скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Система категорий социологии политики

Политическая субъективность в рамках политического поведения проявляется иначе, чем в рамках политической деятельности, а именно по отношению к традиционным и нетрадиционным, силовым и "парламентским" формам политического участия, а также по степени включенности в политический процесс. Формы ПУ:

1) индивидуальные действия — голосование, контакты с должностными лицами, работа на кандидата в депутаты или партию;

2) коллективные действия — митинги, демонстрации, подписание обращений;

3) прямые действия несанкционированные политические забастовки, бойкоты, пикеты, захват зданий;

4) скрытые действия

Оно бывает индивидуальное, групповое и массовое.

Существуют разные подходы и разные критерии классификации.

Автономное мобилизованное политическое участие. Автономное предполагает самостоятельное принятие решений индивидом, его рациональный выбор цели и способов ее достиженияю а также осознание ответственности за свою деятельность. Мобилизованное предполагает действие , совершаемое под внешним давлением и часто неосознанно.

Способы политического участия делятся на традиционные и новые. Традиционные формы – те, которые общеприняты в данной системе и поддерживаются общественным мнением. Нетрадиционные еще не освоенные нормы большинством населения. В каждом обществе и на каждом этапе развития эти формы могут различаться.

Санкционированные несанкционированные. Санкционированные разрешены в данной политической системе законов. Но сам способ политического участия может быть одним и тем же. Если в государстве – высокий уровень политических участий в несанкционированных действиях, то это говорит о несовершенстве самого государства и его нестабильности.

Силовые-несиловые. Несиловые – те, которые ориентированны на решение определенных проблех при помощи официальных процедур. Силовые методы несанкционированны.

Они предполагаю давление на органы госвласти с использованием противозаконных средств, включая порой и прямое физическое насилие.

Высокий уровень силовой активности свидетельствует о кризисе.

Формы политического поведения и участия различаются и по степени включенности социального субъекта в политический процесс. Речь идет об уровне политической активности.

5 уровней активности:

0 – социальные субъекты демонстрируют полное отсутствие интереса и участия в политике.

1- низкое: чисто бытовой обыденный интерес

3- средний: нормальные сознательные граждане без фанатизма, н ов выборах участвуют регулярно

4- высокий: социальные субъекты активно участвуют в политикке ( митингах, агитации)

5-высший: профессиональный интерес(бывает выражен в экстремистских формах)

Типы ПУ (лекции):

1.         Конвенциональные типы – согласованные нормами- конституция РФ, законы(то, что разрешено законом голосование, участие в разрешенных митингах, в кампаниях) – то что разрешено. Неконвенциональные типы – наиболее важные, протестные, т.е те которые идут вне закона (нелегальные митинги, протесты, демонстрации, голодовки).

2.         Автономное политическое участие (конвенциональное)(показывает то, что индивиды участвуют самостоятельно, по своему выбору) и мобилизационное (во всех странах) политическое участие (вынужденное участие – страх, подкуп, долг) Мобилизация политических сил- одна из гл-ых ф-ий (Хангтингтон).


18.Факторы политического поведения и участия

3 группы факторов:

1) факторы внешней среды: сама политическая система, состояние и функционирование, тип политического режима, характер и форма государственного управления, уровень развития гражданского общества, от типа политической культуры в обществе, идеологическое составляющее политической системы, различные ситуации, политические события.

2) внутриличностные факторы: потребности (активизируется сильнее всего на базовых потребностях), мотивация (внутреннее побуждение к определенным действиям), внутренние установки, ценности.

3) личностные особенности: возраст, образование, социальной положение, ориентация, убеждения, навыки, опыт и т.д.

19. Социологические показатели политической активности граждан

Выделяют 5 уровней активности граждан : полное отсутствие интереса и участия в политике; чисто обыденный интерес, регулярно учавствующие в выборах; активно учавствующие в политике; профессиональный интерес.

В качестве показателей определения уровня политической активности может быть следующее:

1.         Экспресивная вербальная вовлеченность (говорят о политике, обсуждают политические проблемы)

2.         Познавательная вовлеченность (чтение статей о политике, просмотр телепедач о политике и т.д.)

