скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Основы производственного менеджмента

К направлениям повышения эффективности производственных систем можно отнести:

·          автоматизацию производства;

·          введение режима экономии ресурсов;

·          ориентация на производство качественной продукции;

·          совершенствование управления производством.

 

2.4 Критерии выбора вариантов решения производственно – технологических задач

При создании операционных систем нередко возникает необходимость выбора того или иного проекта из ряда альтернативных вариантов. Среди критериев выбора проектов можно выделить следующие:

1. Срок окупаемости капиталозатрат (инвестиций):

Иср

Т=– à min,

Дчист

где: Иср сумма денежных потоков затрат;

Дчист годовой чистый доход от реализации проекта. Заключается в вычислении количества лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т. е. в определении момента времени, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат.

2. Норма чистой прибыли:

Пч

Нпр = – à max,

Иср

где: Пч чистая бухгалтерская прибыль за весь период жизненного цикла проекта;

Иср средние капиталозатраты (инвестиции).

Заключается в определении на весь период жизненного цикла проекта чистой бухгалтерской прибыли в сопоставлении со средними инвестициями.

3. Годовая экономия текущих затрат:

Э=(Со – Сj)*Nj à max,

где Со себестоимость единицы продукции при реализации базового (существующего) варианта проекта;

Сj, Nj – себестоимость единицы продукции и годовой объем выпуска продукции при реализации j – го варианта проекта.

Заключается в определении экономии текущих затрат (расходов), связанных с реализацией проекта.

4. Годовой эффект от экономии приведенных затрат:

Эг = (Зо – Зj)*Nj à max,

где Зо приведенные затраты в расчете на единицу продукции при реализации базового (существующего) варианта проекта, Зо = Со + Е * Ко, где Е – нормативный коэффициент окупаемости капитальных вложений;

Зj, Nj – приведенные затраты в расчете на единицу продукции (Зj = Сj + Е * Кj) и годовой объем выпуска продукции при реализации j – го варианта проекта.

Заключается в определении всей совокупности затрат: текущих и единовременных.

5. Чистый дисконтированный доход:

t 1

ЧД = ∑ (Дt – Зt) * – > 0

t=0 (1 + Е)t


где: Дt – доходы, получаемые на t – ом году (шаге) расчета;

Зt – затраты, осуществляемые в том же году;

t – временный период приведения (лет).

Основывается на определении суммы текущих эффектов за весь расчетный период, приведенный к началу инвестирования или как превышение суммарных доходов над суммарными затратами. Временный период приведения принимается исходя из сроков реализации проекта, включая время создания системы (производства), время его эксплуатации и ликвидации. При положительной величине ЧД он может быть признан эффективным, как обеспечивающий уровень доходности не менее принятой нормы дисконта.

2.5 Конкурентоспособность производства и продукции, сущность и методика расчета

В экономике под конкуренцией обычно понимают борьбу между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку.

В экономике рынки делят по видам конкуренции, связанным с количеством действующих там продавцов или покупателей. В табл. 2.3. приведены четыре основных типа конкуренции с позиции наличия на рынке продавцов.

Таблица 2.3. Типы конкурентных рынков

Тип конкуренции Количество конкурентов Знания конкурентов Концентрация продаж Природа товара
Чистая монополия

Нет, редко

1–2 крупные фирмы

Полные обо всех конкурентах Один продавец (редко 2–3) продает >90 % товара У товара нет заменителей
Олигополистическая конкуренция Несколько крупных фирм Достаточно полные обо всех конкурентах Значительная доля рынка у каждого продавца Ограниченное число заменителей товара
Монополистическая конкуренция Большое число фирм Знания только о наиболее близких конкурентах Небольшая доля рынка у каждого продавца Достаточно много заменителей товара
Чистая конкуренция Неограниченное число фирм Практически отсутствуют знания обо всех конкурентах Каждый продавец имеет мизерную долю рынка Множество заменителей товара

Для оценки уровня конкуренции на конкретном рынке в практике американского менеджмента используют индекс Харфиндела – Хиршмана:

k

Ик = S (аj)2

j=1

где: аj – доля j‑ой фирмы на рынке, выраженная в%. При этом необходимо выполнение условия:

k

S аj = 100

j=1

Рынок считается нормальным для конкуренции, если Ик<1000 (примерно 30 фирм, имеющих приблизительно сопоставимый объем продаж – ситуация, близкая к монополистической конкуренции).

Конкурентное преимущество – способность компании действовать в направлениях, в которых конкуренты не хотят или не имеют возможности соответствовать ее уровню по ряду ключевых показателей продукции и / или сервисной политики. Для определения конкурентных преимуществ используют следующие понятия.

Конкурентная позиция предприятия. Предполагает анализ и оценку следующих данных:

·          доля рынка;

·          качество продукции и ширина продуктовой линии;

·          эффективность работы предприятия;

·          издержки и ценовые преимущества;

·          эффективность мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта;

·          доступность и стоимость сырья и материалов;

·          наличие финансовых ресурсов;

·          уровень персонала и имидж предприятия.

