Реферат: Влиятельные религии в России
8) Церковь адвентистов седьмого дня (АСД).
9) Новоапостольская церковь (НАЦ).
10) Религиозное общество «друзей» (квакеры).
Кроме того, действуют многочисленные псевдохристианские течения, из которых наиболее заметны:
11) Общество христианской науки (CHRISTAN SCIENCE SOCIETY).
12) Общество «Свидетели Иеговы».
13) Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны).
14) Церковь Христа (ЦХ) (Бостонское движение).
15) Этика поведения (ЭП).
Буддизм
Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. Он распространен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Индии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри-Ланке и др.
После двух с половиной тысяч лет своего существования буддизм представляет собой сложный комплекс систем и учений, сформировавшихся на протяжении веков из начального учения Будды. Внутри этого духовного и религиозного пространства в буддистской традиции сосуществуют сегодня многие местные народные традиции, которые смешались с проповедью Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакья, прозванного Буддой (563-483 до Р.Х.).
В настоящее время в мире насчитывается около 400 млн. исповедующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монахов-буддистов. Буддизм сочетает в себе свойства религии, включающей в себя систему вероопределений и нравственных принципов, с утонченными философскими размышлениями и проницательным психологическим истолкованием человека. В условиях, когда западный мир все дальше отходит от традиционных религиозных и нравственных ценностей, многие вожди современного буддизма пытаются предложить разочарованным и духовно дезориентированным людям свое вероучение в качестве альтернативы. Психология и философия буддизма стали компонентами многих современных неоязыческих движений, старающихся привлечь человека, уставшего от давления технологического прогресса. В противоположность христианству личному спасению во Христе буддизм предлагает путь к нирване, где лишившаяся индивидуальности и всех личных качеств душа должна слиться с абсолютным «ничто». В западных странах основываются буддистские монастыри, которые ведут миссионерскую работу, главным образом, среди городского населения.
Буддизм не остался единой религией. Одна из главных причин разногласий в буддизме – это вопрос о том, кем был Будда: человеком или богом. После II века в результате смешения буддизма с другими религиозными традициями от первоначального учения отделилась новая ветвь. В итоге буддизм разделился на тхераваду («учение старейших») или хинаяну («малую колесницу»), соответствующую его первоначальной форме, и махаяну («большую колесницу»), являющуюся его позднейшей измененной формой.
В Китае и Японии получила преимущественное распространение махаяна, например, в форме дзэн (или чань) – буддизма. Ламаизм в Тибете и Монголии синтезировал элементы хинаяны и махаяны. В странах Юго-Восточной Азии преобладает хинаяна. Вкратце, хинаяна и махаяна различаются следующим образом. В первой форме главной целью буддиста является достижение индивидуального спасения в Нирване в качестве архата («достойного»). Вторая создала пантеон бодхисаттв (существ, стремящихся к просветлению), чей альтруистический подвиг состоит в том, что они добровольно отказываются от пребывания в нирване ради служения ближним и указания им пути к освобождению.
Будда никогда не отвергал богов, которым поклонялись его современники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели – просветлению, нирване. С таким отношением Будды к политеизму связано возникновение в буддизме культа многих богов, среди которых – традиционные индийские божества, а также сам Будда и некоторые из его последователей. Многие азиатские народы, перенявшие эту религию, приняли Будду за сверхъестественное существо, создав множество форм богослужения, праздников, святилищ, храмов и т.д.
Главным священным текстом буддизма является Трипитака («три корзины»), содержащая поучения Будды, систематизированные комментарии к ним и дисциплинарные правила для монахов. На протяжении веков возникли и другие священные книги, связанные с местными традициями.
Основой структуры буддизма являются сангхи (монашеские общины или вообще совокупность всех верующих в Будду), в которые идет отбор только здоровых людей. Центрами религиозной жизни буддизма становятся обычно монастыри, куда стекаются верующие в Будду. Предметами поклонения являются Зуб Будды, останки различных учеников Будды или других духовных учителей этой религии, священное дерево, под которым к Будде пришло просветление, и статуи Будды. Останки сохраняются в особых строениях, которые называются ступами. Богослужение включает в себя молитвы Будде, обеты соблюдения основных обязанностей и жертвоприношение цветов, свечей и пищи статуям Будды. Одной из молитв является провозглашение «тройного убежища»:
· прибегаю к Будде;
· прибегаю к Дхарме (учение);
· прибегаю к Сангхе.
Слушание проповеди также считается делом, которое способствует награде в будущем. Важнейшим делом для каждого буддиста является медитация, самопогружение, достигаемое с помощью определенных технических методов. Почтение к Будде выражается также в праздниках (например, рождение Будды, его Просветление и др.).
Для того чтобы достичь нирваны, необходима аскеза в течение многих жизней. Самым идеальным способом осуществления этого учения является монашеская жизнь. Монастырей в Азии очень много, и их населяют тысячи монахов. Образ жизни их очень прост. Он способствует тому, чтобы монахи без помех предавались медитации – особому методу сосредоточения, который приводит к отрыву от вещей этого мира и к тому, что они называют просветлением.
Становление буддизма и его ветви
Жизнь Будды можно условно разделить на три периода: время наслаждений, время сомнений и время просветления. Время наслаждений – 563-534 гг. до н. э.
