скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Политология как составная часть общественных наук, ее основные разделы

С того времени множество правительств правили на основании специальных кодексов записанных законов. Старейшим существующим ныне документом является Судебник Ур-Намму города Ура (около 2050 г. до н.э.).

Cамой старой из ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году.

Первой все еще действующей номинальной конституцией (т.е. документом, прямо объявляющим себя конституцией) считается конституция Массачусетса, принятая в 1780 году.

·           Конституция Азербайджанской Республики

·           Конституция Великобритании

·           Конституция Ирана

·           Конституция Испании

·           Конституция Литовской Республики

·           Конституция Российской Федерации

·           Конституция США

·           Конституция Южной Кореи

·           Европейского Союза

·           Конституция СССР

 

20. Роль бюрократии и армии в жизнедеятельности государства

Хотя существование бюрократизма отмечалось почти всеми мыслящими людьми, да и постоянно критически оценивалось "верховной" властью, оно исследовано весьма слабо. Можно выделить три подхода к характеристике бюрократизма.

Наиболее распространенный подход состоит в том, что бюрократизм описывается по таким аспектам:

-это деформация сознания, наступающая под влиянием работы в аппарате управления, ведущая к тому, что у соответствующей категории лиц возникает особое функциональное сознание, "корпоративная" этика и психология;

-это низведение бюрократических проявлений до низового исполнительского уровня, где, мол, маленькие "чиновники" творят свой произвол над зависимыми или обращающимися к ним людьми ("простыми" гражданами);

-это господство канцелярии, торжество формалистики, заседательство и бумаготворчество, превалирование буквы инструкции, приказа над сущностью дела.

Все фиксируемые здесь черты отражают, разумеется, бюрократизм, схватывают его внешние, видимые очертания, но вряд ли можно считать достаточной социально-психологическую характеристику бюрократизма. Точнее, наверное, будет сказать, что бюрократизм представляет собой определенный социальный (общественный) институт, который создается, поддерживается и воспроизводится какой-то системой взаимосвязей в организационных структурах, причем часто независимо от побуждений и настроений людей, вовлеченных в его механизмы. Кстати, он имеет место не только в государственном аппарате, но и в общественных объединениях, крупных структурах бизнеса, информации, образования, науки и т.д.

Второй подход сформулирован Максом Вебером, который высказал положение о том, что "один из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры, - рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания, и исходя из него признал бюрократию самым чистым типом легального господства. Следуя такой трактовке, в одной из новейших американских публикаций по менеджменту бюрократия определяется как тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели и оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника. В веберовской идее бюрократия была отождествлена с рационализацией, т.е. с упорядочением, систематизацией и измеряемостью общественных процессов и, в частности, управленческих проявлений. Понятие бюрократии приобрело позитивный смысл, чем была внесена двузначность в мышление. Возникла необходимость каждый раз объяснять, что не имеется в виду, когда пишется данное слово. Между тем в русском языке понятие "бюрократизм" до сих пор сохраняет негативный, критический оттенок.

Третий (с большими аналитическими возможностями) подход был обозначен К. Марксом в работе "К критике гегелевской философии права". Напомним некоторые его выражения:

-"бюрократия" есть "государственный формализм" гражданского общества;

-бюрократия составляет, следовательно, особое, замкнутое, общество в государстве;

-бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством, она есть спиритуализм государства. Схвачено главное: связь бюрократии с властью, бюрократия как особый способ осуществления власти.

Бюрократия (бюрократизм как производное явление) представляет собой такую форму осуществления власти (прежде всего государственной), при которой имеет место подмена общей воли организации (общества, граждан) волей группы лиц. Причем не легитимное опосредование общего в частном, которое происходит путем выборов, официального поручительства, управомочивания доверенности и т.д., что не только допустимо, но и необходимо в сложных социальных структурах, а субъективистское, произвольное, часто противозаконное изменение форм и методов ведения тех или иных дел.

Армия является принудительным ресурсом власти Ресурсы власти – средством, используемым субъектом власти для достижения целей. Ресурсы власти подразделяются на экономические (финансовые, сырьевые, технические, материальные и др.), социальные (престиж, статус, льготы, социальные услуги и др.), культурно-информационные (средства массовой информации, учреждения науки, образования и др.) и принудительные (армия, служба безопасности, правоохранительные органы, суд и др.). Армия – важнейший элемент государства, вооружённые силы, предназначенные для защиты государства от вооружённой агрессии.

 

21. Внешняя политика современной России. Взаимоотношения России со странами СНГ

Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве поначалу определялись проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, защитой интересов русскоязычного населения (25 млн. человек) в ближнем зарубежье, разделом «наследства» некогда единого союзного государства и прежде всего огромного военного потенциала советских Вооруженных Сил.

Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя. Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании ВС России. Их численность была установлена законодательством в размере 1 % от общего числа населения страны. Это повлекло за собой резкое сокращение общего числа военнослужащих и разработку программы необходимой реорганизации всей структуры Вооруженных Сил. Одновременно происходил вывод военных группировок из стран бывшего Варшавского блока, Германии и республик Прибалтики. В комплексе военных вопросов важное место занимала проблема сокращения ядерного потенциала, доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось на территории не только РФ, но и Белоруссии, Украины и Казахстана. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать находившееся на их территории ядерное оружие России. Однако в связи с осложнением российско-украинских отношений Киев долго оттягивал осуществление передачи ядерного арсенала. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине, и произошло ее присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Выступая под эгидой Содружества, ВС России в 1992-1993 п. взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших на периферии постсоветского пространства (приднестровский, осетино-грузинский, грузино-абхазский и межтаджикский конфликты).

Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в области создания зоны свободной торговли. Полностью удалось согласовать вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией.

В рамках продолжавшегося процесса создания Белоруссией и Россией союзного государства основное внимание было направлено на дальнейшую реализацию договора о его создании и программных действий по его выполнению. Одним из наиболее значительных итогов2000 г. являлось подписание соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра союзного государства.

Значительными усилиями была отмечена внешнеполитическая деятельность России в сфере укрепления безопасности и проведения миротворческих операций на постсоветском пространстве. Так, 21 июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения при участии лидеров «самопровозглашенной» Приднестровской Молдавской республики о прекращении боевых действий и разводе противоборствующих группировок в Приднестровье. А 8 мая 1997 г. при гарантии президентов России и Украины лидеры Молдовы и Приднестровья П. Лучинский и И. Смирнов подписали в Москве Меморандум об основах нормализации отношений. Также при посредничестве России летом 1997 г. впервые состоялись прямые переговоры лидеров Грузии и Абразии Э. Шеварднадзе и В. Ардзинбы с целью урегулирования затянувшегося грузино-абхазского конфликта. Помимо этого, в Москве также состоялось подписание соглашения о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане. По-прежнему велико значение российской пограничной службы в охране внешних границ стран Содружества, особенно в связи с незатухающей гражданской войной в Афганистане.

Фактически после августа 1998 г. политика РФ по отношению к странам ближнего зарубежья сводилась к «цивилизованному» отступлению. Об этом свидетельствует, например «регионализация» структур СНГ. Под внешне «единым зонтиком» СНГ, «цивилизованно прикрывающим» нынешний пейзаж постсоветского пространства, отчетливо выделяется ряд разнообразных межгосударственных союзов, три из которых уже юридически оформлены. Это, во-первых, Союз России и Белоруссии, постепенно приближающийся к федеративному образованию, затем Таможенный союз «пяти», преобразованный в июне 2001 г. на саммите глав СНГ в Минске в Евразийское экономическое сообщество, и наконец, «пятерка» стран Центральноазиатского союза. Среди формально декларированных организаций стран Содружества особое место занимает блок ГУУАМ – объединение, включающее Грузию, Украину, Азербайджан, Молдавию, а с апреля 1999 г. также и Узбекистан. Декларируемым смыслом создания ГУУАМ являлось дистанцирование от России стран – участниц нового блока, объединенных стремлением ослабить влияние Москвы на южном фланге ее сферы безопасности, а также вытеснить ее из экономического постсоветского пространства путем формирования новой трансконтинентальной транспортно-коммуникационной системы. Более того, позиции Украины и Молдавии связаны с необходимостью создания противовеса России в решении проблемы выплаты ей долгов за поставку энергоносителей. Так, Кишинев после подписания соглашений о своем участии в ГУУАМ был вынужден передать 50% акций своей газопроводной сети российскому «Газпрому». «Газовый» долг Украины, как известно, еще в конце 1998 г. составлял до 1,5 млрд. долл. Именно в свете проблем с долгами выстраивается внешнеполитическая концепция Киева и Кишинева, стремящихся путем заигрывания с Западом усилить давление на Москву. Отсюда же возникает идея отторжения России от миротворческой деятельности в странах – участницах ГУУАМ, где выделяются «конфликты слабой интенсивности», в рамках так называемого «малого СНГ» непризнанных государств: Приднестровья, Абхазии и Нагорного Карабаха. Дальнейшее решение проблем территориальной целостности своих государств в Тбилиси, Баку, Кишиневе, Киеве и Ташкенте все более связывают не с Москвой, а с Вашингтоном. Эта относительно новая тенденция во внешнеполитической стратегии стран - участниц ГУУАМ была продемонстрирована на юбилейном саммите в столице США, посвященном 50-летию НАТО. В рамках празднования «золотого юбилея» Атлантического альянса 25 апреля 1999 г. в Вашингтоне Г. Алиев, Э. Шеварднадзе, Л. Кучма и П. Лучинский подписали с И. Каримовым соглашение о вступлении этого пятого участника в состав ГУУАМ. В тот момент, когда Москва демонстративно приостановила участие в программе «Партнерство во имя мира» и заморозила деятельность Совета Россия – НАТО, президенты стран группировки ГУУАМ, наоборот, особо подчеркнули в совместном заявлении свои намерения еще более тесно сотрудничать с Вашингтоном и Брюсселем в рамках Совета Евро-Атлантического партнерства. Выход Грузии, Азербайджана и Узбекистана из Договора о коллективной безопасности стран СНГ и образование на постсоветском пространстве двух военно-политических группировок, из которых ГУУАМ поддерживает явно пронатовскую линию, создает весьма опасный для безопасности России крен. Это подтвердил, в частности, состоявшийся в ноябре 1999 г. в Стамбуле очередной саммит на высшем уровне руководителей стран – членов ОБСЕ.

22. Характеристика ООН. Международные организации по защите прав человека

Генеральная ассамблея, учрежденная в 1945 году в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа Организации Объединенных Наций. Ассамблея состоит из 192 членов Организации Объединенных Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отраженных в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

·           рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

·           обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;.

·           организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;

·           рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;

·           получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;

·           рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

·           избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Согласно резолюции Генеральной ассамблеи «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года (резолюция 377 (V), Ассамблея может также принимать меры, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за голосования против одного из постоянных членов в случае, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Ассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (см. специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии ниже).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.