Курсовая работа: Современные модели организации обучения
План нашего этажа. На основе результатов предыдущей работы восстанавливается план этажа. Его начинает рисовать на доске учитель, а затем инициатива переходит к детям. Они уточняют, исправляют, спорят. Разрешается по очереди отправляться в коридор, чтобы понять последовательность расположения кабинетов, лестниц, оценить расстояние между ними.
Пространственные загадки. Можно давать эту работу детям по мере их освобождения от каких-либо других занятий, не всем сразу. Выполняют ее индивидуально или парами. Ребенок получает карточку, на которой написана инструкция такого типа: «Спустись на два этажа, поверни налево, пройди по коридору до конца. Какой кабинет ты видишь?» Выполнив все действия, ученик возвращается с ответом. Если ребенок ошибся, он должен попробовать еще раз один или выбрать помощника из одноклассников. Можно предложить детям самим придумывать загадки друг другу.
Весь описанный блок работ направлен на развитие у детей: 1) пространственного мышления, 2) коммуникативных умений, в том числе умения вырабатывать общую стратегию поиска, договариваться и удерживать условия договора. У ребят появляется опыт конструктивного отношения к ошибкам, когда внимание обращается на то, насколько предположение разошлось с реальностью, а не на то, кто был неправ. Снятие страха ошибки, неверного ответа также упрощает адаптацию к школе.
Следующий блок работ «Математика в исследовании школы»
Здесь два направления: измерения и моделирование.
Измерения. В зависимости от предшествующей работы в первом классе на этом этапе более или менее широко разворачивается обсуждение смысла измерения, возможности измерять разными мерками, потребности в единых мерках, существование общепринятых мер. Если дети не имели опыта измерения, лучше работать с разнообразными мерками, сравнивая их. Можно измерять в шагах, прыжках, портфелях и т. д. Если же этот этап уже пройден в первом классе, дети вооружаются рулетками, линейками, сантиметровыми лентами и проводят измерения в соответствующих стандартных единицах. Измерить можно все что угодно в классе и за его пределами. Можно объединиться в группу по общему объекту измерения, а можно, наоборот, сначала выбрать партнеров, а потом договориться об объекте. Обсуждается наличие разных параметров у плоских и объемных объектов. Параллельно этой работе целесообразно давать задания из соответствующих разделов учебника по математике.
Моделирование. В нашем проекте это направление соответствует работе по программе А. М. Лобка (см.: Школьные технологии. - 1998. - - №6). Речь идет о представлении различных количественных соотношений в моделях - «клетчатых» фигурах. Так мы создавали эмблему класса - фигуру, насчитывающую столько клеток, сколько в классе учеников. Дети предлагали разные варианты расположения клеток. Сообща выбрали лучшие по предложенным учителем основаниям: уравновешенность формы и легкость воспроизведения. Дальнейшая работа с этой моделью — выделение различных подмножеств внутри этого множества с помощью раскрашивания (по заданным или собственным основаниям). Например, мальчики - девочки, здоровые - заболевшие, родившиеся в разные сезоны, месяцы и т. д. После проведенного детьми опроса в соседних классах аналогичные модели были сделаны для других классов начальной школы.
Блок «Кто работает в нашей школе»
Выясняя, что где находится в школе, дети сталкиваются с разными взрослыми. В задачу ребят входит узнать, как кого зовут, чем этот человек занимается. Если дети чувствуют себя достаточно свободно и раскрепощенно, можно предложить им форму интервью. Темы могут быть самыми разными. Кто-то из учеников попытается тут же записать сказанное, а кто-то донесет то, что запомнил, до учителя, который запишет с его слов.
Все взрослые предупреждены о появлении исследователей. К тому же каждый ребенок имеет соответствующую визитку. Такую работу дети охотно выполняют в парах, составленных по желанию. В классе появляется список имен и отчеств взрослых. Это подходящий момент для работы с темой «Заглавная буква в именах собственных».
