скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Система категорий социологии политики

2) статусная стратегия (прячет голову) – вынуженная – он связан по рукам и ногам, например отсутствием ресурсов

3) голубь сотрудничество, мир, конфликту нет, только солидарность, толерантность и согласие. «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли»

4) политика согласия стратегия поиска компромисса, чаще всего в мелких вопросах.

49. Технологии разрешения политических конфликтов

Важно обр вним-ие что оч часто исп техн как внутри страны так и на межд ур-не. Посредник играет колос роль в разреш-ии конфликта – междунар признанная структура + S-т.

 Посредник – страна, чаще всего, страна с хорошим имиджем. К поср-ам обычно предъявл треб-ия: представительный, обладает капиталом, имидж, влиятельные ресурсы, самостоятелен, беспристрастный.

Посредник: руководит организов проц, он арбитр, он участв в подготовке заключ док-та + контроль за исполнением.

1) вся картинка конфликта снимается о реальном сост-ии дел – оч большая задача для гр обеспечения работы посредника, большой анализ инфо

2) профсоюзы (работа в них)

Рассм противоречие, п конфл- мы его вписываем в стр вл-ых отнош-ий

Всеобщий кризис (Пай) кризис (совокупность их), возникает из-за конфликта (ничего без причин не бывает)

Политический конфликт это противоборство, противостояние 2х или более политич. субъектов по поводу ресурсов, потребностей и т.д. Субъектами политич. конфликта выступают политич. классы. Непримиримый конфликт => кризис.

Возможности выхода из конфликта зависят от его типа, стадии развития, значимости, формы.

Выход из п. конфликта:

I. Подготовительный этап

* Определить диагноз конфликтной ситуации, а именно:

- определить тип конфликта;

- оценить степень его остроты;

- выяснить причины конфликта и его глубину;

- исследовать динамику конфликта и охарактеризовать его стадию на момент исследования;

- изучить намерения, цели, ориентации участников конфликта, а также ресурсы, которыми они располагают и возможные действия, которые они готовы предпринять;

- оценить влияние на конфликт внешних факторов (органов власти, средств массовой информации и т.п.).

* Разработать модели, варианты выхода из конфликта (н-р, дебаты, политич. игра, использование посредников (эскалация) – если конфликт очень серьезный):

- построение различных вариантов развития конфликта с точки зрения удовлетворения интересов каждой из сторон;

- прогноз позитивных и негативных последствий возможных вариантов развития конфликта для каждого из участников конфликта;

- определение цены "победы", "поражения" и "согласия" каждого из участников конфликта и выявление на этой основе наиболее приемлемых вариантов решения конфликта.

* На основе полученной информации необходимо осуществить специальную подготовку переговоров:

- определение посредником стратегии и тактики переговоров;

- оказание помощи каждой из сторон в осмыслении сложившейся ситуации;

- переформулирование (с учетом законов и нового видения ситуации) требований конфликтующих сторон друг к другу;

- создание атмосферы доверия между участниками переговоров;

- формирование повестки дня (определение приоритетов и порядка их обсуждения).

Одним из результатов предварительного этапа должно быть понимание каждым из участников конфликта отличия того, что может быть реально достигнуто от того, чего они желают достичь. Целью переговоров должно стать достижимое, а не желательное. Результаты переговоров будут прочны тогда, когда они основаны на реальности, а не на фантазиях, пусть даже и пользующиеся поддержкой народа.

II. Переговоры

Эта стадия может быть довольно длительной и трудной, т.к. она предполагает непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц. Задача посредника снизить политич. напряженность (н-р, с помощью привлечения авторитетной страны). На этой стадии в обязанности посредника входят следующие функции:

1. организационная (институализация конфликта – разработка осн. норм, правил поведения для разрешения конфликта);

2. коммуникативная (организация дебатов, политич. игры, работа со СМИ, поддержание каналов связи между участниками конфликта)

3. аналитическая (исследовательская – проектир. разл. моделей решения конфликта, прогноз. возможн. последствий, планир. переговорн. процесса, – для того, чтобы быть объективным и беспристрастным).

Также посредник м.б. наделен функцией арбитра – т.е. обладать правом принятия окончат. решения.

