скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Политология как составная часть общественных наук, ее основные разделы

Главными ценностями общества, согласно идеологии консерватизма, являются «семья», «порядок», «духовная культура», «народ», «Родина» (государство). Политическая философия консерватизма достижения свободы видит в сохранении фундаментальных духовных ценностей, религии, морали, культуры, традиций, патриотизма. Сохранение этих ценностей позволяет чувствовать себя человеком свободным, отличать себя от животного мира. В своих программах политические партии консервативного толка всегда выступают за усиление государства, ибо государство, с их точки зрения, является организатором народной жизни. Деятельность против государства объявляется неполитической.

Под социализмом понимается социально организованное, социально защищенное общество, которое бесконечно совершенствуется на ценностях солидарности, социальной обеспеченности, справедливости. Процесс бесконечного совершенствования общества на этих ценностях – это и есть социализм. Социализм невозможно построить. Социализм, в трактовке идеологии социал-реформизма, есть процесс бесконечного движения. (Э. Бернштейн: «Движение – все, конечная цель – ничто»). Движение к социализму становится возможным лишь при определенном уровне материальных предпосылок. Такой основой является достижение капитализмом уровня развития, при котором в экономике доминирует не частный капитал, а ассоциированный. На этой основе происходит разделение функций владения и распоряжения капиталом. Капитал превращается в силу общественную. Каждый имеет возможность приобрести акции и стать совладельцем собственности. При наличии таких условий становится возможным совершенствовать общество на ценностях солидарности, социальной справедливости, социальной обеспеченности. Движение к социализму происходит постепенно, эволюционно. Широкие слои населения интегрированы в существующую систему экономических отношений, поэтому любые радикальные реформы в обществе подрывают солидарность и социальную защищенность граждан, то есть базовые ценности социализма. Революции несовместимы с социализмом, ибо революция это диктатура одной части населения над другой, это есть уход от демократии, а социализм и демократия неразделимы.

15. Марксизм, социал-демократия как политические идеологии

Идеология социал-реформизма оформилась в конце XIX в. Основной вклад в разработку социал-демократической идеологии внесли Э. Бернштейн, К. Каутский, А. Бебель и другие. Важнейшие идеи современного социал-реформизма изложены в концепции «демократического социализма». Основными ценностями данной идеологии провозглашаются солидарность, социальная справедливость (как равная свобода для всех, обеспеченная жизненными возможностями), социальная обеспеченность, экологическая безопасность, сохранение мира. Реализация этих ценностей возможна только на пути движения к социализму.

Движение к социально организованному обществу предполагает всяческое содействие развитию политической, экономической и социальной демократии.

Основной целью развития политической демократии является преодоление отчуждения людей от власти. Достичь этого можно, лишь привлекая граждан к реальному управлению государственными и общественными делами. В современных условиях это возможно лишь через развитие местного самоуправления. В программах социал-демократических партий предусматривается перераспределение полномочий между центральными и муниципальными органами власти в пользу последних, в том числе и налогов. Развитие экономической демократии должно способствовать преодолению отчуждения людей от собственности и результатов своего труда. Это возможно посредством создания такой экономической системы, которая бы утверждала контроль общества над экономикой и использование ее богатства в интересах всего общества. Для этого необходимо, чтобы государство играло активную роль в экономике. Требуется также привлечение трудящихся к участию в управлении предприятием и распределению прибыли. Развитию экономической демократии также способствует ограничение частной собственности, (но частная собственность при этом не отвергается), расширение системы прогрессивного налогообложения, создание условий для увеличения количества акционеров. Большая прослойка акционеров является основой экономической и политической стабильности. Цель развития социальной демократии состоит в обеспечение социальной защиты всех граждан, поскольку общественное богатство воспроизводится усилиями всех. Для этого программы социал-демократических партий предусматривают реализацию права на труд, бесплатное образование, отдых, лечение, строительство дешевого муниципального жилья, социальное страхование и т. д. Не допускаются существенные социальные различия. Социал-демократические партии выступают за решение социальных проблем на государственном уровне. Общенациональный союз предпринимателей, профсоюзы и государство заключают соглашение о росте заработной платы безотносительно роста производительности труда в отдельных отраслях. Гарантом соглашения выступает государство.

