Реферат: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
Разработки по теме диссертации апробированы при проведении анализа рынка бытовых услуг в муниципальном округе № 51 г. Санкт-Петербурга, в процессе которого были разработаны рекомендации по улучшению бытового обслуживания населения округа. По результатам исследования сделаны доклады на научно-практической конференции и семинарах в СПбГИСЭ, подготовлено учебное пособие для студентов, обучающихся экономике и менеджменту в сфере сервиса. По теме диссертации опубликовано 4 работы, из них 3 - в соавторстве. Результаты исследований и методические разработки автора нашли использование в дисциплинах "Экономика сферы сервиса", "Прогнозирование развития сферы сервиса", читаемых в Санкт-Петербургском государственном институте сервиса и экономики. Общий объем публикаций 4,8 п.л.
Глава 1. Рынок бытовых услуг как объект управления
в условиях изменения целей и задач органов власти в России.
1.1. Роль и место бытового обслуживания населения в социально- экономическом развитии России.
В середине двадцатого века отрасли, оказывающие услуги, постепенно превратились в развитых странах в доминирующий сектор национального хозяйства по производству валового внутреннего продукта и численности занятых, что получило название "сервисной революции". Сектор услуг в экономике западных стран переживает в настоящее время перерождение, в ходе которого на смену традиционным методам ведения бизнеса приходят новые. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и тщательно разработанных систем сервиса, отвечающих запросам взыскательных потребителей, служат пропуском на новые рынки услуг.
Развитие услуг в России несколько задержалось, но нет сомнения, что в ближайшие годы "сервисная революция" ярко проявится и у нас. Поэтому крайне необходимо изучить тенденции, сформулировать принципы и задачи по регулированию этого процесса. Прежде чем проводить такой анализ, необходимо определиться с терминологией, относящейся к объекту исследования.
Услуга, по общеупотребительному определению К. Маркса[2], это полезное действие той или иной потребительной стоимости, она выступает, с одной стороны, как действие, с другой стороны, как результат трудовой деятельности в виде полезного эффекта труда, который может воплощаться как в товарах, так и в нематериальной форме. Совокупность всех видов деятельности по оказанию услуг называют сферой услуг. Часть сферы услуг, деятельность которой направлена на обслуживание населения, принято называть сферой сервиса.[3]
Раскрывая содержание сферы сервиса, многие исследователи отмечают в качестве первоочередной ее задачи оказание бытовых услуг населению. Их особенностью является направленность на обслуживание повседневных или периодически возникающих хозяйственно-бытовых потребностей человека.
Всю область жизнедеятельности человека можно обозначить категорией "образ жизни", охватывающей совокупность типичных видов деятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Применение этого понятия позволяет рассматривать во взаимосвязи основные стороны жизни людей: труд, быт, культуру, политическую жизнь. Каждая из этих составляющих помимо всего прочего формирует все разнообразие потребностей, возникающих в процессе жизнедеятельности. Среди сторон жизнедеятельности, включенных в понятие "образ жизни", отметим важную составляющую - быт. Быт слагается из множества разнообразных явлений, затрагивающих различные стороны жизни, потребности, возникающие в быту, во многих случаях носят весьма сложный и индивидуальный характер, а потому могут удовлетворяться только через специфический вид услуг.
Бытовые услуги[4] – труд, воплощающийся в той или иной потребительной стоимости, которая способна удовлетворять следующие личные потребности:
– в товарах народного потребления, имеющих сугубо индивидуальное назначение, либо представляющих собой ранее созданные продукты, улучшенные или отремонтированные для дальнейшего потребления;
– в непроизводственной деятельности, которую семьи предпочитают в индивидуальном потреблении больше, чем результаты собственного труда;
– в некоторых дополнительных экономических результатах производственного или непроизводственного труда вследствие появления новых потребностей или недостаточности имеющихся услуг для удовлетворения уже существующих потребностей человека.
Повышенное внимание к этой области деятельности в современных экономических условиях России носит далеко не случайный характер. В то время, когда наша страна ставила своей главной целью индустриализацию, промышленно развитые страны капиталистического мира уже перешли к следующей стадии своего развития - построению экономики услуг. Переход индустриальных стран к экономике услуг оказался почти незамеченным, хотя уже в 40-е годы сектор услуг стал превалировать над другими отраслями. В США доля занятых в сфере услуг превысила пятидесятипроцентный рубеж в 1955 г., в Великобритании – в 1960 г., во Франции – в 1970 г., в Японии – в 1975г1.
Эти процессы совпали с информационно-технологическим бумом. В результате к концу двадцатого века на смену индустриальному обществу экстенсивного типа, на смену "обществу фабричных труб", приходит информационно-сервисное общество интенсивного типа развития.
