скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

        Решение организационных вопросов: подбор и инструктаж регистраторов, прове­дение опроса. Опросы обязательно проводятся с привлечением анкетеров (регистраторов), подбор которых необходимо увязывать с целями и задачами опросов. Комплексные опросы, проводимые по сложным программам с использованием блока анкет, лучше всего поручать специально подготовленным работникам из числа специалистов научно-исследовательских учреждений, экономических   служб, а также студентов, обучающихся в вузах и техникумах. При всех опросах обязательна дополнительная подготовка реги­страторов, включающая подробный инструктаж, на котором всесто­ронне освещаются цель и задача опроса, объект изучения, типы вопросов, порядок заполнения анкет, формы работы с опрашиваемым контингентом, метод и сроки проведения опроса, пути повышения достоверности результатов опроса и т. д. Инструктаж  должен  включать  самые разнообразные формы контроля подготовленности регистраторов к проведе­нию опроса. Необходимо проверять, правильно ли ими усвоены методические, организационные и другие моменты предстоя­щего исследования. С этой целью рекомендуется использо­вать контрольные опросы по утвержденной анкете среди при­влекаемых к опросу регистраторов. Такие вопросы должны поочередно   проводиться   непосредственно регистраторами в присутствии всех членов их группы. Контроль подготовки регистраторов можно проводить и путем поручения им запол­нения опросной анкеты на себя. Итоги таких контрольных проверок следует довести до сведения всех регистраторов не­зависимо от того, были ли допущенные ошибки общими или носили единичный характер.

        Регистратор не должен менять формулировки вопросов, нарушать их последователь­ность, навязывать опрашиваемым свою точку зрения по тому или иному вопросу, оставлять без ответа вопросы, которые не поняты населением. В последнем случае он обязан повто­рить вопрос и разъяснить заложенный в нем смысл, не под­сказывая, естественно, возможных на него ответов.

        Место и время проведения опроса, выбор опрашиваемого контингента следует определять исходя из его целей и задач. Сбор информации с помощью анкет можно проводить в ателье, мастерских и их приемных пунктах, на дому, на предприятиях, в местах отдыха, в учреждениях и организациях.

        Разработка программы обработки поступивших анкет. Программа обработки материалов анкетного опроса должна быть ориентирована на автоматизированную (компьютерную) обработку. Опросная анкета должна быть специально приспособлена для этих целей. Необходимо шифровать (кодировать) все во­просы и варианты ответов, т. е. давать им условные обозначения. Система кодирования выступает связующим звеном между качественной и количественной формами информации.   Обычно шифровка анкет производится цифрами. Каж­дая цифра кода обозначает только один элемент анкеты. Применяется несколько типов шифровки анкет. Например, можно предусматривать шифровку в самой анкете (порядковая система кодирования). Для этого в опросной анкете против каждого ответа в специально пре­дусмотренном квадрате проставляется цифра шифра. При ответе на вопросы предлагается перечеркнуть соответствующий квадрат.

        Кодирование анкет должно увязываться с теми счетными средствами, которые планируется использовать для обработки материалов опроса. Поэтому к этой работе следует привле­кать квалифицированных специалистов из числа работников вычислительных центров, где в последующем будет прово­диться счетно-аналитическая обработка материалов опроса. Необходимо стремиться к тому, чтобы электронная техника свела  до минимума ручную обработку анкет. Программа должна быть нацелена на получение материалов в виде таблиц, включающих как количественные, так и каче­ственные характеристики изучаемого явления. В частности, необходимо предусмотреть исчисление процентов (доля опра­шиваемых разного пола, возраста, структура услуг, распреде­ление вариантов ответов к общему числу опрошенных), а также средних показателей (на одну семью, на 100 семей, на одного жителя, на 100 владельцев, на одного трудоспособ­ного и т. д.). Необходимо предусмотреть расчеты, которые связаны с сопоставлением результатов оп­роса с материалами сплошной статистики, данными за про­шлый период, с нормативами и др. Разработка такой программы не сложна и может быть выполнена силами студентов или любых квалифицированных пользователей ЭВМ с помощью средств EXEL  или ACCESS.

        Проверка анкет, их обработка и анализ результатов оп­роса. Анализ результатов опросов населения является одним из ответственных этапов анкетного метода изучения спроса. На этой основе обеспечивается возможность повышения досто­верности получаемой информации и, как следствие, гаран­тия разработки более обоснованной системы мер по совер­шенствованию организации бытового обслуживания в том или ином регионе. Важность углубленного изучения материалов анкетных опросов возрастает в связи с расширением прак­тики их использования в прогнозировании потребления услуг.

