Курсовая работа: Современные модели организации обучения
6. Выработка адекватной данной модели учебного процесса системы оценивания. Мы отказались от традиционной системы оценивания. Балльной отметки не существует до 7 класса. Сообразно разворачиваемой деятельности разрабатывается новая система, призванная сделать оценку более содержательной, дифференцированной, открытой ребенку, предусматривающей включение ребенка в процесс выработки ее критериев и форм. В каждом классе разрабатываются свои формы фиксации, отслеживания, оценивания, поощрения и необходимые для этого документы (дневники, зачетные книжки и листы, свидетельства и т. д.).
Одна из главных задач учителя создать условия для становления детской самооценки, способности к рефлексии своей деятельности, что является основой для дальнейшей работы по определению и выстраиванию личной образовательной траектории. Самооценивание должно помогать ребенку анализировать уже выполненные действия и определять свои дальнейшие шаги.
Любая форма оценивания должна соответствовать следующим принципам:
- открытость (для ученика, учителя и родителей должно быть понятно, что и как оценивается в том или ином случае; должны быть видны продвижения и «точки напряжения» в работе ученика, у детей должна быть возможность участвовать в выработке критериев и способов оценивания);
- безопасность (оценивание не должно иметь «карательных» последствий; оценивается работа ученика, а не его личность);
- адекватность и дифференцированность (оценивание должно соответствовать форме и содержанию работы, оцениваются отдельные элементы работы, из которых складывается целое);
- мониторинг (оценивание проводится таким образом, что позволяет видеть динамику процесса обучения).
Особенности нашей начальной школы
Общие сведения. Сейчас наша начальная школа состоит из 8 классов, по 2 в параллели, общей численностью 150—200 человек. Являясь частью научно-педагогического объединения, она имеет возможность размещать первые классы (шестилеток) в детском саду, включая их в режим жизни детского сада. Остальные классы расположены в типовом здании средней школы, занимая в ней большую часть верхнего этажа.
Учебный план составлен на основе Федерального БУПа с пересчетом на 35-минутный урок. За счет школьного компонента и часов на индивидуальную работу, предусмотренных уставом школы (аналогичные возможности дает экспериментальный БУП № 3), организуется работа многих (около 20) мастерских в еженедельный «Свободный день».
Большинство классов начальной школы работает по системе школы полного дня. Дети находятся в школе с 8.30 до 17 ч. С каждым классом работают два педагога, сообща выстраивая жизнедеятельность класса, специалисты-предметники ведут занятия физической культурой, музыкой, иностранным языком, изобразительным искусством, трудовой подготовкой, естествознанием. Кроме того, дети имеют возможность по желанию посещать занятия фольклором, математическими играми, керамикой, оркестром, физкультурой, театром.
Программы, методики и учебные пособия выбираются или разрабатываются каждым учителем в соответствии с его вариантом реализации школьной концепции. Классом одновременно могут использоваться разные учебники, энциклопедическая, справочная и художественная литература и авторские задания учителя.
Особенности уклада общей жизни начальной школы и организации ее пространства. У каждого класса есть своя классная комната, пространство которой организуется сообразно задачам и формам работы конкретного класса. Общие черты классных пространств: они трансформируемы, в них есть место для хранения различных материалов и демонстрации детского творчества. Расстановка парт и стульев часто меняется, классные доски могут использоваться традиционно для записи и как стенды, шкафы могут завешиваться, превращаясь в выставочное или игровое пространство. Создание разных функциональных зон происходит с помощью стеллажей, занавесок на тросах, протянутых от стены к стене, ширм и т. п.
В начальной школе созданы зоны, в которых ребенок может свободно играть в подвижные игры, бегать, лазать, кувыркаться; отдыхать и уединяться; заниматься своим делом. Для этого существует несколько детских спортивных комплексов в рекреациях и школьном дворе; не учебные уголки в классах с матами, подушками или ковром и т. д. Важно, что это детские пространства. Правила пользования ими вырабатываются детьми с помощью взрослых; дети могут изменять и переустраивать эти пространства под свои нужды.
Кроме того, существует специальный кабинет начальной школы, в котором находится маленький спорткомплекс на 1—3 детей, атрибуты для отдыха и релаксации, развивающие игры, наборы конструктора ЛЕГО, складная мебель, материалы для рисования, раскрашивания и ручного труда, пианино. В этом кабинете постоянно находится педагог ГПД или психолог, к которым можно отправить ребенка с урока или во второй половине дня, если он нуждается в уединении, хочет продолжить какое-то свое дело и т. д.
Учитель начальной школы может, независимо от школьных звонков, строить учебный процесс, определяя оптимальное время перемены для всего класса, для отдельных детей. Это зависит от характера деятельности и состояния детей. Например, если в классе идет оживленная дискуссия, вполне возможно не прерывать ее «по звонку» или можно отправить отдыхать уставших ребят и продолжить разговор с желающими. Другой пример: дети придумали интересную игру на спорткомплексе в холле и хотят ее опробовать, когда там больше никого нет. Тогда они договариваются с учителем сдвинуть время отдыха. Чтобы шум в холле не мешал работающим в классных комнатах, в них сделаны двойные двери.