Следующий блок «Работа с текстом. Чтение и письмо»
Здесь вполне оправданно сочетание творческих свободных заданий и работы по учебникам, рабочим тетрадям. Материалом для чтения могут быть объявления, таблички, афиши на стенах школы. Задача: прочитать, запомнить или записать главное, пересказать в классе прочитанное, задать вопросы о непонятном. Также можно читать стихи и рассказы о школе и школьниках в детских книгах или учебниках и при этом сравнивать свои представления о школе с прочитанным. Несмотря на то, что проект приходится на начало второго класса, в нем много возможностей для написания собственных текстов. Это могут быть как классические тексты «Куда бы я хотел попасть в школе», «Школа моей мечты», так и короткие инструкции о том, к кому и куда надо обращаться, если ты нашел чужую вещь или потерял свою; как записаться в спортивную секцию или какой-то кружок и т. п. Особый интерес представляет сочинение историй, в которых главными героями выступают школьные вещи. Перед этим можно прочитать детям аналогичные сказки Г. X. Андерсена, обращая внимание ребят на то, от чьего имени идет повествование, чьими глазами увиден мир, в чем сказочность повествования. Начинается работа со словарными словами на актуальную в данный момент тему «Школа».
В данном проекте может не быть специально организованного финала. Деятельность продолжается до тех пор, пока интерес к ней у детей высок, а потом она плавно переходит в другую деятельность. Зримым результатом может стать номер стенной или напечатанной газеты, в которой будут собраны тексты, схемы, графические математические модели, результаты измерений, интервью. Тогда издание газеты и станет запоминающимся финалом, а возможно, положит начало новому, «журналистскому» проекту.
Некоторые фрагменты этого проекта используются нами в работе с родителями. В последние годы для родителей будущих первоклассников проводится семинар, в котором взрослые в интерактивной форме знакомятся с принципами, способами, особенностями работы школы. Одна из частей работы семинара строится вокруг «изучения» школы, причем родителям предлагается выполнить задания, близкие к тем, которые выполняют дети. Например, одной группе поручается, пройдя по пустым кабинетам начальной школы, представить версии того, чем занимались дети в этих кабинетах в последнее время. Другая группа должна рассказать об укладе жизни школы на основе прочитанного в объявлениях, на стендах, афишах, табличках. Каждому участнику третьей группы предстоит найти в школе место, которое может особенно понравиться его ребенку и составить маршрут к этому месту любым способом, не называя номеров кабинетов.
«Телемост»
«Путешествие по миру» длительный проект. Поэтому в нем, помимо финала, были организованы несколько кульминационных моментов. Одним из них стал «Телемост» — встреча всех команд обоих классов, где дети могли предъявить друг другу освоенную информацию. Это форма конференции или круглого стола, позволяющая соединить монологические выступления (мини-доклады) и свободную дискуссию. По условиям игры команды находятся в разных местах, конференция в едином пространстве ломает логику игры, поэтому играем в «Телемост». Каждая команда, сидящая за отдельным столом, может вступить в общий разговор только после «включения» ведущим. Эти условия помогают выстраивать организованное общение в едином поле. Дети понимают, что время в эфире ограничено. Это дает возможность ведущему удерживать темп и временной регламент. Темы «Телемоста» заданы через вопросы для подготовки, которые каждая команда получила за несколько дней до «встречи в эфире».
1. Где вы уже побывали? В каком месте маршрута находитесь сейчас, куда направитесь дальше?
2. Опишите наиболее интересные для вас природные условия из тех, в которых вы побывали.
3. Сколько животных вам уже удалось поймать?
4. Какое самое большое и самое маленькое из пойманных вами животных?
5. Какое наиболее необычное и интересное для вас по окраске, поведению, приспособлениям к окружающей среде животное из тех, что вы наблюдали?