Сиддхартха Гаутама родился в семье, принадлежавшей к аристократической семье правителя маленького государства, касте воинов (кшатриев) племени шакья, в городе Капилавасту, расположенном на северо-востоке Индии (теперь территория Непала). Традиция гласит, что отец Сиддхартхи стремился запереть сына в стенах дворца, чтобы тому не пришлось видеть никаких страданий – ни старости, ни болезней, ни смерти, ни нищеты. Но однажды Сиддхартха все же вышел за пределы дворца и столкнулся с человеческими бедствиями и горем. Это переживание оставило в душе Гаутамы глубокий след. Он разочаровался в своем благополучии, проблема страданий камнем легла на его сердце. Он стал искать ответ на вопрос: откуда в жизни несчастье?
Время сомнений – 534-528 гг. до н.э. Столкнувшись со страданиями, Сиддхартха оставил свою семью, жену и маленького ребенка, расстался с роскошью и богатством, начал другую жизнь. Он посвятил себя поиску причины страданий и способа, позволяющего избегать их. Увлеченный примером встреченного на дороге монаха, Сиддхартха стал вести крайне аскетичную жизнь. После шести лет ограничений в еде Гаутама настолько ослаб телом, что едва не утонул, купаясь в реке. Ему даже пришлось ухватиться за ветку дерева, чтобы вытащить себя на берег. И тогда Сиддхартха понял, что в аскетических крайностях он не найдет ответа на свои вопросы.
Время просветления – 528-483 гг. до н.э. Однажды Сиддхартха отправился в город под названием Бодх Гайя, где уселся под фиговым деревом на берегу реки. Он поклялся не вставать до тех пор, пока не достигнет состояния просветления, и предался глубокой медитации. Пока Сиддхартха медитировал, его искушал повелитель смерти Мара. Однако Сиддхартха устоял перед всеми соблазнами и спустя некоторое время (одни говорят, что прошла ночь, другие – 49 дней) достиг просветления и стал Буддой, что означает «просветленный». (С этого момента он называется Сиддхартху Буддой.) В наши дни в Бодх Гайе находится главная святыня буддийского мира, храм Махабодхи (храм Великого просветления).
Будда назвал свой путь к просветлению Срединным путем, потому что он лежал в стороне и от крайних излишеств, и от крайнего аскетизма, которые принесли Будде одни страдания. Вскоре после своего просветления Будда направился в Бенарес, где в Оленьем парке произнес свою первую проповедь, содержание которой стало известно как четыре Благородные истины. В конце концов у Будды появились тысячи последователей, живших в общинах, которые называются Сангхами.
Гаутама систематизировал для учеников свое учение. Его главными составляющими являются «четыре благородные истины»:
• в жизни существует страдание;
• причина страдания – желание;
• страдание исчезает, когда искореняется желание;
• следуя восьмеричному пути, можно достичь просветления.
После сорока пяти лет проповеди своего учения Будда скончался, вероятно, от пищевого отравления. Последними его словами, как утверждают его последователи, были: «Разрушение присуще всем сложным вещам! Прилежно трудитесь во имя своего спасения». Сразу после смерти Гаутамы 500 его учеников собрались и составили жизнеописание и свод высказываний учителя. Просветление, согласно мнению собравшихся, достигалось знанием и исполнением учения Будды. Только один из участников не согласился с общим мнением собрания, и с тех пор его последователи считают, что просветление достигается постижением божественной сущности Будды.
Активным последователем Будды был царь Ашока, правивший Индией с 274 по 232 год до Р. X. Вначале он был царем-воином, но во время одной из битв испытал такое отвращение к кровопролитию, что решил отказаться от участия в войнах. Впоследствии он обратился к буддизму и посвятил его распространению все свои силы и средства. В течение первых двух столетий буддизм не выходил за пределы Индии. Ашока отправлял буддийских миссионеров во многие районы Индии, а также в Сирию, Египет, Кирену, Грецию, Шри Ланку, Мьянму и Таиланд.
Примерно в то же время в буддизме наметился серьезный раскол. Главным стал вопрос о том, кому доступно просветление: всякому человеку или немногим избранным. Те буддисты, которые считали, что просветление доступно всем, образовали течение махаяна («большая колесница»), а те, кто полагал, что просветление доступно лишь немногим преданным (например, монахам), – хинаяна («малая колесница»). Обидевшись на уничижительный оттенок этого названия, последние стали называть себя буддистами течения тхеравада, что означает «учение старейшин». Различие в устремлениях приверженцев этих двух ветвей буддизма наиболее ярко проявилось в том, кем они хотят стать: бод-хисатвами или архатами. Бодхисатва (термин махаяны) – это человек, достигший просветления, но из сострадания к непросветленным отказывающийся от нирваны, чтобы вернуться к ним и провести их своим путем. Архат (термин тхеравады) – это человек, который заботится о собственном просветлении больше, чем о просветлении окружающих. Его главная задача – самому достичь просветления, избавившись от всех иллюзий.
Между этими двумя ветвями буддизма есть и другие различия. Во-первых, приверженцы тхеравады считают Будду просто человеком, а не божеством. Последователи махаяны, напротив, воспринимают Будду историческим проявлением универсального Абсолюта. Во-вторых, приверженцы тхеравады настаивают на том, что Будда может быть только один. Последователи махаяны говорят, что в прошлом сущность Будды воплощалась уже много раз и в будущем должно произойти, по крайней мере, еще одно воплощение – «Майтрея Будда». В-третьих, приверженцы тхеравады учат, что человек должен достичь просветления лишь своими собственными усилиями, а последователи махаяны утверждают, что бодхисатвы способны помогать людям в пути и даже могут передавать свои собственные внекармические добродетели тем, кто ищет просветления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15