скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Влиятельные религии в России

Большинство сект объявляют не нужными православные храмы, однако, создают свои храмы или дома для совершения обрядов, более простые, профанные и приземленные.

Православие считает, что в духовно-мистической жизни Церкви активно участвуют и усопшие христиане. Православие не признает абсолютной смерти человека и верит в воскресение мертвых. Православная Церковь состоит из трех непрерывно взаимодействующих, общающихся между собой уровней: Бога, невидимого («небесного») и видимого («земного») миров. Отсюда вытекает православная практика изображения святых подвижников на иконах и обращения к ним с молитвенными просьбами о помощи. Святость души христианского подвижника передается его телу и даже его вещам. Об этом написано в некоторых книгах Ветхого и Нового Заветов. В святых прославляется Иисус Христос. Поэтому в Православии с древнейших апостольских времен существуют поклонение мощам святых и выполнение над ними ключевых обрядов наиболее важных Таинств.

Многие секты отрицают существование души, жизнь после смерти тела и воскресение, общение с усопшими. С другой стороны, есть секты, верящие в переселение душ, ненужность тела, а также во зло (греховность) материи. Но они практически никогда не молятся за усопших, обычно не имеют своих святых, а почитают таковыми живых руководителей сект.

Все предметы и вещи, используемые в православном богослужении, кроме своего прямого функционального назначения, имеют и разноплановое символическое содержание, напоминающее о конкретных событиях Нового и Ветхого Заветов. Однако Православие отвергает спекулятивные эзотерические толкования своих символов, не принимая изощренного и субъективного умствования.

Все секты, отрицая или извращая православную символику, создают свои системы символов и свои толкования их (иногда строго засекреченные). Некоторые секты используют элементы православной символики, но вкладывают в нее свое извращенное содержание. Наиболее деструктивные секты зачастую применяют православную символику для действий, направленных на осквернение христианства. Есть секты, наносящие своим членам специальные татуировки в соответствии с уровнями посвященности.

В истории человечества часто наблюдаются процессы появления новых верований, расколов, ересей и сект, претендующих на религиозную истинность. Православие объясняет это вмешательством темных сил зла и лжи, а также влиянием отрицательных качеств конкретных людей: гордыни, тщеславия, трусости, ограниченности, заблуждения, лукавства, страстности и т.п. По мнению Православия, всякая ересь есть не открытие новой истины (или якобы возврат к забытой), а отпадение от полноты и цельности жизни в Боге, что сказывается, прежде всего, на внутреннем устроении сектантов. Православие, действуя в исторически изменяющемся мире, осуществляет и свое гармоничное развитие. Однако основа Православия, данная самим Богом, строго неизменна. За этим тщательно следит соборное сознание Православной Церкви, что с апостольских времен осуществляется через Иисуса Христа в Духе Святом. Поэтому несовершенства и греховность отдельных христиан или священнослужителей не действуют и не способны повлиять на святость и чистоту учения Православной Церкви в целом.

Секты часто меняют и адаптируют свои учения, исходя из конъюнктурных соображений и в зависимости от того, кто стоит во главе их. Отклонение в поведении и привычках руководства секты может радикально изменить все ее учение. Большинство культов (особенно атеисты и примыкающие к ним оккультно-мистические учения) имеет в своих учениях утопические программы овладения миром, покорения Природы и создания нового типа управляемого человека (якобы на самом деле свободного) как одну из главных целей.

При сравнении православного и сектантских вероисповеданий нужно знать также то, что христианская и языческая символика и, даже, терминология зачастую имеют некоторое внешнее сходство. Однако их сущность и назначение глубоко и принципиально различаются. Кроме того, в целях борьбы с деструктивными культами (замена содержания праздника и т.п.), для церковной рецепции культуры (бережного учета ее местных особенностей, не противоречащих православному вероучению) или по объективным космологическим причинам (природные циклы и т.п.). Православие специально совместило даты некоторых своих и отмененных языческих праздников.

Секты активно спекулируют на внешней похожести формы некоторых православных и языческих символов и терминов, в частности, обвиняя Православие в язычестве. Чаще всего объектом нападок является православный Крест.

Из вышеизложенного следует, что православное вероучение на самом деле по своей внутренней сути принципиально отличается от деструктивных культов. Оно не сводимо ни к одному из них, в том числе к пытающимся претендовать на всеохватность и универсальность. Оно несовместимо с экуменизмом и любой эклектикой. В силу полноты вероучения Русская Православная Церковь – российская религиозная организация, имея веру наднациональную и сверх-государственную, всегда реально стремится к усилению, единению и развитию нашей страны, к гармоничному воспитанию всех ее граждан на основе национального самосознания. Истинный гармоничный патриотизм характерное свойство всех поместных православных Церквей.

Иные христианские объединения

 

Католицизм

Католицизм является крупнейшим по численности современным направлением мирового христианства. Католическая церковь объединяет в себе около 900 млн. верующих. Католицизм исповедуют главным образом в Италии, Испании, Франции, Португалии, Польше и в странах Латинской Америки. Практически все специалисты по религиям относят католицизм к культуро-созидательным и государственно-образующим религиям.