Форма ток-шоу позволяет постоянно меняться ролями выступающим и слушающим. Этим она выгодно отличается от обычных докладов, где слушать бывает намного сложнее, чем выступать. «Телемост», начинающийся как мини-доклады от разных команд, постепенно переходит в диспут, когда выступления участников возникают спонтанно не как ответ на заданный заранее вопрос, а как реакция на предыдущее выступление. Например, африканская команда рассказывает о поведении ламантинов у восточного побережья Африки. Просит слова команда Южной Америки, чтобы рассказать о своих наблюдениях за этими животными в Карибском море. Ламантинов, оказывается, часто называют сиренами. Ведущий предлагает вспомнить, кто такие сирены, и общий разговор выходит за рамки первоначальной темы. Роль телеведущего позволяет сказать тем, кто не удерживает заданные рамки диспута «Мы Вас не слышим», «Ваш микрофон пока не включен» и т. п.
При проведении «Телемоста» возможно и даже желательно иметь несколько ведущих. Это помогает держать в поле зрения всех детей, не пропустить интересную реплику или неоформленное высказывание. Зная конкретных детей, ведущие по ситуации могут менять направление диспута так, чтобы дать возможность высказаться разным ученикам. Среди вопросов должны быть такие, на которые может ответить и неуверенный в себе ребенок, не «знаток» и не «оратор». Ближе к концу «передачи», когда «знатоки» уже высказались, ведущий говорит: «А теперь мы просим выступить тех, кто пока молчал».
Наличие «в студии» заинтересованных зрителей из родителей и учителей придавало игре солидность.
Создание музея-зоопарка
Его подготовка начинается задолго до финала игры. В ней частично используются уроки труда, изо, музыки, физкультуры, вторая половина дня. Соответственно в кооперацию вступают учителя этих предметов, родители, заинтересованные старшеклассники. Целенаправленная подготовка музея начинается после этапа коллективного проектирования. Но фрагменты музея, самой игровой акции его открытия спонтанно рождаются по ходу всего «путешествия». И тут очень важно не пропустить детские инициативы, поддержать их и помочь оформить.
В нашей игре-проекте разговор о том, как может выглядеть музей-зоопарк, как организовать праздник его открытия, возникал многократно. Постепенно возникает новая ветвь нашего комплексного проекта - дизайн-проект.
Многим детям трудно мысленно охватить все оформляемое пространство. Главная роль здесь принадлежит учителю, в нашем случае учителю изо. Но его задача не сообщать свои готовые идеи для реализации, а создавать поле обсуждения будущей экспозиции, в котором дети с дизайнерскими склонностями могут проявить себя. В процессе создания общего образа зоопарка привлекается прошлый опыт финалов проектов, виденное в музее Дарвина и в настоящем зоопарке. Рассматриваются разнообразные предложения, что из чего можно сделать, привлекаются школьные и домашние ресурсы. Такая работа ведется в разных режимах: общая дискуссия класса, работа дизайнерской группы двух классов и ежедневная работа во второй половине дня (1 — 1,5 ч) «материковых» команд двух классов. Учителя помогают детям понять специфику их командной экспозиции, ее возможности и ограничения. Из этого рождаются разные дизайнерские решения, требующие и разных предметных умений. Команды работают над своей экспозицией, осваивая определенные способы, но при этом видят, как работают другие, и могут по желанию помогать им. В результате экспозиция захватывает два класса и значительную часть коридора между ними. В нее входят:
- витрины в двух окнах кабинета и простенке между ними «Мир коралловых рифов» (окрашенная калька в окнах с плоскими бумажными раскрашенными рыбами и морскими обитателями, большой коллаж в простенке из бумаги рекламных афиш и морское дно из настоящих раковин, кораллов, камней и т.п. на подоконнике);
- инсталляции «Джунгли Амазонки» (огромный живописный задник, полог леса из старой крашеной волейбольной сетки и сплетенных девочками из лент-отходов лиан, большие цветы из гофрированной бумаги, объемные попугаи из детского бумажного конструктора, шитые змеи, бабочки из прозрачной ткани, плоские картонные расписанные или обклеенные подходящей тканью звери);
- небольшая настольная панорама «Африканская саванна» (написанный задник, трава из крашеных опилок, многочисленные звери из плотной бумаги);
- «Австралия» (большой плоский картонный эвкалипт на стене, на нем и рядом с ним в натуральную величину австралийские звери - плоские из обклеенного мехом картона);
- маленький макет пустыни с настоящими кактусами, песком и глиняными пресмыкающимися и птицами;
- макет «Скалистые горы» (картонная конструкция в большой коробке, ткань с гипсом, пластилиновые звери, рисованный задник, «работающий» гейзер - - спринцовка, вставленная в дно коробки, залитое монтажной пеной);
- макет «Побережье Аляски. Птичий базар» (мятая крашеная бумага на оргалитовом основании, пенопластовая скала, гнезда из ниток, птицы, собачьи упряжки, морские животные из пластилина);
- стенды-коллажи «Ярусы жизни в океане», «Ярусы тропического леса», «Высотная поясность», «Тропические бабочки и жуки», «Происхождение аквариумных рыб», «Происхождение комнатных растений»;
- выставка самодельных карт материков;
- выставка «Пойманные животные» (подборки листов по материкам с описанием животных);
- живописные работы на темы путешествия;
- сшитые и принесенные из дома игрушки-звери;
- выставка комнатных растений - уроженцев тропиков и пустынь;
- небольшие авторские макеты;
- выставка книг о природе.
