скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)

6.   Индивидуальные профили  латеральности  практически  здоровых  испытуемых  обнаруживают  корреляции  с индивидуальными  особенностями  произвольного и непроизвольного запоминания,  с  особенностями опосредованного запоминания.

7.   Индивидуальные профили  латеральности  практически  здоровых  испытуемых  обнаруживают  корреляции  с индивидуальными особенностями реализации речевой  деятельности -  более высокие показатели коэффициента правого уха связаны с более высокими показателями экстраверсии (эргичности).

8.    Особенности процессов цветовосприятия (в виде цветоаномалий)  связаны с индивидуальными особенностями  распределения  латеральных признаков.  

Научная новизна.  Впервые  в рамках  системно-субъектного  подхода  (Б.Ф. Ломов, 1984; А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В.Зейгарник, В.А. Петровский,  Е.В. Субботский,  А.У. Хараш,  Л.С. Цветкова, 1979; А.Г. Асмолов, 1984, 1986;  В.С. Мерлин,  1981, 1986; и др.)  и в рамках такого  направления  как  дифференциальная психофизиология экспериментально подтверждена гипотеза о гетерогенности факторов латерального предпочтения, установлена закономерная  связь вариантов   латеральных профилей с показателями эргичности, установлено диагностическое  значение пробы   А.Р. Лурия  "перекрест  рук"  в структуре  латеральной организации  как праворуких, так и  леворуких, предложена и экспериментально подтверждена психофизиологическая модель динамики эмоциональных состояний  при воздействии этанола у больных хроническим алкоголизмом, установлена  закономерная   связь  индивидуальных профилей  латеральности  человека (с учетом показателей пробы А.Р.  Лурия «перекрест рук») с индивидуальными стилями временной перцепции,  с индивидуальными  особенностями реализации  мнестических процессов  и особенностями речевой   активности  у практически  здоровых  лиц с учетом  полового  диморфизма, выявлена связь латеральных признаков с особенностями аномалий цветовосприятия. Проведена  концептуальная   разработка  такого  направления  как  дифференциальная  нейропедагогика, в рамках которого полученные  данные  могут  быть использованы  для оптимизации образовательного процесса.

Теоретическое  значение.   Полученные результаты  расширяют   теоретические  познания в    области  дифференциальной  психофизиологии  (с учетом  свойств  иерархической индивидуальности и латеральных особенностей человека).

Практическое  значение.  Разработан способ диагностики индивидуальных особенностей параметра «эргичности» у праворуких и леворуких испытуемых, способы диагностики индивидуальных стилей временной перцепции, предложен способ диагностики алкогольных постинтоксикационных состояний и устройство для его осуществления, способ диагностики индивидуальных особенностей реализации мнестической и речевой деятельности у лиц с разными профилями латеральной организации,  способ диагностики индивидуальных особенностей опосредованного запоминания; а также способ диагностики активности процессов цветовосприятия.  Методики и  полученные  данные  могут  быть  использованы  в целях профориентации  и профотбора  к соответствующим  видам  деятельности. Они также могут быть использованы  для оптимизации  учебной  деятельности  и реализации принципов дифференцированного обучения.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на рабочем совещании «Межполушарные отношения и память» в Институте биологической физики  (Пущино, 1984),  на  Всесоюзной школе-семинаре «Охрана здоровья леворуких детей» (Ворошиловград, 1985), на совещании-семинаре «Клиническое аспекты современной проблемы функциональной асимметрии мозга» (Минск, 1989),  на  IX Всесоюзной конференции «Проблемы нейрокибернетики» (Ростов-на-Дону, 1989),   на  Международных  научных конференциях «Проблемы менеджмента и рынка» (Оренбург, 1996-2000), на юбилейной конференций  «Социальная и судебная психиатрия: история и современность» в ГНЦС и СП им. В.П. Сербского (Москва, 1997), на Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 1997), на Международной научной конференции  «Асиметрiя мозку в нормi та при патологii» (Киев, 1997), на I-й Международной конференции памяти А.Р. Лурия (Москва, 1997), на  Международной научно-практической конференция «Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998),  на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры» (Санкт-Петербург, 2001), на IV Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе,  техникуме, школе» (Пермь, 2001), на IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояние и перспективы»  (Санкт-Петербург,  2002), на  Всероссийской научно-практической конференции  «Психология и ее приложения» (Москва, 2002).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,  9 глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации занимает 299 страниц, общий объем диссертации – 368 страниц. Список литературы включает 600 наименований,  из них 466 работ отечественных авторов и 134 иностранных.   Основной текст   диссертации содержит  28 таблиц и 28 графиков, а также 12 приложений.

