скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Политология как составная часть общественных наук, ее основные разделы

·           первые были за социализм и сохранение СССР,

·           вторые (в основном) - за радикальные реформы. Пока у власти оставалась КПСС и существовал союзный Съезд, российский Парламент объективно выдвигался в центр демократической оппозиции и в России, и в СССР. Именно парламент активно поддерживал отмену ст. 6 Конституции СССР. Из недр российского Парламента и правительства вышла первая рыночная экономическая программа - "500 дней".

Верховный Совет РФ не поддержал "заявление шестерки" против Б.Н. Ельцина и включил в союзный референдум вопрос о необходимости введения в России поста Президента. Именно россий-ский Парламент во главе с Б. Ельциным встал на сторону Балтийских республик в январе 1991 г. III Съезд народных депутатов России в марте 1991 г., когда страна стояла на грани всеобщей политической стачки, заявил о начале переговоров с М. Горбачевым по поводу необходимости поиска компромисса. Большинство российских депутатов помогали Б. Ельцину на президентских выборах 1991 г., во многом способствуя его победе. Немало граждан поддерживало демократов, продолжало им верить и торопили руководство России с проведением коренных экономических реформ.

В этот период российский Парламент становится важнейшим поставщиком кадров в высшие исполнительные и судебные структуры власти. Из депутатов в кресла Президента и Вице-президента страны пришли Б. Ельцин и А. Руцкой. В. Зорькин из консультанта Конституционной комиссии Парламента России стал председателем Конституционного суда РФ. Судьями Конституционного суда стал ряд депутатов и экспертов Парламента. Вице-премьерские кресла получили заместители Председателя Верховного Совета РСФСР В.Шумейко и Ю. Яров, председатель комитета С. Шахрай. Заместителями министров были назначены Ф. Шелов-Коведяев, Б. Денисенко, В. Варов, В. Лысенко, О.Качанов и другие. Несколько позже ушли работать в Администрацию Президента РФ С.Филатов, В. Волков, С. Красавченко, П. Филиппов. Советниками Президента стали Е. Лахова, А. Грандберг, Д.Волкогонов. Около трети представителей Президента России в субъектах Федерации были народными депутатами РФ, примерно такова же была доля выходцев из депутатского корпуса среди назначенных Б.Ельциным глав администраций в краях и областях.

Чуть меньше половины президентской команды в исполнительных структурах власти заняли депутаты (а затем бывшие депутаты) союзного Парламента: Г. Бурбулис стал фактически первым лицом в реформаторском Правительстве России, сформированном в ноябре 1991 г.; М.Полторанин получил пост министра печати; мэрами Москвы и Петербурга (по рекомендации Б. Ельцина) стали Г. Попов и А. Собчак. Н.Травкин возглавил администрацию Шаховского района Московской области. Целый ряд союзных депутатов (в основном из Межрегиональной депутатской группы) были назна-чены представителями Президента в регионах и губернаторами.

Таким образом, именно депутаты из российского и союзного парламентов стали политическим костяком властных структур нового Российского государства, формирование которого усиленно развернулось в 1991 г. после прихода Б. Ельцина на президентский пост и особенно после распада СССР. Наибольшее единение Президента и российского Парламента наблюдалось с августа до конца 1991 г., т.е. со времени подавления "августовского путча ГКЧП" и до начала деятельности правительства Бурбулиса - Гайдара. На баррикадах Белого дома в 1991 г. стояли рядом Б. Ельцин, Р. Хасбулатов и А. Руцкой. Белый дом вместе обороняли Г. Якунин, В. Аксючиц, М. Челноков и И. Константинов, которые вскоре оказались по разные стороны баррикад. V (ноябрьский) Съезд народных депутатов РФ наделил Б. Ельцина широчайшими полномочиями для осуществления экономических реформ.

С запретом КПСС, с развалом Советского Союза и уходом союзного президента, правительства и парламента с арены исчез политический противник, наличие которого объединяло российскую правящую элиту. На первый план стали стремительно выходить его внутренние противоречия.

 Особенно остро они проявились в двух вопросах:

·           отношение к экономической реформе,

·           отношение к распаду Советского Союза.

Хотя Верховный Совет РСФСР подавляющим большинством голосов принял и Беловежское соглашение, и президентский курс на либерализацию экономики, в скором времени многие его члены изменили свое мнение по этим вопросам.

Уже в апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов России правительство Е.Гайдара чуть было не отправили в отставку. Именно на этом Съезде четко обнаружились программно-стратегические различия курсов Президента и большинства Парламента:

·           первый предполагал быстрый, "шоковый" вариант перехода к рынку с огромными социальными издержками,

·           второй не хотел ухудшать социальное положение населения. Но оставить "как есть" уже было невозможно, процессы реформирования экономики стали необратимыми.