Представители команд готовятся вести экскурсии по «музею». Желающие подбирают звуки природы с кассет и записывают фонограмму, которая будет звучать в музее.
Если дизайн-проект такого масштаба неосуществим или по каким-то соображениям не привлекает учителей, можно ограничиться его частями или заменить, например, настольным макетом зоопарка, населенного пластилиновыми зверями.
Подготовка финала. Такой музей просуществует совсем недолго. Тем более важно продумать с детьми, что может происходить в музее с посетителями, чтобы зоопарк-музей действительно был им интересен. Выстраивается целый сценарий. В этой работе роль учителя, с одной стороны, - дать возможность детям предлагать свои разнообразные варианты, с другой - учить отбирать варианты, реальные для осуществления, оригинальные по форме, представлять пространство, о котором говоришь, и т. п. Особое внимание следует уделить, на наш взгляд, умению представлять себя в позиции другого человека, в данном случае посетителя музея.
Так рождается идея интерактивного освоения музея через игры. Идея предлагается учителем, но, поскольку в каждодневном учебном опыте многое делается через игру, она быстро подхватывается детьми. Возникает еще один локальный проект «Настольные игры для дня открытия музея». Учитель предлагает детям принести из дома любые настольные игры. На уроке дается время рассмотреть их и выделить несколько типов игр. Команды докладывают результаты анализа. Учитель по ходу обсуждения представляет сказанное в виде схемы на доске. Дается задание на дом: придумать эскиз варианта игры одного из типов (по выбору) по сюжету путешествия. Причем главная задача - придумать правила игры так, чтобы играющим надо было бы воспользоваться экспозицией музея. В дальнейшем правила обсуждаются в малых группах, вносятся поправки. Лучшие игры дорабатываются с помощью учителя изо.
Параллельно на уроках музыки и во второй половине дня с группами детей готовятся музыкально-пластические композиции «Змея», «Рыбки», «Кенгуру», которые ребята показывают в день открытия музея.
В подготовке финала проекта дети имеют возможность из большого спектра деятельностей выбирать те, которые сообразны их индивидуальным особенностям и пристрастиям. Может осуществляться выбор приоритетной области (изготовление декораций, подготовка вербальной части, музыкально-пластическое творчество), этапа работы (предварительная подготовка «за кадром» или участие непосредственно в действе), роли (проектировщик, исполнитель, организатор), степени самостоятельности в работе.
