скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Влиятельные религии в России

8)   Церковь адвентистов седьмого дня (АСД).

9)   Новоапостольская церковь (НАЦ).

10)                                                                                                                                          Религиозное общество «друзей» (квакеры).

Кроме того, действуют многочисленные псевдохристианские течения, из которых наиболее заметны:

11)                                                                                                                                          Общество христианской науки (CHRISTAN SCIENCE SOCIETY).

12)                                                                                                                                          Общество «Свидетели Иеговы».

13)                                                                                                                                          Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны).

14)                                                                                                                                          Церковь Христа (ЦХ) (Бостонское движение).

15)                                                                                                                                          Этика поведения (ЭП).

 

Буддизм

Общие особенности буддизма

Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. Он распро­странен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Ин­дии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри-Ланке и др.

После двух с половиной тысяч лет своего существования буд­дизм представляет собой сложный комплекс систем и учений, сфор­мировав­шихся на протяжении веков из начального учения Будды. Внутри этого духовного и религиозного пространства в буддистской традиции сосуществуют сегодня многие местные народные традиции, которые смешались с проповедью Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакья, прозванного Буддой (563-483 до Р.Х.).

В настоящее время в мире насчитывается около 400 млн. испо­ведующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монахов-буддистов. Буддизм сочетает в себе свойства религии, включающей в себя систему вероопределений и нравственных принципов, с утонченными философскими размышлениями и проницательным психологическим истолкованием человека. В условиях, когда западный мир все дальше отходит от традиционных религиозных и нравственных ценностей, многие вожди современного буддизма пытаются предложить разочарованным и духовно дезориен­тированным людям свое вероучение в качестве альтернативы. Психология и философия буддизма стали компонентами многих со­временных неоязыческих движений, старающихся привлечь человека, уставшего от давления технологического прогресса. В противоположность христианству личному спасению во Христе буддизм предлагает путь к нирване, где лишившаяся индивидуальности и всех личных качеств душа должна слиться с абсолютным «ничто». В западных странах основываются будди­стские монастыри, которые ведут миссионерскую работу, главным образом, среди городского населения.

Буддизм не остался единой религией. Одна из главных причин разногласий в буддизме – это вопрос о том, кем был Будда: человеком или богом. После II века в резуль­тате смешения буддизма с другими религиозными традициями от первоначального учения отделилась новая ветвь. В итоге буддизм разделился на тхераваду («учение старейших») или хинаяну («малую колесницу»), соответствующую его первоначаль­ной форме, и махаяну («большую колесницу»), являющуюся его позднейшей измененной формой.

В Китае и Японии получила пре­имущественное распространение махаяна, например, в форме дзэн (или чань) – буддизма. Ламаизм в Тибете и Монголии синтезировал элементы хинаяны и махаяны. В странах Юго-Восточной Азии преобладает хинаяна. Вкратце, хинаяна и махая­на различаются следующим образом. В первой форме главной целью буддиста является достижение индивидуального спасения в Нирване в качестве архата («достойного»). Вторая создала пантеон бодхисаттв (существ, стремящихся к просветлению), чей альтруистический подвиг состоит в том, что они добровольно от­казываются от пребывания в нирване ради служения ближним и указания им пути к освобождению.

Будда никогда не отвергал богов, которым поклонялись его со­временники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели – про­светлению, нирване. С таким отношением Будды к политеизму связано возникновение в буддизме культа многих богов, среди которых – традиционные индийские божества, а также сам Буд­да и некоторые из его последователей. Многие азиатские народы, перенявшие эту религию, приняли Будду за сверхъестественное­ существо, создав множество форм богослужения, праздников, святилищ, храмов и т.д.

Главным священным текстом буддизма является Трипитака («три корзины»), содержащая поучения Будды, систематизи­рованные комментарии к ним и дисциплинарные правила для монахов. На протяжении веков возникли и другие священные кни­ги, связанные с местными традициями.

Основой структуры буддизма являются сангхи (монашеские общины или вообще совокупность всех верующих в Будду), в которые идет отбор только здоровых людей. Центрами религиозной жизни буддизма становятся обычно монастыри, куда стекаются верующие в Будду. Предметами по­клонения являются Зуб Будды, останки различных учеников Буд­ды или других духовных учителей этой религии, священное дере­во, под которым к Будде пришло просветление, и статуи Будды. Останки сохраняются в особых строениях, которые называются ступами. Богослужение включает в себя молитвы Будде, обеты со­блюдения основных обязанностей и жертвоприношение цветов, свечей и пищи статуям Будды. Одной из молитв является провоз­глашение «тройного убежища»:

·      прибегаю к Будде;

·      прибегаю к Дхарме (учение);

·      прибегаю к Сангхе.

Слушание проповеди также считается делом, которое способ­ствует награде в будущем. Важнейшим делом для каждого буддиста является медитация, самопогружение, достигаемое с помощью оп­ределенных технических методов. Почтение к Будде выражается также в праздниках (например, рождение Будды, его Просветле­ние и др.).

Для того чтобы достичь нирваны, необходима аскеза в тече­ние многих жизней. Самым идеальным способом осуществления этого учения является монашеская жизнь. Монастырей в Азии очень много, и их населяют тысячи монахов. Образ жизни их очень прост. Он способствует тому, чтобы монахи без помех предава­лись медитации – особому методу сосредоточения, который при­водит к отрыву от вещей этого мира и к тому, что они называют просветлением.

Становление буддизма и его ветви

Жизнь Будды можно условно разделить на три периода: вре­мя наслаждений, время сомнений и время просветления. Время наслаждений – 563-534 гг. до н. э.