Успех переговоров зависит от двух факторов: во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии; а во-вторых, умения посредника создать из участников конфликта коллектив, способный к решению задач, к совместной работе.

III. Выход из конфликта и контроль за согласованными решениями

На этой стадии посредник должен:

1) побудить участников конфликта донести друг до друга свое удовлетворение по поводу принятых решений, а также свои позитивные оценки сотрудничества друг с другом;

2) признать выработанные правила и процедуры решения конфликта в качестве основы для разрешения будущих конфликтных ситуаций, если таковые появятся;

3) утвердить объективные методы контроля за реализацией принятых решений;

4) участвовать в контроле за реализацией решений (в качестве эксперта).

С психологической точки зрения третья стадия означает признание нового типа отношений между прежними участниками конфликта; понимание того, что отношения соперничества превратились в отношения сотрудничества.

У.Симкин в своей книге "Посредничество и динамика коллективных договоров" выделяет следующие качества хорошего посредника: терпение; искренность и бульдожья хватка; находчивость; физическая выносливость марафонца; беговые способности футбольного хавбека; макиавеллевская хитрость; личность, способности хорошего психиатра; способность сохранять уверенность; толстокожесть носорога; мудрость Соломона, а если более реалистично, демонстративная цельность и беспристрастность.


50. Социологические методики анализа политических конфликтов. Способы измерения политической напряженности

51. Понятие политического кризиса. Соотношение понятий стабильного и устойчивого развития политической системы, политического конфликта и политического кризиса

Политический кризис – такое состояние соц полит сист кот характер разбалансир-ю: деят-ти полит институтов, временной или постоянной потери управ-ти всеми процессами в соц полит сист ( соц, эк, дух, пол процессами), возрастанием активности масс, это ведет к потери легитимности власти.

Кризис –продолжение теории конфликта – он перерастает в кризис.

Пол стабильность обеспечивает эффективное развитее пол системы, баланс полит сил (оппозиция/правящая партия), обеспечив устойчивое развитие – состояние соц полит сист, кот. Обеспеч ей устойчивую поддержку об-ва, пол элиты и институтов упр-ия.

Стабильное развитие временное соглашение полит. субъектов.

Устойчивое развитие это такое состояние п.с., которое обеспечивает эффективную поддержку со стороны общ-ва институтам власти и пол. элите.

Политический конфликт это противоборство, противостояние 2х или более политич. субъектов по поводу ресурсов, потребностей и т.д. Субъектами политич. конфликта выступают политич. классы. Непримиримый конфликт => кризис.

Политический кризис это такое состояние политич. системы, в котором временно либо абсолютно утрачивается управляемость соц., эк., политич. и иными процессами, повышается политич. активность масс, ставящая под сомнение легитимность политич. власти. Это высшая стадия неразрешенного конфликта, которая может даже привести к гибели политич. системы.

Всеобщий политический кризис – это абсолютная потеря управляемости. Выражается в совокупности 5 видов кризиса: кризис идентичности, кризис легитимности, кризис распределения, кризис проникновения, кризис политического участия. Всеобщий кризис ведет к революции.

В каждой ПС есть свои кризисы. Кризис может быть парламентский, правительственный, но за счет других мех-мов система будет работать нормально.

Но когда наступает всеобщий кризис, тогда система вступает в коллабс либо разрушается,… происходит смена систем, обновление элементов.

Условия кризиса необыкновенная коррупция, преступность, проявление социальной напряженности.

Подходы к пониманию полит кризисов:

1) марксистский – это т. зр Ленина, кот в 1917 году написал работу «о гос-ве», работал над обобщением проблем гос-ва + разраб конц полит кризиса. Полит кризис – когда верхи не могут управлять по- старому, а низы не хотят жить по-старому => разбаланс, потеря управления. Позиция/концепция: старые методы не исполн-ся верхами => повыш-ся п. активность граждан => обнещание. (дарендорф)

2) делают акцент на личн характ-ки пр элиты, деятеля. Хантингтон – п.кр – характерен в большей мере для разв-хся стран. П кризис – феномен, распр-ся на все страны: старые демократич, развивающ-ся, посткоммунистич (Россия) Конфликты бывают: (по ур-ню развития) международные, системные на ур-не п. систем, на региональном ур-не. Кризисы бывают: (внутри п. системы) конституционный (самый страшный), правительствееный, парламенстский, региональный

52. Структура политического кризиса и его динамика. Типология политических кризисов

Политический кризис это такое состояние политич. системы, в котором временно либо абсолютно утрачивается управляемость соц., эк., политич. и иными процессами, повышается политич. активность масс, ставящая под сомнение легитимность политич. власти. Это высшая стадия неразрешенного конфликта, которая может даже привести к гибели политич. системы.