Кардинальные изменения макросреды постепенно коренным образом меняют и облик индустрии сервиса. Сектор услуг в экономике западных стран переживает в настоящее время перерождение, в ходе которого на смену традиционным методам ведения бизнеса приходят новые. Оно обусловлено общей динамикой ВВП, изменением спроса на потребительские и инвестиционные товары, состоянием с занятостью и уровнем доходов населения, дефицитом госбюджета.
Все эти процессы, безусловно, отражаются и на развитии бытового обслуживания населения, ибо весьма значительная часть потребляемых населением услуг связана прежде всего с удовлетворением бытовых потребностей. Ускоренное развитие в этой области обусловлено действием ряда факторов:
1. Решающим фактором расширения объема услуг является рост общественной производительности труда в результате повышения научно- технического потенциала. Это влечет повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности. Высокому уровню благосостояния и высокому качеству жизни населения соответствует низкая доля расходов на питание и высокая доля расходов на услуги в семейном бюджете.
2. С ростом общественного разделения труда изменяется соотношение рабочего и свободного времени. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение свободного времени работающего населения. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода и свободного времени у работающего населения расширяется свобода выбора досуга, что приводит к нежеланию тратить его на скучные бытовые обязанности.
3. В современном обществе усложняются социально-демографические процессы. В связи с увеличением продолжительности жизни идет процесс старения общества, что влечет за собой рост услуг системы социального обеспечения и здравоохранения, а также бытового обслуживания престарелых граждан.
4. Происходит интенсивный процесс изменения роли женщин в социально-экономической жизни общества. Расширяется участие женщин в общественном производстве, причем процесс феминизации затронул практически все сферы занятости. Социально-экономическая эмансипация женщин сопровождается возрастанием спроса на многие услуги, ранее выполняемые в домашних условиях – приготовление пищи, стирка, уборка квартир и т.д. Возникла потребность в фирмах, специализирующихся на выполнении внедомашних услуг, ориентированных на домашнее хозяйство.
5. Идет процесс интенсивного роста объема основных фондов в домашнем хозяйстве и повышение его технологической оснащенности. Происходит быстрое моральное старение оборудования и техники домашнего хозяйства. Появляются новые товары длительного пользования. Растет потребность в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования, обучению и консультации по его использованию.
К сожалению, в нашей стране развитие услуг сдерживалось объективными обстоятельствами, связанными со спецификой развития всей экономики страны в целом в течение двадцатого века. Потрясения, пережитые нашей страной, сильно замедлили темпы развития в этой области по сравнению с промышленно-развитыми странами мира.
Только в 60-е годы в СССР обратили внимание на бытовые услуги. Была поставлена задача удовлетворения потребностей всего населения страны в услугах, правда только "в пределах рациональных норм потребления". Однако финансирование развития сферы услуг шло по остаточному принципу и не являлось приоритетным направлением развития. Поэтому, по мнению С.Ф. Легорнева, к концу 80-х годов по уровню душевого потребления всех услуг в целом Россия отставала от США в 5 раз, по душевому потреблению бытовых услуг – в 2 раза1. Даже разработанные рациональные нормативы, учитывающие минимально необходимую потребность в услугах, не удовлетворялись. По сравнению с ними обеспеченность бытовыми услугами составляла 77% от норматива, в том числе, по ремонту и строительству жилья – 8,6%, по ремонту транспорта – 14,1%,по химчистке – 29,8%, по услугам парикмахерских – 43,4% и т.д.2
Начиная с 1990 г. высшими органами законодательной и исполнительной властей РФ принят целый ряд законодательных и подзаконных актов, определяющих общие правовые, экономические и социальные основы перехода экономики страны к рыночным отношениям. Начало реформам в сфере сервиса было положено указом Президента РФ от 28.10.91, по которому предприятия бытового обслуживания перешли на коммерческие принципы работы. Однако отрасль не была подготовлена к таким радикальным переменам. Прежде всего, отсутствовала рыночная инфраструктура. Первые сбои пошли по линии материально-технического снабжения. До 1991 года необходимые фонды сырья и материалов выделялись через механизм административного распределения. В 1992 году эти поставки были ликвидированы, а заменяющие их рыночные механизмы не созданы. Если предприятия материального производства в тот период активно использовали возможности бартерного обмена, то служба быта в силу специфики своей деятельности ничего предложить не могла и в результате оказалась в особо тяжелом положении. Уже в 1991 году проявилась тенденция к росту цен на бытовые услуги и снижению спроса на них. Так, по данным Роскомстата, объем реализации бытовых услуг в 1991 году составлял 63% от уровня 1990 года[5]. Рост цен повлек за собой резкое падение спроса на многие виды платных услуг, в том числе на 54% на бытовые услуги[6]. Происходящие в отрасли процессы не могли не сказаться на ухудшении ее финансового положения. Оно усугубилось тем, что многие предприятия бытового обслуживания были расположены в помещениях, принадлежащих другим собственникам. Право пользования ими обусловливалось соответствующими договорами об арендной плате, которая резко возросла ( в 9 - 10 раз) только в течение 1991 года, а за 1992 году - еще в 8 раз. Это привело к сокращению (до 25%) арендуемой площади. В результате предприятия службы быта стали закрываться[7].
