрий человека. 

Таким образом, анализ  развития дифференциальной психофизиологии позволяет выделить ряд проблем, которые имеют непосредственное отношение к образованию и  решение которых может способствовать его оптимизации. Рассмотрим наиболее актуальные:

1. Проблема леворукости. В педагогическом процессе необходимы учет индивидуальных особенностей леворуких учащихся и отказ от насильственного переобучения их праворуких письму.

2. Связь индивидуальных профилей латеральности (ИПЛ) с разными стилями переработки вербально-логической ("левополушарный тип") и зрительно-пространственной ("правополушарный тип") информации.

3. Динамика функциональных асимметрий в онтогенезе. Необходимо учитывать особенности этой динамики и тот факт, что новую информацию школьникам необходимо давать с большей «опорой» на правополушарные функции.

4. Наличие разных стилей подачи учебной информации преподавателями и стилей усвоения (восприятия) такой информации учащимися в зависимости от вариантов ИПЛ. Возможны их совпадения или несовпадения (что может приводить к когнитивному диссонансу).

5. Особенности применения способов  психолого-педагогического воздействия преподавателем в зависимости от вариантов ИПЛ студентов и учащихся. В процессе обучения следует учитывать, что "левополушарные" индивиды в большей степени склонны к восприятию убеждающих, рациональных воздействий, а "правополушарные" - эмоциональных, внушающих (поскольку они являются более конформными).

6. Необходимость использования в педагогическом процессе специальных коррекционных и реабилитационных мероприятий (в том числе и  нейропсихологических) для компенсации или восстановления работоспособности и функций соответствующих структур мозга, для их активизации и развития.

7. Необходимость использования знаний о корреляциях индивидуально-психологических особенностей  с латеральными признаками в целях проведения адекватных профориентационных мероприятий и правильного выбора профессии учащимися.

Эти проблемы (круг которых далеко не исчерпан) позволяют говорить о формировании нового направления в образовании - нейропедагогики, которая имеет такое же право на самостоятельное существование, как нейролингвистика, нейропсихология, нейропсихиатрия и др. Нейропедагогику можно определить как науку использования психофизиологических и  нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов овладения разными видами знаний, учета вариантов ИПЛ учащихся и преподавателей в образовательном процессе (В.А. Москвин, Н.В. Москвина, 1997, 2002).

Нейропедагогика может быть отнесена к специальным направлениям педагогики, таким как лечебная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др., которая охватывает, однако, не только (и не столько) патологию, сколько норму. Нейропсихологическая диагностика в настоящее время рассматривается как один из перспективных подходов к проблеме школьной неуспеваемости (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова,  1994). Такой подход к изучению нормы  имеет не только общетеоретическое, но и прикладное, практическое значение в области педагогики.

Знания дифференциальной психофизиологии, на наш взгляд, должны использоваться в педагогическом процессе не только психологами, но и преподавателями. Их необходимо шире использовать для оптимизации процессов воспитания и образования. Исходя из этого, актуальной является проблема разработки и введения соответствующих спецкурсов по нейропедагогике для психологов и будущих педагогов.

                                                          

                                     

                               В   Ы  В  О  Д  Ы :

1.   Распределение латеральных признаков и вариантов их сочетаний  в норме среди праворуких достаточно устойчиво и имеет приблизительно одну и ту же пропорцию в разных выборках, не зависит от фактора пола. Максимально в них  представлены профили с ипсилатеральным сочетанием ведущих правой руки, уха и глаза - группа ППП (около 50 %), наименьшей представленностью характеризуются профили с кросс-латеральным сочетанием ведущей правой руки и левых ведущего уха и глаза - ПЛЛ (около 8 %), латеральные профили ПЛП и ППЛ имеют промежуточные значения (от 14 % до 27 %).

2.   У лиц, страдающих олигофренией и у возбудимых психопатических личностей   выявлено "накопление" леволатеральных признаков в виде увеличения числа леворуких и относительно равномерного распределения правых и левых признаков асимметрий по слуховому и зрительному анализаторам, не свойственное здоровым людям. Среди подростков больных энурезом (как среди мальчиков, так и среди девочек), по сравнению с нормой выявлено увеличение числа лиц со слабо дифференцированной "рукостью" (амбидекстрией). Среди подростков с логоневрозами  выявлена относительная симметрия в распределении правых и левых признаков зрительного анализатора и повышенное число леворуких (10,0 %),  что может быть связано с проявлениями минимальной мозговой дисфункции.

3.   Разнородность продуктивности выполнения зрительно-пространственных задач в группах «интеллектуальная норма» и «интеллектуальный дефицит»  рассматриваются в качестве данных, экспериментально подтверждающих гипотезу о гетерогенности природы латеральных признаков. На основе полученных результатов   предложена следующая классификация генеза латеральных признаков: наследственная (или генетическая латеральность); патологическая латеральность (которая может быть обусловлена  пре- и перинатальными поражениями); вынужденная латеральность (связанная с утратой или дефектом ведущей конечности или периферического отдела анализаторных систем); функциональная латеральность  (обусловленная особенностями  сенсомоторного координирования или   социокультурными причинами).

4.   Характер распределения латеральных профилей среди леворуких мужчин аналогичен распределению  вариантов ИПЛ среди праворуких (с учетом противоположного знака асимметрии). Максимально представлены профили с ипсилатеральным сочетанием ведущих левой руки, уха и глаза – группа ЛЛЛ (около 50%).На примере  унилатеральных  леворуких  мужчин  показано, что  разные   варианты латеральных профилей  леворуких  связаны   с разными   индивидуально-психологическими   особенностями. В группе ЛЛЛ  правый показатель  пробы "перекрест рук"  в большой степени связан с параметром "активности" (эргичности), а левый  коррелирует  с наличием  эмоциональных переживаний негативного (отрицательного) фона.  Диагностическое  значение  пробы   А.Р. Лурия  "перекрест  рук"   в  структуре  латеральной   организации унилатеральных   леворуких   аналогично  ее значению у праворуких.