Формы (структура) политического кризиса:

1. Кризис идентичности (распад идеалов и ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей пол. культуры заставляет людей искать новые духовные ориентиры для осознания своего места в обществе и своих связей с гос-вом). Одна их самых разрушительных форм кризиса, так как страдает все общ-во, а не только пол. система.

2. Кризис легитимности (развивается в результате рассогласования ценностей и целей правящего режима с представлениями осн. массы граждан о должном политич. порядке).

3. Кризис распределения (проявляется неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределения).

4. Кризис пол. участия (обусловлен ломкой привычных форм и механизмов вовлечения граждан в политику при увеличении числа стремящихся к участию в управлении и создании нового баланса пол. сил).

5. Кризис «проникновения» (проявляется в снижении способности гос. управления проводить свои решения в жизнь; правовой нигилизм, могут принимать решения, но они не выполняются)

Типология политических кризисов:

1) По уровням политич. развития:

- внешнеполитические (международные, системные (охватывают всю п. систему));

- внутриполитические (региональные, конституционные, парламентск., правительств., партийные) являются источником обновления политич. системы.

Правительственный кризис – наступает вследствие утраты правительством доверия в обществе и/или в парламенте.

Парламентский парламент не в состоянии эффективно выполнять свои функции. Путь разрешения роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный связан с несовершенством конституции или с нарушением конституции органами гос. власти.

2) По степени жесткости: одна, две, несколько вершин.

Л. Пай. 6 типов кризиса:

1) ценностный – кризис легитимности

2) кризис участия

3) распределения

4) интеграции

5) идентичности

6) проникновения

Он не просто выделил кризисы, но и вывел проблемы кризисов.

Кризис – это когда…

- смена одной ф. п.с. на другую

- правящая элита не в состоянии выйти из кризиса, т.к он становится всеобщим

Причины кризиса:

- крупные ошибки пол элиты

- неудачная война

- связаны с персонализацией

- пол власть - плохая

53. Политический кризис как источник обновления и развития политических систем

Россия (1993 года, 12 дек –новая п.с. с конституцией – новая полит система вросла из всеобщего кризиса)

90-е – заложили определенную парадигму, пр элита вела страну к революции, а сама страна во многих сферах доб больших рез-ов.

54. Социологические показатели предкризисной ситуации. Принципы прогнозирования и преодоления политических кризисов

Показатели предкризисной ситуации:

Явные:

-     возрастание уровня социальной напряженности

резкое увеличение числа и интенсивности политических и социальных конфликтов

-     возрастание уровня протестной активности (как это можно измерить? Банально отслеживать. Чем больше проявлений несанкционированных митингов? Тем больше вероятность, что политическая система находится в кризисной ситуации)

-     преобладание силовых методов политических конфликтов

-     резкое падение уровня доверия к органам государственной власти (отслеживается с помощью опросов)

Косвенные показатели:

-     рост уровня коррупции в государстве

-     рост уровня преступности в государстве

они показывают не столько политический кризис, сколько демонстрируют слабость государства. Если государство не справляется с этими проблемами, то оно может не справится и с другими

-     резкое увеличение социального расслоения в обществе. Возрастает разрыв между очень богатыми и очень бедными.


55. Понятие социально - политической реформы. Эволюционная и революционная модели развития политических систем

Политическая реформа это реакция на полит кризисы, конфликты, частичные изменения каких-либо сущностных элементов п.с., не затрагивающих структуру пол власти – один из мех-ов функц-ия п.системы.

Революция узаконила демократию (19 в)

2 модели развития: революционная и эволюционная (сущ до н.в.).

Эволюц развитие: естественный путь развития полит сист, уменьшает ко-во жертв, в отличие от революц пути.