Первый этап анализа результатов опросов - проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения. Уста­навливаются случайно пропущенные, несовместимые и непо­нятные ответы, вносятся поправки и уточнения в единицы из­мерения.

        После завершения процесса ввода и анализа результатов на ЭВМ, формируется отчет, в котором в систематической  и наглядной форме излагается схема исследования и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации.

Отчет должен содержать следующие данные:

-     цель исследования,

-     для кого и как проводилось исследование,

-     характеристику выборки обследования, время проведения, метод сбора информации;

-     форму анкеты;

-     сведения об исполнителях и консультантах;

-     источники получения информации;

-     общие выводы и рекомендации.

К отчету прикладываются методологические и методические документы исследования (программа, план, инструментарий, инструкции, таблицы, графики и др.) Эти документы могут быть в дальнейшем использованы при разработке нового исследования.

При проведении опросов потребителей должны строго со­блюдаться требования к формированию выборочной совокуп­ности опрашиваемых лиц. Главное условие отбора выбороч­ной совокупности— обеспечение репрезентативности  (пред­ставительности) выборки.

3.2.4.Методика формирования выборки при проведении опроса населения1

        Тип и способы выборки зависят от целей исследования. Но во всех случаях выборка должна быть строго репрезентативной. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям генеральной совокупности. Репрезентацию необходимо соблюдать по главному направлению анализа данных. Прежде всего, надо ответить на вопрос: какие из имеющихся сведений о генеральной совокупности существенны для целей исследования. Чаще всего это половозрастной, социально-профессиональный,    имущественный    состав    обследуемых,    их пространственная локализация. При правильном сочетании этих параметров можно быть уверенным, что выборка будет представительной.

        Существует следующая приблизительная оценка надежности результатов выборочного исследования. Повышенная надежность допускает ошибку выборки 3%, обыкновенная 3-10% (доверительный интервал 0,03-0,1), приближенная 10-20%, ориентировочная 20-40%, прикидочная — более 40%.

        Для большей уверенности в том, что выборка отразит структуру генеральной совокупности, последняя подразделяется на типы (страты), и проводится случайный или механический сбор из каждого типа. Общее число единиц, отобранных из разных типов, должно соответствовать объему выборки.

        Каждая выборка имеет свою ошибку репрезентативности. Следовательно, можно построить ряды распределения выборок по величине ошибки репрезентативности. В таких распределениях существует тенденция к концентрации ошибок около центрального значения. Число выборок с той или иной величиной репрезентативности может быть симметрично или асимметрично относительно центрального значения. При бесконечно большом числе выборок получается кривая выборочного распределения. Свойства таких распределений используют для получения статистических заключений, установления вероятности той или иной величины ошибки репрезентативности.

Теорема Чебышева, применительно к выборочному наблюдению, утверждает, что ошибка репрезентативности (разность между выборочной средней и генеральной средней) при достаточно большом числе наблюдений может быть сделана сколь угодно малой1, т.е.:

                                             Р [ ( х -х )< m ] > (1 - 1/I2) , где                    (10)

(х -х) — абсолютная величина расхождения между генеральной средней и выборочной средней, составляющая ошибку репрезентативности;

m —  среднеквадратичное отклонение вариантов выборочной средней от генеральной средней, зависит от колебаний признака в генеральной совокупности s и от числа отобранных единиц π :

                                                  m=s/π                                                         (11)

I - коэффициент доверия.

О величине расхождения можно судить лишь с определенной долей вероятности, которая зависит от коэффициента доверия I. Если выбрать I = 2, то вероятность того, что это расхождение не превысит 2 m, будет не менее 0,75; при I=3 — вероятность превысит 0,89. Доверительное число I указывает, что расхождение не превысит кратную ему среднюю ошибку выборки 

В.И.Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативности выборки с допущением 5% ошибки[15] (табл.5):

Таблица 5.

Численность репрезентативной выборки с допущением ошибки в 5%

Объем генеральной совокупности 1000 2000 3000 5000 10000 100000
Объем выборки 286 333 350 370 385 358

        Для генеральной совокупности численностью свыше 5 тысяч, по расчетам того же автора, можно указать величины фактической ошибки выборки в зависимости от ее объема (табл. 6).

                                Таблица  6.