Сиддхартха Гаутама родился в семье, принадлежавшей к аристократической семье пра­вителя маленького государства, касте воинов (кшат­риев) племени шакья, в городе Капилавасту, расположенном на северо-востоке Индии (теперь территория Непала). Традиция гласит, что отец Сиддхартхи стремился запереть сына в стенах дворца, чтобы тому не пришлось видеть никаких страданий – ни старости, ни болезней, ни смерти, ни нищеты. Но однажды Сиддхартха все же вышел за пределы дворца и столкнулся с человеческими бедствиями и горем. Это пережива­ние оставило в душе Гаутамы глубокий след. Он разочаровался в своем благополучии, проблема страданий камнем легла на его сердце. Он стал искать ответ на вопрос: откуда в жизни несчастье?

Время сомнений – 534-528 гг. до н.э. Столкнувшись со страданиями, Сиддхартха оставил свою семью, жену и маленького ребенка, расстался с роскошью и богатством, начал другую жизнь. Он посвятил себя поиску причины страданий и способа, позволяю­щего избегать их. Увлеченный примером встреченного на дороге монаха, Сид­дхартха стал вести крайне аскетичную жизнь. После шести лет ограничений в еде Гаутама настолько ослаб телом, что едва не утонул, купаясь в реке. Ему даже пришлось ухватиться за ветку дерева, чтобы вытащить себя на берег. И тогда Сиддхартха по­нял, что в аскетических крайностях он не найдет ответа на свои вопросы.

Время просветления – 528-483 гг. до н.э. Однажды Сиддхартха отправился в город под названием Бодх Гайя, где уселся под фиговым деревом на берегу реки. Он поклял­ся не вставать до тех пор, пока не достигнет состояния просвет­ления, и предался глубокой медитации. Пока Сиддхартха медитировал, его искушал повели­тель смерти Мара. Однако Сиддхартха устоял перед всеми со­блазнами и спустя некоторое время (одни говорят, что прошла ночь, другие – 49 дней) достиг просветления и стал Буддой, что означает «просветленный». (С этого момента он называется Сиддхартху Буддой.) В наши дни в Бодх Гайе находится главная святыня буддийского мира, храм Махабодхи (храм Великого про­светления).

Будда назвал свой путь к просветлению Срединным путем, потому что он лежал в стороне и от крайних излишеств, и от край­него аскетизма, которые принесли Будде одни страдания. Вско­ре после своего просветления Будда направился в Бенарес, где в Оленьем парке произнес свою первую проповедь, содержание которой стало известно как четыре Благородные истины. В кон­це концов у Будды появились тысячи последователей, живших в общинах, которые называются Сангхами.

Гаутама систематизировал для учеников свое учение. Его глав­ными составляющими являются «четыре благородные истины»:

• в жизни существует страдание;

• причина страдания – желание;

• страдание исчезает, когда искореняется желание;

• следуя восьмеричному пути, можно достичь просветления.

После сорока пяти лет проповеди своего учения Будда скон­чался, вероятно, от пищевого отравления. Последними его сло­вами, как утверждают его последователи, были: «Разрушение присуще всем сложным вещам! Прилеж­но трудитесь во имя своего спасения». Сразу после смерти Гаутамы 500 его учеников собрались и составили жизнеописание и свод высказываний учителя. Просветление, согласно мнению собравшихся, достигалось знанием и исполнением учения Будды. Только один из участников не согласился с общим мнением соб­рания, и с тех пор его последователи считают, что просветление достигается постижением божественной сущности Будды.

Активным последователем Будды был царь Ашока, правивший Индией с 274 по 232 год до Р. X. Вначале он был ца­рем-воином, но во время одной из битв испытал такое отвраще­ние к кровопролитию, что решил отказаться от участия в войнах. Впоследствии он обратился к буддизму и посвятил его распрос­транению все свои силы и средства. В течение первых двух сто­летий буддизм не выходил за пределы Индии. Ашока отправлял буддийских миссионеров во многие районы Индии, а также в Си­рию, Египет, Кирену, Грецию, Шри Ланку, Мьянму и Таиланд.

Примерно в то же время в буддизме наметился серьезный раскол. Главным стал вопрос о том, кому доступно просветле­ние: всякому человеку или немногим избранным. Те буддисты, которые считали, что просветление доступно всем, образовали течение махаяна («большая колесница»), а те, кто полагал, что просветление доступно лишь немногим преданным (например, монахам), – хинаяна («малая колесница»). Обидевшись на уни­чижительный оттенок этого названия, последние стали называть себя буддистами течения тхеравада, что означает «учение ста­рейшин». Различие в устремлениях приверженцев этих двух ветвей буд­дизма наиболее ярко проявилось в том, кем они хотят стать: бод-хисатвами или архатами. Бодхисатва (термин махаяны) – это че­ловек, достигший просветления, но из сострадания к непросвет­ленным отказывающийся от нирваны, чтобы вернуться к ним и провести их своим путем. Архат (термин тхеравады) – это чело­век, который заботится о собственном просветлении больше, чем о просветлении окружающих. Его главная задача – самому до­стичь просветления, избавившись от всех иллюзий.

Между этими двумя ветвями буддизма есть и другие различия. Во-первых, приверженцы тхеравады считают Будду просто че­ловеком, а не божеством. Последователи махаяны, напротив, воспринимают Будду историческим проявлением универсального Аб­солюта. Во-вторых, приверженцы тхеравады настаивают на том, что Будда может быть только один. Последователи махаяны говорят, что в прошлом сущность Будды воплощалась уже много раз и в будущем должно произойти, по крайней мере, еще одно вопло­щение – «Майтрея Будда». В-третьих, приверженцы тхеравады учат, что человек должен достичь просветления лишь своими собственными усилиями, а последователи махаяны утверждают, что бодхисатвы способны помогать людям в пути и даже могут передавать свои собственные внекармические добродетели тем, кто ищет про­светления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.