16. Анархизм, экологизм, феминизм и религиозный фундаментализм как идеологии современности

Идеология мирового анархизма начала формироваться в 40-70-х годах ХІХ века, как международное явление анархизм существовал в Австрии, Италии, Испании, Португалии, Франции, Швейцарии, России и др. государствах где была многочисленной мелкая буржуазия.

Ядро идеологии мирового анархизма разрабатывали Ж.П. Прудон, который ввёл термин «анархизм», Ж. Грав (Франция), М. Штинер (Германия), Годвин (Англия), М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин (Россия).

К основным моментам идеологии анархизма следует отнести: во-первых, отрицание любой власти, не только государственной; во-вторых, отрицание общественной дисциплины, необходимость подчинения меньшинства большинству; в-третьих, проповедь свободы для каждой отдельно взятой личности. Анархисты отрицали необходимость создания и использования во время революции органов новой власти вместо старой, свергнутой ею, что объясняется индивидуализмом: «Нельзя быть анархистом, не будучи индивидуалистом», - отмечал неоанархитст Д.Гэрен.

Мировоззрение анархизма строится на базе идеализма, метафизики, непринятия диалектики развития общества, непонимания классовой борьбы как движущей силы прогресса общества.

Идеологи анархизма стремились не только увлечь за собой народные массы, но и предпринимали попытки вызвать и возглавить революцию.

Идеологии анархизма свойственны иррациональные черты, проявляющиеся в волюнтаризме, ставящему волю личности выше воли общества.

Разнородный социальный состав обусловливает мозаичный, эклектичный характер идеологии альтернативистов. Ей свойственна критическая направленность в отношении многих явлений современного общества, доходящая до полного отрицания существующего социального строя. Заметно и влияние анархизма, то есть идеи безгосударственного устройства общества.

Программы альтернативных движений включают широкий спектр требований: защита природы, устранение угрозы ядерной войны, воспитание людей в духе новых ценностей, полная занятость и участие трудящихся в управлении производством, прекращение всех форм дискриминации и др.

Haиболеe заметную роль в современном мире играют следующие движения: за новый стиль жизни, экологическое и антивоенное. Набирают силу молодежные, феминистские и правозащитные выступления.

В идейном отношении наиболее разработанными являются программы экологических движений, особенно "зеленых". Это общественно-политическое движение возникло в конце 70-х - начале 80-х гг. Программные положения партий "зеленых" включают широкий круг требований: охрана природы и среды обитания человека, подчинение хозяйственной деятельности требованиям экологического императива, ликвидация крупных экономических структур, проведение мер по обеспечению полной занятости и участию трудящихся в управлении, демократизация государства, защита мира, полное уничтожение оружия массового поражения и др.

Экологическое движение начинало с привлечения внимания общественности к решению глобальных проблем современности и тотальной критики буржуазного общества и его политических институтов. Постепенно сложилось реформаторское крыло, связанное с пересмотром отдельных буржуазных ценностей, а не с оппозицией системе в целом. Но внутри экологического движения есть и течение экоправых, которые придерживаются той точки зрения, что только тоталитарное государство, отменяющее демократические свободы, может предотвратить хаос и экологическую катастрофу.

Идеология антивоенного движения объединяет целый спектр идей, обосновывающих необходимость борьбы против милитаризма, военной опасности и применения насилия в решении политических проблем. В 1920-30 гг. возникли первые пацифистские общества и началось быстрое распространение их идеологии. (Пацифизм отрицает всякие войны, вне зависимости от их характера и цели, осуждает любую вооруженную борьбу, влекущую за собой человеческие жертвы.) В настоящее время в антивоенном движении наблюдается тенденция перерастания его в движение за выживание человечества, за безъядерный, ненасильственный мир.