Католичество преимущественно состоит из духовных орденов, мужских и женских ассоциаций: иезуитов, бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев и т.д. Существуют также религиозные общины: пассионарии, редемптористы, винцентиане, мариане и т.д. Некоторые католические дви­жения активно участвуют в политике (в том числе и российской), например, иезуиты и «Опус Деи».

В России католицизм исторически существует преимущественно на этнической основе: немецкие, польские и иные этнические группы. Для этих групп католицизм, безусловно, играет позитивную роль. Однако тема католицизма в нашей стране становится сейчас актуальной также и для правоохранительных органов в связи с интенсификацией и расширением их деятельности, усилением их противостояния с традиционными для нашей страны религиозными течениями, прежде всего, православием. Определенные противоречия наблюдаются между католичеством и протестантизмом. Это зачастую порождает социальную напряженность, принимающую иногда даже противоправный характер. Сотрудникам правоохранительных органов необходимо знать, что расхождения между католицизмом и православием (а во многом и с протестантизмом) носят не конъюнктурный политический характер, но вызваны серьезными и глубокими противоречиями в вере. Поэтому в настоящем разделе сделан акцент на тех вероучительных и иных особенностях католицизма, которые вызывают означенные негативные явления в российском обществе.

Слово «католический» – греческого происхождения, означает «всеобщий, всецелый, всемирный». Исходя из распространенности именования Рим­ской церкви как католической, оно считается условным для нее.

До середины XI века восточные и западные христиане, несмот­ря на частые разногласия, находились в единстве. Восточные христиане объединялись в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные в один – Римский, в котором патриарх носил древний титул папы.

В силу различных, в первую очередь богословских, а также политических и этнокультурных причин между западными и восточными христианами постепен­но нарушалось согласие в понимании единства Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что собор­ной (всеобщей, католической) Церковью является каждая христи­анская община, совершающая Евхаристию по бла­гословению местного кано­нического (то есть законно­го) епископа.

Первыми по чести сре­ди всех епископов Древней Вселенской Церкви считались епи­скопы (патриархи) Рима, Константинополя, Алексан­дрии, Антиохии и Иерусали­ма. Но благодать и власть у всех епископов была абсолютно одинакова: ни один из них не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа без при­глашения. В Риме же постепенно в силу ряда причин власть папы стали понимать по иному. Папы пришли к мнению, что их власть распространяется на всех епископов и христиан во всем мире.

В соответствии с учением древнего христианства (и большинства современных христианских направлений) Главой Вселенской Церкви и ее единственным Первосвященником неизменно был, есть и будет Иисус Христос. Верховной человеческой властью в земной Церкви христиане всегда наделяли со­бор епископов, беря пример с апостолов, которые важные реше­ния принимали на своем соборе в единстве духа и веры. Ни один апостол не имел права сам решать, что обязательно для всех остальных. Подобные постановления готовились только всеми вместе. Рим упразднил это традиционное правило и провозгласил, что папа самостоятельно распоряжается всеми вопросами во всей Церкви. В конце концов, власть папы была поставлена даже выше полномочий Вселенских соборов, с чем восточные христиане согласиться не могли, потому что это не соответствовало богословским и историческим основам христианства.

Окончательный разрыв единства западных и восточных христиан случился по инициативе Рима. В 1054 г. посланник па­пы на переговорах с восточными христианами обвинил православных в том, что они изъяли из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца: «Ве­рую... и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго». Он требовал, чтобы было «Иже от Отца и Сы­на исходящего». Позднее католики признали ошибочность претензий посланника, но исправить положение не смогли. Посланник папы пре­дал анафеме (отлучению от Церкви) Константинопольского патриарха и всех, находящих­ся с ним в единстве. В ответ на это Собор православных еписко­пов в Константинополе предал анафеме самого посланника папы и, на ос­новании действительного самовольного изменения Символа веры Римом, вычеркнул папу из списка поминаемых на богослужении патриархов.

История изменения Символа веры вкратце такова. Текст Сим­вола веры был принят на I и II Вселенских соборах, а III Вселен­ский собор запретил вносить в него изменения. В нарушение этого запрещения в некоторых областях Западной церкви с VII века к Символу веры стали добавлять слова «и Сына» (по латыни «Filioque»), вопреки словам Христа, что Святой Дух исходит от Отца. С этим искажением Символа веры первоначально боролись даже сами римские папы, но в начале XI века все же утвердили Символ веры в его новом измененном виде. До сих пор «Filioque» остается главным препятствием к восстановлению единства Рима с православием. Это нововведение имеет весьма серьезное богословское значение, влекущее конкретные последствия в духовной, нравственной и социальной жизни. По мнению православных богословов Filioque – точка разрыва между восточной и западной Церковью.

Второе серьезное препятствие притязание римского папы на власть над всей Христианской церковью (так называемый «примат папы»). Поместные православные церкви осознают себя совершенно самостоятельными в своих внутренних делах, отвергают властолюбие и могут, в случае восстановления единства, согласиться только с первенством чести (но не власти) римского первосвященника.

