скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

-     развитие социально-значимых услуг;

-     развитие муниципального округа  в рамках других программ (региональных, федеральных и т.д.);

-     другие.

        Критерии оценки эффективности принимаемых решений устанавливаются соответственно выбранным целям. Критерии могут быть различны по форме, но  основным общим требованием является возможность их оценки по определенным количественным показателям. Как будет показано ниже  на конкретном примере применения методики (п.3.3), выбор показателя существенно влияет на  оценку эффективности принятых решений. В частности, введение частотного показателя в оценку эффективности некоторых видов услуг существенно изменяет результаты прогнозирования и, как следствие, влияет на принятие управляющих решений. Не менее важен правильный выбор показателей по типу количественной оценки – в штучном или денежном выражении.

        На основе выбранных критериев и системы показателей, отражающих их количественную характеристику, производится выбор видов услуг, как объектов воздействия. Необходимо понимать, что в рассматриваемой ситуации объект воздействия  является одновременно субъектом другой сложной системы – рынка, и любые воздействия на него будут порождать обратную связь, влияющую на результаты первичного воздействия. В связи с этим получить однозначную систему типа "функция – отклик" невозможно. Возможно лишь приближение к оптимальному результату путем последовательных итераций, что и осуществляется данной системой мониторинга.

        При отборе видов услуг на основе выбранных критериев следует помнить, что дальнейшие работы по мониторингу требуют значительных временных и материальных затрат. Поэтому вид и  количественный состав объектов следует оценивать как с точки зрения  минимизации затрат, так и с точки зрения их перспективности для развития муниципального округа. Такая оценка является прерогативой органов управления муниципального округа.

        Этап 4. Проведение дополнительного (вторичного) обследования по выбранным на этапе 3 видам услуг и анализ полученных результатов.

        На данном этапе  проводится работа, аналогичная первичному обследованию (интервью с производителями и опрос потребителей), однако составление анкет и разработка интервью подчинены другим целям – получению конкретных количественных показателей, необходимых для прогнозирования состояния рынка.       Опрос может охватывать так же следующие аспекты:

-     реакцию потребителей на новые виды бытовых услуг, из­менение форм обслуживания;

-     предложения со стороны населения по совершенствованию работы предприятий службы быта;

-     мотивы обращения населения к услугам частных лиц и причины удовлетворения потребностей в бытовых услугах пу­тем самообслуживания;

-     природу самообслуживания и его дифференциацию по причинам образования с целью выделения в нем услуг, нося­щих форму любительских увлечений, а также для оценки ориентировочного объема и перечня услуг, которые в ближай­шем будущем могут быть замещены предприятиями службы быта;

-     сезонные колебания спроса и факторы сглаживания се­зонности;

-     состав гардероба одежды и обуви населения, обеспечен­ность семей предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, а также сроки службы этих предме­тов, частоту выхода их из строя, затраты на ремонт;

-     особенности формирования спроса на бытовые услуги в районах, прилегающих к крупным промышленным и куль­турным центрам, в курортных зонах;

-     затраты времени населения на получение бытовых услуг;

-     региональные различия в объеме и структуре потребления бытовых услуг;

-     структурные различия в потреблении бытовых услуг по общественным группам населения и т. п.[14]

        На основании опроса проводится расчет количественных показателей и прогнозирование величины неудовлетворенного спроса. Подробно эту часть этапа можно представить в виде  следующей последовательности действий:

-     определение доли неудовлетворенных потребителей;

-     определение  значимости причин, влияющих на неудовлетворенность спроса;

-     определение существующего частотного распределения пользования данной услугой;

-     определение одномерных функций отклика частотного распределения на изменение  конкретного параметра влияния  (т.е. как  изменяется распределение частоты пользования услугой при изменении  одного из условий предоставления услуги);

-     расчет возможного частотного распределения при благоприятном изменении параметра влияния;

-     расчет коэффициентов эластичности спроса конкретной услуги по фактору влияния (цене, доступности и т.д.). Расчеты выполняются с учетом существующего и возможного частотного распределения пользования услугой;

-     расчет увеличения платежеспособного спроса при изменении цены на заданную величину;

-     оценка удовлетворенности спроса на услуги по качеству;

        На этом этапе целесообразно провести интервью с производителями с целью получить информацию для количественной оценки предложения и факторов, влияющих на него. В частности, выявляются наиболее важные сдерживающие факторы и причины, мешающие удовлетворять спрос. В связи со сложностью формализации факторов, влияющих на предложение  и частичной необъективности интервьюируемых, возможно проводить прогнозирование предложения на основе экспертных оценок.