К альтернативным движениям относятся и так называемые "гражданские инициативы" - их наиболее распространенная, но наименее организованная форма. Центральный момент их деятельности - это борьба за удовлетворение каких-либо конкретных требований, а также разработка и реализация социальных проектов. Близки к "гражданским инициативам" организации альтернативного образа жизни, пытавшиеся изменить жизнь общества путем создания общин и коммун, альтернативных предприятий и организаций.

В целом для альтернативных движений характерно то, что входящие в них организации имеют зачастую большую поддержку, чем традиционные партии, но их развитие сопровождается спадами и подъемами активности. Они порождают новые формы социальной жизни и организации, сплачивают, соединяют людей, формируют основу для единства действий различных слоев и групп населения. Следует отметить, что элемент стихийности, свойственный новым социальным движениям, может породить иногда и деструктивные действия, особенно в случае усиления националистических настроений.

Фундаменталисты выступают за переустройство общества на основе установок раннего ислама и концепции халифата. Причем, одни стремятся возродить доктрины Мухаммеда в полном объеме, а другие - выборочно. В Средней Азии усиливается влияние ваххабизма - фундаменталистского направления в исламе, выступающего за возвращение к первоначальному исламу, отказу от роскоши, песен и танцев, от употребления вина и табака. Сторонники этого течения жестоко расправляются с отступниками от веры. Они создали организацию боевиков, которая носит название "Братья-мусульмане" и имеет свой центр в Саудовской Аравии.

 

17. Общественные группы и группы интересов: понятие и виды

Общественно-политические организации и движения - это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем "давления" на публичную власть. Они представляют собой "группы интересов", которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

В современной политологии группы интересов определяются как добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношения как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. Их способ действий - убеждения, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например, забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти; воздействие на процесс принятия политических решений.

Таким образом, общественные организации можно определить как добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Общественные организации и объединения - это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Они могут существовать вне политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе. Поэтому партии всегда борются за привлечение на свою сторону своих союзников - общественно-политических организаций.

Признаками общественно-политической организации является ее широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные, национальные и экологические движения.

Далее необходимо охарактеризовать типы, характер, функции общественно-политических организаций и движений. Можно выделить в соответствии с, группами интересов общественные организации и движения в экономической сфере и сфере труда, или социально-экономические; в социальной сфере; в сфере отдыха и досуга; в сфере религии, науки и культуры; в общественно-политической сфере, кроме политических партий; региональные и др. Задача общественных организаций - выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества. Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления - таковы основные типы общественно-политических организаций.

Важным элементом политической системы являются также и общественные движения. В общественных движениях участвуют граждане, которые в той или иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное консенсусное объединение людей с целью защиты общественных интересов. Общественно-политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и степени действий. Выделяются действия пассивные - простой интерес к политике» более активная форма ^ выступления на митингах, участие в массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой общественно-политической активности можно считать членство в политической партии.

В ходе становления демократической политической системы в нашем обществе важным условием является создание механизма эффективного выявления, формирования, согласования и реализации интересов различных социальных групп и слоев. Это определяет повышение роли общественных организаций и движений в политическом процессе. Через различные публичные акции, такие, как агитация, принятие и предъявление власти петиций, обращений, заявлений, проведение митингов, демонстраций, пикетирований, общественно-политические организации непосредственно влияют на власть.

18. Конституции: понятие, признаки, виды, функции

Конститу́ция — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Конституции принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.

Писаные конституции представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании, конституция Финляндии).

Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).

Право принятия конституции может быть предоставлено учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии), избирательному корпусу посредством референдума (конституция Франции, конституция Турции) или главе государства (конституция Ирана, конституция Афганистана). Последняя категория называется октроированными ("дарованными") конституциями.

Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений.

При раскопках на территории современного Ирака в 1877 году было обнаружено свидетельство о самом раннем юридическом кодексе, изданного шумерским царем Уруинимгином города Лагаш около 2300 г. до н.э. Сам документ не найден, однако известно, что он давал некоторый набор прав жителям города.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.