3.         Вовлеченность, мотивированная проблемной ситацией (обращается к представителям власти)

4.         Электоральная вовлеченность (всегда учавствует в выборах)

5.         Институциональная вовлеченность (является членом общественно-политического движения или партии)

6.         Профессиональная вовлеченность (работает в органах государственной власти или занимается лоббизмом)

20. Понятие, функции, агенты и типы политической социализации

Политическая социализация – процесс включения индивида в политическую систему, усвоение им норм, ценностей политической культуры.

Не сложилось общепринятого мнения относительно политической социализации.

Политическая социализация – термин возник в 1959 году, Гарольд Хаймон. Термин возник от термина общая социализация.

Политическая социализация – приобщение индивида к политической культуре, ее ценностям…

Политическая социализация имеет два направления:

1-         приобщение индивида к ценностям, которые позволяют адаптироваться к политической культуре.

2-         Процесс включения индивидов в политическую систему в качестве активного субъекта.

Политическая социализация включает:

·          усвоение политических ценностей, норм политического поведения.

·          приобретение нового политического опыта

·          выработку собственных политических взглядов.

Политическая социализация как процесс формирует систему знаний, но она является и механизмом производства и воспроизводства политической культуры.

Политическая социализация носит стадиальный характер, длится всю жизнь.

Стадия п. с. временной промежуток, в рамках которого протекает процесс политического развития, каждый из которых отличается своеобразием восприятия политической реальности и различным влиянием социальных и политических агентов.

Типы:

В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы пол. соц-и. Обычно рассматривают 4 типа: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип соц-и отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и пол. системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический тип отличается опосредованным характером взаимодействия личности с пол. системой. Значительное количество разнородных пол. субкультур обусловливает первоначальную пол. соц-ю индивида в рамках определенной соц. группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень пол. насилия, жесткой борьбы между носителями разных пол. субкультур.

Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым соц. и пол. системам за исключением собственной. Такой тип формирует пол. культуру личности исключительно на ценностях одной соц. группы, религиозной системы или пол. идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых пол. систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.

Агенты:

Передача пол. ценностей, установок и моделей пол. поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов пол. соц-и.

Агенты пол. соц-и подразделяются на политические и неполитические:

Семья, детские дошкольные учреждения, школа (в школе пол. социализация осуществляется по двум направлениям: прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан; латентная – группа сверстников, средства массовой коммуникации: пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети; армия, производственные коллективы).

Факторы п.с. особенности среды.

Первичная п.с. Происходит как правило в детском возрасте – усвоение норм и ценностей, которые определяют политической развитие. Через мнения и оценки других субъектов.

Вторичная п.с. взрослый этап – самостоятельное восприятие и переоценка политических знаний. Расширение политического опыта, самостоятельное мнение и суждение.

В транзитных наиболее распространенная плюралистическая и конфликтная. Снижается роль традиционных ценностей. Смена идеалов создает вакуум, который трудно преодолеть. Государство должно быть главным агентом политической социализацией.

21.Особенности политической социализации и ресоциализации в обществах транзитного типа

Пол социализация связаня с тем что происходит процесс передачи норм и ценностей.

Алмонд- это включение индивдов в пол культуру.

Истен- процесс в ходе кот происходит передаса пол ориентаций, установок, норм и ценностей от одного поколения к другому, обеспечивая стабильное функционирование и развитие пол системы.

Пол соц длится всю жизнь.

Ресоциолизация- напр кризис идентичности.

Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

В транзитных обществах сущ.-ют следующ.типы полит.социализации:

1) плюралист.тип:возникают различн.субкультуры, котор.опосредуют отношения власти(связь с конкр.соц.общностью)

2) конфл.тип:сущ.-ет на основе конфликта между уходящими и преходящими ценностями.

Плюралистический тип отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы.

Конфликтный тип формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Большую роль в транзитных(переходных)обществах играют процессы эконом.диф.-ии(для разных слоёв полит.социализации различны)

Под политической социализацией понимается приобщение индивида к ценностям, знаниям, ролевым образцам, позволяю¬щим ему адаптироваться к политической жизни общества.

