Курсовая работа: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план = себестоимость единицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчётном году * объём выпуска в штуках включённых в бизнес-план.
Прибыль от продаж на планируемый период = Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план - Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план.
Рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объёму продаж = Прибыль от продаж на планируемый период/ Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план.
Исходя из разброса значения рентабельности отдельных видов продукции в анализируемой организации, при включении показателей в одну из указанных групп предлагается следующая градация: к группе I рекомендуется отнести показатели рентабельности 25 % и выше, к группе II - от10 до 25 %, к группе III - ниже 10 %.
Оценим результаты, отраженные в Приложении 4. Стратегически более выгодным для ООО «Агат» является изделие А, рентабельность которого составляет 12,99 %, то есть с каждого рубля, вложенного в производство данной единицы, ООО «Агат» будет получать почти 12,99 % прибыли. Далее по привлекательности для производства и дальнейшей реализации следует изделие В, С и Е. Для выпуска изделия D нет соответствующих условий.
8. Определите точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчётный год и на планируемый период. Результаты расчётов оформите в таблице 6
Таблица 6
Критический объём продаж за отчётный год и на планируемый объём продаж, обеспеченный спросом.
№ п/п | Показатель | За отчётный год | На планируемый период, обеспеченный спросом |
1 | Выручка от продаж, тыс. руб. | 6044220 | 6357100 |
2 | Переменные затраты, тыс. руб. | 4593607 | 4864392 |
3 | Постоянные затраты, тыс. руб. | 885008 | 885008 |
4 | прибыль от продаж, тыс. руб | 565605 | 607700 |
5 | Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. | 1450613 | 1492708 |
6 | уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэфф. | 0,2400 | 0,2348 |
7 | "критическая точка" объёма продаж, тыс. руб. | 3687532,82 | 3769045,491 |
8 | запас финансовой прочности, тыс. руб. | 2356687,18 | 2588054,509 |
9 | Уровень запаса финансовой прочности в объёме продаж, % | 38,9908 | 40,7112 |
Переменные затраты на планируемый период находим как: себестоимость - постоянные расходы
Прибыль от продаж = выручка от продаж- переменные затраты - постоянные затраты
Маржинальный доход = выручка от продаж - переменные расходы
Доля маржинального дохода в выручке от продаж = маржинальный доход / выручка от продаж
Критическая точка = постоянные затраты / доля маржинального дохода
Запас финансовой прочности = выручка от продаж - критическая точка объёма продаж
Уровень запаса финансовой прочности в объёме продаж = (запас финансовой прочности / выручка от продаж) * 100
Точка безубыточности- точка, в которой затраты равны выручке от реализации продукции.
Запас финансовой прочности -разность между фактическим и безубыточным объёмом продаж. Следует иметь ввиду, что запас финансовой прочности желательно поддерживать на нормативном уровне (60-70 %) на случай хозяйственных затруднений ухудшения конъюнктуры рынка.
Уровень запаса финансовой прочности на планируемый период выше на 1,7204 % (40,7112-38,9908) , однако ниже оптимального значения (60-70 % от объёма продаж ), поэтому любые хозяйственные затруднения и ухудшения конъюнктуры рынка могут причинить существенный вред финансовому положению организации.
Точка безубыточности на планируемый период выше на 81512,671 тыс. руб. и ее величина больше объема реализации, следовательно, деятельность предприятия прибыльна.
Анализ затрат и себестоимости продукции
9. Дайте характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат
Таблица 7
Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчётный и прошлый годы
№ п/п | Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности | За отчётный перод | За прошлый год | Отклонение | |||
тыс.руб. | % | тыс. руб | % | тыс. руб. | % | ||
1 | Материальные затраты | 1439100 | 26,267 | 1221080 | 24,440 | 218020 | 45,201 |
2 | Затраты на оплату труда | 2403200 | 43,865 | 2279940 | 45,632 | 123260 | 25,555 |
3 | Отчисления на социальные нужды | 610490 | 11,143 | 584760 | 11,704 | 25730 | 5,334 |
4 | Амортизация | 147550 | 2,693 | 144280 | 2,888 | 3270 | 0,678 |
5 | прочие затраты | 878305 | 16,031 | 766250 | 15,336 | 112055 | 23,232 |
6 | Итого | 5478645 | 100 | 4996310 | 100 | 482335 | 100 |
Всего расходы по обычным видам деятельности за прошлый год составили 4996310 тыс.руб., за отчетный год - 5478645 тыс.руб., т.е. увеличились на 482335 тыс.руб. В общей сумме расходов самый большой удельный вес занимают затраты на оплату труда 43,865 % .В прошлом году материальные затраты составляли 1221080 тыс.руб., в отчетном - 2403200 тыс.руб., а в относительном выражении 24,44% - за прошлый год и 26,267% за отчетный.