Подготовка такого действа безусловно затратна для всех участников. Но благодаря широте спектра деятельностей практически каждому ребенку можно обеспечить успех. Ощутить его ребенку, помимо спонтанной реакции свидетелей этого успеха, помогают специальные дипломы-свидетельства с индивидуальным для каждого ученика содержанием, отмечающим его достижения и продвижения, а также специально организованное последействие — рефлексивное обсуждение в командах с учителями, возможно, с родителями. Для того чтобы на последнем этапе добиться масштабного результата, признаваемого всеми, а значит, чувства удовлетворения от проделанной работы, взрослые требования к качеству работы и долю участия взрослых приходится увеличивать. Во время реализации проекта взрослый может стоять в позиции умелого мастера, предлагающего культурные способы работы и критерии ее качества. В отличие от традиционных уроков технологии дети учатся способам работы с разными материалами и инструментами в ходе конкретной комплексной деятельности, часто друг у друга, а не только у взрослого.
Открытие музея-зоопарка. Наш музей был открыт несколько дней. Два дня во время уроков его посещали по специальному расписанию и приглашениям другие начальные классы. Во второй половине дня в свободном режиме приходили другие граждане школы (ученики средней и старшей школы, учителя). А в субботу по инициативе ребят был проведен специальный показ для родителей, заканчивавшийся вручением «начальником экспедиции» каждому именного Свидетельства путешественника с перечнем его особых успехов.
Экскурсия по музею-зоопарку состояла из трех этапов. В одном кабинете разделившихся на группы посетителей в «павильонах» ждали экскурсоводы - члены определенной команды, поясняющие содержание экспозиций, рассказывающие о повадках, среде обитания животных, о «своих приключениях», отвечающие на вопросы.
Затем гости переходили во второй кабинет, где они знакомились с плакатами, выставками цветов, книг, живых зверюшек и птиц. Особый интерес вызывал «действующий» вулкан, сделанный по описанию из книги о простейших химических опытах.
После просмотра экспозиций гостей ждали за столиками в холле «игротехники» со своими играми. В конце сеанса посетителям предлагалось взять себе на память распечатанные раскраски про животных.
В конце первого дня в актовом зале показывали музыкально-пластические композиции «Море», «Кенгуру» и «Змея», а в спортивном все могли попробовать свои силы в «путешествии по горам» (полосе препятствий). Наши путешественники играли роль проводников-инструкторов.
Организация игр-проектов: цели и средства действий педагогов
Задачи, которые должен решить учитель, чтобы построить учебный процесс такого типа:
- определить спектр приоритетных универсальных и предметных умений, на развитие которых будут нацелены игры-проекты на период всей начальной школы, одного года, отдельный проект;
- спрогнозировать возможности закладываемого проекта относительно особенностей конкретного класса и ситуации;
- решить вопрос взаимоотношений предметного содержания и проектных шагов;
- конкретизировать тему проекта, сюжет игры, исходя из возможных в ней деятельностей, разработать сценарий игры;
- предусмотреть различные формы совместности в реализации проектов;
- заложить адекватную проекту систему оценивания.
Спектр умений
Приоритетными для нас являются продвижения ребенка, связанные с универсальными умениями (компетентностями). Условия совместной проектной деятельности учат удерживать общие цели, ближние и стратегические планы, обосновывать свой выбор, увязывать свои интересы с общим контекстом. В проекте у ребенка появляется опыт разрешения проблем. В отличие от решения рафинированной учебной задачи здесь ему самому нужно перевести жизненную проблему в условия некоторой задачи, осознать наличие или отсутствие ресурсов для ее решения, построить алгоритм действия.
Наши игры - это коллективные проекты, являющиеся полем для совместного поиска решений. При этом учитель направляет этот поиск не извне, а как один из партнеров. Разворачиваемая деятельность должна быть многоплановой, давать возможность разным детям включаться в нее, опираясь на свои индивидуальные способности, осуществлять выбор характера деятельности, роли, темпа, партнеров для кооперации и т.д. Тогда можно говорить не о направленном формировании у всех детей определенных универсальных умений, а об индивидуальном формировании универсальных умений, причем внутри широкого спектра. Но как бы он ни был широк, учитель должен представлять, какие умения или их блоки могут наращиваться в организуемой деятельности, и, наоборот, для формирования каких важнейших умений необходимо строить эту деятельность.