        Этап 5. Формирование вариантов управленческих решений на основе прогнозирования уровня неудовлетворенного спроса и анализа территориального размещения предприятий.

        Основной  целью этого этапа является выработка стратегии и тактики управляющих воздействий  на выбранный объект (объекты)  на основании  соотношения прогноза предложения, прогноза неудовлетворенного спроса  и комплекса  критериев, выбранных для оценки эффективности принятых решений.

        Учитывая итерационный (циклический) характер процесса воздействия (см. выше),  на данном этапе при последующих итерациях выполняется корректировка объектов воздействия, уточнение критериев и показателей, формирование дополнительных информационных блоков для использования в последующих периодических обследованиях с целью получения новых и дополнения старых показателей. Кроме того, здесь определяются сроки (периодичность) сбора информации и согласовываются применяемые методы анализа получаемой информации.

        Этап 6 . Организация проведения периодических обследований рынка бытовых услуг.

        Целью данного этапа является разработка единой методики подготовки и проведения  периодических обследований рынка путем интервью с производителями и анкетного опроса потребителей и интервью с производителями,  анализа полученной информации и подготовки данных для оценки эффективности принятых ранее управляющих воздействий (см. предыдущий этап).

        Методика включает рекомендации по подготовке необходимой документации, инструкции для интервьюеров, указания по технологии обработки и анализа информации.

        Целями собственно периодических обследований являются:

-     сбор информации для оценки  общего состояния рынка и тенденций его развития;

-     подготовка информации для оценки последствий принятых решений и проведенных мероприятий по управлению объектами воздействия;

-     сбор информации для подготовки технико-экономических обоснований, тендеров, конкурсов.

        Проведение опросов и интервью, первичная обработка данных осуществляется организацией, проводящей мониторинг. Возможны несколько вариантов организации работ, в зависимости от целей и финансовых возможностей заказчика, в частности:

-     выделение специальной группы сотрудников муниципалитета и их добровольных помощников; при этом руководитель группы должен иметь соответствующую квалификацию;

-     привлечение маркетинговой фирмы;

-     использование студентов, обучающихся маркетингу и экономике, в рамках  их профессиональной практики; руководителем группы может быть преподаватель учебного заведения или сотрудник муниципалитета, имеющий соответствующую квалификацию.

        Для обработки полученной информации можно использовать методики, разработанные студентами СПбГИСЭ под руководством автора или разработать специальные, адаптированные под особенности конкретной территории.

        Этапы 4,5,6 предлагаемого алгоритма, повторяющиеся до получения показателей, удовлетворяющих  ранее поставленным целям (см. 3 этап), являются вторым контуром, текущим мониторингом рынка  бытовых услуг. При изменении целей и  задач управления, необходимо вернуться на этап 3.

        Необходимо отметить, что опрос потребителей является одним из основных видов работ. Опросы выполняются многократно на различных этапах и являются критичными как по сложности, так и по затратам. От правильности подготовки и проведения опросов зависит практически вся информационная база мониторинга.  На разных этапах опрос преследует различные цели, однако принципы его подготовки и проведения являются общими. В связи со сложностью и важностью данного вопроса ниже приводится более подробное изложение методики этой работы. 

3.2.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению опроса населения и анализу его результатов.

        Подготовка к любому опросу должна начинаться с разработки его программы и основных документов. Для ус­пешной организации опроса большое значение имеет разра­ботка плана его проведения. План опроса отражает полный круг мероприятий, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение намеченных задач. Последовательность выполнения этих мероприятий и их содержание и представляют из себя методику подготовки и проведения опроса. Рассмотрим необходимые мероприятия в порядке их выполнения.

        Формулировка главной цели (целей) опроса - это определение круга за­дач, которые должны быть решены посредством намечаемого опроса. Четкость постановки цели опроса во многом зависит от глубины проработки изучаемой проблемы, внимательного ознакомления исследователя со всей имеющейся по данному вопросу информацией, учета опыта предыдущих исследова­ний. Во многих случаях цель опроса выражается в виде гене­рального вопроса, который всесторонне освещается с помощью ответов опрашиваемых на включенные в анкету вопросы. Правильному формулированию цели анкетного опроса помогает анализ отчетности о реализации бытовых услуг,  информация специалистов пред­приятий службы быта, и т. д. Корректность формулировки цели, ее полнота определяются уровнем подготовки специалистов,  привлеченных для разработки опроса.