                      ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во  введении обосновывается  теоретическая  и практическая  актуальность  темы  исследования, определяются  цели и задачи, обозначаются  рабочая  и альтернативная  гипотезы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая  значимость, объект исследования  и его  методическое  оснащение, формулируются  положения, выносимые на защиту. 

В первой главе дается  обзор   отечественной и зарубежной литературы по проблемам связи функциональных асимметрий человека с его индивидуально-психологическими особенностями. Анализируется значение исследования   N.Sakano (1982), который валидизировал критерии определения "парциального левшества" А.Р.Лурия на больших контингентах японской и немецкой популяций (свыше 2 тыс.) и показал, что асимметрия пробы "перекрест рук" (по данным ЭЭГ) связана в значительной степени с функциями лобных долей и отражает их относительное доминирование. Этот интересный факт  нуждается в дальнейшем изучении, он обращает на себя внимание новым подходом и диагностическому значению пробы "перекрест рук" и дает возможность по-новому оценить некоторые исследования прежних лет, в частности, работы В.Д. Небылицына (1976), считавшего лобные доли нейрофизиологическим субстратом "лобно-ретикулярного" и "лобно-лимбического" комплексов мозга. По мысли В.Д. Небылицына (1976), левая и правая лобные доли находятся в реципрокных  взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуальности - "общую активность" и "эмоциональность".

Эти представления согласуются с исследованиями ряда авторов (в частности, Н.Н. Даниловой, 1985), подтвердившей наличие ретикулярной и септогиппокампальной систем активации мозга, что позволило ей предложить двухфакторную модель регуляции функциональных состояний. Первая система регулирует функциональные состояния в условиях бодрствования, повышение активации этой системы соответствует росту эффективности выполнения заданий и обозначается автором, как "продуктивная активация". Вторая система "связана с развитием эмоциональных состояний, переживания тревожности, стресса". Высокие ее уровни неблагоприятны  для выполнения заданий и она обозначается как "непродуктивная активация" (Н.Н. Данилова, 1985). С приведенными данными согласуются также результаты изучения нейрохимических различий левого и правого полушарий мозга, которые выявили отчетливую межполушарную нейрохимическую асимметрию, а именно: связь активности левого полушария с работой катехоламинергической системы, а правого - серотонинергической (В.М. Поляков, Л.С. Кораидзе, 1983; Э.Г. Симерницкая и соавт., 1986).

Эти данные позволяют сделать предположение о латеральных нейрофизиологических и нейрохимических основах индивидуальных различий, которые могут находить проявление в умственной и эмоциональной активности, а также в особенностях регуляторных процессов (с учетом имеющихся данных о связи левого полушария с произвольной функциями - А.Р. Лурия,  Э.Г. Симерницкая, 1975; Э.Г. Симерницкая, 1978, 1985; Е.Д. Хомская, 1982, 1987; и др.). 

В обзоре приведены разные подходы к проблеме поиска связей функциональных асимметрий и латеральных признаков с индивидуальными особенностями, причины неудач и недостатки первых исследований в этой области. Анализ литературы, посвященный поиску  связи  латеральных признаков  человека с особенностями организации и реализации высших психических функций, позволил выделить три основных круга проблем или три основных направления этих исследований:

1. Изучение связи функциональных асимметрий с индивидуально-психологическими особенностями человека ("когнитивными стилями", особенностями восприятия, темперамента, эмоциональной сферы и др.);

2. Изучение связи функциональных асимметрий с патологией;

3. Изучение гетерогенности природы латеральных признаков у человека.

