скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Система категорий социологии политики

Индикаторы: степень дифференциации, тип политической культуры, ценности

13.Понятие, механизмы и типы социального представительства

Древняя идея, идея римской демократии. Представительство связано с демократич режимом. Полит (соц) представит-во – такой характер полит отношений субъектов полит процесса, кот позволяет одному использовать право, делегированное им другим для использования властных отношений. Институц-ия пол представит-в – организовыв-ся на формальных принципах. Основаны на управлении и подчинении. Доверие нужно завоевывать.

Политическое представительство – это отношения, возникающие между субъектами, которые позволяют осуществлять от имени первого властные полномочия и иную полит. деятельность (выборы, делегирование).

Представительство связано с демократич режимом.

Соц. представительство когда субъект получает полномочия от множества людей, одной или нескольких соц. общностей. При делегировании полномочий на участие в процессе принятия решений, представитель сам получает власть над теми, кто эти полномочия ему предоставил (разница с адвокатом).

Механизм социального представительства включает в себя процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, а также формирование особ институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство с целью реализации интересов определенных социальных общностей.

Артикуляция соц. интересов – преобразование исходящих от соц общности эмоций, потребностей и ожиданий в четкие и определенные требования.

Агрегирование соц. интересов – процесс координации и согласования частных внутригрупповых требований, установления между ними определенной иерархии и выработки на согласован основе единых целей, кот обеспечивают влияние данной группы на власть. Результат четкая политическая программа.

Обеспечивают процессы артикуляции и агрегирования интересов институты представительства – специальные организации, которым делегируются права на выдвижение и отстаивание общегрупповых целей (гр. интересов, гр. давления, партии, СМИ) – каналы артикул и агрегирования интересов.

Два вида делегирования: снизу вверх-прямое делигирование (выборы) и сверху вниз (делегирование, когда, например президент поручает министру решать конкретные вопросы).

Взаимодействие представителя и общества. Политик должен быть легитимным представителем.

Без представителя группа – не группа. Идентификация члена общности с политиком мощнейший механизм приобщения к политике.

Типы, кот сущ при формировании полит представит-ва:

Традицонное (монархия,плановые связи, т.е осуществл-ся представительство в рамках одного клана, кровно-родств связь-традиция)

Нетрадиц –дарение своих полномочий (познание фоваритов-монархия, можно отойти от традиций и назнач фоварита

Харизматич тип п.п.-наиболее желателен если он рационален (напр. Возник революция прих харизматич лидер)

Легальная (через систему выборов)

Нелегальн (тот способ,кот отходит от конституции)

Рацион тип- нужна идентификация.

14. Понятие политического рынка и политического капитала

Полит рынок – это форма обмена ресурсами, которая сопоставима с информационным рынком. Эта форма вертикальна. Рыночные отнош-ия – кандидаты обещают избирателям все «золотые горы» и требует от избирателя доверия. Эти вертик отнош-ия складыв-ся когда политик получ власть, точнее хочет ее получить – имеет свою соц общность (пенсионеры). Нужно расшир свою соц базу: исслед-ть округа, исслед-ть избирательные места, встретиться с потенциальными избирателями. Доверие избирателей формирует политический капитал. Капитал может идти из общества, а может быть инвестирован.

Политический рынок - место, где общество отдает свои возможности и получает своего представителя. Выборы институализируют отношения представительства. Политик включается в политический институт и становится представителем властвующей элиты. Типы полит. рынка:

* Аутсайдерский – где взаимодействуют, с одной стороны, представители полит. класса (реальные носители власти), а с другой, социальные субъекты (на кого эта власть воздействует). Общ-во выбирает себе представительство.

* Инсайдерский субъекты обмена – сами члены полит. класса. В отличие от аутсайдерского рынка, он предполагает немедленный обмен ресурсами. В качестве ресурса может выступать любая должность, с др. стороны, компетентность и лояльность. Например, конкурс на занятие должности. У нас назначение на основе лояльности.

Исходный ресурс на политическом рынке – возможность принимать решения. Например, ресурс избирателя- право голосовать. Взамен кандидат предлагает свои варианты решения проблем – полит программы, обещания, что требования будут выполнены. Представители получают власть в кредит.

Кредит доверия Бурдье. Полный возврат кредита доверия – очень редко. Если он не возвращается, то кандидата вновь не изберут. Полит капитал, кот он обладает, - это разновидность символического капитала.