1.         Характерные черты потребителей. Предполагает сегментирование рынка и выход предприятия на собственный целевой рынок. Сегментирование рынка – стратегия, с помощью которой имеется возможность выделения из общего числа потребителей отдельной их группы, которые вероятнее всего будут иметь одинаковую реакцию на мероприятия комплекса маркетинга (модификации товара, цены, рекламу, и т. п.).

Правительственные воздействия и влияние общественных организаций. Регулирующая роль правительства представляет собой воздействие на бизнес фирмы как экономическим методами (налоги, льготы, субсидии и т. п.), так и административным воздействием в случае нарушения законодательства.

Наличие, квалификация и стоимость рабочей силы. Очевидно, что кадровый вопрос представляет особую важность при обеспечении конкурентных преимуществ организации, поскольку именно люди на предприятии являются главным действующим звеном и от того, насколько они компетентны, чаще всего зависит эффективность его работы.

Отношения с поставщиками. Хорошие отношения с поставщиками являются залогом успешной работы предприятия, т. к. именно от поставщиков зависит качество, своевременность, стоимость поставок.

Отношения с кредиторами. Современный бизнес немыслим без привлечения свободных денежных средств со стороны. Однако кредиторы и сами заботятся о своей конкурентоспособности, поэтому стараются минимизировать риски, связанные с предоставлением кредитов.

Лишь при правильном выборе указанных параметров предприятие может быть уверено в своем конкурентном преимуществе.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная и обобщенная характеристика, выражающая ее выгодные отличия от предприятия-конкурента по степени удовлетворения потребности в товарах и услугах, а также по затратам на их производство и реализацию. Выделяют абсолютную и относительную конкурентоспособности. Абсолютная конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления, адаптации к изменяющимся условиям конкуренции. Относительная конкурентоспособность отражает степень использования конкурентных преимущество предприятия по сравнению с предприятиями-конкурентами.

Цель производственно-технологической политики предприятия заключается в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции и достижения на этой основе его финансовой устойчивости. Известно, что существует 3 основных составляющих конкурентоспособности:

·          цена,

·          качество,

·          система сбыта (сбыт, реклама, сервис).

В практике зарубежного менеджмента используется большое количество разнообразных методов оценки конкурентоспособности производственных систем и предприятий в целом. Рассмотрим два из них: экспертный и параметрический.

Экспертный метод сравнительной оценки конкурентоспособности системы строится на основе определения 5–10 наиболее важных факторов деятельности системы (факторов успеха), которые ранжируются по степени важности (приоритетности). Позиция каждого конкурента по каждому фактору оценивается экспертом-специалистом в баллах, после чего определяется общая оценка путем суммирования взвешенных рейтинговых оценок. Результаты анализа показывают как сильные, так и слабые стороны системы и ее конкурентов.

Пример определения сравнительной оценки конкурентоспособности системы экспертным методом приведен в табл. 2.4.

Рейтинг в табл. 2.4. определяется путем умножения веса фактора на величину соответствующего балла. Для получения численного значения весов факторов чаще всего используют метод парных сравнений, суть которого в следующем:

1.         Строится матрица факторов.

2.         Факторы попарно сравниваются между собой. При этом, если фактор 1 предпочтительнее фактора 2, то в клетке с координатами Ф1‑Ф2 ставится 2, в клетке с координатами Ф2‑Ф1 ноль. Если фактор 1 менее важен, чем фактор 3, то в клетке с координатами Ф1‑Ф3 ставится ноль, а в клетке с координатами Ф3‑Ф1 ставится 2. В случае выявления равноценности двух факторов (например, первый фактор равноценен четвертому фактору), то в клетках с соответствующими координатами ставятся единицы.

3.         Значения оценок суммируются по горизонтали для каждого фактора, после чего деление суммы оценок по каждому фактору на количество факторов во второй степени получаются факторов (см. табл. 2.5.).

Таблица 2.4. Пример расчета конкурентоспособности экспертным методом

Факторы успеха

Вес

фактора

Конкуренты
Проектируемая система

Конкурент

1

Конкурент

2

балл рейтинг балл рейтинг балл рейтинг
Цена продукции 0,25 8,0 2,0 6,0 1,5 10,0 2,5
Издержки производства 0,25 8,0 2,0 6,0 1,5 6,0 1,5
Используемая технология 0,20 6,0 1,2 3,0 0,6 8,0 1,6
Имидж фирмы 0,20 7,0 1,4 5,0 1,0 6,0 1,2
Дополнительные услуги 0,10 9,0 0,9 6,0 0,6 2,0 0,2
ИТОГО 1,00 32,0 7,5 26,0 5,2 32,0 8,0

Таблица 2.5. Пример расчета конкурентоспособности методом матрицы факторов

Факторы Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Сумма Вес
Ф1 1 2 0 1 4 0,25
Ф2 0 1 1 2 4 0,25
Ф3 2 1 1 1 5 0,31
Ф4 1 0 1 1 3 0,19

Из табл. 2.5. следует:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.