Величина ошибки выборки

Объем выборки, при величине генеральной совокупности более 5000 25 45 100 123 156 204 400 625
Фактическая ошибка, при данном объеме выборки, % 20 15 10 9 8 7 5 4

    Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность - целевой установкой. Основными признаками отбора выберем демографические характеристики: пол, возраст и образование. Таким образом, мы получим выборку, которая по своим характеристикам отражает структуру населения округа.  При описательном исследовании допускают ошибку выборки от 3 до 10%.

        Применительно  к рассматриваемому исследованию по Муниципальному округу 51 г. Санкт - Петербурга расчет объема и структуры выборки выглядит следующим образом: примем уровень значимости 90 % (ошибка выборки 10%). Тогда по данным  табл.6  объем выборки составит 100 человек.

Согласно данным, предоставленных Муниципальным округом N51 , в данном микрорайоне проживает 58177 человек (из них: взрослых - 48 604, детей - 9573). Основными потребителями бытовых услуг является население в возрасте с 18 до 60 лет и старше. Поэтому в расчетах будем учитывать только эту возрастную группу. Имея данные по общей численности этой категории, а также по половому распределению, можно рассчитать структуру репрезентативной выборки:

Общий объем генеральной совокупности: N=48604 человек.

Генеральная совокупность мужского населения: Nм=20900 человек.

Генеральная совокупность женского населения: Nж=27704 человек.

Процент мужского населения составляет 43%, женского 57%.

Принятый объем выборки составляет n=100 человек, среди них мужчин должно быть nм=43 человек, женщин nж=58 человек.

3.3. Практическое применение адаптивной методики при исследовании рынка бытовых услуг в муниципальном округе № 51 г. Санкт-Петербурга

3.3.1. Качественная оценка территориальной структуры бытового обслуживания.

        Перечень предприятий бытового обслуживания муниципального округа 51 и нормативы обеспеченности бытовыми услугами  приведены в Приложениях 3 и 4. Территориальное расположение предприятий бытового обслуживания показано на карте округа (приложение 5). Обращает на себя внимание территориальная неравномерность размещения предприятий бытового обслуживания Основная концентрация предприятий бытовых услуг наблюдается вдоль пр. Обуховской обороны  в районе станции метро "Пролетарская". В то же время практически нет предприятий бытового обслуживания в районе станции метро "Обухово",  в районах ул. Грибакиных, ул. Бабушкина 89-123, пр. Александровской фермы.   Во многих микрорайонах территориальное размещение не соответствует нормативу доступности (15-20 минут для фотоателье, парикмахерских, ателье ремонта обуви и т.д.).     В соответствии с нормами законодательства, а также с учетом доступности и открытости рынка, в микрорайоне следует иметь не менее трех конкурирующих предприятий по одноименному виду услуг, что не выполняется  (см. приложение 4).

        Анализ  территориального расположения предприятий бытового обслужи­вания позволяет сделать вывод, что в муниципальном округе 51 их структура не рациональна. В округе отсутствуют ателье проката, ателье по ремонту бытовой техники, практически не осуществляется ремонт и строительство помещений. Можно рекомендовать открыть в микрорайоне 2-3 крупных предприятия бытового обслуживания населения с одновременным размещением по району ряда приемных пунктов с учетом плотности населения.

        Более  детальный анализ территориальной структуры предприятий сферы услуг целесообразно проводить с учетом распределения населения и промышленных предприятий муниципального округа.

3.3.2. Первичное обследование спроса рынка бытовых услуг

        Цель первичного опроса заключалась в оценке степени удовлетворенности населения в следую­щих видах бытовых услуг:

-     ремонт и пошив обуви;

-     ремонт и пошив одежды;

-     химчистка;

-     ремонт и изготовление мебели;

-     ремонт и строительство помещений;

-     парикмахерская;

-     фотовидеоуслуги;

-     ремонт бытовой техники, аудиовидеоаппаратуры;

-     услуги прачечных;

-     услуги прокатных пунктов;

-     услуги бань.

        Разработанная для опроса анкета1 1 приведена в Приложении 2. Опрос  прово­дился  равномерно по территории округа с репрезентативным распределением опрашиваемых по поло-возрастному составу. По данным анкетирования был проведен расчет уровня  спроса на различные виды услуг. Данные представлены на рис.6.

        Наибольшим спросом у населения муниципального округа 51 пользу­ются услуги парикмахерских (68%), услуги по ремонту и пошиву обуви (58%), фотовидеоуслуги (54%), ремонт бытовой техники (46%), услуги химчисток (36%) и услуги бань (32%). Наименьшим спросом пользуются услуги прокат­ных пунктов (12%) и ателье по ремонту и изготовлению мебели (12%). 10% опрошенных вообще не обращаются на предприятия бытового обслуживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.