Политический капитал П. Бурдье делил на:

· личный, приобретенный благодаря особым свойствам личности (репутация, «имя», реноме) или в результате реконверсии личного капитала из других сфер жизни (известные актеры, ученые, юристы, предприниматели),

· делегированный, то есть инвестированный какой-либо политической организацией

Полит капитал – уровень доверия и поддержки, кот политический субъект получает от группы.

Полит капитал - это разновидность символического капитала.

Политический капитал может быть в виде должностных постов.

15.Основные идеи теорий социальной и политической стратификации К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, П. Бурдье

Социальная стратификация - характеризует дифференциацию общества, которые складываются под воздействием, различных отношений и связей. Представляет собой процесс и результат деления людей на неравнозначные группы, которые образуют иерархическую структуру. Система социальной стратификации – зафиксированы все отношения равенства и не равенства.

Политическая стратификация - дифференциация индивидов и групп, продуктом которой является властная иерархия, которая обеспечивает представительство лидирующих социальных групп в политическом пространстве.

Критерием стратификации выступают позиции индивидов и групп, в сфере распределения политической власти и влияния, а так же политический капитал, позволяющий оказывать длительное и эффективное воздействие, на процесс принятия государственных решений.

Власть – тот критерий, который выстраивает политическую стратификацию в обществе.

Политическая стратификация, деление на правящих и управляемых - всегда пирамида, власть моноцентрична.

Политическая стратификация связана с общей стратификацией.

4 фигуры отразили характерные черты развития общества.

Марксистская концепция теория классовая. Маркс к классам относил реально существующие группы людей с их антагонистическими интересами. Классы делятся по отношению к средствам производства. В разработке принципов пол. стр. он говорил, что класс политически организованная сила, которая способна удержать в рамках эксплуатируемый класс. Экономическая стратификация дает основания политической. Управляющие (господствующий класс) и управляемые. Есть анализ классов и классовый борьбы. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата Учение о диктатуре пролетариата. Классы антагонистические, они в конфликте. Борьба приведет в итоге к диктатуре пролетариата и к бесклассовому обществу. Недостаток – абсолютизация экономического фактора, общество стратифицированное не всегда общество конфликта. Пол. страт – это дифференциация индивидов и соц групп. Предметом явл полит иерархия. Соц страт она же полит. Суть соц-полит фил-ии: учение об общ формациях, в основе кот способ произв-ва, он остоит из произв отношений и произ сил. В каждой формации сущ осн и неос классы – объект явл-ие.Классы:Маркс исслел капиталистич формацию-здесь госп классы пролетарита и буржупзии. Кажд форм имеет госп класс, а классы это большие группы людей. Маркс уделил особую роль классу и полит партии – это ядро части пролетариата, «класс для себя». Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и, следовательно, по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Марксизм обвиняли в экономическом детерминизме. В марксизме общественное бытие лишь в конечном счете определяет общественное сознание.

Общественное сознание может отставать, соответствовать, опережать общ бытие. Сознание влияет на бытие

Веберовская концепция. Он расширил рамки стратификационного анализа Маркса. Отвергает идею о бесклассовом обществе. Стратификация основана как на объективных критериях, так и на субъективных (власть и престиж). Три стратификационные формы: первые экономические классы, которые возникают в условиях рынка (средний, высший, низший).Вторая – статусные группы (на основе престижа). Аристократы, элита. Экономические и статусные группы могут не пересекаться. Пример – старые и новые деньги. Третья – критерий – власть. Группы делятся на партии. Распределение власти является сутью отношений между социальными группами в обществе. Он отходил от понимания партии Маркса. Это не партии класса, а группировки людей, которые ориентированы на власть.

Партии занимают по отношению друг к другу определяющие статусы (оппозиционные, правящие).

Вебер отразил многомерность социального и политического пространства. Не только экономический, но и субъективный фактор. Вводит эконом классы  престиж полит партии. Совершенно изменил понятие класса, стало довольно размытым опред. Класс это мнимый, несолидализиров класс. Он отрицал возм-ть формирования обще-ва на принципах соц рав-ва. Престиж, стиль жизни, отраж соц жизни. В основе стратификации лежит принцип распредел-ия вл-ти. Полит партия – это организация, кот отраж интересы определ групп с интересом, с общей идеей. Вееровский подход: он расширил понятие соц простр-ва, а его ввел бурдье и Сорокин. В соц стратификации гл элемент статусные группы. Политическая стратификация – процесс дифференциации индивидов и групп, выстраивание иерархии, определяющих доступ субъектов к ресурсам.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти — на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами.