В начальной школе используется гибкое расписание, когда жесткая сетка остается только для учителей-специалистов, а очередность уроков основного учителя может меняться в зависимости от разворачивающейся деятельности и по договоренности с детьми (поэтому в детском расписании указывается «наши уроки» или «уроки в классе»).
Важной организационной особенностью является переход на полный день. Такая система, в отличие от использования ГПД, позволяет свободно планировать вместе с детьми весь день, чередуя разнообразные образовательные формы и отдых. Режим полного дня является условием организации крупных игр-проектов в начальной школе, поскольку создаются возможности осуществлять достаточно протяженные виды работ, кооперироваться с учителями-предметниками и родителями, желающими заниматься с отдельными группами детей. Такой режим дает организационные возможности для детского выбора и индивидуальной работы. Очень важно, что оба педагога, работающие с классом, решают общие задачи, совместно планируют шаги, дополняют друг друга в их реализации.
Общее поле начальной школы создается за счет еженедельного «Свободного дня», многочисленных праздников, а также использования коридоров и холлов для выставок разнообразных детских работ, по которым можно судить о происходящем в классе.
В «Свободный день» все дети начальной школы, независимо от класса, составляют личное расписание, выбирая по желанию мастерские из предложенного перечня, например «Оркестр импровизаторов», «Конструкции и механизмы», газета «Вести 3-го этажа», «Готовим сами», «Керамика», «Читаем вместе» и т. д. Одни из этих мастерских действуют весь год, другие открываются на определенный период. Составляя расписание, ребенку нужно учесть, какие мастерские длятся урок, какие - два, а также ограничения в количестве свободных мест.
Кроме событий, объединяющих всю начальную школу, распространены взаимодействие и сотрудничество нескольких классов по разным поводам (участие в общем проекте, посещение презентации созданной одним классом книги или музея, общий поход и т. п.).
Начальная школа тесно сотрудничает со всей остальной школой. Учителя средней и старшей школы участвуют в отдельных проектах, распространена педагогическая практика для подростков, старшеклассники участвуют в создании разнообразных физкультурных испытаний, турслетов, театрализованных игр.
Особенности образовательного процесса в нашей школе
Особенность, имеющая, на наш взгляд, огромное значение в плане выращивания универсальных способностей, - это большое внимание к планированию общей и индивидуальной работы, обсуждению различных способов решения проблем, удерживанию сиюминутных и перспективных задач детьми. Для такой работы необходимо не только время, но и место: страницы разрабатываемого совместно дневника, специальные листы в классе и т. д. В представленных ниже текстах этой особенности учебного процесса уделено значительное внимание.
Учебный процесс планируется с большой степенью вариативности. Вариативное расписание занятий с основным учителем дает возможность гибко чередовать работу в проекте и вне его, учитывая изменения конкретной ситуации в классе, мнения и пожелания детей, появляющиеся проблемные места и т. д. Если главный образовательный смысл происходящего на уроке связан с развитием универсальных умений, то вполне возможно отходить от планируемого материала, реагируя на складывающуюся здесь и теперь ситуацию.
Понятно, что обучение по не адаптированным к такому устройству программам невозможно. В то же время, безусловно, учитель в такой системе ориентируется на некоторый примерный объем предметного содержания. Предметная (связанная с конкретными учебными предметами) сторона обучения в такой системе выступает в трех ипостасях:
- прикладной, буквально прикладывающейся к конкретной проектно-игровой деятельности, выступающей в ней необходимым инструментом. Например, освоение понятия «масштаб» может происходить в процессе прокладывания маршрута экспедиции по карте, а изучение английской лексики по теме «My self» — при подготовке «документов» для «заграничного путешествия»;
- теоретической, выращивающей исследовательскую позицию и развивающей вкус к языковой и математической материи. Организационно эта часть представлена «погружениями» и уроками разных типов;
- тренинговой, потребность в которой может возникать, когда проявляется дефицит каких-то умений и навыков, востребованных деятельностью. А может быть этапом, продолжающим теоретическую часть. Следовательно, организационно тренинг может находиться внутри работы в проекте или в уроках, домашних работах и самостоятельных занятиях в школе.
Взаимодействие учителей.
Жизнь каждого класса своеобразна, работа каждого педагога отличается от работы коллег. При отсутствии единых программ и методик жесткий административный контроль невозможен. Вместо этого нужна система сотрудничества, совместного поиска решений, взаимной поддержки и взаимной критики. Учителя объединяются кафедрой начальной школы, в рамках которой проводятся еженедельные собрания. На них можно обсуждать общие текущие дела (организация праздников, условия открытия новой мастерской или содержание дежурства по комплексу), обмениваться новыми идеями, удачными методическими находками, выстраивать перспективы развития начальной школы, просить помощи в разрешении сложной ситуации, обсуждать увиденное на уроках у коллег и т. д. В школе принято свободно посещать уроки друг друга в часы, когда свой класс занимается с кем-то из специалистов. Можно прийти в качестве наблюдателя: для прояснения своих проблем или для помощи коллеге (взгляд со стороны на ситуацию в классе, отдельного ребенка или действия учителя). А можно включиться в чужое занятие, причем как по договоренности, так и спонтанно, экспромтом.