Тема, сюжет, сценарий игры
Задача учителя - придумать и разработать сюжет конкретной игры: в какую игровую реальность попадет класс, какая игровая интрига предполагается, как она будет связана с конечным продуктом. Необходимо, чтобы этот сюжет требовал разворачивания разнообразных деятельностей. Они должны быть связаны с актуальным предметным материалом, работать на развитие приоритетных универсальных способностей, предполагать определенные виды совместности, которые важно строить на этом этапе. Чтобы каждый проект мог стать пробой сил и важным образовательным опытом для разных детей, необходимо от игры к игре менять характер деятельностей, формы конечного продукта, ведущие виды взаимодействия.
Если заранее задумывается целая сюжетная линия (в нашем случае «Земля — мой дом»), то потом необходимо по ситуации и, основываясь на соображениях, изложенных выше, только конкретизировать тему и способ проживания. Но вполне возможно включение разрозненных, не продолжающих друг друга проектов. Их тематика может родиться из интереса класса или в связи с каким-то школьным делом, событием.
Также важно учителю, задумывая идею и сценарий игры, оставить достаточно места для детских проектных идей, быть готовым изменить задуманный ход игры, спокойно по ситуации отказываться от каких-то работ и сюжетных поворотов, которые почему-то не пошли (безусловно, разбираясь в причинах этого). Вообще, на наш взгляд, чтобы проектирование учителем игры не превращалось в привычное жесткое планирование, предполагаемые шаги, формы работы должны задумываться как веер вариантов, заранее избыточных. От формулы «сделаем так» надо перейти к «возможно так, или так, или так...». Тогда предложения детей не будут нарушать учительскую логику, а будут дополнять многообразие вариантов и можно будет работать, выстраивая партнерские отношения с детьми.
Адекватная проекту система оценивания
Безусловно, разработка форм и способов оценивания детской работы в проектах зависит от того, как в целом в данном образовательном учреждении обстоит дело с реформированием системы оценивания. Но в любом случае игры-проекты предполагают некоторые особые условия оценивания.
Первый вопрос: что может оцениваться? Второй: как? С одной стороны, в подготовке игры-проекта применяются и наращиваются предметные умения и навыки. Но часто это происходит в нестандартной ситуации, при решении комплексных задач, написании собственных текстов и т. д. Поэтому оценка относительно нормативов здесь неуместна, скорее, она должна измерять усилия ребенка, изменения относительно него самого. С другой стороны, ценной в проектной работе является актуализация универсальных способностей, причем разных у каждого ребенка. Здесь совсем не годятся стандартный контроль и отметка. Ведь главная цель оценки - помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. И если оценка должна работать на субъектную позицию школьника, необходимо «впустить» детей в святая святых сотворения критериев и форм оценивания, сделать этот процесс открытым и совместным. При этом могут рождаться и формы учета выполненного объема, и зачетные работы, и временные системы баллов, обоснованные сюжетом игры (например, деньги для путешествия), и графики, диаграммы, таблицы. Оцениваться по договоренности может и индивидуальная, и коллективная работа, а может индивидуальный вклад идти в зачет команде. Широко может использоваться система дипломов, грамот, свидетельств, в которых индивидуально прописаны успехи каждого ребенка в разных областях деятельности в проекте.
Очень важна на разных этапах игры роль взаимо - и самооценки. Одна из возможных форм такой работы с универсальными умениями — письменные ответы на вопросы рефлексивного содержания по итогам какой-либо работы. Если говорить о формах оценивания, то, безусловно, имеет смысл приспосабливать имеющиеся в школе наработки к проектной работе, если они не расходятся с ее принципами.
Образовательные эффекты модели
Как уже говорилось, образовательный процесс, устроенный по типу целостной жизнедеятельности, представляет собой цепь проектов, различных по сюжету и материалу, но неизменно направленных на работу с личностными универсальными способами и умениями. Таким образом, эффекты, получаемые в таком образовательном процессе, не могут выявляться тотально с помощью точных измерительных процедур. Речь скорее идет о пролонгированном наблюдении за приращениями ребенка и постепенном переходе его к самонаблюдению, узнаванию своих способностей, использованию этого знания в построении своего образования. Для каждого ребенка индивидуален и темп прохождения такого пути, и степень субъектности в образовании, которой он сможет достичь.