        Разработка рабочих гипотез опроса это выдвижение предположений, изучение которых позволит решить задачи обследования. Они обеспечивают облегчение формулировок, точность и последовательность вопросов анкеты.   Конкретная гипотеза позволяет определить организационную ос­нову опроса. Например, она дает право считать, что опрос пользователей парикмахерскими и ремонтом обуви нужно проводить по месту предоставления услуг, а опрос по ремонту крупной бытовой техники – по месту жительства. Это позволяет, с одной стороны, определить круг задаваемых вопросов,  методы формулирования вопросов анкет и опросных листов и принципы их формирования, а с другой - использовать специфический опыт общения с потребителями услуг, условиями производства и потребления этих услуг.

        Дальнейшие шаги включают составление образца анкеты, ее апробацию и окончатель­ную доработку, а также определение объема выборки.

        Разработка опросной анкеты— один из наиболее ответственных эта­пов работы. Анкета представляет собой специальный бланк, в котором в форме обращения к опрашиваемым лицам дано краткое описание целей и задач опроса, порядка заполнения анкеты, указывается учреждение, проводящее опрос, и содержатся вопросы, составляющие его основу.

        Структурно анкета включает три части:

-     вводную часть;

-     комплекс вопросов, раскрывающих предмет исследования;

-     общие и специальные сведения об опрашиваемом.

        Вводная часть анкеты носит характер обращения проводящей опрос организации к опрашиваемому контингенту. Здесь сообщается полное название организации, проводящей опрос, содержится краткое описание задач исследования, подчеркивается его значение для улучшения условий обслуживания опрашиваемых и всего населения. Основное содержание анкеты заключено в ее второй части, т.е. в вопросах, характеризующих цель и предмет исследования.      Формулировки вопросов должны быть понятными и краткими. Не следует употреблять специальные термины, использовать иностранные слова и выражения. Располагая вопросы в анкете, нужно соблюдать определенный порядок. Так, более простые вопросы обычно располагают первыми, за ними следует более сложные вопросы. При  разработке вопросов следует стремиться к тому, чтобы последующий вопрос как бы вытекал из предыдущего, подготавливая тем самым опрашиваемого к развитию собеседования. В них не рекомендуется включать слова, имеющие многозначный смысл, так как такая формулировка вопросов может привести к искажению существа вопроса и не позволит получить достоверного представления об изучаемом  процессе.

        Вопросы по степени свободы ответа разделяются на следующие типы:

-     закрытые (да, нет, затрудняюсь ответить);

-     альтернативные (опрашиваемым лицам предлагается выбрать из ряда возможных ответов один или несколько вариантов);

-     вопросы, требующие ранжирования;

-     открытые (ответ на вопрос без каких-либо ограничений в свободной форме вписывает в анкету сам  опрашиваемый или с его слов регистратор, проводящий опрос).

        Открытый тип вопросов по­зволяет получить ответы на них в произвольной форме, более откровенно и содержательно высказаться по существу иссле­дуемой проблемы, что в итоге лучше раскроет цель опроса.   Однако проводить анализ таких ответов более сложно в силу трудности их формализации.  Сформированный перечень вопросов дол­жен полностью отвечать целям и задачам намечаемого иссле­дования. Для уточнения программы опросной анкеты, про­верки ее соответствия целям опроса, выявления доступности (в смысле понимания) отдельных вопросов целесообразно использовать пробный опрос опрашиваемого контингента, т. е. апробацию анкеты. Пробный опрос организуется в обстановке, прибли­женной к реальным условиям. Однако массив выборки зна­чительно снижается по сравнению с намеченной для опроса совокупностью. Для пробного опроса достаточно выборки 20—30 человек. При этом вскрываются недостатки проект­ного варианта анкеты, делаются добавления и уточнения. На­пример, из анкеты исключаются вопросы, которые не имеют существенного значения для освещения анализируемой проблемы, а также те, что раскрываются итоговыми резуль­татами анкетного опроса. Пробный опрос в ряде случаев позволяет обосновать объем выборки, подлежащей изучению.

        Основным условием определения объема выборки служит ее репрезентативность. Например, при ана­лизе мнений населения относительно качества, ассортимента услуг или для выявления недостатков в работе предприятий службы быта необязательно опрашивать большую совокуп­ность лиц и пользоваться при ее отборе специальными стати­стическими методами. Если в ответах на пробную анкету бу­дут фигурировать одинаковые, близко совпадающие или повторяющиеся причины, то массив опрашивае­мых может быть оценен экспертно. Результаты пробного анализа должны обязательно исполь­зоваться при массовом инструктаже регистраторов. В ча­стности, их необходимо ознакомить с реакцией населения на от­дельные вопросы, с возникшими разночтениями некоторых вопросов и т. д. Регистраторы должны знать, на какие во­просы опрашиваемые могут дать неоднозначные ответы, как нацелить опрашиваемых лиц на точное и объективное отра­жение тех или иных изучаемых сторон потребления услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.