5.   Исследование особенностей временной перцепции у здоровых испытуемых показало, что варианты латеральных профилей обнаруживают закономерные связи с такими параметрами психологического времени, как характер временных ориентаций, особенности переживания и восприятия времени. Установлено, что индивиды с преобладанием признаков левополушарного доминирования  обнаруживают тенденцию к недооценке временных интервалов и относятся  к тахихроническому типу, а лица с преобладанием признаков правополушарного доминирования обнаруживают тенденцию к переоценке временных интервалов и относятся к брадихроническому типу. Выявленная связь вариантов ИПЛ с параметрами психологического времени довольно устойчива и прослеживается на испытуемых разных возрастных групп.

6.    Установлены девиации в распределении латеральных признаков и вариантов ИПЛ при хроническом алкоголизме. Выявлены различия между психологическим временем больных и временем здоровых испытуемых. Временная перцепция больных характеризуется склонностью переоценивать и недоотмеривать временные интервалы,  как относительно эталона, так и относительно контрольной группы. Больные хроническим алкоголизмом переживают время как более дискретное и неприятное, их временная направленность характеризуется меньшей связью с настоящим и большей ориентацией в прошлое. Предложена и экспериментально подтверждена модель изменения межполушарных отношений и динамики эмоциональных состояний при  этаноловой интоксикации (на основе регистрации динамики флюктуации зрительных послеобразов).

7.   Проведенное исследование выявило наличие закономерных связей индивидуальных профилей латеральности с некоторыми особенностями мнестических и речевых функций человека, а правого показателя пробы «перекрест рук»  - с параметром «эргичности» (как у праворуких, так и у леворуких испытуемых). Варианты ИПЛ  практически  здоровых  испытуемых  обнаруживают  корреляции  с индивидуальными  особенностями реализации  мнестических процессов.  Установлено, что в норме непроизвольное запоминание связано с доминированием правополушарных структур (у лиц с левым показателем пробы «перекрест рук»). Произвольное запоминание в большей степени связано с функциями левого полушария, более высокие показатели произвольного запоминания отмечаются у праворуких с правым показателем в пробе «перекрест рук». ИПЛ  практически  здоровых  испытуемых  обнаруживают  корреляции  с индивидуальными  особенностями опосредованного запоминания по А.Р. Лурия.  Установлено, что  оно в большей степени  связано с функциями левого полушария (при доминировании правого показателя пробы «перекрест рук» у праворуких испытуемый). Профили  латеральности  у праворуких   обнаруживают  корреляции и с индивидуальными особенностями речевой  деятельности - у испытуемых с правым показателем пробы «перекрест рук» отмечаются более высокие  значения показателей «коэффициента правого уха» и «экстраверсии».  

8.   Среди цветоаномалов было выявлено большое число леворуких и испытуемых с левым показателем в пробе «перекрест рук». Этот факт может сви­детельствовать о том, что в генезе нарушении цветовосприятия у лиц с цветоаномалиями играют роль не только периферические аномалии сетчатки, но и причины центрального характера (связанные,  скорее всего,  с пре- и перинатальной па­тологией). Полученные данные о связи правого показателя пробы «перекрест рук» с показателями эргичности  позволяют говорить также о недостаточности энергетического компонента процесса цветовосприятия при цветоаномалиях.

9.   Результаты диссертационного исследования позволили уточнить понятие «индивидуальный профиль латеральности» и значение пробы «перекрест рук» А.Р. Лурия  в общей структуре латеральных профилей мужчин и женщин в норме. Обоснованы принципы подхода к проблеме связи вариантов латеральных профилей с индивидуальными различиями с позиций дифференциальной психофизиологии, приведены  нейрофизиологические и нейрохимические объяснения выявленным  связям между индивидуальными профилями латеральности и некоторыми особенностями реализации  психических процессов человека.

 

 

  Основные положения диссертации отражены в следующих

                                    опубликованных работах:

 

                                                 Монографии:

1.         Нейропсихология и психофизиология  индивидуальных различий (коллективная монография) / Под ред. Е.Д. Хомской  и В.А. Москвина. М. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. - 234 с.

2.         Межполушарные отношения  и проблема индивидуальных различий. (Монография). – Оренбург: ИПК  ОГУ,  2002. - 288 с.                                                                           

                                                             

                                 Учебно-методические пособия:

3.          Основы нейропедагогики. Учебно-методическое пособие. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. – 135 с. (С соавт.).

4.         Методология и диагностика в психологическом исследовании.  Методические рекомендации по проведению психологических исследований  для студентов, обучающихся по специальности 020400 – «Психология». - Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. - 79 с.  (С соавт.).                                                                                           

                                                      

                                                          Статьи:

5.         Функциональная асимметрия  мозга  и толерантность  к эмоциональному  стрессу // Неврология и психиатрия.  Киев: Изд-во «Здоров'я»,  1986. Вып. 15.  С. 106-109.  (С соавт.).

6.         Методика диагностики нарушений  целеобразования // Врачебное дело.  1987.   №  4.    С.103-106.   

7.         Гетерогенность  факторов латерального   предпочтения / Леворукость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков.  1987.  С. 44-47.  (С соавт. ).

8.         Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили  эмоционального реагирования // Вопр. психологии.  1988.   № 6.    С. 116-120.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.