VII Съезд народных депутатов России (декабрь 1992 г.), несмотря на все старания Президента, отправил правительство Гайдара в отставку. Из того, что было им задумано и обещано, реализовать удалось немногое, главное, не удалось запустить механизмы саморегуляции экономики1.

На протяжении 1992-1993 гг. происходило сужение социальной базы и политической опоры Президента и Правительства. И хотя Б.Ельцину удалось (с трудом) выиграть апрельский (1993 г.) референдум (во многом благодаря тактике противостояния), на декабрьских выборах 1993 г. ситуация изменилась не в его пользу.

На VII Съезде народных депутатов России борьба из концептуальной, программной переросла в открытую схватку за политическую власть. В своем знаменитом обращении к народу от 10 декабря 1992 г. Президент заявил, что Парламент превратился в "реакционную силу" и что он отказывается с этим Парламентом сотрудничать. Только народ (через референдум) должен определить, кто прав. Парламентское большинство в ответ лишило президента всех дополнительных полномочий, данных ему за год до этого.

 Постепенно сложились две "партии": "партия президента" и "партия парламента" (Хасбулатова и Руцкого). Рейтинг той и другой сторон быстро падал, хотя у Президента он оставался выше. 20 марта 1993 г. Б.Ельцин заявил о введении "особого режима управления" страной, однако не был поддержан не только Парламентом и оппозицией, но и некоторыми влиятельными людьми из своего ближайшего окружения (А.Руцкой, Ю.Скоков, В.Зорькин, В.Степанков). IX (апрельскому) Съезду народных депутатов РФ не хватило нескольких десятков голосов, чтобы объявить Президенту импичмент2.

 Стороны начали усиленно освобождаться от ненадежных людей в собственных рядах. Выступление вице-президента Руцкого в парламенте с заявлением об имеющемся компромате на Ельцина и его окружение ознаменовало начало перехода от этапа борьбы за власть политическими методами к этапу борьбы силовыми способами.

Стало понятно, что на сей раз дело миром не кончится. Не было ясно только, когда именно наступит развязка и кто выйдет из борьбы победителем.

Развязка наступила 21 сентября 1993 г. и трагически завершилась 4 октября кровопролитием на улицах Москвы. Срыв выборов в представительные органы власти ряда регионов во многом явился следствием сентябрьско-октябрьских событий3.

Роспуск Съезда народных депутатов РФ означал фактический крах политической карьеры большинства его членов. Около половины народных избранников в политику более не возвращались. Несколько десятков человек (в основном из оппозиции) были избраны в новые представительные органы власти субъектов федерации; примерно двадцать человек стали председателями областных дум. Около ста человек были избраны вновь депутатами федерального Собрания РФ. Свыше ста народных депутатов демократической ориентации были трудоустроены Администрацией Президента (С.Степашин был назначен руководителем ФСК РФ; А. Починок, Л. Гуревич, Е. Кожокин, В. Варов, Н. Медведев стали заместителями министров; С. Носовец возглавил Информационно-аналитическую службу Администрации Президента и т.д.). Лишившись депутатских мандатов, сохранили свои должности в регионах главы администраций и представители Президента.

 Федеральное Собрание РФ 1993 - 1995 гг. имело целый ряд серьезных достоинств по сравнению со своим предшественником:

 Во-первых, оно стало гораздо ближе к профессиональному Парламенту. Одна из его палат работает полностью на постоянной основе. Людей, профессионально подготовленных к парламентской деятельности (юристов, экономистов, социологов, политологов и т.д.), в Федеральном Собрании больше по сравнению с Верховным Советом.

 Во-вторых, Федеральное Собрание четко структурировано. Благодаря избранию половины депутатов Государственной Думы по смешанной системе, все они довольно четко распределились на восемь фракций и две депутатские группы, более или менее соответствующие реальным политическим и социальным силам российского общества.

В-третьих, в новом российском Парламенте нет иерархии. Каждая палата избрала своего спикера, который не имеет возможности манипулировать депутатским корпусом.

В-четвертых, функции двух палат строго разделены.

В-пятых, аппарат ФС более не имеет самодовлеющего значения.

К важным характеристикам Федерального Собрания можно отнести и определенную в новой российской Конституции четкую его компетенцию (принятие законов), и отсутствие у него того всевластия, каким обладали Съезд и Верховный Совет. В то же время после событий сентября-октября 1993 г. Президент записал в новой Конституции РФ (принятой затем на референдуме) ряд положений, которые значительно сузили компетенцию Парламента (например, лишили его контрольных функций) и затруднили динамичное принятие законов.