В стабильных режимах человек воспринимает некий набор ценностей на протяжении всей жизни. В стабильных обществах пол социализация обеспечивает преемственность пол культуры общества на базе сложившихся норм и ценностей. В состоянии транзита (перехода) изменяется вся система общественных отношенийю что требует изменение норм и культуры. В условиях транзитных процессов пол социализация выступает в качестве способа адаптации граждан к новой социально-политической ситуации и призвана непосредственно производить новую политическую культуру как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Социализация тут – формирование новых норм существования.

В переходных обществах возникает ряд проблем:

o     Замена старых норм на новые

o     Сталкиваемся с ресоциализацией – процесс восприятия новых норм и ценностей пол культуры к коренной смене пол предпочтений и ориентиров. Ресоциализация проходит в зрелом возрасте.

22. Понятие политической культуры. Политическая социализация как механизм ее формирования

Полит к-ра тесно связана с полит социализацией. Понятие полит культура возникла всвязи с модернизацией, так же как и полит система. Полит культура есть там где есть полит отношения. Полит культура предст. Собой синтез полит знания и поведения на индивид и групповом уровнях. Сущ-ет ряд цивил-ных составляющих культуры (менталитет). Полит культура это система относительно репрезентативных полит ориентаций убеждений установок эмоций, модели поведения идивидов и групп, а также модели функ-ния ист-ов полит системы, позвол-щих осущ-ть воспроизводство и развитие полит системы на приемственной основе. Полит культура на разных уровнях имеет сови переменные: - это базовое понятие.

Политическая культура базовая категория социологии политики, субъективная сторона политики.

Стержень политической культуры – политическое сознание.

Понятие «ПК» применительно к пол. соц-ии ввел Алмонд.

ПК – совокупность политических ориентаций субъектов относительно полит. системы (процесса, хода) и относительно себя как актора (Алмонд).

1) П.к. включает (по Алмонду):

- гносеологический аспект – отношение индивидов и соц. групп к полит. системе на уровне знаний, информации

- поведенческий полит. установки, типы, формы, стили, образцы общественной деятельности, полит поведения.

- нравственно - оценочный уровень (чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, отношение к власти)

2) П.к. – политическое поведение и политическое знание

3) П.к. включает функционирование политических институтов.

П.к. – система устойчивых и репрезентативных ориентаций, знаний, суждений, мнений, оценок относительно политической системы.

П.к. – модели поведения индивидов и социальных групп, а также модели функционирования пол. институтов, обеспечивающие воспроизводство и производство полит. жизни.

П.к гражданина: активность, рациональность, включенность.

Типы полит культуры по Алмонду:

1.    традиционное (соц роли граждан н отделяются ни от экон-ких и не от религ-ных интересов, индеферентна)

2.    подданническая(роли определены, ориентировка на рез-ты, граждане чувствуют себя подданными, но это расс-ется как обычное явл-е)

3.    полит культура – участие

4.    гражданская (синтез 3х типов, в каждой стране своя гражданская полит культура)

Объективные механизмы-.бывают- -историч( цивилизационная составляющая, менталитет), -институциональный, Ситуационный механизм-то что связано с конкрет ситуацией.

Субъективные механизмы.

Политическая социализация – механизм формирования политической культуры.

Основные этапы:

1. усвоение индивидами транслируемых норм и ценностей;

2. приобретение нового опыта;

3. выработка собственных взглядов.

23.Институт выборов и его социальные функции. Место избирательной системы в структуре политического процесса

Социология выборов переходное звено, это функция гражданского общ-ва и полит системы, это процесс избрания полит представителей органами власти через выборы , голосования. Инст.выборов существует давно, они должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО демократическими. Всеобщность (все граждане имеют право быть избранными и могут быть избирателями активные/ пассивные), периодические (гражд-ое общ-во в состоянии осущ-ть контроль за полит инстами – через 4-5 лет), свободными (один из принципов демократических выборов, свободное волеизъявление, свободен от давления , особенно от административного ресурса), альтернативные ( в списки для избирания д.б. альтернатива, выбор, варианты), равные(избирательные права человека, равенство голоса, равенство возможностей всех), прямые (прямое одноступенчатое голосование), тайные (анонимные).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.