Анализ работ, приведенных в литературном обзоре, позволил сформулировать общую проблему исследования, как проблему изучения латеральных признаков и вариантов их сочетаний  - индивидуальных профилей латеральности  (ИПЛ) - в связи с  особенностями реализации  психических процессов, как  в норме, так и при  патологии.

Вторая глава  посвящена методам экспериментального исследования. Для изучения особенностей функциональных асимметрий человека использовались методики А.Р. Лурия (1969), направленные на оценку "парциального левшества", методики определения асимметрий анализаторных систем, а также пробы других авторов, включенные в "Карту латеральных признаков" (по А.П. Чуприкову, 1985). Данная методика в настоящее время достаточно широко применяется для выявления латеральных особенностей человека.

Исходя из системы измерений "рука-ухо-глаз" для праворуких испытуемых нами  было выделено 4 варианта латеральных профилей, которые были обозначены следующим образом: ППП - праворукие с доминирующим правым ухом и глазом (унилатеральные правши), ППЛ - правши с правым доминантным ухом и левым ведущим глазом, ПЛП - праворукие с левым доминантным ухом и правым ведущим глазом, ПЛЛ - правши с сочетанием ведущего левого уха и глаза. Исходя из этой системы измерений,  аналогичным образом выделялись и латеральные профили леворуких (с учетом обратного знака асимметрии). Адекватность такого подхода ранее была подтверждена нашими  работами (В.А. Москвин, 1986, 1988, 1990).

Исследование индивидуально-психологических особенностей и индивидуальных стилей эмоционального реагирования леворуких испытуемых проводилось с помощью следующего набора психометрических опросников: ПДТ - психодиагностического теста (Ш.А. Губерман, Л.Т. Ямпольский, 1983; В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), ШРЛТ - шкал реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1976) и опросника Айзенка.

Исследование индивидуальных особенностей студентов вуза проводилось с использованием  батареи методик, включающих такие известные тесты как ММРI,  «16-ФЛО»  Р.Кеттела, опросник Леонгарда-Шмишека,  опросник Т.Элерса, опросник Краунда-Марлоу, УСК,  «Цветовой тест» Люшера и ряда других. Выбор указанных методик был обусловлен тем, что данная работа  проводилась в рамках более широкого исследования корреляций профилей латеральной организации человека с индивидуально-психологическими особенностями, проводимого кафедрой общей психологии Оренбургского государственного университета совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Поэтому набор данных методик был обусловлен рамками указанного исследования.   В целом, индивидуальные особенности испытуемых исследовались с помощью 80  психодиагностических параметров (шкал). Проводилось исследование показателей непроизвольного и произвольного запоминания (Н.К. Киященко и соавт., 1975), показателей опосредованного запоминания с помощью методики «пиктограмма» (по А.Р.Лурия) и слухо-речевых функций с помощью методики дихотического тестирования.

Статистическая обработка ряда данных  исследования проводилась   с использованием непараметрических критериев: метода углового преобразования выборочных долей по Фишеру и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни (Е.В. Гублер, 1978).  Выбор указанных методов был обусловлен тем, что показатели распределения латеральных признаков не подчиняются закону нормального распределения (Г.Г. Шургая и соавт., 1987). При подсчете достоверности различий средних значений в ряде случаев использовался t-критерий Стьюдента. Одним из основных методов статистической обработки данных в диссертации являлся метод факторного анализа, который проводился с использованием базовой программы "STADIA" (А.П. Кулаичев, 1999). При анализе полученных результатов использовался также метод построения регрессионных моделей по Брандону.

