Курсовая работа: Кредитная система
Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка па этому признаку от государства.
В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке.
Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального Банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.
Сущность, функции и операции центральных банков
Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольный правом эмиссии банкнот, регулировании денежною обращения, кредита и валютного курса.
В современных условиях центральный банк выполняет следующие народнохозяйственные функции:
• эмиссионный центр страны,
• валютный центр,
• банк банков и расчетный центр,
• банк правительства,
• центр денежно-кредитного регулирования экономики.
1. Функция эмиссионного центра заключается в том, что центральные банки и настоящее время обладают монопольный правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось,
2. Функция валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляет валютное регулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса, используя такие методы, как учетная (дисконтная) политика и валютная интервенция. И, наконец, центральный банк представляет всю страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях: Международном валютном фонде, Всемирном банке, Банке международных расчетов, Европейском союзе и др.
3. Банк банков и расчетный центр. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что главной его клиентурой, как по пассивным, так и по активным операциям являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки.
Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете.
В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, тем, что банк является для них кредитором последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.
4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещению государственного долга.
Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в центральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на центральный банк. Следовательно, центральный банк выполняет роль банкира по отношению к государству.
Вместе с тем центральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляет на его текущий счет.
Однако этим не ограничивается функция центрального банка как банкира правительства, поскольку в ряде случаев центральный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов.
5. Денежно-кредитное регулирование экономики страны (см. далее)
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные — операции по созданию ресурсов банка и активные — операции по их размещению. Операции центральных банков отражаются в их балансах. [2]
1.2Денежно-кредитная политика
В современной экономической теории регулирования рыночной экономики существуют несколько подходов и соответственно ряд программ денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др. Вместе с тем задачей центрального банка является не только установление целевых ориентиров для налично-денежного обращения, но и контроль за депозитно-чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих банков и других кредитных учреждений страны.
Таким образом, совокупность мер, направленных на расширение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, формирует содержание денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, целью которой является регулирование спроса и предложения на ссудный капитал.
В соответствии с приоритетами экономических целей страны центральный банк проводит денежно-кредитную политику с применением следующих инструментов регулирования денежного обращения и объема кредитования в хозяйстве: косвенных методов — учетная (дисконтная) и ломбардная политика, а также политика на открытом рынке, и прямых, или административных, методов переучетное контингентирование, политика обязательных резервов и различные селективные методы.
Учетная (дисконтная) политика центрального банка основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении проводится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении — политика "дешевых" денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.
Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение "горячих денег", т.е. капиталов, ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значительное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок используется и как метод валютного регулирования.
Дополнением учетной политики служит ломбардная, или залоговая политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент (на 1—2% выше), чем по учету векселей. Кроме того, например, в ФРГ, вводится специальный ломбардный кредит, ставки по которому могут изменяться ежедневно.
Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Союза, за исключением Италии и Португалии, кредитные учреждения имеют возможность рефинансирования в национальном банке.
Кроме общих мер, центральный банк при помощи дисконтной и ломбардной политики принимает также меры селективного воздействия на определенные отрасли хозяйства путем установления определенных контингентов, т.е. лимитов переучета векселей. При этом предпочтение отдается крупным коммерческим банкам и государственным кредитным институтам. Так, например, в ФРГ, если переучетные контингенты обычно устанавливаются на полгода, то в виде исключения переучет векселей Экспортного банка и Общества по финансированию промышленного оборудования не ограничен, что обусловлено стремлением центрального банка стимулировать внешнюю торговлю страны.
Селективные меры воздействия имеют и общеэкономические последствия: например, при ограничении объема ценных бумаг, принимаемых к переучету или в залог, центральный банк снижает объем кредитования коммерческих банков, и наоборот. В связи с этим общеэкономический эффект дисконтной и ломбардной политики выступает на первый план, что подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением учетной ставки и темпом роста ВНП: высокая ставка центрального банка играет роль тормоза роста денежной массы (по агрегату Мз).