Первый Ватиканский Собор (20-й экуменический собор католической Церкви) утвердил догмат о непогрешимости папы. 18 июля 1870 года этот Собор торжественно принял положение, согласно которому всякий раз, когда папа говорит «ex cathedra – экс катедра» (лат. с кафедры) по вопросам веры и морали, его слова обладают высшим авторитетом. Непогрешимость папы утверждается и в некоторых других ситуациях. Это же подтвердил II Ватиканский Собор (1962 – 1965 гг.) в 1963 г. На этом Соборе была подтверждена безошибочность папы, даже когда он не говорит «ex cathedra». Собор заявил, что «определения его справедливо называются непреложными сами по себе, а не из согласия Церкви… не нуждаются ни в каком ином утверждении и не подлежат никакой апелляции в другой суд». По сути дела, папский примат представляет собой фундамент, на котором зиждется институт папской власти. Римский папа называется верховным понтификом, заместителем Христа, средоточием единства Церкви, ключником Царства Небесного, Верховным или Римским Первосвященником и т.п.

Но в истории известны неоднократные случаи, когда, к сожалению, папы явно заблуждались, бывали еретиками, преступниками и когда ошибались даже Соборы. Православие, указывая на эти случаи, а, также, основываясь на обещании Иисуса Христа, что врата ада Церковь не одолеют, верит в непогрешимость только всей Церкви в целом и отвергает претензии на непогрешимость какого бы то ни было человека. Православие считает непогрешимым только Богочеловека Иисуса Христа и не берет в толк, как в Церкви при непрерывном присутствии Иисуса Христа может появиться Его «заместитель». Кроме того, согласно Новому Завету, единственным и незаменимым Первосвященником у христиан является Сам Иисус Христос.

Другое важнейшее отличие в вере состоит в том, что Римская церковь считает благодать сотворенной, то есть чем-то принципиально отличным от Бога. Это означает невозможность непосредственного общения Бога с человеком. Опыт и богословие православия осознают благодать несотворенной, то есть причастной Божеству, и видят в ней главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом.

Имеется и множество других особенностей католической веры, отличающих ее от православия.

Например, по католическому учению о спасении, христианин должен жить благочестиво, каяться и творить добрые дела не только ради спасения души, но еще и для принесения разгневанному грехами Богу удовлетворение за грехи, чтобы избежать наказания после смерти. В отношения человека с Богом привносится рационалистически-юридический аспект. Католики утверждают, что святые и подвижники делают добрых дел больше, чем это необходимо, и таким образом создается «сокровищница заслуг». Эти заслуги Римская церковь перераспределяет (в прошлом это делалось за деньги) в виде «индульгенций» (милость, снисходительность) тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. «Индульгенции», по мнению католиков, помогают сократить временные загробные мучения, которым подвергаются грешники в чистилище (особом месте испытаний, существующем, по учению Рима, отдельно от рая и ада).

В католическом вероучении есть особые догматы о Пресвятой Богородице. Утверждается, что Дева Мария от рождения стала свободной от первородного греха, подобно Адаму и Еве до грехопадения. Таким образом, ока­зывается, что еще до искупительной жертвы Христа стала возможной всецелая святость хотя бы одного человека (пусть даже и Богоматери). Тогда подвергается сомнению Богочеловечество Иисуса Христа: истинно ли человеческую природу воспринял Он от Богоматери? В связи с принятым в 1950 г. догматом о телесном вознесении Божией Матери на небо Рим учит, что Богородица умерла добровольно (ведь в случае свободы от первородного греха, Она была бы не­подвластна смерти) и стала вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества. Здесь серьезное противо­речие с учением о Христе как о единственном Посреднике между Богом–Отцом и людьми.

«Filioque», папская непогрешимость, тварная благодать – это серьезнейшие отличия от православной веры, которые привнесли значительные изменения во весь строй духовной жизни западных христиан. Кроме расхождений в вере, существует и разница в богослуже­нии, церковном устройстве и управлении, праздниках, кален­даре и т.д.

Православие не согласно с совершением крещения обливани­ем или кроплением (вместо полного погружения в воду), с упот­реблением на Литургии, называющейся у католиков Мессой, бес­квасного (пресного, недрожжевого) хлеба и причащением мирян только Телом, но не Кровью Господа; с отказом причащать младенцев и сокращением подготовительного поста перед Евхаристией до одного часа. Для православных, например, бесквасный хлеб является символом ветхозаветной пасхи, времени ожидания пришествия Христа Спасителя.

Особенностью римо-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства или целибат, хотя Священное Писание не ставит безбрачие условием исполнения священнических обязанностей. Более того, счи­тающийся у католиков основателем папства апостол Петр был женат. В дополнение к существующим с апостольских времен во Вселенской церкви трем степеням священства введен еще особый сан кардинала (совмещающий в себе: сан духовности, титул знатности и чин административной должности). Кардиналы считаются высшими духовными лицами после папы, сейчас их около 150. Они образуют так называемую священную коллегию, которой принадлежит право выбирать римского папу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.