Новый российский Парламент не смог избавиться от целого ряда "слабых мест" своего предшественника, что выразилось в сильной поляризации сил при слабом политическом центре. Отсюда - постоянная политизированность деятельности Думы, работа на непрофессиональной основе членов Совета Федерации, стремление части депутатского корпуса использовать свое пребывание в Москве преимущественно для решения личных проблем.

Новый депутатский корпус Государственной Думы включил в себя значительно больше моск-вичей, чем Верховный Совет. Здесь стало больше предпринимателей. Около 15 министров и членов Правительства представляли "Выбор России", ПРЕС, АПР, ДПР. Число министров-депутатов (в отличие от ВС) стало уменьшаться с уходом Е.Гайдара, Б. Федорова, Э. Памфиловой из Правительства. В то же время среди думцев почти не осталось руководителей разного уровня, которые не захотели уходить со своих постов. Зато в Совете Федерации 80% депутатского корпуса составлял региональную политическую элиту: президенты республик, главы администраций, руководители новых представительных органов власти, представители Президента и т.д.

Федеральное Собрание сохранило известную кадровую преемственность с Верховным Советом. Руководители обеих палат (И.Рыбкин и В.Шумейко) и их заместители (М. Митюков и Р. Абдулатипов) были народными депутатами РФ. Около 60 бывших народных депутатов довольно успешно трудились в различных комитетах и фракциях Госдумы. Трое из них возглавили думские фракции (Н. Травкин (до конца 1994 г.) - ДПР; С. Шахрай - ПРЕС, М Лапшин - АПР).

Еще одной отличительной чертой нового Парламента явилось фактическое структурирование в нем лоббистских групп. Если в Верховном Совете депутаты лоббировали в основном интересы предприятий своего избирательного округа, то теперь четко выявились:

·           аграрное лобби (Аграрная и Коммунистическая партии);

·           лобби, поддерживающие топливно-энергетический комплекс (депутатская группа "Новая региональная политика");

·           несколько слабее выглядело в Парламенте лобби военно-промышленного комплекса.

 Из более чем 40 депутатов (или бывших депутатов), входивших в 1993 г. в сотню самых влиятельных политиков, в 1994 г. удержались на политическом Олимпе только 15 (Б. Ельцин, С. Шахрай, Р. Хасбулатов, А. Руцкой, А. Чубайс, В. Шумейко, С. Филатов, Р. Абдулатипов, С.Бабурин, А. Починок, С. Степашин, Ю. Яров, С. Ковалев, С. Красавченко, М. Митюков). Из них парламен-тариями являлись только семь человек; шестеро (до отставки С.Степашина с поста руководителя ФСБ) ушли в исполнительные структуры, двое (Хасбулатов и Руцкой) занимались политической и общественной деятельностью вне официальных институтов. То есть предыдущий парламент сумел сформировать в своей среде лишь небольшой круг политических деятелей, которые закрепились и составили протоэлиту в российской политике.

Общероссийский депутатский корпус оказал решающее влияние на формирование посткоммунистической политической элиты. Достаточно серьезно влияние этого корпуса и на формирование политического руководства на региональном уровне. Три с лишним года депутатства явились также хорошей профессиональной и политической школой для большинства участников Съезда народных депутатов РСФСР.

В то же время полупрофессиональный и слишком политизированный характер Съезда и Верховного Совета РСФСР обусловил то, что за бортом формирующейся политической элиты страны осталось большинство членов этих органов. Сегодня наибольший шанс попасть в число представителей политической элиты имеют депутаты Федерального Собрания, которые связали свою судьбу с профессиональной деятельностью в высших эшелонах исполнительной власти; депутаты - лидеры общероссийских политических партий; депутаты, которые в силу своего личного влияния и попу-лярности (независимо от того, войдут ли они вновь в Парламент) воздействуют на политический процесс. В дальнейшем выборы в российский Парламент будут основным и кратчайшим путем попадания политиков из регионов в состав общенациональной политической элиты.

 

11. Политические партии: понятие, функции, виды

В системе политических отношений важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.

Раскрывая сущность и место партии в политической системе общества, необходимо показать, что партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским обществом, участвующим во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, к влиянию на политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий, С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.

От других политических институтов партию отличают ее характерные особенности и признаки, свойственные ей функции. Следует остановиться на основных особенностях политической партии как организации идеологического порядка, носителя определенной идеологии; как объединения, относительно продолжительного во времени; как организации, стремящейся к завоеванию и осуществлению политической власти; как организации, стремящейся к обеспечению себе массовой поддержки.

Сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, поэтому партия является определенной группой политических интересов.

Наиболее ярко место партии в политическом процессе демонстрируют функции партии (социального представительства, социальной интеграции, формирования общественного мнения; социализации личности; борьбы за власть или участие в политической власти; участия в аппарате государственной власти, в формировании политической системы; кадровая функция; функция разработки и осуществления политического курса). Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.