Во втором разделе главе излагаются данные по изучению распространенности латеральных признаков и вариантов ИПЛ. Изучение распределения латеральных признаков и латеральных профилей в разных   выборках населения (с учетом возраста, пола, профессиональной принадлежности и т.п.) представляется достаточно важным не только в научном плане, а также и для того, чтобы иметь нормативные данные  при исследовании аномальных выборок.

Для исследования распространенности латеральных признаков в норме  с помощью «Карты латеральных признаков» было обследовано 606 практически здоровых испытуемых. В первую выборку вошло 330 студентов-однокурсников медицинского вуза (г. Луганск, Украина), из них 124  юноши и 206 девушек  в возрасте от 20 до 30 лет. Аналогичное исследование было проведено во второй выборке, в которую вошло 276 здоровых молодых мужчин (г. Луганск, Украина),  в основном демобилизованных из армии и проходящих медкомиссию в связи с оформлением в органы УВД,  также в возрасте от 20 до 30 лет и с одинаковым образовательным уровнем (со средним или средним специальным образованием). Распространенность латеральных признаков изучалась в соответствии с описанной методикой, вариации латеральных профилей рассматривались в системе «рука-ухо-глаз».

Среди студентов-мужчин  группа ППП составила 54,0 %, что свидетельствует о факте большей распространенности унилатеральных правшей в системе измерений «рука-ухо-глаз».  В группу ПЛП студентов-мужчин вошло 14,5 %, в группу ППЛ – 13,7%, в группу ПЛЛ – 6,5%. Леворукие среди студентов-медиков составили 11,3  %, что существенно превысило процентное содержание леворуких во второй выборке мужчин (4,0 %,  р < 0,01) и что может отражать особенности данной профессиональной выборки.

Среди 206 студенток максимально также была представлена группа ППП – 48,5%, что свидетельствует о большей распространенности унилатеральных правшей и среди женщин. В группу ПЛП у них вошло 15,5 %,  в группу ППЛ – 26,7 %, в группу ПЛЛ – 8,3%. Леворукие среди  студенток-медиков составили всего 1,0 %.  Достоверным оказалось увеличение левоглазых женщин в группе ППЛ по сравнению с мужчинами (26,7 % и 13,7%, р <  0,002), а также накопление леворуких среди мужчин по сравнению с женщинами – 11,3 % и 1,0% (р < 0,001) что может отражать особенности обследованной выборки.

Исследование 276 мужчин второй выборки показало, что максимальную распространенность в ней также обнаружили лица с унилатеральными признаками ППП (праворукие с ведущим правым ухом и глазом), которые составили 47,8%. В группу ПЛП («левоухие» правши с правым ведущим глазом) вошло 13,4 %, в группу ППЛ («левоглазые» правши с правым ведущим ухом) – 23,9%, в группу  ПЛЛ -  8,7%. Леворукие в данной выборке составили 4,0%, амбидекстры – 2,2 %.  При анализе полученных данных интересным оказался тот факт,  что нарастание леволатеральных признаков в системе измерений «рука-ухо-глаз» также сопровождается увеличением процентного соотношения левого доминантного локтя  в пробе «перекрест рук». Во второй выборке мужчин в группе ППП левый показатель этой пробы составил 51,5%, в группе ПЛП -  54,1 % (р > 0,05), в группе ППЛ – 62,5 %  (р < 0,03), а в группе ПЛЛ -  75,0 % (р < 0,01). По мере нарастания леволатеральных признаков парциального доминирования также снижается и общий показатель «рукости» (по данным сенсибилизированного опросника по А.П. Чуприкову). В группе ППП он составил  «+ 20,6» балла, в группе ПЛП -  «+ 20,4» балла, в группе ППЛ  -  «+19,8» балла, а в группе ПЛЛ – «+ 18,5» балла, в группе амбидекстров -  «+7,2»  балла, у леворуких -  «- 13,9» балла. В целом во второй выборке усредненный показатель «рукости» составил «+ 18,5» балла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.