Учетная и ломбардная политика выполняет также так называемую сигнальную функцию, когда кредитные институты рассматривают снижение официального дисконта как ориентацию на проведение политики кредитной экспансии, а повышение — как ожидание политики кредитной рестрикции. Однако крупные банки могут часто вслед за центральным банком не изменять процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.
В связи с этим, например, Немецкий федеральный банк, начиная с 80-х годов стал проводить политику индивидуализации, т.е. установления контингента рефинансирования индивидуально для каждого кредитного учреждения или группы банков.
Следовательно, учетная и ломбардная политика центрального банка — это механизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.
Операции на открытом рынке известны давно как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики.
Например, еще в XIX в. Банк Англии путем усиленных займов на открытом рынке "делал деньги редкими". Таким образом, искусственно создается положение, при котором повышение процента оправдано или становится необходимым. Механизм действия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств.
Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются центральным банком дифференцированно, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.
Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями — с другой. К тому же они больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.
Таким образом, операции на открытом рынке — это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным банком в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.
Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования экономики характерны для таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Греция, Италия.
Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения (исключением являются Великобритания и Франция). Что же касается нетрадиционных методов проведения политики на открытом рынке, то следует отметить рост объема операций с правом последующего выкупа на открытом рынке ФРГ, Италии, Ирландии, Португалии и с конца 80-х годов — во Франции.
Центральный банк заключает контракты с коммерческими банками либо на основе голландского метода распределения, т.е. по одинаковой процентной ставке, либо на основе американской системы — дифференцированно в зависимости от кредитного института.
Политика обязательных, или минимальных, резервов. Исторически минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантии вкладов клиентов. Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является "административным" и наиболее действенным методом влияния центрального банка на наличноденежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими "рыночными" методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.
Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются существенные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, как, например, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных, резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.
Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.
В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны. Так, например, в Нидерландах изменение норм резервов определяется согласованием их между центральным банком и коммерческими банками страны во многих странах в счет минимальных резервов засчитываются наличные кассовые активы кредитных институтов. Однако, например, в ФРГ кредитным институтам за это в качестве компетенции предоставляется ряд льгот: бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк; причисление избыточных наличных средств коммерческих банков к выполнению обязательств по минимальным резервам; минимальные резервы служат рабочими активами; дополнительное рефинансирование путем переучета векселей. В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях при определении величины минимальных резервов учитываются и межбанковские обязательства.
В целом можно отметить существенную разницу между ставками по минимальным резервам в различных странах. Так, например, Банк Англии установил для кредитных институтов ставку лишь в 0,45%, поскольку он практически не использует минимальные резервы как инструмент денежно-кредитной политики. Наивысшие ставки установлены в Италии (25%) и Испании (17%). В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными.
В ряде случаев кредитные институты освобождаются от соблюдения обязательств по минимальным резервам. Так, например, в ФРГ из суммы минимальных резервов исключаются обязательства, связанные с финансированием импорта, а также по отношению к кредитным институтам, расположенным в зонах льготного налогообложения.
Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой охвата ими отдельных обязательств.
В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обязательствами, определенными заданной величиной развития денежной массы, и депозитами, включенными в расчет минимальных резервов. Аналогичный принцип относится и к новым финансовым инструментам. В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов. Например, в США в конце 70-х годов многие коммерческие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам распространялись только на банки — члены этой системы. Стремление коммерческих банков к уклонению от обязательных резервов приводит к новым законодательным поправкам для этих инструментов денежно-кредитной политики.
Валютная политика- это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны. Она направлена на решение главных задач "магического многоугольника": обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса. Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование, представляющее собой деятельность государства, направленную на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Валютное регулирование используется государством в качестве одного из важнейших инструментов экономической политики с целью воздействия на платежный баланс, валютный курс и внутреннюю экономику страны. Механизм регулирования валютного курса имеет особо важное значение в процессе регулирования валютно-кредитных отношений стран с высокой зависимостью экономики от внешних рынков. Так, например, почти треть национального продукта ФРГ приходится на мировой рынок, в Японии эта зависимость достигает 100%.