Взаимодействие основного учителя с предметниками, работающими в его классе, происходит в двух направлениях. С одной стороны, предметники включаются в логику и материал разворачивающейся в классе деятельности, используя для этого свои уроки. Например, в проекте музея-зоопарка учитель английского языка готовил с детьми заграничный паспорт и играл роль таможенника, учителя ИЗО и труда помогали делать декорации и макеты, учитель музыки знакомил детей с музыкой народов тех стран, в которых они «побывали». С другой стороны, взаимодействие может строиться на основе работы над одними и теми же универсальными умениями или вокруг проблем и продвижений конкретных детей.
Кроме взаимодействия самих педагогов, в школе часто возникают моменты совместного действия нескольких классов. Происходит это, когда у одного класса возникает необходимость представить свою работу, поделиться с кем-то извне. И он приглашает к себе в гости. Такие встречи должны быть хорошо подготовлены, чтобы для обеих сторон в них был образовательный смысл. Например, если детей зовут смотреть музей, созданный каким-либо классом, то учителям необходимо договориться об интерактивных формах общения со зрителями, организовать последействие (отзывы, обсуждения, рисунки).
Потребности ребенка основа коллективной жизни и образования
Сотрудничество и взаимодействие детей между собой, с учителями и родителями возможно только тогда, когда каждый реализует свою собственную уникальность и непохожесть, признавая при этом, что и другой (другие) имеет право раскрывать свою уникальность и своеобразие.
На наш взгляд, невозможно делать это только в предметно-урочной форме, потому что она преимущественно обращается к познавательной сфере жизни и мало использует чувственно-эмоциональный опыт ребенка - важнейшую часть человеческих отношений.
Такие размышления и приводят нас к пересмотру и переделке традиционных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Основной смысл такой перестройки - в создании учителем условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, построении ситуаций, формирующих у детей опыт понимания и чувствования уникальности каждого своего товарища.
Эти условия мы раскрываем не в виде теоретической модели начального образования, а с помощью описания форм и ситуаций, в которых, надеемся, проявляется образ жизни детей, учителей и родителей нашей начальной школы.
Все меньше популярна у нас в начальной школе предметно-урочная форма образования, а все большее место завоевывает образовательное пространство.
Свободный день
В этот день отменяются все уроки, учителя отказываются от своих привычных ролей и превращаются кто в редактора школьной газеты, который набирает себе в штат корреспондентов, художников, корректоров, кто в дирижера оркестра, который создает со своими музыкантами новое музыкальное произведение, или в одного из авторов проекта игры «Волшебник Изумрудного города».
В этот день открываются клубы и студии - «В гости со своим делом», «Для рукодельных», «Для любителей приготовить что-нибудь вкусненькое», «Для желающих послушать интересную книгу и нарисовать к ней иллюстрации», «Клуб любителей приключений и чудес», «Мойдодыр», «Театр» и многие другие.
Мы рассчитываем на то, что это дает ученику начальной школы первый опыт выбора, самостоятельного планирования хотя бы одного учебного дня, поиска собственного интереса (интересного дела, близких товарищей, интересного взрослого) и, в конечном счете - опыта совместного творчества.
Свободный урок
Свободное пространство можно организовать и в рамках уроков. Выглядеть это может так: один или два урока объявляются свободными. Об этом можно сказать ребятам накануне, чтобы они заранее продумали, чем они займутся в это время. Возможны некоторые мини-проекты, развивающие или ролевые игры. Специальным образом организованное пространство в классе так же помогает ребятам найти свой интерес. Например, в своем классе мы сделали специальный стеллаж, на котором стоят корзины, в каждой из них лежит книга с описанием того, что можно сделать своими руками, и весь необходимый материал для этого. Есть большая полка с книгами, иллюстрированными энциклопедиями, набор развивающих игр, папка с заданиями для самостоятельной работы. Хорошо, если на эти уроки могут прийти старшеклассники и (или) родители. Каждый из них занимается в классе своим делом. Тогда ребенок попадает в атмосферу, где каждый чем-то занят, у каждого есть свой интерес и если ребенку трудно найти свое дело, то можно присоединиться к кому-нибудь и таким образом пополнить свою коллекцию интересов. Очень важно в конце этих уроков предоставить возможность каждому рассказать, что он делал, что получилось, и услышать, что делали другие. Здесь учитель очень часто может услышать темы для будущей жизни новых совместных проектов, которые дадут опыт проектной работы, или опыт долговременных игр, или возможности для жизни в новых тематических периодах.