Начавшаяся в 1992 году массовая приватизация предприятий бытового обслуживания не изменила общей картины. Она проводилась быстрыми темпами при отсутствии соответствующего законодательства, что не могло не сказаться на деятельности предприятий. В 1992 году 25% от общего числа бытовых услуг были оказаны частными предприятиями, в 1993 - 32%. По таблице 1 можно оценить уровень приватизации по отдельным видам бытовых услуг.
Если ранее многие виды бытовых услуг были заведомо убыточными или весьма низко рентабельными, то в условиях рынка они тем более не могли выжить. Многие приватизированные предприятия службы быта поменяли свой профиль. Одновременно с приватизацией предприятий были ликвидированы городские и региональные органы управления бытовым обслуживанием. Часть из них была преобразована в акционерные общества, в состав которых вошло незначительное количество бывших подведомственных предприятий. К сожалению, в процессе приватизации многие крупные предприятия (дома бытовых услуг, фабрики-прачечные и объединения по ремонту бытовой техники) распались на мелкие цеха, участки, мастерские, ателье, бывшие ранее структурными подразделениями и единицами этих предприятий. Как правило, это сопровождалось снижением ассортимента и потерей объемов оказываемых услуг, снижением уровня бытового обслуживания населения.
Таблица 1 Удельный вес негосударственного сектора
в общем объеме бытовых услуг в 1993 году 1
Вид услуг | % от объема бытовых услуг |
Ремонт обуви | 52 |
Пошив обуви | 42 |
Пошив одежды | 60 |
Изготовление трикотажных изделий | 42 |
Ремонт бытовых машин и приборов | 65 |
Ремонт транспортных средств | 52 |
Ремонт мебели | 50 |
Изготовление мебели | 44 |
Химчистка | 42 |
Стирка белья | 19 |
Услуги фотографий | 49 |
Услуги бань | 21 |
Услуги проката | 28 |
Услуги парикмахерских | 58 |
Тарифы на услуги росли существенно быстрее, чем цены на непродовольственные товары народного потребления. Прежде всего, это было связано с непродуманной системой экономической мотивации предпринимательства, неумением начинающих предпринимателей мыслить стратегически, желанием немедленного получения высоких прибылей.
Численность предприятий, занятых предоставлением услуг, резко уменьшилась. В Санкт-Петербурге в процессе приватизации на месте многих мастерских возникли комиссионные магазины, казино и т.п. Из 2,8 тыс. предприятий, которые в 1992 г. не обеспечивали удовлетворение всех потребностей в данной сфере, к 1995 году осталось лишь 1,5 тысячи предприятий и частных предпринимателей, что привело к снижению конкуренции, дополнительному росту цен и ухудшению качества.
Существенно усугубили ситуацию и инфляционные процессы. 1991-95 годы характеризуются спадом производства во всех отраслях народного хозяйства, галопирующей инфляцией, массовой взаимной задолженностью предприятий, снижением жизненного уровня населения. В 1991 году цены увеличились в 2,6 раза, в 1992 г. – в 26 раз, в 1993 – в 9,4 раза, 1994 – 3,24 раза, 1995 – 2,3. Всего, таким образом, за время после открытой либерализации цен 2 января 1992 года сводный индекс (декабрь 1995 к декабрю 1991 года) увеличился в 1830 раз, а с учетом "разгона" инфляции 91 года (т.е. к декабрю 1990 г.) цены, по данным Госкомстата, возросли без малого в 4800раз.1
В 1995 – 97 годах относительная стабилизация производства происходила на фоне ужесточения денежной и бюджетной политики. Как подчеркивают эксперты министерства труда РФ, был превышен допустимый уровень жесткости в отношении доходов населения. Их сокращение привело к сужению емкости внутреннего рынка, что стало одной из основных причин уменьшения товарооборота, падения производства в отраслях, выпускающих товары для населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23