У Вебера стратификация это не просто отношение к собственности. Престиж – в основу стратификации кладет профессиональные группы с их разными качествами. Классы рассматриваются как совокупность людей, которые имеют сходные жизненные шансы. Детерминированные их властью, собственность – не ключевой признак власти. Упор на понятие власти.

Бурдье: особенности концепции стратификации-рассматривал социальное пространство, в ней выделял многообраие полей, вместо S-а понятие агента. Рассмтрив сложные полит процессы. вместо деятельности-практика. Много полей- эк, социальное, культ, политич, символич. Каждое имеет собственную стратификацию. Совокупность агентов облад кач-ами габитуса, опредмечивание. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию».

Капитал конвертируется в каждом из полей. Габитус- опредмеченная практика, образ поведение, мышления. В политке можно достигнуть значимых успехов (в 1 поле), а в др полях быть неудачником. Возникает в процессе социализации, восприятия окр мира.

Суть: существует система капиталов в разных полях. Агент может занимать доминирующую позицию в каком-либо поле. Агент имеет одну позицию в одном поле. Политическое поле в концепции политической стратификации – это особое место, пронизывающее все остальные сферы общественной жизни. Борьба идет между капиталами различных полей. Бурдье определяет класс как совокупность агентов, занимающих сходную позицию.

Совокупность присущих социальному агенту диспозиций (диспозиция означает предрасположенность агента к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения) Бурдье называет габитусом. Габитус определяет отношение агента к занимаемой в наст время позиции, и, тем самым, выработку практической позиции по отношению к социальному миру. Он представляет собой результат освоения или опривычивания (с франц. габитус – привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации.

Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокуп¬ность социальных условий, объективно детерминирующих классо¬вую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру.

Сорокин- расширил стратификационные Формы. Рассматривал социальный мир людей. Условия и возможности индивидов и групп- социальные (ранжирование богатых и бедных), политические (ранжирование по горизонт и вертик мобильности), профессиальные (начальник и подчиненный). Соц. стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду – в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Невозможно рассматривать изменения в положении соц. групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты).

Сорокин подробно не рассматривал политич стратификацию и иерархию; ввел понятие социальной мобильности.

16. Понятие политического интереса, политического поведения и политического участия

Николо Макиавелли первый кто начал рассматривать реальную политику. В политике всегда нужно искать интересы, в политике нет друзей. В политике – главное интересы, закономерностей нет, есть тенденции. Сложно провести грань м/у 3 этими понятиями. Это размытые понятия. Интерес предполаг активного индивида, группа с определ интересами, а его S-ы отраж реальн полит жизнь. В полит интересах всегда присутств и субъективное и объектвное.

Точки зрения:

1)         полит интерес – область полит псих-ии (подход к иссл пол вл-ти. Воля к вл-ти залож в личности, s-ый процесс

2)         К. Маркс (политика – это объективный полит процесс)

3)         Полит интерес имеет и объективн и субъективн составл (Макиавелли)

ПИ – это причина действия субъектов, определяющ их полит пов-ие и участие. ПИ есть источник пол пов-ия, кот побужд S-а политики к постановке определ полит целей и осуществл конкретных полит действий. Структура ПИ: мы можем судить о соц полож-ии S-а, о степени осозн своего полож в об-ве, ПС, о мотивах индивидв. Объект интереса все поле полит социологии: пр-ма вл-ти, пр-ма разр-ки и принятия реш-ия. Затрагив вопрос вл-ти + интересы взаим-ия м/у различными ПС.

Роль полит интересов в полит процессе: дают самое четкое представление о соц потр-ях об-ва, класса. ПИ выраж ур-нь развития полит деят-ти, созд-ие полит программ, участие в разр-ке программ, дает основ-ие для развития полит теорий.

Полит интерес и полит поведение тесно связаны. ПИ более субъективн.

ПП- это субъективно-мотивиров система д-ий воздейств-ая на власть или противодействие вл-ти или испо-ие институтов вл-ти. ПП- повед-ие полит институтов , самой полит системы.

ПУ – это система действий, предприним членами соц-пол общности на индивид или групповой основе с целью оказать влияние на на процесс принятий решений. А также осуществ гос политики, выбор пол лидера, форм гос курса. Часто ПП и ПУ отождествл, но это неправильно, т.к ПП включ разные формы ПУ.

17. Формы и виды политического поведения и политического участия

ПП выступает формой, содержанием которой является конкретный тип ПП-ПУ.

По Алмонду: 3 положения: активность полит S-ов, вовлеченность, рациональность – разумное ПП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.