В организации наблюдается рост затрат по сравнению с прошлым годом. Возможно, вводятся новые рабочие места или увеличивается доля более трудоемкой продукции. В связи с этим и повышаются затраты на оплату труда и, соответственно, отчисления на социальные нужды.
10. Охарактеризуйте динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж). Выявите влияние на её изменение структуры проданной продукции, себестоимости единицы отдельных её видов цен на неё
Приложение 2
№п/п | Показатель |
Условное обозначение |
Изделие А | Изделие В | Изделие С | Итого | ||||
Прошлый год | Отчётный год | прошлый год | Отчётный год | Прошлый год | Отчётный год | Прошлый год | Отчётный год | |||
1 | Количество шт. | Q | 11700 | 13800 | 4120 | 4042 | 10800 | 11440 | 26620 | 29282 |
2 | Цена тыс.руб. | Z | 193,4 | 195 | 261 | 260 | 199,7 | 201,25 | х | х |
3 | Стоимость, тыс.руб. | QZ | 2262780 | 2691000 | 1075320 | 1050920 | 2156760 | 2302300 | 5494860 | 6044220 |
4 | Себестоимсоть единицы продукции, тыс.руб. | P | 168,4 | 169,4 | 248,2 | 249,5 | 185,5 | 186,4 | х | х |
5 | себестоимость продукции | QP | 1970280 | 2337720 | 1022584 | 1008479 | 2003400 | 2132416 | 4996264 | 5478615 |
6 | себестоимость объёма продаж отчётного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб. | Q1P0 | Х | 2323920 | Х | 1003224,4 | Х | 2122120 | Х | 5449264,4 |
7 | Стоимость продаж отчётного года по ценам предыдущего года, тыс. руб. | Q1Z0 | Х | 2668920 | Х | 1054962 | Х | 2284568 | Х | 6008450 |
Индекс затрат на 1 рубль продаж (Jз) можно представить следующим образом:
Jз = , где q - количество проданной продукции в натуральном выражении;
p- себестоимость единицы продукции в тыс. руб.;
z- цена единицы продукции в тыс. руб.
Рассчитаем индекс затрат на 1 руб. продукции в прошлом (базисном) периоде:
Jзо=
Т.е. в прошлом году на 1 руб. проданной продукции приходилось 91,59 коп. затрат.
Рассчитаем индекс затрат на 1 руб. продукции в отчётном периоде:
т.е. в отчётном году на 1 руб. проданной продукции приходилось 91,75 коп. затрат.
Изменение индекса затрат на 1 руб. продаж составляет:
0,9064-0,9093=-0,0029 т.е. понижение затрат на 1 руб. продукции в отчётном году по сравнению с прошлым годом составило 0,29 коп.
Определим влияние структуры проданной продукции, уровня себестоимости отдельных видов продукции и цен на неё на изменение индекса затрат на 1 руб. реализованной продукции:
1. Размер влияния изменения структуры проданной продукции:
т.е. уменьшение затрат на 1руб. продукции на 0,0024 руб. произошло за счёт структурных сдвигов в ассортименте проданной продукции.
2. Размер влияния изменения себестоимости одной единицы изделия:
т.е. увеличение затрат на 1 руб. продукции на 0,0049 руб. произошло за счёт изменения себестоимости единицы продукции.
3. Размер влияния изменения цены:
т.е. уменьшение затрат на 1 руб. продукции на 0,0054 руб. произошло за счёт изменения цен на продукцию.
В результате анализа затрат на 1 руб. проданной продукции выявлено отрицательное воздействие на его уровень изменения себестоимости одной единицы проданной продукции.
11. Определите степень влияния отдельных факторов на стоимость основных видов используемых в производстве материалов, а также резервы её снижения. Для проведения анализа используйте информацию, предложенную в приложении №3
Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат
№ п/п |
Наименование материалов |
Количество израсходованных Материалов (q) |
Цена тыс.руб.(z) |
Стоимость израсходованного материала, тыс. руб. (qz) | Отклонение (Δqz) | |||
Отчётный год | Прошлый год | Отчётный год | Прош-лый год | Отчёт-ный год | Прош-лый год | |||
1 | Материал вида Х | 3530 | 2730 | 155 | 158 | 547150 | 431340 | 115810 |
2 | Материал вида Y | 2250 | 1840 | 171,92 | 167,5 | 386820 | 308200 | 78620 |
3 | Материал вида Z | 1340 | 1610 | 125,5 | 121 | 168170 | 194810 | -26640 |
4 | Материал вида W | 3120 | 2650 | 108 | 108,2 | 336960 | 286730 | 50230 |
итого | Х | Х | Х | Х | 1439100 | 1221080 | 218020 |
Приложение 3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8