скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Система категорий социологии политики

В результате политика стала ассоциироваться с самым прибыльным бизнесом. С одной стороны, крупные предприниматели ищут протекции государства и стараются получить от государства собственность и привилегии. С другой стороны, политики уже не удовлетворяются привычными атрибутами власти и известности. Их статусные позиции должны подкрепляться поступлениями на частные банковские счета. В результате крупные бизнесмены становятся политически влиятельными персонами, а политики превращаются в весьма обеспеченных людей.

Административная реформа, начатая в 2004 г. и призванная сократить численность чиновничества, лишь только переструктурировала ведомства и значительно увеличила зарплату госслужащих. В 2000-х гг. возрастает не вертикальная, а горизонтальная мобильность в элите. Так, бывшие губернаторы становятся членами Совета Федерации, бывшие министры – депутатами, бывшие чиновники президентской администрации уходят в государственный бизнес.

Основным принципом рекрутирования являются личные связи с президентом.

Каналы (те пути по которым происходит попадание в элиту сейчас):

- политические партии (Единая Россия)

- бюрократический аппарат

Принципы (критерии в соответствии с которыми люди могут проникнуть в элиту) :

- личные связи в основном

- партийной принадлежности (Партия Единая Россия)

- по профессионализму и компетентности

- по принципу лояльности

40. Администрация как объект социологии политики. Понятие, виды и функции бюрократии. Теория рациональной бюрократии М.Вебера

Администрация (от лат. administratio — управление) выполняет одну из важнейших функций политической системы — функцию управления совместной деятельностью людей в различных сферах их жизни. Согласно Р. Дарендорфу, политика включает в себя три элемента: руководство, управление и участие. Можно утверждать, что функцию руководства выполняет правящая элита, функцию управления — администрация, функцию участия общественность. Администрация включает в себя часть населения, занимающую управленческие должности в аппарате исполнительных органов государственной власти, а также предприятий и учреждений государственного и частного секторов экономики. Первую часть административных работников обычно называют чиновниками (чин — это служебное звание в госаппарате), вторую — управляющими. Мы будем рассматривать только ту часть администраторов, которая задействована в структурах государственной власти.

Концепция рац бюрократии:

Необходимо было создать эффект систему управления (вебер – теория рац бюр)

1) вся система упр-ия выстраивалась в строгую систему, была строгая дифф. Должностей м/у членами (вертик/горизонт)

2) иерархизация полит власти – нижестоящие/вышестоящие должности жесткие нормы и инструкция (подчинение и соподчинение), власть обезличена и неэмоциональна. Человек исчезает из этой системы.

Бюрократия определенным образом организованная публичная власть – особая система соц управл, отчуждаемая о. упр-ия возвыш над этим объектом.

- особая соц группа, кот спец-ся на управлении, овеществляет властные ф-ии в интересах своей корпорации.

Виды бюрократии:

1) рациональная (Вебер-классика)

2) политическая (приходит на смену классической, когда появл полит партии + преобладают демокр черты, основы

3) централиз-ая

4) децентрализованная (для старых демократий –США, ФРГ, подвержены контролю гр об-ва)

41.Соотношений понятий «политический класс», «политическая элита», «правящая элита», «бюрократия»

Синонимичное основному ее термину – “элита” – понятие политический класс ввел в научный лексикон итальянский ученый Г.Моска, само же понятие “элита” обязано своим появлением в словаре социологии и политической науки его соотечественнику В.Парето.

Пол. класс – гр-па людей, которые относятся к властным отношениям и в них участвуют (патриарх, ректор).

Пол. элита – верхняя страта пол. класса, она на вершине гос. пирамиды (Крштановская).

Исаев, Баранов:

Пол. элита – относит-но немногочисленный слой людей, занимающих руководящие посты в органах гос. власти, пол. партиях, обществ. организациях, и влияющих на разработку и реализацию гос. курса страны.

Н-р, верхушка гос. аппарата, непоср. окружение; спикеры Парламента; руководители фракций; проф. политики; высш. слой бюрократии; экон. верхушка: олигархи, глава ЦБ; руководители обществ. и религиозн. фракций.

Правящая элита – гр-па людей, которые занимаются разработкой и реализацией гос. курса.

Н-р, верхнее звено бюрократии, высш. гос. посты, бизнес-элита.

Термин «бюрократия» образован сочетанием двух слов: французского bureau — бюро, канцелярия и греческого kratos — сила, господство, власть. В буквальном смысле термин означает господство канцелярии и употребляется в нескольких значениях:

1) слой высших чиновников в государстве;

2) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

Бюрократия (власть аппарата, т.е. должностных лиц) — это искаженная форма администрации, обособленной от населения, совместную деятельность которого она призвана организовывать.

42. Критерии эффективности управления и система контроля за бюрократией

Система эффективного контроля:

Если полит система поддерживает стабильность – это и есть система эффект функц-ия ПС

Система контроля за бюрократией:

Внешние –а) министерский контроль, министр отвечает за поведение своей бюрократии, б) инст советников (США, Франция) – минист имею местную власть, советники ему помогают, в) парламентский контроль ( у нас его почти нет) – в разв дем-их странах это контроль за упр-ми, г) судебный контроль, общ контроль – форм инст власти, взаимосвязь с управленцами, это не выборная а назначаемая власть.

Внутренние – а) корпоративная этика, б) проф контроль за подчиненными. Внешие во внутр-их: - общ мнеие, -гр интересов, -СМИ.

44. Понятие и типология политического лидерства

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».

Лидер – ведущий руководящий , имеющий постоянное и приоритетное влияние на своих последователей. Основа лидерства – авторитет или хотя бы признание легитимности. Лидер может использовать для своих целей и механизмы принуждения

Лидерство это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям» (Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. С.10).

Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.

Типология политического лидерства :

* По отношению к власти (правящие и оппозиционные);

* По масштабам лидерства (миров. масштаб, политич. партии или обществ. движения, общенац-й);

* По стилю (авторитарное и демократическое). Автор. лидерство предполагает единоличн. направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демокр. лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

* По характеру руководства (формальный, неформальный);

* По отношению лидера к соц. изменениям (консервативное – за старый порядок, реформаторы – существенное изменение порядка, революционеры – реформы политической системы).

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Подходы к пониманию:

1) теория черт П.Л. сводится к набору соц-полит характеристик (от природы м.б заложено, но может и не реализовать себя человек)

2) Ситуационная теория

3) теория последователей ( если ты лидер, то у тебя д.б. последователи, без них никуда)

45. Функции политического лидерства. Феномен вождизма

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции:

1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;

2) определение направления и программы деятельности, служащей решению обществ. проблемы;

3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

3. Соц. арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя соц. патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политич. к-рой, но и в странах с вековыми демократич. традициями.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политич. и, особенно, эмоц. связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданск. сознания, патриотизма. С помощью телевидения и др. СМИ, в ходе встреч с избирателями и др. мероприятий политич. лидеры имеют достаточно широкие возм-ти непоср. общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народн. традиции, обеспечивать прогресс общ-ва, вселять в массы веру в соц. идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, н-р, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», нац. пессимизма и апатии, распр-ся в США после поражения в войне с Сев. Вьетнамом, америк. президент Рональд Рейган.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща гл. образом лидерам в тотал. и авторит. государствах. Когда политич. режим не может найти св. оправдания в исторических традициях, национализме и демократич. процедурах, он вынужден искать его в особых кач-вах харизматич. лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистск. власть, безжалостно разрушая многовеков. традиции, узаконивала св. действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.

Вождизм тип властных отношений, основанный на личном господстве и личной преданности носителю верховной власти. Он типичен для традиционных и квазитрадиционных, идеологизированных, теократических, жестко централизованных, нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Характеризуется развитой системой неюридических регуляторов поведения и устойчивой закрепленностью соц. ролей. Отождествляет общество с государством и рассматривает его как средство реализации некой идеи, символом которой является вождь. Законы в таком обществе строятся по разрешающему типу — запрещено все, что не разрешено вождем. Нормативы политического поведения создаются иерархией идеологических авторитетов, среди которых высший — решение вождя. Его власть безгранична и бесконтрольна. Для вождизма типично иррациональное восприятие политики в обыденном сознании. Среди них — харизматизация и атрибутизация вождя, который наделяется необыкновенными способностями (например, знанием будущего). После смерти вождь канонизируется, а наследники в таком обществе действуют его именем.

Истоки вождизма – в тоталитарной идеологии и подданническом политич. сознании широких масс. Лидер отличается от вождя тем, что его власть не наследуется. Он не продлевает свои полномочия незаконными методами. Каждый новый лидер в открытой и честной борьбе доказывает свое превосходство над соперниками. Его осн. черта – новаторство.


46. Принципы проектирования и технологии продвижения имиджа политических лидеров в обществах разного типа

47. Понятие, структура, форма проявления и функции политического конфликта

Конфликт противоборство и столкновение 2-х или более S-ов полит отношений, причинами кот явл-ся: несовместимость полит интересов, целей или ценнсотей прямо или опосредованно относящихся к полит власти + конфликт по поводу распределения ресурсов.

Козер-ресурсы + Дарендорф-власть = конфликт

Противоречие изначально – источник развития, не каждое противоречие конфликт.

Нужно различать:

П. конфликт,

Соц конфликт,

Противоречие

Структура пол кон-ов:

S-ы полит конф или стороны

Объекты

Повод конфликта

Среда конфликта

Конфл ситуация

Конфликт может перерасти в кризис

Структура подробно:

Политический S-т полит партии, п движения, элита, с-п общности, посредники (заинтересов стороны обр к поср-ам: странам, лидерам и т.д)

Политический О-т – вся соц-пол система (конфликт охватывает всю систему)

Повод конфликта – он явл-ся основой зарождения кризиса, без повода – не примет эксалацию

Среда конфликта - межгосударственные, межрегиональные, в стабильной стране кризисы случаются но спокойно

Конфликтная ситуация- социальная напряженность и острота (нужна стабильность пс, тогда страна и об-во сможет спокойно справиться)

Ситуация – как совокупностьпротиворечий. Сит-ия явл предметом управления механизма властвования – страна д. уметь снимать напряженность.

Формы проявления (типология):

Межгосуд-ые

Внутри системы

м/у ветвями власти

открытые/латентные

быстротечные/долгосрочные

местные/фед уровни

но жесткой типологии не сущ.

Функции полит конфликта:

Позитивные (конструктивные):

1) К-т – источник развития пс т.к он сигнал-ет для власти о состоянии в разл регионах и т.д но власть на это может не обращать внимания – сигнальная ф-ия

2) интеграция соц общн-ей – он д.б публичный, т.к втягивает соц базу –сторонники, союзники, жертвы конфл

3) Соц-ая ф-ия

Деструктивные:

Если власть не реагирует: подрывет осн власти, об-во теряет ресурсы и т.д.


48. Типовые стратегии поведения политических субъектов в условиях конфликта

Типовые стратегии в усл конфликта:

1) ястреб в политике тип поведения, кот жестко нацелен на достиж цели, т.е это тип пол стратегии.ж ими стан-ся лидеры страны, кот опираюся на мощные ресурсы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.