Лавров о + и революции:

-: освобожд-ся от тех кто ее делах и огромные жертвы.

Реформа явл неэффективн если страна не выходит из проблемы.

Революции отличаются от реформ целым рядом особенностей. Во-первых, они затрагивают все стороны жизни общества: от экономики и социальной сферы до культуры, идеологии и психологии. Это происходит потому, что революции связаны с крайними формами социальной активности народных масс, стихийного развертывания системного кризиса общества. Отдельные реформы в политике не носят столь глубокого и всеобъемлющего характера, касаясь лишь тех или иных сторон политической жизни, как, к примеру, спланированная «сверху» царским правительством земская реформа 1864 года в России. Во-вторых, революции зачастую связаны с применением методов радикального принуждения и открытого насилия, тогда как реформы намеренно и сознательно осуществляются в большинстве случаев легальными и мирными средствами. В-третьих, революции по природе протекания носят быстрый, скачкообразный и взрывной характер, в то время как реформы чаще всего бывают постепенными, а их проведение в жизнь порой растягивается на долгие годы. И наконец, в-четвертых, революции обязательно связаны с изменениями самих основ системы политической власти, ну а реформы далеко не всегда их даже затрагивают. В то же время грани между реформами и революциями иногда весьма подвижны. Например, политические изменения в странах Восточной Европы в конце 80 — начале 90-х гг. после падения коммунистических режимов включают в себя как революционные преобразования, так и серию структурных реформ государственного управления и местного самоуправления.

Эволюционное: присутствует в любой полит.системе, не приводят к принципиальным изменениям механизма власти, может даже режим смениться.

Приемлем, когда механизм властвования отлажен. (институализация, выработка решений, процесс воспроизводства системы удовлетворяет всех)

Реформа (франц. réforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под Р. подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории Р. обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 15, с. 107).

Революционное: Меняется вся система, но переход превращается в историческую эпоху. Быстро организуются новые политические институты, которые выполняют особую историческую миссию. Ускоренные темпы.

56.Типология социально-политических реформ. Особенность социально - политических реформ в странах транзитного типа

Политическая реформа целенаправленный процесс эволюционного изменения политической системы в целом или отдельных ее элементов.

Соц.-пол. реформа -

Виды пол. реформ:

-   реформа государственного управления (реформа органов гос власти - реформы, связанные с изменением структуры, функций органов государственной власти. Например, создание палаты)

-   реформа избирательного процесса, то есть все, что связано с выборами органов гос власти

-   реформа государственного устройства (изменяется территориальное устройство государства)

-   реформа политического участия. Цель состоит в привлечении как можно большего числа народа к участию в государственной жизни.

В стабильных режимах человек воспринимает некий набор ценностей на протяжении всей жизни. В стабильных обществах пол социализация обеспечивает преемственность пол культуры общества на базе сложившихся норм и ценностей. В состоянии транзита (перехода) изменяется вся система общественных отношений, что требует изменение норм и культуры.

Соц полит реформы м.б:

Локальные

Незначительные

Радикальные в рамках определ п.с.: их очень много (из истории)

57. Социологические показатели эффективности социально - политических реформ. Контрреформы и реставрационные процессы в развитии политических систем.

Показатели эффективности:

•    Перед началом реформы должны быть сформулированы конкретные цели и задачи реформы.

•    Должны быть определены средства и методы для реализации поставленных целей. Немаловажным является наличие этих средств.

•    Необходимо наличие эффективной системы государственной власти, способной обеспечить реформирование.

•    Должна быть возможность по мере осуществления реформ вносить необходимые коррективы.

•    Это желательное условие – эффективность реформ во многом зависит от поддержки реформ большинством населения. И для обеспечения этой поддержки, необходимо, чтобы субъекты раскрыли суть реформы людям, донесли до них идею этой реформы.

Часто случается так, что по завершению реформы не достигаются желаемые результаты. Еще чаще бывает, что достигнутые результаты не устраивают элитные круги. В этих случаях проводятся контрреформы, то есть изменения, направленные на отмену или существенную корректировку результатов предыдущих реформ. По идее, результатом контрреформы должна стать реставрация, воспроизведение того, что было до проведения реформы.

Незавершенные реформы могут стать результатом политического кризиса.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.