Но есть типы деятельности, в которых происходит направленная работа со всеми детьми. Каким бы ни был проект, значительное время тратится на работу, приучающую ребят выделять и удерживать общие цели, ближние и стратегические планы, обосновывать свой выбор, увязывать свои интересы с общим контекстом. Здесь эффекты легче наблюдать, поскольку они проявляются массово. Можно говорить, что к концу начальной школы большинство детей в той или иной степени способны к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов и т. д. Они хорошо ориентируются в многообразной жизни школы, вступают в деловую кооперацию, способны планировать свою деятельность на более или менее длительные сроки. У многих детей вырабатывается вкус к порождению новых форм и способов работы. Над ними, на наш взгляд, меньше, чем над детьми в традиционной системе обучения, довлеют штампы и клише. Этот вывод мы делаем на основании сравнения детских текстов, рисунков, готовности воспринять нестандартное задание, высказывать свое мнение, включаться в разработку новых идей.
Могут быть продукты совместной деятельности, в которых трудно установить конкретное авторство, продукты малых групп, где оно прослеживается лучше, и индивидуальные продукты, которых много по ходу любого проекта. В описываемом проекте «Путешествие по миру» у каждой команды, кроме своего стенда, пополняемого «пойманными» животными, есть журнал экспедиции и папка с командными документами. Личные продукты в виде текстов, рисунков собираются в папку «Я сам», которая ведется каждым ребенком с первого класса.
Риски модели
Одним из рисков данной системы является уменьшение времени, отводящегося на учебный тренинг, из-за его перераспределения в пользу проектной работы. Способом уменьшения риска может быть специально организованная коррекционная или, наоборот, опережающая работа по наращиванию конкретных умений. Она может строиться индивидуально для каждого ученика с использованием оригинальных методик, технологий. В свою очередь, она может работать и на развитие универсальных умений, прежде всего связанных с самоорганизацией.
Если к эффектам модели можно отнести творческость и отсутствие у детей жестких штампов, то как риск следует учесть недостаток опыта работы по образцу. Работая с разными книгами, дети не успевают привыкнуть к устройству и языку единого учебника и из-за этого хуже понимают задания стандартных упражнений.
Заключительная часть
Итак, под моделью мы понимаем описание целостного образа компетентностно – ориентированного образовательного процесса. В модели заданы ключевые характеристики образовательного процесса, которые далее иллюстрируются на конкретных примерах.
В компетентном подходе ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно и ответственно при решении учебных и практических задач.
Основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей, которые далее – в старшей школе, на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности – конкретизируются и оформляются. Эту способность можно условно назвать учебно-практической самодеятельностью.
Под учебно-практической самодеятельностью прежде всего нужно понимать способность действовать целенаправленно, самостоятельно и ответственно в ситуации разрешения учебно-практических проблем.
Она ограничивается педагогически организованными ситуациями учебного и практического характера. В отличие от традиционных результатов – предметных знаний, умений, навыков учебно-практическая самостоятельность – это надпредметная способность; обладающий ею использует имеющиеся предметные знания в качестве материала, средства решения учебно-практических проблем.
Учебно-практическая самостоятельность является характеристикой действующего индивида. Только в ситуациях, требующих действовать и организовывать (планировать свои действия), она может быть обнаружена.
Учебно-практическая самостоятельность проявляется лишь в ситуациях, не имеющих заранее фиксированного разрешения (результата).
Образовательный результат начальной школы, таким образом, становиться средством достижения результата основной школы, а тот, в свою очередь, - средством достижения результата и в старшей школе.
Список литературы
1. Горбенюк О. С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996г.
3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304с. – (Серия «Учебник нового века»).
4. Психология и педагогика. Под редак. А. А. Радугина. Учебное пособие – Москва, - Издательство ЦЕНТР, 1999г.
5. Онищук В. А. «Урок в современной школе», Москва, «Просвещение», 1991г.